«Гимн октябрю»
Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров
Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое
В центре — бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.
Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.
А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины
Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.
Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.
Избранные полотна
- 1912 — «Тройка», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1913 — «В саду. Портрет Н. Гиляровской», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1913 — «Портрет искусствоведа В. М. Лобанова», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1914 — «Букет цветов. Окно», Ставрополь, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
- 1927 — «Женский портрет», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1930 — «Ленин на трибуне», Москва, Государственный исторический музей
- 1931 — «Автопортрет», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1931 — «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде», Москва, Государственный исторический музей
- 1932 — «Пчёлы звенят», Ульяновск, Ульяновский областной художественный музей
- 1934 — «Айя-София», Москва, Частное собрание
- 1934 — «Париж ночью», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
- 1934 — «Монмартр ночью», Москва, Музей русского импрессионизма
- 1934 — «Семейный портрет», Минск, Национальный художественный музей Республики Беларусь
- 1935 — «После дождя» («Мокрая терраса»), Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1935 — «Первая конная армия», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1938 — «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», Москва, Государственная Третьяковская галерея. В народе картину в шутку прозвали «Два вождя после дождя»
- 1938 — «Деревенская баня», Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова
- 1939 — «Портрет балерины О. В. Лепешинской», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1939 — «Портрет актрисы А. К. Тарасовой», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
- 1939 — «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках»
- 1942 — «Гимн Октябрю», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
- 1944 — «Портрет старейших советских художников», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1945 — «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1947 — «Портрет балерины Софьи Головкиной», Волгоград, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова
- 1948 — «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1948 — «Портрет В. М. Молотова», Екатеринбург, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- 1949 — «Есть метро!»
- 1950 — «Летний день», Москва, Музей русского импрессионизма
- 1951 — «Гроза», Москва, Государственная Третьяковская галерея
- 1953 — «Бомбейская танцовщица»
- 1954 — «Портрет премьер-министра Индии Джавахарлала Неру», Пермь, Пермская государственная художественная галерея
- 1954 — «Вести с целины», Новокузнецк, Новокузнецкий художественный музей
- 1955 — «Половецкие пляски», Москва, Частное собрание
- 1957 — «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой»
Александр Михайлович Герасимов
Герасимов Александр
Михайлович (31.07.1881, Козлов Тамбовской губернии — 23.07.1963.
Москва), живописец, народный художник СССР (1943),
действительный член Академии художеств (1947),
доктор искусствоведения (1951), четырежды лауреат
Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949). В 1903- 15 учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества
у А.Е. Архипова и К.А. Коровина. В 1915 призван в
армию. С 1918 жил в Козлове, участвовал в оформлении
города по большим революционным праздникам. В 1925
переехал в Москву. В 1925 вступил в Ассоциацию
художников революционной России. В первые годы
работал над пейзажами, но затем переключился на
портрет и на этом поприще получил признание
компартии. В 1929-30 создал полотно «Ленин на
трибуне», «проникнутое героическим
пафосом», и сразу же стал широко известен. Его
картины создавали образ «мудрого вождя» и
играли важную роль в пропагандистских кампаниях.
Самые известные работы Герасимова этого периода:
«Выступление И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)»
(1933), «Сталин среди командиров 1-й Конной
армии» (1936), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в
Кремле» (1938). «И.В. Сталин и А.М. Горький в
Горках» (1939), «Гимн Октябрю» (1943).
посвященный торжественному заседанию в Большом
театре в честь 25-летия революции. В 1938-39 создал
большое число портретов Сталина, признанных
каноническими. В 1939-54 пред. оргкомитета Союза
советских художников. С 1947 президент Академии
художеств. 1945 отмечен появлением картин
Герасимова «Тегеранская конференция
руководителей трех великих держав» и
«Московское совещание министров иностранных
дел трех великих держав». В послевоенный
период самыми известными стали работы
Герасимова: «Портрет И.В. Сталина» (1945-47),
«Портрет К.Е. Ворошилова» (1948), «Портрет В.М.
Молотова» (1948), «И.В. Сталин у гроба А.А.
Жданова» (1949). В 1950 вступил в ВКП(б). Был известен
как очень демократичный в общении человек. В 1950- 51
вместе с творческой мастерской Академии
художеств создал грандиозное полотно «Великая
клятва» о выступлении Сталина на 2-м съезде
Советов. После смерти Сталина влияние Герасимова
стало постепенно сходить на нет, а после XX съезда
КПСС он полностью был отстранен от дел. В 1957
Герасимов потерял пост президента академии и уже
не выставлялся, его картины были убраны в
запасники. Когда одна из его знакомых критиков
встретила Герасимова на улице и спросила, как у
него дела, Герасимов ответил: «В забвении, как
Рембрандт».
Использованы материалы из кн.:
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический
энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963).
