После революции
Николай Александрович не нашёл общей позиции ни с одной из партий, критиковал большевиков, отказался от портфеля министра образования, который ему предлагали кадеты. Он выступал, как бы мы сейчас сказали, за капитализм «с человеческим лицом». Говорил что необходима постепенная национализация промышленности, а не экспроприация всего имущества. Он был теоретическим оппонентом Ленина, но пользовался безусловной репутацией, поскольку был одним из выживших членов тайного общества «Свобода или смерть». В 1932 году Морозова избирают Почётным академиком Академии наук СССР, но он прекрасно понимает — таким образом его отодвигают от активного участия в политической жизни страны.
Сначала он с головой погружается в научную работу, а в 1939 году, когда вся страна готовилась к войне, Николай Александрович поступает на курсы снайперов общества Осоавиахим — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.
Морозов — аэронавт
Бойцы Северо-Западного фронта были очень удивлены, увидев новенького снайпера: старичок академической внешности, седая бородка клинышком, как у Калинина, круглые очки в золотистой оправе. Ему было место в читальном зале библиотеки или в научной лаборатории, но никак не на фронте.
Все смешки и недоверие закончились после первого боя. Спокойный, неторопливый Николай Александрович Морозов сутками мог лежать в сугробе, охотясь на немецкого снайпера, вёл сложные математические расчеты движения пули с учетом влажности погоды и ветра. А главное — бил без промаха! Когда немцы узнали, что против них воюет академик солидного возраста и убивает их лучших снайперов, случился скандал — фашисты устроили настоящую охоту за академиком — снайпером. В результате командование приняло решение — вернуть академика в тыл. Это решение было безоговорочным, и даже письмо Сталину не изменило ситуацию.
Выбор профессии
По окончании семилетки перед ним встал вопрос о выборе профессии. Парень рос очень спортивным. Ему нравилась легкая атлетика, он участвовал в соревнованиях за футбольную, волейбольную и баскетбольную команды интерната. Александр Сергеевич решил покорять спортивный Олимп и отправился учиться в Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Это было учебное учреждение, дающее право быть как действующим спортсменом, так и тренером.
После южного и зеленого Кишинева Ленинград показался парню величественным и холодным городом. Но, как это часто бывает, если город принимает приезжего, то это навсегда. Северная культурная столица не только приняла Александра Морозова, но и открыла перед ним все двери. Здесь парень понял, что музыка является его главным призванием. В институте он создал свою первую музыкальную группу и выступал на всех студенческих мероприятиях.
Дебют молодого композитора состоялся в 1968 году. Он написал песню «Травы пахнут мятою», который исполнил болгарский певец Борис Гуджунов. После окончания ВУЗа Морозова призвали в армию. Первый год он служил в Балтийском флоте на крейсере «Киров» в Кронштадте. Но к этому времени он уже являлся известным молодым композитором, песни которого исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. Матроса Морозова командировали в Ленинградский матросский клуб для поиска талантов. Здесь он создал ансамбль «Волна», который исполнял его песни.
Интересный факт! На свое первое награждение в «Песне года-72» Морозов прибыл, как говориться, с корабля на бал. В матросской форме идти на телепроект было не удобно, парадного костюма пока не было, поэтому Александр Сергеевич явился на церемонию в мохеровом свитере, и стал самым модным среди награждаемых.
На церемониях последующих годов Морозов был при костюме, рояле и микрофоне
В 1975 году Морозов поступил в Ленинградскую консерваторию. Это был беспрецедентный случай, когда студентом высшего музыкального учебного заведения стал человек, не имеющий начального музобразования. Председатель экзаменационной комиссии тогда сказал, что парень – самородок, но его нужно чистить. Учеба продолжалась в течение трех лет. Затем Морозову пришлось отчислиться, так как плотный гастрольный график не позволил полноценно учиться. Таким образом маэстро советской эстрады остался без музыкального образования. Что, впрочем, не помешало ему писать удивительные по красоте песни и пользоваться спросом у выдающихся исполнителей.
Александр Морозов привык удивлять своим творчеством. Некоторые его авторские песни считаются народными. Например, «Горница». Ее история связана с удивительным событием в жизни композитора. В 1974 году поэт Глеб Горбовский подарил композитору сборник стихов Николая Рубцова. Молодой мастер был восхищен стилем, слогом и глубиной творчества поэта. Так родилась песня «В горнице моей светло…», лучшей исполнительницей которой сам маэстро считает Марину Капуро.
