Матвей Гуковский «Леонардо да Винчи. Творческая биография»
Не будем утверждать, что знаем точно, но, наверное, очень малое количество ученых биографов посвятило тридцать лет изучению жизни Леонардо да Винчи прежде, чем браться за перо. Однако вот в чем мы уверены — Матвей Гуковский именно из таких. Он хотел, чтобы интерес к да Винчи не угасал, наоборот, поэтому книгу свою старался сделать понятной не только для историков, энтузиастов и поклонников Леонардо да Винчи, но и для широкого круга читателей. Если вы только начинаете перебирать списки и топы в желании найти то самое произведение, которое познакомит вас с Леонардо, то можем вас только поздравить. Именно сейчас вы его нашли. Без сомнений открывайте «Леонардо да Винчи. Творческая биография», чтобы пройти по строкам полного жизненного пути великого живописца и изобретателя.
«Как всегда, он хотел быть самостоятельным и оригинальным во всем: в технике, в композиции, в фигурах картины»
Смерть и могила
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.
Валериан Маркаров «Гении тоже люди… Леонардо да Винчи»
Одно из самых необычных произведений о Леонардо да Винчи. Валерий Маркаров полностью окунет вас в эпоху Возрождения, воссоздает перед вами то время во всем его величии. Он показывает быт, рассказывает о нравах, и в книге его вы прочитаете про поступки людей той эпохи и познакомитесь не только с да Винчи, но и с Макиавелли, Чезаре Борджиа и Савонаролле.
Да, Маркаров отошел от привычного нам жанра биографии, включил художественную нотку, поэтому здесь не только фактические сведения представляют ценность, но и возможность, взглядом стороннего наблюдателя, посмотреть на Леонардо да Винчи во всей красе. Подсмотреть личные переживания художника и изобретателя, и его мысли и чувства. Это прекрасный роман о жизни да Винчи, от которого невозможно оторваться.
«–Жалок тот ученик, который не превзойдет учителя,– сказал Леонардо тихим голосом»
3.7. Брунеллески и новая архитектура
Новую главу в истории архитектуры открывает Филиппо Брунеллески (1377−1446) Его решающий вклад в формирование архитектурного стиля эпохи Возрождения и его новаторский подход не вызывали сомнения даже у его современников. Он возвратил в архитектурную практику множество античных элементов, стал основоположником теории перспективы и ордерной системы. Столетье спустя Вазари писал, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время».
Отец Брунеллески – богатый нотариус готовил сына как продолжателя своего дела. Но склонность Филиппо к искусству преодолела все преграды. Первый серьезный успех пришел к нему в 27 лет, когда ему поручили возвести огромный и сложный купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре(1420−1436 гг.). Главная трудность, которая встала перед мастером, – создание пролета размером свыше 48 м. Решение архитектора было восхитительно остроумным и его произведение до сих пор доминирует в панораме Флоренции. Это положило начало строительству купольных церквей итальянского Ренессанса, среди которых такие шедевры, как капелла Пацци(1430−1443) того же Брунеллески и собор Святого Петра, увенчанный куполом Микеланджело.
Но гуманисты строили не только, и даже не столько храмы. Дворцы и прочие нерелигиозные здания стали их основными произведениями. Так среди творений Брунеллески множество светских строений. Например, дом детского приюта(1419−1445). Это высочайший образец архитектурного равновесия, гармонии и покоя, того, за что архитектуру назвали «застывшей музыкой». Изящество и тонкость строений Брунеллески делает его достойным продолжателем античной классики и Проторенессанса.
А еще, сеньор Филиппо прославился как скульптор и разработчик теории линейной перспективы. И, как всегда, гению не хватило жизни, чтобы реализовать свои задумки — многие его начинания остались незавершенными.