Живописец, народный художник СССР (1943).
Один из самых именитых «придворных»
художников сталинской эпохи, «любимейший
художник Кремля». Президент Академии
художеств СССР (1947-1957). Четырежды лауреат
Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949).
А.М. Герасимов — автор ряда картин на
историко-революционные темы и портретов
советских государственных и партийных
деятелей. Среди наиболее известных его
работ: «Сталин выступает на XVI съезде ВКП(б)
27 июня 1930 г.»; «И.В. Сталин у гроба А.А.
Жданова» (1948); «Есть метро!» (1949 г.;
выступление Сталина на торжественном
заседании метростроевцев в Колонном зале
Дома Союзов по поводу окончания
строительства первой линии
метрополитена 14 мая 1935 г.) и «Сталин и К.Е.
Ворошилов на прогулке в Кремле» (1938). «Два
вождя после дождя» — прозвали последнюю
картину остряки. Копии с этих картин
украшали многие учреждения, они были
широко растиражированы средствами
массовой информации.
«В доминирующих тенденциях советская
живопись представляла собой странную
смесь передвижнических традиций с
академическо-классицистическими, причем
нередко под знаком последних. Выдающимся
ее представителем являлся А. Герасимов.
Любимый художник Сталина, личный друг
Ворошилова, он в 1941 году был награжден
Сталинской премией 1 степени за картину
«Сталин и Ворошилов в Кремле». В 1947 г.
по решению правительства была создана
Академия художеств СССР. Первым
президентом академии по настоянию К.Е.
Ворошилова был назначен А. Герасимов…
Художник не знал меры лести ни в своих
парадных изображениях вождя, ни в
высказываниях о нем. Он писал, что Сталин
«высказывал ценнейшие, для нас —
художников, замечания, касающиеся самой
темы нашего ремесла». Сам Сталин не
считал себя знатоком живописи, был к ней
равнодушен, если она не касалась его
собственного изображения» (Громов Е.
Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 288, 305).
Использованы материалы кн.:
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина.
Историко-биографический справочник.
Санкт-Петербург, 2000
Картина «В.И. Ленин на трибуне»
Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины — фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо — в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.
Детство и юность
Александр Михайлович Герасимов появился на свет 31 июля (12 августа по новому стилю) 1881 г. в городе Козлове (с 1932 г. Мичуринск) Тамбовской губернии.
Его отец, Михаил Сафронович, был купцом, торговал скотом. В семье была старшая дочь – Александра.
Начальное образование мальчик получил в церковной школе, затем поступил в местное училище и окончил его в 1895 г. В начале 1990-х гг. в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С. И. Криволуцкий и открыл в городе художественную школу, которую начал посещать Саша. Увидев талант ученика, преподаватель посоветовал юноше продолжить обучение изобразительному искусству в Москве.
Александр Гареасимов в молодости
Новости
Масштаб некоторых событий или объектов лучше всего раскрывается в деталях. Таких, например, как обстоятельства недавней находки во время грандиозной реставрации на столичной ВДНХ. Выставка город отпраздновала недавно 75-летие. Её общая площадь двести тридцать семь гектаров. Площадь павильонов 132 тысячи квадратных метров. Под впечатлением таких цифр не удивляешься тому, что там могла затеряться картина гигантских масштабов. Это работа художника Александра Герасимова. Советский живописец, соцреалист, он был первым президентом Академии художеств СССР. Во времена Хрущёва был освобождён от занимаемых постов, а картины художника убрали из большинства музейных экспозиций. Рассказывают «Новости культуры».
На женщинах – расписные платки и рубашки с вышивкой. Мужчины в костюмах и галстуках. Они не просто колхозники – ударники. Делегаты II Всесоюзного съезда, который прошёл в феврале 1935-го. Взгляды устремлены на трибуну зала заседаний Верховного совета СССР. На ней, конечно, Иосиф Сталин. О существовании полотна, созданного спустя 18 лет после этого съезда любимым художником вождя народов – Александром Герасимовым, долгое время никто не догадывался.
«Где она висела – это хороший вопрос, – отмечает культуролог Павел Нефедов. – И висела ли она вообще где-либо. Или возможно, была создана, но не успела найти свое место. Потому что она настолько огромная. Картина беспрецедентных размеров, что найти такое место даже в Москве, достаточно сложно».
В конце концов, картина оказалась в не самом подходящем месте. Огромное полотно размером почти 7 на 11 метров обнаружили во время реставрации на цокольном этаже одного из самых монументальных зданий ВДНХ – главного павильона. Полотно было намотано на огромный барабан. Как и когда оно там оказалось – неизвестно. Дальнейшая судьба – уже решена.
«Могу сказать однозначно, что территорию Выставки она не покинет, – говорит заместитель генерального директора ОАО «ВДНХ» Ирина Гордина-Невмержицкая. – А каким образом мы будем ее экспонировать, решат также эксперты. Первым делом, сейчас будет составлен план реставрации. Будет созвана группа реставраторов, которая специализируется именно на этом периоде и пройдет, наверное, в течение года».
Реставрацию проведут прямо здесь, в главном павильоне ВДНХ. Ее уже назвали первой в Москве «открытой реставрацией».
Посетители «Главной выставки страны», которая расположилась в соседнем зале павильона, смогут наблюдать за процессом реставрации полотна Герасимова. Для этого в стене было сделано специальное окно.
Отсюда даже можно разглядеть. что на полотне рядом со Сталиным – правительственная элита. Вот они – за столом, обитым зеленым сукном. Но на фотографиях с того съезда стол без покрытия. За ним – нарком земледелия Чернов, Бухарин. А на полотне 53-го – уже другие лица. «Здесь, конечно, в 53-м году, этот президиум сильно подредактировали, – поясняет Павел Нефедов. – И в том числе появились какие-то фигуры, которых там и не было. Можно угадать и Ворошилова, и Жданова, которых тогда в руководстве не было».
Но доподлинно известно, что именно на этом съезде рабочие и крестьяне просили партию организовать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве – нынешнюю ВДНХ. В последние минуты президиум постановил: выставке быть. Возможно, на картине Герасимова изображен именно этот момент. Теперь, спустя более шести десятилетий, картина снова будет выполнять своё главное предназначение – иллюстрировать историю создания выставки.
Новости культуры
Портреты
В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.
Учеба Александра Герасимова
Родители были против того, чтобы их сын ехал учиться в Москву. Однако, несмотря на все запреты, Александр Герасимов все-таки поступает в столичное Училище живописи. После его успешного окончания Герасимов стал часто заходить в мастерскую Коровина. Но для ее посещения Александру необходимо было учиться на еще одном любом отделении училища. И Герасимов выбрал отделение архитектуры. Влияние А. Коровина очень сказалось на раннем творчестве художника. Его ранние работы покупал В.А.Гиляровский и этим психологически поддерживал и материально помогал юному художнику. С 1909 года А. Герасимов участвовал во всех выставках, которые организовывались в Училище.
В 1915 году после окончания Училища Александр Герасимов получил два диплома (архитектора и художника). Но единственное здание, которое он построил благодаря своему архитектурному образованию, — это здание единственного театра в городе Козлове. В том же году Александр ушел служить в армию, а вернувшись оттуда в 1918 году, сразу вернулся в Мичуринск.
След и память
Александр Михайлович Герасимов был талантливым и многогранным художником. В юности он увлекался импрессионизмом, затем стал одним из создателей и главных представителей стиля соцреализм.
Современникам живописец запомнился, прежде всего, как любимый «придворный» художник И. В. Сталина.
Герасимов написал множество портретов вождя, на которых создал его «канонический облик». Из-под его кисти вышло также огромное количество портретов членов партийной элиты и картин, посвящённых важным партийным событиям.
Картина со Сталиным
Художник писал и другие картины: натюрморты с пышными букетами цветов, пейзажи, портреты жены, дочери, творческих личностей, жанровые бытовые картины и пр.
Александра Михайловича многие недолюбливали, обвиняя в карьеризме и лакействе. Но он жил в непростое время, был одарённым самобытным живописцем и страстным патриотом. В своих картинах Герасимов сумел отразить дух своей эпохи, за что они и ценятся спустя десятилетия.
Возращение и отъезд в столицу
В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».
Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед… Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.
Композиция
В центре полотна — садовое крыльцо (второе название работы — «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане — густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.
Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.
Женский портрет
Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней — стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.
Становление карьеры
Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.
В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.
Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику -«Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.
Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.
Порыв вдохновения
Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична.
Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, — все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца — где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» — одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.
В этом же отцовском доме в Козлове жарким летним днем собралась вся семья Герасимова. Именно здесь, не перебираясь в столицу, постоянно живут близкие художника. Живописец безмятежно отдыхает после напряженной деятельности в кругу семьи. Он готовится к предстоящей сложной и большой работе. Полотно наполнено светом, миром и согласием.
Передний план
Что сначала должно содержать сочинение-описание картины? Герасимов «После дождя» писал, скорее всего, с натуры, настолько детально очерчены предметы первого плана.
Здесь речь пойдет о самой террасе. Возникает ощущение, что ее начисто намыли. Все блестит настолько, что в отражении пола можно увидеть перила и ножки стола. На скамье мы видим отражение солнечных лучей, что создает эффект блеска. Слева от нее столик на красивых резных ножках. Несомненно, этот предмет мебели — качественная ручная работа. Он тоже весь в бликах.