В 1983 году Морозов получает государственную премию за цикл патриотических песен о комсомоле и советской молодежи, а уже в 1984 году создает поп-группу «Форум», которая взорвала эстрадный мир СССР. Толчком послужило творчество норвежской электро-поп-группы «A-ha». Композитор решил создать собственный проект в стиле «новой волны», и у него это отлично получилось. Песни в одночасье стали хитами дискотек, а «Белая ночь» перепевается до сих пор.
Интересный факт! Многогранность композитора Александра Морозова была прекрасно показана в телепроекте «Музыкальный ринг». Авторы вызвали на «поединок» группу «Форум» и Марину Капуро, тем самым соединив «новую волну» с русскими и эстрадными традициями.
С первой в Союзе синти-поп-группой «Форум»
Морозов славится, как автор, способный за пару часов написать популярную песню. Так случилось с композицией «Малиновый звон». Морозов был в гостях в поэта Анатолия Поперечного. Тот показал композитору свой новый текст. Уединившись на кухне, с раздолбанной гитарой сына поэта, Морозов за час придумал мотив песни, которая вошла в золотой фонд советской эстрады.
Творчество Александра Морозова в 2000-х годах стало более спокойным и уютным. Он считает, что людям не хватает нежности, доброты и ласки. Его песни наполнены душевностью и теплотой. Исполняет он их сам, или с женой Мариной Парусниковой, или поручает их вокалистам из собственного театра песни «Самородки».
Интересный факт! Солистами театра были Пелагея, Николай Басков, Марина Капуро, а сегодня в нем поют дочери маэстро.
Ангел-хранитель
Несмотря на долгие годы заключения, на активную революционную деятельность, на многочасовые занятия наукой, Николай Александрович находил время и для семьи. Да и как иначе? Рядом с таким необыкновенным мужчиной обязательно должна быть женщина, которая прикрывает его тылы
Старые снимки свидетельствуют, что он был симпатичным и, как сейчас говорят — харизматичным мужчиной
Женщины, безусловно, обращали на него внимание. Первый брак с Ольгой Спиридоновной Любатович не был счастливым
Молодые люди сошлись на увлечении революцией. Когда работали за границей, у них родилась дочь. Счастью родителей не было предела, но на следующий год малышка умерла от менингита. С этого в семье начался разлад, и Морозовы развелись.
Свою вторую супругу Николай Александрович встретил, когда уже вышел из Шлиссельбургской крепости. Ему было 52 года и в доме родственников он встретил очаровательную 27-летнюю девушку — Ксению Алексеевну Бориславскую. Она закончила институт благородных девиц, консерваторию и уже выступала в Европе, как пианистка.
После венчания в 1907 году Ксения полностью посвятила себя мужу. Занималась его корреспонденцией, записями, изданием научных трудов. Без неё он вряд ли прожил такую долгую и плодотворную жизнь. Ксения Алексеевна стала его ангелом — хранителем. А Николай Александрович трепетно любил её до конца жизни. Об этом вспоминают многие современники, бывавшие в доме семьи Морозовых. Вот только один, но красноречивый факт: Николай Александрович посвятил Ксении книгу своих стихов «Звёздные песни».
А еще Ксения занималась литературными переводами. Известно, что она перевела на русский язык романы Пьера Луи, Роберта Хиченса, Кнута Гамсуна и Герберта Уэллса.
Николай Александрович ушел из жизни, когда ему исполнилось 92 года. Молодая жена подготовила несколько статей о нём и ушла в мир иной пережив своего супруга всего на два года. Они похоронены рядом на любимой лужайке в родовом поместье Морозова — Борки.
Кстати, в 2019 году по книге Николая Александровича был снят четырехсерийный фильм «Дед Морозов», главную роль сыграл Аристарх Ливанов. Премьера фильма состоялась в мае этого года на канале «НТВ»
НравитсяНе нравится
Соляной бунт
В 1648 году в биографии боярина Морозова произошел крутой перелом. На русских землях начались народные волнения, причиной которых послужили непомерные налоги. В Москве к царю явилась целая толпа народа, требовавшая снизить налоги и выдать на расправу зачинщиков этих преобразований, в числе которых значился и Борис Морозов. Боярин попытался было урезонить народ, но, испуганный перспективой расправы, спрятался в покоях царского дворца. Разгневанная толпа ворвалась в дом боярина, разгромила все, избила слуг, но жену Морозова не тронула, уважая в ней сестру царицы. Ненависть простого люда к высокопоставленному сановнику Борису Ивановичу объяснялась еще и личными особенностями царского «дядьки»: говорили, что он не чуждается поборов и взяток, «нечист» на руку.