Крупнейшим теоретиком ренессансной архитектуры считается архитектор и философ Леон Батиста Альберти(1402−1472). В «Десяти книгах о зодчестве»(1485) он изложил целостную концепцию новой архитектуры, включавшую переосмысление устройства христианских базилик, создание многоярусных фасадов и т. д. Его общепризнанные шедевры – Палаццо Ручеллаи во Флоренции(1446−1451) и церковь Сант-Андреа в Мантуе(1472−1494). Кроме архитектурных теорий и блестящих примеров их воплощения, Альберти создал ряд философских трактатов и литературных произведений, добился больших успехов в механических ремеслах и военно-спортивной подготовке. При жизни его величали «человеком-легендой», ссылаясь на весьма героическую Биографию, изданную неизвестным автором. Только потом оказалось, что эту книгу написал и втайне распространил сам Леон Батиста, склонный сильно преувеличивать собственные достижения.
Микеланджело Буоанарроти (1475-1564)
Долгий 70-летний жизненный путь этого человека был ярким, он оставил потомкам нетленные творения не только живописи, но и скульптуры. Как и другие великие художники эпохи Возрождения, Микеланджело жил во времена, полные исторических событий и потрясений. Его искусство – это прекрасная завершающая нота всего Ренессанса.
Мастер ставил скульптуру выше всех остальных искусств, но по воле судьбы стал выдающимся живописцем и архитектором. Самой масштабной и необыкновенной его работой является роспись Сикстинской капеллы (на фото) во дворце в Ватикане. Площадь фрески превышает 600 квадратных метров и содержит 300 фигур людей. Самая впечатляющая и знакомая – это сцена Страшного Суда.
Итальянские художники эпохи Возрождения обладали многогранными талантами. Так, мало кто знает, что Микеланджело был также прекрасным поэтом. Эта грань его гениальности в полной мере проявилась уже под конец жизни. Около 300 стихотворений сохранились до наших дней.
Мазаччо
Мазаччо оставил неизгладимый след на мире живописи, хотя его жизнь была короткой – он умер в 26 лет. Родившийся в 1401, он сделал существенный вклад в живопись благодаря его умению создания динамичных образов и движений, а также его научному подходу к перспективе. На самом деле он, как полагают многие, является первым великим живописцем Итальянского Ренессанса и новатором современной эры живописи. На творчество Мазаччо повлияли произведения скульптора Донателло и архитектора Брунеллеши. К сожалению, в наше время сохранились всего четыре работы, авторство которых не вызывает вопросов, другие же произведения написаны в соавторстве с другими художниками
Фреска «Чудо со статиром»
Изобретения
Леонардо да Винчи был первым представителем мира творчества, в чьей деятельности искусство и ученые исследования взаимно друг друга дополняли. Он считал, что художник обязан глубоко изучать изображаемые им предметы.
Маэстро всегда носил с собой специальную книжку, куда записывал свои мысли и наблюдения. В результате был создан дневник, не имеющий аналогов. 120 дневников да Винчи легли в основу богатейшей энциклопедии. Они испещрены чертежами, рисунками, эскизами, сопровождающимися короткими комментариями по вопросам:
- военной инженерии;
- естествознания;
- медицины;
- музыки;
- анатомии;
- архитектуры и т. п.
Все свои разработки Леонардо да Винчи записывал зеркальной тайнописью – справа налево и по вертикали. Для их прочтения требовалось использование зеркал. Полностью «кодексы» еще не расшифрованы.
Некоторые записки ученого опубликовали в конце девятнадцатого века. В них содержались описания изобретенных им аппаратов, странных и загадочных для его современников. Низкий уровень технического развития был основным препятствием для воплощения замыслов великого изобретателя.
Леонардо да Винчи принадлежат изобретения:
- колесцового замка;
- парашюта;
- велосипеда;
- танка;
- легких переносных армейских мостов;
- прожектора;
- робота;
- катапульты;
- двухлинзового телескопа;
- автомобиля;
- колесницы-косы;
- пулемета;
- килевидных пушечных ядер;
- скафандра;
- мины;
- подводной лодки;
- деталей для пистолета;
- пропорций идеального тела (изображение «Витрувианского человека»);
- механической лестницы;
- подшипника;
- парового оружия;
- скорострельного арбалета;
- корабля с двойным дном и др.
Все это – не полный список великих изобретений мастера.
