Александр головин. фантазии серебряного века

Война со Швецией

Подготовка к боям шла в России очень активно, однако была затруднена рядом экономических проблем. Перед непосредственным выступлением русских войск была проведена колоссальная дипломатическая работа. Надо отметить, что зарубежные страны не проявляли стремления поддерживать Россию. Тем не менее посольства империи появились в Австрии, Турции, Голландии, Польши. Так стал формироваться корпус дипломатов, по своим умениям и познаниям ничем не отличавшихся от западных. Усилия деятелей позволили снизить активность Карла XII, что дало возможность Петру восстановить армию после поражения под Нарвой. Война существенно истощила государство. В 1699 г. на имя Головина был направлен проект гербовой бумаги. Будучи начальником Монетного двора, он осуществлял руководство перечеканки ефимков в русские монеты. Благодаря снижению доли серебра на короткое время была достигнута финансовая стабильность.

Мстислав Добужинский

Мстислав Добужинский. Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мстислав Добужинский. Эскиз костюма Комуса к комедии Брюйе и Палапра «Адвокат Патлен». 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мстислав Добужинский. Улица в городе. Эскиз декорации к пьесе Петра Потемкина «Петрушка». 1908. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Свои первые театральные работы Мстислав Добужинский выполнил по заказу МХАТа. Одним из самых удачных стало оформление спектакля по тургеневской пьесе «Месяц в деревне». О своей работе над этой постановкой художник вспоминал так: «С Константином Сергеевичем, несмотря на порядочную разницу лет, у меня сразу возникло большое душевное сближение. Он меня мало стеснял и умел необыкновенно уютно беседовать. Задача, которая стояла передо мною в «Месяце в деревне», была гораздо глубже и больше, чем просто создать «красивую рамку» пьесы. Я вошел в совершенно новую и исключительную атмосферу работы, и то, что открывал мне Станиславский, было огромной для меня школой».

Также во МХАТе он оформил спектакли «Николай Ставрогин» по Достоевскому, тургеневские «Где тонко, там и рвется», «Нахлебника» и «Провинциалку». Последней мхатовской работой художника стала еще одна постановка Достоевского — «Село Степанчиково». К этому времени между Станиславским и Добужинским накопились творческие разногласия, из-за чего они перестали сотрудничать. Несмотря на это, художник всегда тепло вспоминал Станиславского.

В эмиграции Добужинский много работал в Каунасском театре — там он поставил десять опер, среди них — «Пиковая дама», «Паяцы», «Борис Годунов», а также лучший, по мнению критиков, его спектакль — «Дон Жуан». Добужинский также подготовил декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат», вместе с Михаилом Чеховым работал над лондонской постановкой «Бесов». В США, куда он переехал в конце жизни, ему удалось оформить спектакль «Бал-маскарад» Джузеппе Верди в Метрополитен-опере и «Воццек» Альбана Берга в Нью-Йоркской опере совместно Федором Комиссаржевским.

Азовский поход

В научных изданиях до сих пор ведутся споры об участии дипломата в сражениях. Между тем он сыграл заметную роль в процессе заготовки амуниции и провианта для русской армии, а также в обеспечении положительного мнения дворов Европы о намерениях России во 2-й азовской кампании. З мая 1696 г. эскадра, которой командовал адмирал Федор Головин, выдвинулась из Воронежа. На галере «Принцыпум» состоялось совещание. На нем было принято решение напасть на 2 корабля, стоявших на рейде ниже Азова. Однако после разведки выяснилось, что там находилось 24 мелких судна и 13 турецких галер. Операцию решили отложить. 20 мая казаки отряда Миняева напали на стоявший на рейде флот турок. Часть кораблей была сожжена, часть – рассеяна. 19 июля азовский гарнизон капитулировал.

Александр Яковлевич Головин

В конце 19-го начале 20-го веков жил и творил Александр Яковлевич Головин — художник, сценограф и народный артист

РСФСР. Он работал в основном темперой и пастелью, создавая колоритные пейзажи, натюрморты и портреты. Мы рады приветствовать Вас на сайте, который расскажет Вам о жизни и творчестве этого замечательного мастера.

Развитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Все этапы его становления, роста, расцвета и увядания, предшествующего новому витку Жизни, идут в ногу со Временем, вне которого порой очень сложно осмыслить тенденции и причины отдельных явлений. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. К этому времени государство и общество, уже пройдя большой путь от состояния застоя через все более активную социализацию, вступали в период нарастающего мутного бурления, предшествующий неумолимо приближающемуся революционному взрыву. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича.

Сын священнослужителя

, Александр Головин получил прекрасное образование. В знаменитой Поливановской гимназии, из стен которой вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, он проникся культивируемым в ней духом Шекспира и любовью к театру. Изобразительное искусство будущий художник изучал в известном своими блистательными профессорами Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Формированию творческих взглядов Александра Яковлевича в немалой степени способствовала дружба с Коровиным и Врубелем, другими молодыми художниками. Сильнейшее влияние на нашего героя оказали поездка в Париж и знакомство с новейшей французской живописью. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства.

Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. Он

замечательноовладел пастелью , стал писатьклеевыми красками и темперой . Его картины, очень своеобразные по композиции, были насыщены выразительными линиями и ажурным рисунком. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Карнавальная пестрота и некоторая иллюзорность сюжетов, навеянные европейскими тенденциями, создавали ощущение условности, игры, театральности. Изобразительные приемы мастера перекликались с произведениями Михаила Врубеля, отличаясь от них менее жесткой постановкой контуров и акцентов.

Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора

оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Жизнь становилась театром, карнавалом, неутолимым желанием спешно насладиться ускользающей гибельной сладостью бытия. Декоративность, театральность, псевдоевропейское эстетство стали неотъемлемыми атрибутами выставок и салонов. В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества.Александр Головин создавал декорации, которые были подлинно новаторскими, составлявшими единую цельную картину, задававшими тон всему разворачивающемуся действию. В них учитывалось и мастерски сочеталось все – задник и занавес, театральный реквизит и костюмы персонажей. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России».После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения

. Александр Яковлевич Головин обладал выдающимся талантом и способностями, однако они становились все менее востребованными. Сам он, страдая обнаружившейся у него еще в 1912 году болезнью сердца, до самой своей смерти жил в Царском Селе. Однако его вклад в искусство, в значительной степени недооцененный потомками, по-прежнему вызывает активный интерес знатоков и ценителей отечественной живописи, культуры и истории.

  • Сказочные пейзажи Головина
  • Головин творил поэтические костюмы
  • Техника художника А. Головина
  • Известные картины А. Головина

ГОЛОВИ́Н

А. Я. Головин. «Маскарадный зал». Эскиз декорациико 2-й картине драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Клеевая краска, гуашь, белила, золото, серебро. 1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахруши…

ГОЛОВИ́Н Алек­сандр Яков­ле­вич , рос. сце­но­граф, жи­во­пи­сец и гра­фик, д. чл. пе­терб. АХ (1912), нар. ар­тист Рес­пуб­ли­ки (1928). Учил­ся в МУЖВЗ (1881–90) у В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Д. По­ле­но­ва, И. М. Пря­ниш­ни­ко­ва; в Па­ри­же – в ака­де­мии Ф. Ко­ла­рос­си (1889) у Ж. Э. Блан­ша и в мас­тер­ской Вит­ти у Р. Кол­ле­на и Л. О. Мер­со­на (1897). Уча­ст­ник вы­ста­вок «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (с 1899; чл. объ­е­ди­не­ния с 1902), чл. СРХ (с 1903). Ра­бо­тал в те­ат­ре с 1898, оформ­лял спек­так­ли моск. Боль­шо­го те­ат­ра («Ле­дя­ной дом» А. Н. Ко­ре­щен­ко, 1900, совм. с К. А. Ко­ро­ви­ным; «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» С. В. Рах­ма­нино­ва, 1906, и др.). В 1901–17 гл. де­ко­ра­тор имп. те­ат­ров в С.-Пе­тер­бур­ге (в 1907–17 ра­бо­тал в со­дру­же­ст­ве с В. Э. Мей­ер­холь­дом).