Алексею Михайловичу пришлось спасать любимца. Выйдя к народу, он пообещал облегчить налоговое время, сместить неугодных чиновников, а Морозова попросил не трогать, предложив навсегда отправить его в ссылку. Ласковое обращение государя вызвало успокоение людей, те согласились оставить царского ближнего в живых.
Практически сразу Морозова в спешном порядке выслали в Кирилло-Белозерский монастырь, но с царским тайным наказом к духовному начальству оберегать его «от всякого дурна».
Свое обещание народу Алексей Михайлович не сдержал: уже в 1648 году вернул любимца в Москву, и тот пировал на крестинах царевича. Правда, больше никаких должностей боярин не занимал, оставаясь просто одним из друзей царя. Сохранились сведения, что он даже заслужил народное уважение, заступаясь перед главой государства за несправедливо обиженных.
Судьба Бориса Морозова очень показательна: вот так в 17 столетии можно было взлететь на небывалую высоту, а потом лишиться могущества. Борису Ивановичу еще повезло: он не только сохранил жизнь, но и по-прежнему остался в царских любимцах. Алексей Иванович не забыл своего «дядьку».
Детство и юность
Николай Александрович родился 7 июля 1854 года в усадьбе Борок Ярославской губернии. Его отец – Петр Щепочкин – имел конный завод и располагал большим состоянием. Правда, сам Морозов даже в автобиографической книге «Повести моей жизни» не упоминал имена родителей.
Мать будущего революционера, Анна Плаксина, была дочерью кузнеца – Петр Щепочкин даровал той вольную, родил семерых детей, но так и не узаконил брак. Он же и присвоил ей фамилию Морозова, которую носил Николай Александрович. Отчество народоволец получил от крестного, местного помещика.
Детство мальчика прошло в достатке. Несмотря на то, что Щепочкин так и не узаконил положение наследников, серьезно относился к их воспитанию и образованию. Коля рано проявлял способности к науке, поэтому отец видел сына ученым.
В возрасте 14 лет подросток поступил во 2-й класс гимназии – особой нелюбовью у него пользовались Закон Божий и латынь. Причем с последним предметом гимназист справлялся на отлично, но из-за конфликта с учителем оценки были плохими, а Коле даже пришлось остаться на второй год.
Классическое образование быстро наскучило Морозову, и тот решил основать некий неформальный кружок естествознания с собственным уставом. Быстро нашлись единомышленники – подростки изучали труды Дарвина, читали радикальную литературу, выпускали журнал.
Изначально отец позволял сыну подобные вольности, но когда увлечение кружком стали губительно сказываться на успеваемости, выразил недовольство. Однако это не мешало Коле все больше углубляться в «подпольную студенческую жизнь». В те годы он стал знакомиться с представителями радикальных групп. А весной 1874 года решил вступить в число «чайковцев».
Впоследствии Николай вел активную революционную деятельность, будучи в составе «Земли и воли», и даже участвовал в подготовке убийства Александра II – из-за этого в судьбе ученого случились неоднократные аресты. В 1882 году народника приговорили к пожизненному заключению. Полное освобождение он получил только в 1913 году, попав под амнистию. К слову, как раз в местах лишения свободы Морозову удалось трансформировать научные идеи в многотомные труды.
Описание картины «Боярыня Морозова»
Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.
Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.
Боярыня. Этюд для картины «Боярыня Морозова», 1886 годМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.
Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг
Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.
Василий Суриков «Юродивый, сидящий на снегу», этюд к картине, 1885 годМестонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия
«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:
И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».
Наука
Николай Александрович стал автором десятков историографических и астрофизических работ, также прославился как химик. Любопытно, что он не получал профильного образования в этой науке, но благодаря поразительному труду и интеллектуальным способностям самостоятельно изучил основы. А после освобождения даже преподавал в Петербургской высшей вольной школе.