Ренессанс и искусство
Особенность эпохи Возрождения в том, что человеческое тело стало главным источником вдохновения и объектом исследования художников этого времени. Поэтому упор был сделан на схожесть скульптуры и живописи с действительностью. Основными чертами искусства эпохи Возрождения являются великолепие, изощренность использования кисти, игра света и тени, завершенность рабочего процесса и сложные композиции. Для художников эпохи Возрождения главными были изображения Библии и мифов.
В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на конкретном полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Этого нельзя сказать об искусстве ХХ века.
Эпоха Возрождения (ее основные направления кратко описаны выше) воспринимала человеческое тело как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшают свои навыки и знания, изучая тела людей. Тогда преобладало мнение, что человек был создан по подобию и образу Бога, и это утверждение отражало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства эпохи Возрождения были боги.
Западная живопись: самые популярные произведения мирового искусства
Картинная галерея Эрмитажа хранит работы западных мастеров кисти, написанные с XIII по XX вв. Здесь представлены английские, старонидерландские, фламандские, итальянские, испанские, германские и французские картины. Итальянская коллекция — всегда на слуху. Она интересна произведениями художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Джорджоне). Здесь также выставлены картины Рафаэля Санти и других знаменитых мастеров.
Часть работ выкупалась покупалась для Эрмитажа по личным императорским приказам. Многие картины передавались в музей безвозмездно. Во время прихода к власти коммунистов многие экспонаты были проданы, что нанесло определённый ущерб величию музея. Среди проданных полотен — работы Тициана, Боттичелли, Рафаэля. Всего их — 48. Ущерб оценивать трудно, да и не нужно, ведь здесь остались картины, ради которых приезжают любители искусства со всего мира!
Леонардо да Вичи. Мадонна Литта
Настоящая гордость Эрмитажа. У художника 19 работ, и целых 2 находятся здесь. Сотрудники музей были крайне заинтересованы в приобретении этой картины у семьи итальянских аристократов ещё в XIX веке. Представитель семейства был подданным России, и за полвека до покупки полотно уже побывало в наших краях, но успело вернуться на родину. Сейчас на него любуются посетители петербургского музея.
Размеры картины небольшие — всего 41х32 см. Но если хорошенько присмотреться — можно увидеть столько мельчайших деталей, что о размере думать не приходится. Это произведение — вне времени и рамок.
Женщина смотрит на младенца, устремившего грустный взгляд в сторону зрителя. История этой сцены: за 5 минут до этого события Богородица решила отучить ребёнка от кормления грудным молоком и зашила специальные вырезы. Но дитя так плакало, что пришлось разорвать зашитый вырез. Эта картина может считаться символом материнского милосердия и любви.
Рембрандт. Возращение блудного сына
Произведение конца XVII века представляет сцену прощения отцом своего блудного сына, промотавшего всё наследство. Атмосфера полумрака придаёт картине особый интерес. Полотно создано по сюжету из Евангелия от Луки. Покупкой этой картины была заинтересована сама императрица Екатерина Великая. Это произошло в 1766 году. Около данного экспоната в Эрмитаже всегда многолюдно. Интересно, что это последняя работа Рембрандта.
Гейнсборо. Дама в голубом
Этот шедевр поражает своей красотой. Изящный образ дамы и потрясающие оттенки голубого — смотреть на картину можно бесконечно. Она была передана Эрмитажу даром. Гейнсборо не был любителем портретной живописи, но зарабатывал ею на жизнь. И слава пришла к нему как раз благодаря портретам. Произведение поражает своей лёгкостью, мимика изображённой девушки передана идеально. В каждом мазке прослеживается утончённость и мастерство великого голландского художника.
Матисс. Танец
Одно из ключевых произведений в стилистике модернизма. Оно изображает людей, радующихся прогрессу, развитию культуры, искусства. Поначалу в обществе слишком критично отнеслись к этой работе французского художника, но потом её отнесли к категории великих. В Россию полотно попало, благодаря купцу Щукину. Как и картину, его ругали за странные вкусы. Сначала он отказался от покупки, но потом изменил решение и извинился перед Анри Матиссом.