А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (в костюме по эскизу И. Я. Билибина) из одноимённой оперы М. П. Мусоргского. 1912. Русский музей (С.-Петербург).

Один из круп­ней­ших ре­фор­ма­то­ров рус. и ми­ро­во­го те­ат­раль­но-де­ко­рац. иск-ва, Г. соз­дал ори­ги­наль­ный стиль сце­но­гра­фии, ос­но­ван­ный на жи­во­пис­ном един­ст­ве всех эле­мен­тов оформ­ле­ния (зад­ни­ки, ку­ли­сы, за­на­ве­сы, бу­та­фо­рия, кос­тю­мы, свет), це­ло­ст­ном про­стран­ст­вен­ном ви­де­нии спек­так­ля. Изо­щрён­ный де­ко­ра­ти­визм, эмо­цио­наль­ное зву­ча­ние тон­ко про­ра­бо­тан­но­го цве­та свой­ст­вен­ны всем луч­шим ра­бо­там Г. Ав­тор де­ко­ра­ций для Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки, 1904, совм. с Ко­ро­ви­ным; «Кар­мен» Ж. Би­зе, 1908; «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка, 1911, и др.), Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (в т. ч. «Дон Жу­ан» Моль­е­ра, 1910; «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1917, – по­след­ний спек­такль имп. сце­ны, от­ме­чен­ный из­бы­точ­ной рос­ко­шью), так­же при­двор­ных те­ат­ров в Гат­чи­не и Цар­ском Се­ле, Ма­ло­го те­ат­ра в Мо­ск­ве. Уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии опе­ры «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1908) в про­грам­ме Рус­ских се­зо­нов в Па­ри­же. Соз­дан­ные для этой же ан­тре­при­зы де­ко­ра­ции ба­ле­та «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1910) ста­ли од­ним из луч­ших соз­да­ний Г., по­вли­яв на раз­ви­тие ев­роп. сце­но­гра­фии: тон­кое узо­ро­чье гран­ди­оз­но­го зад­ни­ка (пан­но), та­ин­ст­вен­ное мер­ца­ние кра­сок не­раз­рыв­но свя­за­ны с ко­ло­ри­стич. изы­скан­но­стью му­зы­ки ба­ле­та. По эс­ки­зам Г. бы­ли ис­пол­не­ны те­ат­раль­ные за­на­ве­сы для Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (1914 и 1917) и Одес­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (1925). По­сле 1917 про­дол­жал ра­бо­тать в те­ат­рах Пет­ро­гра­да (ба­лет «Соль­вейг» на муз. Э. Гри­га, 1922, ГАТОБ, и др.) и Мо­ск­вы («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1927, МХАТ, реж. К. С. Ста­ни­слав­ский).

Сти­ли­сти­ку жи­во­пис­ных пан­но, близ­ких рус. мо­дер­ну, Г. ус­пеш­но ис­поль­зо­вал в де­ко­ра­тив­ных пей­за­жах и на­тюр­мор­тах, так­же в порт­рет­ной жи­во­пи­си: се­рия «Ис­пан­ки» (1902–08), порт­ре­ты дея­те­лей иск-ва – Ф. И. Ша­ля­пи­на в ро­лях Ме­фи­сто­фе­ля (1905, Му­зей-квар­ти­ра И. И. Брод­ско­го, С.-Пе­тер­бург), Де­мо­на (1906, Му­зей ГАБТ), Оло­фер­на (1908, ГТГ) и Бо­ри­са Го­ду­но­ва (1912, ГРМ); Н. К. Ре­ри­ха (1907, ГТГ), М. Н. Куз­не­цо­вой-Бе­нуа в ро­ли Кар­мен (1908, ГЦТМ), М. А. Куз­ми­на (1910, ИРЛИ РАН, С.-Пе­тер­бург), К. А. Вар­ла­мо­ва (1914, Нац. му­зей, Сток­гольм), В. Э. Мей­ер­холь­да (1917, Те­ат­раль­ный му­зей, С.-Пе­тер­бург); ав­то­порт­ре­ты (1904 и 1912, ГТГ). За­ни­мал­ся ди­зай­ном (уб­ран­ст­во кус­тар­но­го от­де­ла рус. па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же, совм. с К. А. Ко­ро­ви­ным) и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным иск-вом (эс­киз май­о­ли­ко­во­го фри­за гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» в Мо­ск­ве, 1900, совм. с М. А. Вру­бе­лем), ил­лю­ст­ри­ро­ва­ни­ем книг и жур­наль­ной гра­фи­кой.

