«Утро стрелецкой казни» (1881)
Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. В ее основу легла реальная казнь стрельцов вследствие провалившегося восстания 1698 года.
Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Один из них, рыжеволосый, гневно бросает взгляд на царя Петра I, который восседает на коне и наблюдает за процессией. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. Трагичность ситуации подчеркивается благодаря темным, мрачным тонам, в которых выполнена работа. Местность еще слабо освещена только просыпающимся солнцем, поэтому особенно хорошо выделяется на общем фоне белое одеяние стрельцов и красные, как кровь, элементы одежды людей из толпы.
Картина, которую так и не нашли
Наталия Гончарова. Подсолнухи. Начало 1910-х годов Фотография репродукционной мастерской Отдела ИЗО Наркомпроса. 1920-е годы
В 1915 году Наталия Гончарова и Михаил Ларионов отправились в Швейцарию для участия в Русских сезонах Сергея Дягилева. Художники не знали, что покидают Россию навсегда. В их московской квартире в Трехпрудном переулке осталось огромное количество картин. Шла Первая мировая война, а от художников не было писем. В 1919 году распространился слух, что Гончаровой и Ларионова уже нет в живых. Беспокоясь за судьбу их художественного наследия, мать Ларионова обратилась в Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению с предложением передать государству художественное наследие обоих мастеров. В Трехпрудный переулок пришла закупочная комиссия Музейного бюро во главе с Василием Кандинским. Среди отобранных картин оказался большой натюрморт «Желтые цветы» Наталии Гончаровой. На нем были изображены подсолнухи — один из любимых мотивов Гончаровой, который она заимствовала у Ван Гога.
К сожалению, работа известна нам только по фотографиям. В 1920 году «Желтые цветы» были переданы в Музей живописной культуры и стали частью его экспозиции, а в 1929 году по списку № 1 натюрморт поступил в собрание Третьяковской галереи. Но ни в экспозиции Третьяковки, ни на выставках эту работу увидеть нельзя. В 1930 году уже под названием «Подсолнухи» картина была выдана Народному комиссариату иностранных дел. А вот дальше следы картины полностью теряются — в 2018 году из Министерства иностранных дел на запрос Третьяковской галереи ответили, что современное местонахождение работы неизвестно.
Курс приурочен к выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры»
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Гюстав Моро
Орфей (1865 г.)
Gustave Moreau
Картина пронизана мистикой, таинственностью и печалью. Это история из греческой мифологии об Орфее, который был настолько искусным поэтом и музыкантом, что мог очаровывать даже диких зверей. Однако его обаяние не подействовало на менад, и после смерти Эвридики они разорвали его на части за то, что он их отверг.
На картине Моро девушка лелеет голову поэта, уложив ее на лиру из черепахового панциря. Это согласуется с мифом о том, что первая лира была сделана именно и этого материала.
Сцена и сам фон природы преисполнен спокойствием и достоин самого Леонардо Да Винчи.
Галатея (1880 г.)
Галатея (1880 г.)
Еще одно полотно Гюстава Моро на мифологическую тему. На этот раз в основе лежит поэма Овидия «Метаморфозы» (12 басня) о любовном треугольнике – в то время как Галатея влюблена в пастыря Ациса, по ней беззаветно вздыхает циклоп Полифем, раздираемый ревностью.
Автор противопоставляет любовь и презрение, красоту и уродство, борьбу тени и света, добра и зла. Однако Полифен Гюстава больше напоминает меланхолическое существо, нежили злобного людоеда.
Огюст Ренуар
Мальчик с котом (1868 г.)
Мальчик с котом
Картина относится к периоду начала карьеры живописца и уникальна тем, что подобное мужское ню больше не имеет аналогов в творчестве Ренуара.
Танец в Ле Мулин де ла Галетт (1876 г.)
Бал в Мулен де ла Галетт
Одна из наиболее важных работ живописца, хотя и подвергалась критике современников во время выставки импрессионистов в 1877 г. Художник передал стремление парижан к веселью и развлечениям, изобразив радостную атмосферу популярного танцевального сада на Бьют Монмартр, а в толпе – несколько его лучших друзей.
Купальщицы (1910 г.)
Купальщицы
Это одновременно эксперимент и возвращение к любимой теме живописца – действие на природе. Данное полотно – своего рода райский сад, идиллическое видение чувственности моделей, для которых использовались насыщенные цвета и полные формы. Также сложно не заметить увлечение художника работами Рубенса и Тициана.
Эдуард Мане
Олимпия (1863 г.)