Мы рассмотрели только 4 работы, а в музее их тысячи. Коллекция живописи Эрмитажа включает работы Рафаэля, Гогена, Караваджо и других величайших художников. Маршрут по музею построить крайне трудно из-за количества экспонатов. Поэтому лучше наслаждаться произведениями в компании с гидом.
Работает
Скульптуры
- Давид (около 1465 г.), высота бронзы 126 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Томба ди Козимо иль Веккьо ( Козимо Старший ), 1467, белый мрамор, красный и зеленый порфир, бронза, кирпичная кладка и теголи (изразцы), 265 × 318 см , колонна склепа базилики Сан-Лоренцо во Флоренции
- Томба ди Джованни и Пьеро Медичи (1469-1472), белый мрамор, красный порфир и литье, бронза, кирпичная кладка и пьетра серена , Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции
-
Putto con delfino ( Херувим с дельфином, около 1470 г.), бронза, 67 см , Флоренция, Палаццо Веккьо
- Джулиано Медичи , атрибуция (1475-1478), терракота, 61 × 66 × 28,3 см , Вашингтон, Национальная художественная галерея
- Дама дель Маццолино (1475-1480), мрамор, 61 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Кристо-э-Сан-Томмазо (1476-1483), бронза, высота 230 см , Флоренция, Орсанмикеле
- Decollazione del Battista (1477-1480), серебро и эмаль на деревянной основе, 31,5 × 42 см , (Музей фабрики собора, Флоренция)
- Бусто ди Лоренцо иль Магнифико (1480 г.), расписная терракота, Вашингтон, Национальная художественная галерея.
- Анджело (Ангел), терракота, 36,5 × 32,8 см , Париж , Лувр
- Кампана детта «Ла Пьяньона» , бронза, Флоренция, Национальный музей в монастыре Сан-Марко.
- Бусто ди Пьеро ди Лоренцо де Медичи , терракота, Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Crocifisso (Распятие), мастиковое дерево и расписной пропитанный льняной холст, 87 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Busto di ragazza (Бюст девушки), мрамор, 48 × 50,8 × 23,8 см , Нью-Йорк , Frick Collection
- Resurrezione di Cristo , полихромная терракота, 135 × 150 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Fanciullo dormiente (Спящий ребенок), терракота, 36 × 58 см , Берлин, Государственные музеи
- Васка Медичи (приписывается Верроккьо или мастерской Донателло) (около 1440-1460), цоколь 167 см и 34 см , Флоренция, Сан-Лоренцо, Старая ризница
- Monumento equestre a Bartolomeo Colleoni (1483-1488), 400 × 380 см , Венеция , кампо деи Санти Джованни и Паоло
Картины
- Святой Иероним , ок. 1465, бумага по дереву, 41 × 27 см , Палатинская галерея , Флоренция
- Мадонна коль Бамбино (около 1466-1470), темпера на панели, 75,5 × 54,8 см , Берлин , Государственный музей, Gemäldegalerie
-
Кормящая девственница , 1467-69, Национальная галерея (Лондон)
- Богородица, поклоняющаяся младенцу или Мадонна Раскин, ок. 1470 г., Национальная галерея Шотландии.
- Положение Девы с Младенцем , Институт Курто , Лондон
-
Тобиас и ангел ( Тобиас и ангел ) (1470-1475), темпера на тополе, 84 × 66 см , Национальная галерея , Лондон
- Мадонна и два ангела , 1476, Национальная галерея (Лондон) , с Лоренцо ди Креди
- Мадонна с младенцем , 1470-1480, Национальная художественная галерея , Вашингтон.
- Мадонна col Bambino e due angeli ( Мадонна с младенцем и двумя ангелами , 1473-1478 гг., 51 × 159 см , Детройтский институт искусств
- Битва при Пидне , ок. 1475 г., темпера на панели, 51 × 159 см , музей Жакемара-Андре , Париж
- Крещение Христа с Леонардо да Винчи (около 1475-1478), масло на дереве, 180 × 152 см , Флоренция, Музей Уффици
- Мадонна col bambino с Сан-Джованни Баттиста и Сан-Донато (1475-1483), панель, 189 × 191 см , Купол Пистойи
Рисунки
- Testa di bambino , рисунок белым материалом на картоне, 28,3 × 20 см , Флоренция, Галерея Уффици
- Testa muliebre ( Голова женщины ), рисунок на картоне с использованием белых и черных материалов, перенесенный со стены, 40,8 × 32,7 см , Оксфорд , Церковь Христа
- Testa muliebre , рисунок, 26,7 × 22,5 см , Париж, Лувр
- Studio per putti che giocano (Этюд для херувимов / играющих детей), рисунок тушью, 15,8 × 20,9 см , Париж, Musée du Louvre
- Venere e Cupido (Венера и Амур), с Леонардо да Винчи, металлическим острием и черным материалом на бумаге цвета слоновой кости, 14,8 × 25,9 см , Флоренция, Галерея Уффици
цех
- Анджело ( Ангел ) (мастерская), 37 × 34 см , Париж, Лувр
- Мадонна с младенцем (мастерская), (1470-1475), Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Мадонна коль Бамбино ( Мадонна с младенцем ), приписываемая Верроккьо или Антонио Поллайуоло , расписное панно, Санкт-Петербург , Эрмитаж
- Сан-Джироламо ( Святой Иероним ), относящийся к кругу Верроккьо, фреска , Пистойя , Chiesa e convento di San Domenico (церковь и монастырь Святого Доминика)
- Мадонна с младенцем , картина 1470 года, приписываемая окружению Веррокьо, коллекция Alana
Геометрия
Да, это Возрождение
Одним из важнейших принципов рационального Возрождения стал принцип геометрии, который был взят из архитектуры и применялся во всех видах искусства.
Заядлым любителем геометрии и светотени был Пьеро делла Франческа, знаменитый экспериментатор и новатор эпохи Возрождения (кстати, его работами можно вживую насладиться в Эрмитаже до 10 марта 2019 года).
В своей поздней работе «Алтарь Монтефельтро» он первым решился изобразить Мадонну в интерьере церкви, запечатлев современную ему архитектуру. Элементы интерьера выписаны с особой тщательностью, контраст света и тени выделяет изящность деталей и симметричность помещения.
Любопытно изображение мужчины в доспехах — это непосредственный заказчик картины, герцог де Монтефельтро. Хотя он и преклоняется перед Мадонной, его фигура искусственно не уменьшена, как это бывало в готике, и не менее материальна, чем фигуры святых.
Вся композиция заключена в полукруг, подчеркивая интимность и исключительность происходящего. Особенное восхищение вызывает яйцо под потолком, поскольку оно расположено аккурат над спящим младенцем. Подобная точность потребовала немалых ухищрений и геометрических вычислений.
«Алтарь Монтефельтро», 1472. Источник
Другим знаменитым поклонником геометрии в живописи был Леонардо да Винчи. В своей незавершенной работе «Поклонение волхвов» он применяет принцип геометрической расстановки персонажей.
Даже в незавершенном виде у каждого персонажа есть своя эмоция и выражение лица, что резко контрастирует с привычными готическими правилами. Наконец, каждая фигура запечатлена в определенной позе — Леонардо кропотливо изучал анатомию, поэтому смог добиться редкой в то время точности позиций человеческого тела в пространстве.
«Поклонение волхвов», 1481. Источник
Нет, это не Возрождение
Для контраста можно взглянуть на работы современника Леонардо — Нероччо де Ланди. К примеру, картина «Мадонна с младенцем и двумя святыми» разительно расходится с работами Да Винчи и Микеланджело, особенно в области геометричности.
Художник даже не пытается создать видимость перспективы, поэтому пол на картине резко переходит в золотой фон. Хотя эта работа написана около 1490 года, по технике исполнения и замыслу она отстает от своих современников на целое столетие.
«Мадонна с младенцем и двумя святыми», ок. 1490. Источник
***
Расцвет Возрождения пришелся на конец XV века, и именно в это время создавались самые известные произведения этого периода, хотя продлился он всего около сорока лет. Признанными мастерами Ренессанса стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
Смерть и могила
Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.
Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.
В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.
Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.
При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия
В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.
Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.