«Великое посольство»

После того как царевна Софья была пострижена в монахини, а В. В. Голицын сослан, Посольский приказ и правительство формально стал возглавлять Л. К. Нарышкин – дядя царя. Однако, будучи пьяницей и сибаритом, он мало времени уделял делам. Всем вместо него фактически управлял Е. И. Украинцев – думный дьяк. Именно он в начале декабря 1696 г. объявил об Указе императора о снаряжении миссии в европейские страны. Ее целью была консолидация сил в борьбе с агрессией турок. Кроме этого, Петр рассчитывал на финансовую и военно-техническую поддержку христианских государств. Подготовка и организация миссии всецело лежала на Головине. 10 марта 1697 г. дипломаты выехали из с. Никольского. 18 мая миссия прибыла в Кенигсберг, 16 августа – в Амстердам, 16 июня – в Вену. Везде русским послам был оказан пышный прием. Дипломаты, а в особенности граф Федор Алексеевич Головин, получили немало подарков и сувениров. Однако цель миссии так и не была достигнута. Как только дело доходило до непосредственных переговоров, цари и короли европейских государств ограничивались устными обещаниями, не подкрепленными какими-либо письменными соглашениями. Тем не менее деятельность послов способствовала преодолению политической изоляции Российской империи, а также ее включению в глобальную торговлю в Европе. Кроме этого, Федор Алексеевич Головин лично наблюдал и руководил вербовкой на русскую службу порядка 800 инженеров, врачей, офицеров. При его участии были закуплены десятки тысяч ружей со штыками, которых не было в России. Для Головина эта миссия стала своего рода школой европейской дипломатии. В Вене он получил благословение от монарха и множество подарков. Головин после Меншикова стал вторым подданным России, возведенным в графский титул Священной Римской империи.

Лев Бакст

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910. Частное собрание

Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» на музыку Антона Аренского. 1909. Частное собрание

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Дафнис и Хлоя». 1912. Частное собрание

Одной из первых театральных работ Льва Бакста был балет «Фея кукол» Йозефа Байера, поставленный в 1900 году. Бакст много работал для Эрмитажного и Александринского театров. Позже он сотрудничал с Русскими сезонами Сергея Дягилева, благодаря которым его узнали в Европе. Бакст декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал» и другие. Особенно художнику удавались античные и восточные произведения. Как театральный художник Бакст достиг особенного мастерства в создании костюмов. Модели, придуманные Бакстом, не только нашли свое место на сцене, но и серьезно повлияли на мировую моду того времени. Бакст так описывал свой творческий метод: «В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…»

Смерть матери и путешествие в Париж

В 1884 году произошло печальное событие, которое во многом повлияло на Александра Яковлевича — смерть матери. Вследствие этого он остался практически без денег, поэтому ему пришлось заниматься различными подработками — он занимался росписью атласных тканей и керамики, делал мебель и различные декоративные изделия, рисовал портреты на заказ и так далее. В 1889 году он с трудом смог насобирать денег на путешествие в Париж — там он вместе с другими членами абрамцевского кружка участвовал в оформлении Русского павильона кустарных промыслов. Парижское путешествие оказало на художника большое влияние — там он познакомился с европейским импрессионизмом и модернизмом.