Морозов имел степень доктора наук, при этом не защищал диссертацию. Его работа «Озон и перекиси» стала подробным изложением взглядов ученого на механизм образования перекисных соединений. Из-под руки академика вышел еще ряд проектов, касающихся аллотропии простых веществ. Но главным достижением, по мнению современников, стали исследования в области периодического закона элементов. К примеру, он предвосхитил открытие позитрона и электрона.
Большого внимания заслуживают и исторические воззрения академика, вылившиеся в три больших сочинения – «Пророки», «Откровения в грозе и буре» и «Христос». Последнее вызвало критику и споры среди научного сообщества, поскольку в ней автор сформулировал теорию фальсификации истории.
При дворе
Взросление Бориса Ивановича Морозова пришлось на начало XVII века. Он родился в 1590 году в знатном семействе (древних род бояр Морозовых был известен задолго до 17 столетия). Бориса «взяли на житье» во дворец к государю Михаилу Федоровичу, которому он был ровесником. Царь доверял боярину, и, чувствуя приближение смертного часа, завещал ему заботиться о сыне Алексее. Борис Иванович отныне неотступно находился при молодом Алексее Михайловиче, опекал его и давал ценные советы по всем вопросам государственного управления. По сути, он стал правой рукой главы государства. Впоследствии женившись на родной сестре супруги Алексея, А.И. Милославской, Морозов становится еще ближе ко двору и царскому семейству.
Борис Иванович занимал важные посты, в частности, был одним из руководителей Приказа Большой казны. Во время военных походов его назначали дворовым воеводой правой руки. Приближенный к царю боярин владел обширными землями и тысячами крепостных крестьян. Согласно документам, составленным в год смерти Морозова, у него в собственности насчитывалось 8 тысяч крестьянских дворов.
Морозов обладал даром предпринимателя. Ему принадлежало самое крупное производство поташа в России. Поташ – углекислый калий, использовавшийся в 17 веке для производства мыла, производства стекла, в ткацком деле. Кроме того, он применялся в процессе изготовления пороха. Это ценное сырье, кем бы оно ни производилось, продавалось государству, и уже через государство шло на экспорт.
Борис Морозов с братом поставляли 56% всего поташа в России. До 40 тысяч крепостных трудилось на их заводах. Одним из крупнейших имений Морозова была вотчина Пустошь, купленная им у царя. Туда он переселил крестьян из подмосковных имений, и все они работали на производствах по изготовлению поташа.
Деятельность в родном крае
После окончания учебы молодой художник Александр Григорьев, фото которого представлено в статье, вместе с женой вновь пребывает на свою малую родину, чтобы начать там активную деятельность по культурному развитию края. Он полагал, что его землякам необходимо художественное просвещение, и именно этому делу он планировал посвятить свою жизнь. Также в его планах было открытие в родном городе своего рода небольшой Третьяковской галереи, и позже эта мечта воплотится в реальность благодаря упорству, таланту и стараниям Александра Григорьева. Музей этот так и был назван — Малая Третьяковка. Но прежде чем это произошло, молодому пейзажисту предстояло стать главой волостного отдела образования, открыть декоративно-художественную мастерскую, провести первую художественную выставку, а также создать краеведческий музей с отделом художества и открыть художественную школу.
Юмор и творчество
По окончании вуза выпускник вместе с одногруппниками основал экс, в середине 90-х считавшийся мегапопулярным в родном городе.
После успешного штурма фестивалей и завоеванного гран-при Международного конкурса памяти Аркадия Райкина парни двинулись в Москву. Покорить столицу у них тогда не вышло. Артисты, попавшие в ночной клуб «Карусель» на Тверской, где требовались шутки ниже пояса, не пришлись по душе местной публике.
Но неудача не сломила упорного Александра, и через пару лет он победил на российско-американском шоу талантов Чака Норриса «Звезды XXI века». Триумфатору полагался контракт с актерским агентством голливудского актера, но вместо этого проект внезапно лишился финансирования.
В 1999-м в составе дуэта «Братья по разуму» с Виктором Разумовским Саша стал лауреатом «Кубка юмора» и получил приглашение к сотрудничеству от самого Яна Арлазорова, создав с ним программу «Смехачи». В 2001-м его звал к себе и Евгений Петросян, но работу с ним пришлось отложить до лучших времен.
Александр Морозов до и после похудения / «Инстаграм»
В насыщенной творческой биографии нашлось место и преподаванию в Институте телевидения и радиовещания, и театру клоунады Терезы Дуровой, и кулинарному шоу «Звездный холодильник». А также антрепризным постановкам и даже кинематографу.
Но зрители помнят Морозова прежде всего по монологам и сценкам («Пчелка Жу-Жу», «Орехи», «Песня про карандаши», «Семейный разговор» с Алексеем Егоровым) в «Смехопанораме», «Кривом зеркале», «Петросян-шоу» и «Это смешно».
Артист регулярно выезжает на гастроли с коллегами по «Кривому зеркалу», «Петросян-шоу» и «Братьям по разуму», куда входят Виктор Разумовский, Михаил Белов, Дарья Руднева и Оксана Невежина. Подробное расписание его концертов можно найти на официальном сайте, а фото и видео с выступлений — в персональном аккаунте в «Инстаграме».
Кроме того, он радует поклонников появлением в спектаклях «Размороженный» и «Семь раз отмерь» Московского еврейского театра «Шалом» и иных, мечтая снова сняться в кино.
Начало
Мезальянс — именно так называли соседские помещики брак дворянина и бывшей крепостной крестьянки. Но любви покорны не только все возрасты, но и все сословия. В результате у ярославского помещика в усадьбе Борок родились семь детей. Отец постарался всем дать хорошее образование. Например, старший сын Николай, родившийся в 1854 году, после домашнего обучения был направлен во Вторую Московскую гимназию.
Пётр Алексеевич Щепочкин — отец
Но учился мальчишка не очень, обладал взрывным характером, мог нагрубить преподавателям или подраться с другими мальчишками. Результат был закономерен — Морозова выгнали из гимназии. Для мальчика это был настоящий удар — он обладал живым умом, мечтал о поступлении в университет, много читал и учился самостоятельно. Но без аттестата об окончании гимназии его не взяли в университет. Юноша смог утроиться только вольнослушателем — ему разрешили посещать лекции, но студентом не числился. Экзамены и зачеты не сдавал, получить диплом — не имел права.
Анна Васильевна Морозова — мать.
Биография Александра Морозова
Александр Морозов – один из самых известных артистов «Кривого зеркала». Его яркие номера и искрометные роли заставляют людей смеяться. Александр Морозов – это человек, который дарит своим зрителям улыбки. Но так ли часто у него самого в жизни возникали поводы для радости? Как это часто бывает, судьба известного юмориста была полна темных пятен и обидных поражений. Возможно, именно серость повседневной жизни в конечном итоге и подтолкнула молодого артиста к комедийным номерам. Однако так ли это на самом деле, знает лишь только сам юморист. А потому мы сегодня не будем строить предположений, и расскажем о жизни актера лишь то, что известно абсолютно точно.
Темы работ Александра Ивановича Морозова
Морозов Александр Иванович Санкт-Петербург, конечно, знал. Но любил художник и русскую деревню, русских мужиков. Как хорош пьющий чай веселый мужичок на его картине «Чаепитие». Художник много раз ездил по России, бывал во Владимирской губернии, Пскове, Вятке и Поволжье. Он исполнял заказные портреты и довольно успешно (портрет молодого графа Апраксина, портрет госпожи Корниловой и др.). В портретах Александр Иванович также близок к работам школы Венецианова. Его кисти принадлежат и заказные работы для церквей Севера России: Петрозаводска, Полоцка, Павловска и помещичьих усадеб. Неоднократно мастер работал и в технике офорта, выполнял и миниатюрные портреты на заказ.
Александр Иванович Морозов — один из самых первых русских живописцев, обративших внимание на индустриальный труд: его картина «Омутнинский завод»(1885 г.) находится в Третьяковской галерее. Но наиболее известен он как один из самых заметных в круге, так называемых малых жанристов — мастеров повествования о типичных событиях русской деревенской действительности, которую художник хорошо изучил в своих поездках
Но наиболее известен он как один из самых заметных в круге, так называемых малых жанристов — мастеров повествования о типичных событиях русской деревенской действительности, которую художник хорошо изучил в своих поездках.
Работа в Москве и арест
После революционных событий новое государство стало остро нуждаться в молодых, энергичных и образованных людях, поэтому в 1922 году Александра Григорьева вызывают в Москву для создания основ нового искусства новой страны. Марийский художник соглашается и прибывает в столицу, где практически сразу при поддержке председателя товарищества Передвижников создает ассоциацию художников революционной России — АХРР. Именно эта ассоциация в дальнейшем и повлияла на все искусство всех лет существования СССР. Кроме того, он являлся статистиком Всероссийского земского союза, был членом партии эссеров, членом РКП(б).