Художнику удалось настолько мастерски изобразить состояние природы после дождя, что зрителю может показаться, что он находится совсем рядом с местом событий и наблюдает за происходящим.
Сочинение по картине «После дождя» включает в себя информацию о том, что оттенки цветов на переднем плане использованы более темные, чем на заднем. Вероятно, свой мольберт Александр Михайлович расположил в центре веранды, чтобы целиком охватить прекрасный вид. Таким образом, на полотне переплетаются элементы природы и человеческого быта.
Удивительно, как художник смог передать не только красоту самого момента, но свое настроение: радостное, удивленное.
Работы конца 1930-х годов
Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.
Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.
Направление в искусстве Герасимова А.М.
Каждый художник на протяжении долгих лет, а порой и всей жизни, ищет себя, свой стиль, свой «почерк». Многие пробуют писать картины в разных стилях, а порой совершенно в разных направлениях. Герасимов Александр Михайлович начинал свою карьеру художника с импрессионизма, и лишь к сорока годам он нашел себя в социалистическом реализме. Картины большей частью посвящены советской истории. Стоит отметить, что Герасимов был одним из любимейших художников И.В.Сталина.
Живописец стал известен благодаря множеству его картин, самые известные из них «Ленин на трибуне», «Баня», «После дождя», «Гимн октябрю» и многие другие.
Множество художников, да и вообще великих людей становились известными лишь после смерти. Герасимов же получил признание при жизни и смог много добиться в своей деятельности.
Работы Герасимова отличаются широкой, этюдной манерой письма, особой смелостью мазков и невероятно сочным колоритом. Стоит отметить, что некоторые работы живописца кажутся грубоватыми, из за некоторой жесткости оттенков.
Не смотря на множество прекрасных пейзажных работ, Герасимов все же был профессионалом в портретном творчество. Он с легкостью улавливал портретное сходство. Благодаря этому таланту он стал образцом советской живописи, написал портреты Ленина, Сталина и других высокопоставленных людей.
Пейзажи давались Герасимову не хуже. Прекрасные работы, изображающие природу во всей ее красе. Цветы, деревья, отдельные экспозиции во время дождя или после. Все это придавало особое отличие работам художника.
Художественная деятельность А. Герасимова
В 1919 году Герасимов стал организатором Коммуны творчества художников Козлова. В этой коммуне были собраны все, кто хоть как-то относится к искусству. Данная организация регулярно проводила выставки, украшала и оформляла декорации в различных театральных постановках.
В 1925 году А. Герасимов уехал в столицу и поступил в АХРР. В этот же период времени он работал художником в театре Москвы. С 1934 года Александр ездит по художественным поездкам и командировкам в разные страны, например, Францию, Италию. Из своих творческих, художественных путешествий он привез очень много хороших набросков картин и этюдов. В 1936 году была открыта личная выставка художника в Москве. На этой выставке были показаны около ста известных произведений художника («Ленин на трибуне», «Портрет И.В. Мичурина» и др.). После успешного показа в Москве выставка была продемонстрирована в родном городе художника — Мичуринске.
В 1937 году известная работа Герасимова была продемонстрирована во Франции на мировой выставке и заслужила Гран-при.
В 1943 году Александр Герасимов стал Народным художником Советского Союза. За работу «Групповой портрет старейших художников» Герасимову в 1946 году вручили гос. премию, а в 1958 г. — золотую медаль.
Герасимов А.М. — руководитель художественной жизни страны
Александр Михайлович бы не только прекрасным художником, но и отличным руководителем. За свою жизнь он добился больших успехов в руководящих должностях. Он занимал должность председателя правления Московского отделения союза художников, возглавлял оргкомитет союза советских художников. Затем стал руководителем творческой мастерской живописи в АХ СССР, а в следствии и президентом Ассоциации Художников.
Герасимов прожил очень активную жизнь, как партийный деятель, так и живописец. Он удостоился множества наград и памяти. Основная деятельность Александра Михайловича закончилась при правлении Хрущева Н.С., когда постепенно Герасимов был освобожден от всех занимаемых постов, а за художником и его картины из музейных экспозиций. Герасимова не стало 23.07.1963 года.
Семейный портрет
Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.
Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.
Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.
А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.
Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.
В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…
Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.
Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.
Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.
Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляют эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.
После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.
Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.
И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.
Примечания
- ↑
- ↑ Герасимов Александр Михайлович // Большая советская энциклопедия:
- . michpravda.ru. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Александр Михайлович Герасимов / ред. В. П. Кузнецова. — М.: Советский художник, 1958. — С. 14, с.. — ил., репродукции с.
- . Meduza. Дата обращения: 18 февраля 2016.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- . Город-наукоград Мичуринск (19 мая 2020). Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 4 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 4 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Музей русского импрессионизма. Дата обращения: 28 марта 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Дата обращения: 28 июля 2011.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Музей русского импрессионизма. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 1 апреля 2021.