Николай Рерих

Николай Рерих. Псков. Эскиз к опере «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова. 1922. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Николай Рерих. Старейшины в медвежьих шкурах. Эскиз к балету «Весна священная» Игоря Стравинского. 1944. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Николай Рерих. Великая жертва. Эскиз к балету «Весна священная» Игоря Стравинского. 1910. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Первый театральный опыт Рериха пришелся на 1907 год: создатели «Старинного театра» в Петербурге Николай Евреинов и Николай Дризен поручили ему оформить спектакль «Три волхва». Критики дружно ругали постановку, но, однако, хвалили декорации. Позже по заказу Дягилева Рерих оформил для Русских сезонов «Князя Игоря» и «Псковитянку» (совместно с художниками Александром Головиным и Константином Юоном). Как писал режиссер Александр Санин Рериху: «ты в этой вещи будешь «велик». Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для «Игоря» выдумать и родить». С восхищением о театральных работах художника писала и парижская пресса: «Я не имею чести лично знать Рериха… Сужу о нем только по декорациям в Шатле и нахожу их чудесными… Все, что я видел в Шатле, переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение истории, и во всем этом нет обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика…» Еще одной работой Николая Рериха для Дягилева стал балет Игоря Стравинского «Весна священная», о которой композитор вспоминал: «Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции княгини».

Последние годы

Ритм жизни Головина был очень напряженным. Весной 1706 г. Петр был на Украине, в ожидании вторжения шведов. Оттуда он потребовал к себе Головина. В мае тот писал Шереметьеву, что направляется в Киев. Однако некоторые неотложные дела его задержали. Только к концу июня он смог покинуть Москву. В Нежине он внезапно заболел и уже 30 июля скончался в Глухове. По случаю его кончины на флоте прошел траурный церемониал. Похороны состоялись только 22 февраля 1707 г, спустя несколько месяцев после кончины. По личному распоряжению Петра была изготовлена гравюра. На ней видно, что похороны были очень пышными.

Административная деятельность

После возвращения Великой миссии Головин стал начальствовать над Новгородским, Малороссийским, Устюжским, Смоленским, Ямским приказами, Монетным двором, Галицкой четвертью, Палатой серебряных и золотых дел, а также Оружейной палатой. Такое возвышение свидетельствует не только о безграничном доверии Петра, но и о личных талантах, исключительной ответственности и работоспособности дипломата

Тем не менее Головин продолжал большое внимание уделять материально-техническому обеспечению армии. 19 февраля 1699 г

он становится начальником Посольского приказа. Годом ранее – 11 декабря 1698 г. – он возглавил Военный морской отдел. Надо отметить, что Головин не обладал ни надлежащими знаниями, ни опытом во флотских делах. В этой связи в непосредственную морскую деятельность он не вмешивался. В его задачи входил набор кадров для флота и армии, контроль производства и закупки оружия, транспортных перевозок и пр.

Как Головин помог Стравинскому с «Жар-птицей»

Статья по теме Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества

— Если говорить о работах Головина вне театра — о его «Теремке», майоликовых фризах «Метрополя», галерее прекрасных портретов, — то их уже достаточно, чтобы обеспечить художнику достойное место в истории русской культуры. Но театр вознёс его на недостижимую для всех остальных высоту! Мне кажется, Головин рассматривал художественную жизнь Санкт-Петербурга из своей мастерской, как какой-то небожитель,— рассказывает Ирина Шуманова, куратор выставки.

Сценографии художника посвящена значительная часть выставки: здесь и эскизы  роскошных декораций, и наброски костюмов с карандашными пометками Головина. Вот темноволосая девушка с украшениями в волосах, а рядом, чуть крупнее, изображена лента с розами из её прически. Торопливая подпись автора: «Кармен. На голову — 2 штуки». Сами костюмы здесь же — например, причудливые головные уборы для «Жар-птицы» всех форм— «в ассортименте», или воздушное шёлково-тюлевое платье с фольгой, созданное для Блаженной души в опереКристофа Глюка «Орфей и Эвридика».