Период 20-30-х годов оказывается совсем не простым не только для жизни социальной, но и культурной, однако Александр Григорьев работает на износ, организовывая художественные выставки и руководя советом объединения художников и при этом находя средства на развитие российского искусства.
В 30-е годы наступает жесткий период репрессий, и талантливый художник и искусствовед попадает под пристальное внимание властей. В 1934 году он проводит выставку своих собственных работ, в 1938 году его арестовывают
Долгие 8 лет Григорьев проводит в лагере под Карагандой, и в 1946 году его освобождают, однако официально все еще считают «врагом народа». Так, после войны вплоть до 1954 года он проживает в полуразрушенном войной доме в Тарусе (Калужская область) и зарабатывает на жизнь написанием вывесок.
В 1954 году художника Александра Григорьева реабилитируют. Ему присваивается звание заслуженного деятеля искусств МАССР и назначается общесоюзная пенсия.
Александр Григорьев умер в 1961 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Свобода или смерть
Поскольку отец помогал материально, у Николая не было необходимости заниматься подработкой. В шумной, многоголосой студенческой среде он нашел единомышленников — стал членом революционного кружка. Но занимался не только теорией и изучением работ революционных деятелей. Он, образно говоря, «ходил в народ» — ездил по соседним губерниям, общался с крестьянами, рассказывал им о переустройстве мира и социальной справедливости, готовил статьи для газет «Работник» и «Вперед!» В Швейцарии стал членом Первого Интернационала и был арестован после возвращения на родину. Но это была только преамбула к серьезной революционной деятельности — все самое интересное было еще впереди!
Как только Николая освободили, он с головой снова ушел в революционную деятельность: выпускал газету, организовывал кружки, стал председателем исполнительного комитета тайного революционного общества «Земля и воля». Выступал за безвозмездную передачу земли крестьянам, введение общинного самоуправления, а также свободу вероисповедования и право наций на самоопределение.
Постепенно его взгляды стали более радикальными и он перешёл в общество «Свобода или смерть», объединившее пятнадцать самых решительных сторонников террора в Санкт-Петербурге. Именно на их совести одно из самых кровавых преступлений 20 века — покушение на императора Александра Второго.
Гимназист Николай Морозов
Николай Александрович активно принимал участие в подготовке террористического акта.13 марта 1881 года император Александр Второй в сопровождении обычного конвоя направлялся из Зимнего дворца в Михайловский манеж, когда сразу несколько террористов бросили подготовленные самодельные бомбы под карету государя. Сначала пострадали только служащие, но когда Александр Второй подошёл узнать о состоянии раненых, еще один террорист бросил бомбу ему прямо под ноги.
После подробного следствия все участники теракта были задержаны, их судили. По решению суда часть участников общества «Свобода или смерть» были повешены, часть — расстреляны, часть — осуждены на пожизненное заключение. Так Николай Александрович Морозов стал узником сначала Александровского равелина Петропавловской крепости, затем — Шлиссельбургской крепости, где провел долгие 25 лет заключения.
Полотно «Сельская бесплатная школа»
Полотно изображает большую и светлую комнату в деревянном доме, где несколько милых молодых женщин в пышных юбках, явно не бедных, на деревянных лавках за деревянными столами учат грамоте деревенскую детвору.
Колорит картины сдержанный, преобладают золотисто-коричневые тона, солнечный свет согревает, делает все в комнате уютным, теплым. Повествование о сельской школе художником завершено.
Картина была написана с натуры, моделями послужили жена Александра Ивановича Морозова и ее подруги, действительно занимавшиеся с деревенскими детьми в школе.
Картина более чем мирная: совершенно не верится, что в эту школу могут кого-то не принять из-за рваной одежды или незнания элементарных вещей. Добром и пониманием пропитана атмосфера, в ней нет места ни детским шалостям, ни грубости, ни крику. О телесных наказаниях и речи быть не может. И это не идеальная картина, а реальная. В то время в сельских школах учитель был уважаемой фигурой, в классах зачастую сидели ученики разного возраста и каждый занимался по своей программе, не мешая соседям. Дети любили ходить в школу и уважали учителей. На полотне А. И. Морозова это бросается в глаза.