Олимпия (1863 г.)
После представления публике это произведение вызвало бурю неодобрения, как манерой исполнения, так и композицией.
Используя идею изображения обнаженной Венеры, Мане максимально упростил сюжет, изобразив в этой роли обычную проститутку с вызывающим взглядом.
Кроме этого, по мнению критиков, тут плохо подобран фон, а из-за странных переходов белого и желтого, девушку прозвали «однополой желтушкой».
Обед на траве (1963 г.)
Обед на траве (1963 г.)
Предложенная к выставке в Салоне в 1863 году, картина вызвала одновременно негодование и шутки. Хотя свое вдохновение Мане черпал у Тициана и Маркантонио Раймонди, он привнес в содержание собственную смелость.
Однако лишенная мифологического окраса, в глазах публики того времени она выглядела весьма непристойно. Шутка ли – одна полуголая, а вторая абсолютно оголенная девицы в окружении одетых мужчин на поляне в лесу.
Эмиль Золя (1868 г.)
Эмиль Золя (1868 г.)
Портрет стал началом верной дружбы между писателем и художником. Эмиль Золя отдавал предпочтение скандальным мастерам, чьи работы вызывали в обществе резонанс.
На полотне он окружен элементами, которые были ему по вкусу, и среди них угадывается картина «Олимпия» Эдуарда Мане, в свое время подвергшаяся жестокой критике цензоров.
Если автор картины иностранец или она хранится за границей
Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.
Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.
Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.
Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.
Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах
Пабло Пикассо «Герника»
Пикассо начал писать «Гернику» после жесточайшей бомбардировки фашистами города Страны Басков — Герники. Во время гражданской войны в Испании в 1937 году добровольческое подразделение люфтваффе совершило ночной налет на Гернику. После чего город был фактически уничтожен. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».
Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10–12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.
Сама «Герника» представляет собой огромное полотно-фреску — 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Картина представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
Множество разногласий вызвала изображённая в левом верхнем углу картины голова быка — это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла; другие исследователи предполагают, что бык — символ глухоты, непонимания, неведения; некоторые испанцы трактуют быка (символ традиционной испанской корриды) как саму Испанию, которая отвернулась от происходящего в Гернике (отсылка к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города).
В 1940 году, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пабло Пикассо пришли немецкие офицеры. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». Его спросили про картину: «Это сделали вы?». На что художник ответил: «Нет, это сделали вы».
Размер картины: 349 × 776 см.
Холст, масло.
1932 г., Испания.
Выставлена: Музей королевы Софии, Мадрид, Испания.
Зал Ротонда и порфировая чаша
Много интересного можно увидеть в зале Ротонда:
Во-первых, этот зал смоделирован по образцу Пантеона, вплоть до отверстия в потолке (только здесь он застеклён). Он меньше по масштабам, чем Пантеон, но всё равно впечатляет.
Во-вторых, советую вам внимательно осмотреть пол: он состоит из крошечных, замысловато оформленных мозаик, которые относятся примерно ко 2-му веку. Выглядит просто потрясающе. Ранее они использовались для украшения терм Отриколи в Умбрии, и дошли до наших дней невероятно красочными и неповреждёнными.
В-третьих, но определённо не в последнюю очередь – гигантская (около 12 метров в диаметре) порфировая чаша в центре зала. Но что же такое порфир, спросите вы?
Порфир – это тип горной породы, которая создана из охлаждённой лавы. В ней много полудрагоценных камней, поэтому мастерам очень трудно работать с такой породой. А ещё она невероятно тяжёлая.
Так вот представьте, что около 2000 лет назад император Нерон заказал ванну для своего дворца. После этого кто-то взял огромнейший кусок застывшей лавы, вывез его из Египта в Рим и высек такую невероятную ванну, стерев не одну сотню зубил из-за прочности материала. Вот такое сильное было желание понравиться императору и остаться в истории.
Итак, почему Зал Ротонды находится в этом списке? Из-за купола комнаты, изящной мозаики на полу и гигантской порфировой чаши. Я думаю всё это вместе действительно потрясает.
«Богатыри» (1898)
Известный художник Виктор Васнецов работал над этим произведением около тридцати лет. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу, именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись.
В основу картины легла русская народная былина о трех богатырях (слева направо): Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче — надежных защитниках и опоре земли русской. Они готовы выстоять против самого искусного врага, ведь каждый из богатырей изображен с разным оружием.
Так же и сама картина является символом мощи, силы и мудрости русского народа. А увидеть это произведение в настоящее время можно в Третьяковской галерее.
История создания
«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.
Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.
В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.
Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Лувр (Париж, Франция)
Самый знаменитый музей мира и одна из самых больших сокровищниц культурного наследия. Наиболее известные экспонаты Лувра — две загадочные девушки — картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и скульптура «Венера Милосская». В крыле Ришельё располагаются зал Рубенса, галерея Ренессанса и галерея голландцев, где можно увидеть полотна Рембрандта. «Мона Лиза» находится в Итальянском зале в крыле Денон и защищена пуленепробиваемым стеклом. Над главной лестницей Лувра возвышается еще одна из его визитных карточек — «Ника Самофракийская».
Впечатляет и древнеегипетская коллекция, занимающая целых два этажа. Лувр огромен, поэтому заранее спланируйте, что именно вы хотите непременно увидеть. По вторникам музей закрыт, зато по средам и пятницам работает до 21:45, и вечером посетителей намного меньше, а вот в первое воскресенье месяца, когда вход бесплатный, придется потолкаться. График работы и стоимость билетов уточняйте на сайте www.louvre.fr. Кстати, билеты стоит покупать онлайн, а попасть в музей проще не через главный вход, в который устремляются все туристы, а через подземный торговый центр Carrousel du Louvre прямо со станции Palais-Royal — Musee du Louvre.
15.
Моаи, авторство неизвестно
Статуи Моаи – это массивные каменные монолиты, обнаруженные на острове Пасхи в Тихом океане, Западная Полинезия. Изваяния также известны как Головы острова Пасхи, но на самом деле у всех у них есть тела, скрытые под землей. Статуи Моаи датируются примерно 1400 – 1650 годами и предположительно были вытесаны из камня аборигенами, жившими когда-то на острове Рапа-Нуи (Rapa Nui, местное название острова Пасхи). Всего в этом районе обнаружено около 1000 таких исполинских шедевров древности. Загадка их перемещения по острову до сих пор остается неразгаданной, а самая тяжелая фигура весит около 82 тонн.
«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети
С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.
Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.
Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам. Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права
Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав
Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.
Разделы об авторском праве в соцсетях:
- Раздел об авторском праве в Facebook</ p>
- Раздел об авторском праве в YouTube</ p>
Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.
С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.
Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.
К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.
Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения, “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”. К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..
Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:
В чем заключается авторское право?
Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.
Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.
Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:
- воспроизводить,
- копировать,
- публиковать,
- получать доход с этого продукта.
Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.
Галерея старых мастеров (Дрезден, Германия)
В Дрездене находится одна из самых крупных коллекций живописи. Именно здесь хранится знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Шоколадница» Лиотара, работы Тициана, Боттичелли, Веронезе, Тинторетто, Вермеера, Рембрандта, Рубенса и Веласкеса. Многие картины из собрания Дрезденской галереи чудом уцелели в 1930–1940-е гг. Почти все полотна импрессионистов были уничтожены нацистами. Во время бомбардировок Дрездена был разрушен весь центр города, включая здание галереи. Сотни полотен были испорчены, более тысячи — вывезены советскими солдатами, но потом возвращены. Сегодня в строгих и простых залах галереи можно снова любоваться работами старых мастеров.
Приобрести билеты можно заранее на сайте www.skd.museum. Помимо картинной галереи билет дает право на посещение выставки дрезденского фарфора. Стоить побывать также в Оружейной палате, где представлена уникальная коллекция оружия и костюмов. Рядом находится здание барочной церкви Фрауэнкирхе, построенной в 1726–1743 гг., разрушенной в годы Второй мировой войны и восстановленной в 1994–2005 гг.
Картины, спрятанные за стеллажами
1 / 3
Илья Машков. Натурщица на красном фоне. Начало 1910-х годовДальневосточный художественный музей
2 / 3
Давид Штеренберг. Красное и белое. Не позднее 1919 годаДальневосточный художественный музей
3 / 3
Петр Кончаловский. Пейзаж. Столярная в Абрамцеве. 1911 год Петр Кончаловский / Дальневосточный художественный музей
В 1931 году две картины из самого главного списка, № 1, отправились на Дальний Восток, в Хабаровский краевой музей. Это были «Натурщица на красном фоне» известного мастера «Бубнового валета» Ильи Машкова и натюрморт «Красное и белое» Давида Штеренберга, одного из организаторов Музея живописной культуры. Вместе с ними расстояние в 8415 километров преодолела и яркая примитивистская картина Петра Кончаловского «Пейзаж. Столярная в Абрамцево» из списка № 4. В том же году все три работы попали в коллекцию только что открывшегося Дальневосточного художественного музея.
В 1946 году в СССР началась очередная идеологическая кампания по борьбе со всем, что не вписывалось в жесткие рамки социалистического реализма. И речь шла не только о «формалистическом» авангарде. По музейной легенде, в 1947 году по решению специальной комиссии из Москвы было списано и сожжено более 700 предметов народного искусства, которые научные сотрудники Дальневосточного художественного музея в 1930-е собирали по окрестным селам. Должны были уничтожить и шедевры Музея живописной культуры. Их спасли музейные сотрудники, которые спрятали работы Машкова, Штеренберга и Кончаловского за стеллажами.
В 1978 году «Натурщицу» Машкова и «Пейзаж» Кончаловского рискнули ввести в постоянную экспозицию Дальневосточного художественного музея. После просмотра финального варианта развески один из партийных чиновников потребовал убрать эти произведения обратно в запасник. Однако сотрудникам музея удалось отстоять работы авангардистов — они и сегодня в экспозиции Дальневосточного художественного музея. А спустя 88 лет «Натурщица» Машкова и натюрморт Штеренберга вновь проделали грандиозный путь из Хабаровска в Москву, чтобы стать частью воссозданной в Новой Третьяковке исторической экспозиции Музея живописной культуры.
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем мы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Эдвард Мунк «Крик»
Мунк сам объяснил, как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.
Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.
Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.
Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читаются отчаяние и ужас, граничащие с безумием
Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.
Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета — красный и синий, а также смешение двух этих цветов — и создают всю работу.
«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s.
Размер картины: 91 × 73,5 см.
Картон, масло, темпера.
1893 г., Норвегия.
Выставлена: Национальная галерея, Осло, Норвегия.
«Над вечным покоем» (1894)
Художник Исаак Левитан писал эту картину, слушая траурный марш Бетховена — вероятно, это одна из причин того, что она получилась одной из самых мрачных в творчестве художника. Один из друзей Левитана охарактеризовал эту работу как «реквием самому себе».
Произведение так и дышит тяжестью: небо затянуто огромными серыми свинцовыми облаками, отчего и водоем будто застыл на месте, и только при внимательном рассмотрении его выдаст мелкая рябь. В небе нет ни одной птицы, словно ничто не может нарушить эту тревожную серость пространства. На переднем плане видим заброшенного вида церквушку, кладбище с накрененными крестами и забытыми могилами и деревья, гнущиеся под напором ветра.
Левитан был несказанно рад, что эта картина попадет в коллекцию к Третьякову, так как считал: именно она является самой удачной и в полной мере раскрывает его мироощущение и передает тяжелые переживания.
Что делать, если ваши права нарушили
Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.
Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.
Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.
YouTube также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.
При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.
Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).
и следуйте им.
И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.
Сopyright.ru —
</ p>
АртРеестр —
</ p>
Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.
Статья @Марина Трушникова, 2012-2016
Источники изображений: http://morguefile.com/ https://pixabay.com
Виктор Васнецов «Алёнушка»
За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение… Каким-то особым русским духом веяло от неё». Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.
Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно склонив голову у мрачного пруда в дремучем хвойном лесу. Всё время не покидают Аленушку тревожные мысли о том, что не уследила за единственным братцем, и сама природа грустит вместе с ней. Аленушка тесно взаимосвязана с природой, ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины — это материал для задумчивых размышлений.
Размер картины: 91 × 73,5 см.
Холст, масло.
1881 г., Россия.
Выставлена: Третьяковская галерея, Москва, Россия.
↑ Задания 22-26
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
— Зачем?
(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
(20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.
(22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.
(23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (ЗО)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…
(32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.
Задание 22Задание 23Задание 24Задание 25Задание 26Список терминов:
«Последний день Помпеи» (1833)
Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.
Оно изображает сюжет из древней истории: охваченных ужасом жителей древнеримского города Помпеи, в момент перед погребением в раскаленном пепле вулкана Везувий. Кто-то разбегается в стороны, а кто-то в страхе не может сдвинуться с места, кто-то пытается спасти близких или же в спешке уносит ценные вещи.
Данная работа характеризуется сложнейшим пространственным и свето-теневым построением. Сочетание глубоких, ярких оттенков, игры света, античной архитектуры и эмоциональных лиц выглядит торжественно, величественно и несколько театрально, даже при всей трагичности ситуации; произведение насквозь пронизано патетикой. В период написания картины Брюллов жил в Риме, и когда она была закончена, то привела в невероятный восторг итальянскую публику.