Александр Головин. Выставка работ. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Одним из первых зрителей встречает в экспозиции раздел, посвящённый балету «Жар-птица» (1910) Игоря Стравинского. Этот сказочный спектакль по фольклорным мотивам был написан специально для «Русских сезонов» — причём декорации к «Жар-птице» были готовы даже раньше, чем написана музыка. Дело в том, что изначально балет заказали композитору Анатолию Лядову, но тот работал слишком медленно. Тогда написать музыку поручили 28-летнему Игорю Стравинскому. К тому моменту Головин уже закончил свои эскизы костюмов и декораций, и композитор-«новичок», посмотрев на них, сразу сориентировался, в каком направлении ему нужно работать.

— Когда Стравинский писал музыку, он уже видел тот образ Жар-птицы, который создал Головин. Получается, что художник как бы предвосхитил ту «переливчатую», фантастическую музыкальную ткань шедевра Стравинского. Кстати, после премьеры критики писали о спектакле, что три гения — Фокин, Стравинский и Головин— выступили как это одно целое, — говорит Шуманова.

Картины Александра Головина. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Театральные работы

Автопортрет. Х., масло. 1919.

Березки. 1908—1911. ГТГ

Портрет Мейерхольда

Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.

 — первый успех в Большом театре

  • Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко
  • Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.

В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.

  • Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)
  • У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)
  • Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
  • Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
  • Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
  • Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917)

Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910).
После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.

Некоторые работы Головина ныне хранятся в театральном музее им А. А. Бахрушина.

Театральная карьера

В 1898 году произошло еще одно печальное событие в жизни художника — умерла его близкая подруга и наставница Елена Поленова. Александр Яковлевич впадает в печаль, однако длится она недолго — Владимир Теляковский приглашает Головина в Большой Театр на должность декоратора и театрального художника-оформителя. Здесь он успешно оформляет многие российские спектакли в народном стиле — «Русалка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Руслан и Людмила» и многие другие. В это же время он также создает серию керамических панно.

Триумф и…

1907-1912 годы — это время настоящего триумфа Головина. В это время он знакомится с известными художниками, которые входят в объединение «Мир искусства» — с ними Александр Яковлевич быстро находит общий язык. Сергей Дягилев регулярно публикует его работы, в которых художник тонко синтезирует русские народные традиции и живопись европейского модерна. В 1908 году Головин выступает в качестве главного художника-оформителя оперы Мусоргского «Борис Годунов» в Париже. Искусствоведы отмечают, что во многом именно благодаря таланту Александра Яковлевича удалось успешно популяризировать русское искусство в Европе в рамках так называемых Русских сезонов Дягилева. Чуть позже начинается плодотворное сотрудничество Головина с Мейерхольдом; известные совместные постановки — «Орфей и Эвридика», «Маскарад» и многие другие.

…и закат

В 1912 году у Александра Головина обнаружились первые признаки сердечной болезни. Из-за этого он в 1913 году он переселился в Детское (Царское) село, которое он не покидал до своей смерти. До 1917 год он делал мелкие театральные заказы, а после прихода к власти большевиков ситуация усугубилась — в моду вошел советский авангард, который почти не имел точек соприкосновения со старым модернизмом, поэтому Головин остался не удел. Последние годы жизни живописец провел уединенно, умер в 1930 году от сердечного приступа.

Особенности творчества После себя Головин художник оставил большое количество картин и театральных работ. Александр Головин изящно синтезировал европейские школы (импрессионизм, пост-импрессионизм, модернизм) с каноном русской пейзажной живописи

Большое внимание Александр Яковлевич уделял русскому национальному колориту, поэтому его сюжеты и цветовые решения будут понятны даже современным людям. Также художник нарисовал множество портретов, на которых запечатлены многие известные люди Серебряного века

Но Головин не только мастерски владел кистью — он также делал мебель, создавал керамические панно, проектировал костюмы и так далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: