Особенности
Отличительной особенностью шинуазри является использование уникальных орнаментов для облицовки стен. Обои из ткани с изображением экзотических птиц, драконов и сказочных змей символизировали благоприятные пророчества. Чтобы украсить стены символами долголетия, счастья или власти, для стен подбирались картины с изображением гор, летучих мышей, драконов и цветов.
Китайские узоры в виде птиц и цветов находят широкое применение в современных интерьерах
Изначально технология изготовления обоев из шелка была не только сложной, а и дорогостоящей. Первые шелковые покрытия и обои привозились французами из Китая. Производство ткани при помощи различных минералов создавало невероятную мягкость и блеск. Декораторы подбирали самые шикарные полотна, расписанные вручную.
Буйство красок европейского интерьера в стиле шинуазри
Главной особенностью шинуазри считается роскошь материалов, используемая для создания изделий. Влияние Франции, ставшей одной из первых поклонников этого стиля, до сих пор заметно в присущей ему роскоши и изысканности. Для раннего периода «китайщины» характерно использование предметов мебели в черном, золотом и красном цвете.
Расписная мебель XVII века
Пример сочетания мебели псевдокитайского стиля в современной квартире
Более мягкая цветовая гамма в предметах интерьера более позднего периода
Для создания безмятежной и утонченной обстановки использовали различные фарфоровые аксессуары — посуду, вазочки и подсвечники.
Характерное сочетание изящного рисунка и белоснежной основы предметов интерьера
Многолетняя адаптация шинуазри европейцами позволила создать невероятный сказочный стиль, который стал настоящей классикой, используемой во все времена.
Шинуазри подойдет тем, кто не является поклонником скупого минимализма или холодного хай-тека, а подбирает вариант экзотического и утонченного стиля для оформления комнаты. Но поскольку изобретенное направление несколько утрированное и театральное из-за пестроты и яркости красок, добавлять»китайщину» в интерьер нужно умеренно, стараясь не переборщить.
Возникновение шинуазри в Европе
Зарождение экзотического направления в Европе обусловлено интересом аристократического общества Европы к восточным темам, а в особенности к китайскому фарфору. Корабли Ост-Индской торговой компании регулярно привозили вещи из Поднебесной, а моряки рассказывали о загадочной древней стране, нередко приукрашая действительность. Так зародился интерес к непознанной цивилизации, использовавшей в повседневной жизни слоновую кость, шелк и тончайший фарфор.
Для Европы конца XVII века по-прежнему характерно использование посуды из серебра и золота как олицетворение достатка и роскоши. Однако появление фарфоровой посуды показало, что восточное изобретение удобнее и гигиеничнее в быту. Так, китайская утварь занимает почетное место в королевских дворцах.
Тончайшая работа китайских мастеров XVII века
Изначально китайские товары привозились единицами, но постепенно партии импорта увеличивались, однако цены оставались довольно высокими. Поэтому европейцы начинают создавать изделия, подражая китайским ремесленникам. В результате зародился стиль шинуазри.
Интерес к фарфору зарождает новое увлечение восточными традициями, философией и культурой. Несмотря на то что представления европейской знати о Китае были довольно поверхностными, а увлечения не отличались глубинными познаниями, направление получило широкое распространение параллельно с культурой чаепития. Дворцовые парки постепенно стали украшаться садовыми беседками, оформленными в псевдокитайском стиле, в которых проводились популярные чайные церемонии.
Китайские художники 21 века. Самые дорогие современные художники Китая
В китайской живописи активно развивается направление, получившее название цинический реализм. До недавнего времени художники, работающие в этом стиле, считались в Китае вне закона: не участвовали в выставках, их имена были мало кому известны на родине и за рубежом, работы практически не продавались. Но в начале 90-х годов в политике Китая произошли существенные изменения, в результате которых цинический реализм вышел из подполья. Сейчас можно говорить о том, что китайские живописцы и инсталляторы потеснили американцев и европейцев, уверенно прорвавшись в ТОП-100 самых дорогих современных художников. Интерес к Китаю растет, на Sotheby’s регулярно проходят торги современного азиатского искусства.
Предлагаем познакомиться с наиболее яркими китайскими живописцами, полотна которых считают за честь приобрести известные музеи и галереи современного искусства.
Фанг Лиджун: революционер от искусства
Картины этого китайского художника (см. главное фото), работающего в стиле цинического реализма, очень узнаваемы. Идеология направления проста: вывернуть наизнанку проповедуемые в Китае принципы соцреализма, усилить обезличивание интересов конкретного человека. Это бунтарское искусство востребовано на международном рынке, коллекционеры готовы платить большие деньги за картины Фанг Лиджуна. Его полотна практически невозможно спутать ни с какими другими. Если на картине изображен лысый человек азиатской внешности, то, почти наверняка, автором окажется Фанг Лиджун. На всех работах присутствуют бритоголовые молодые люди, на лицах которых отражается вселенская скорбь или утомленность. Еще одна интересная деталь: художник принципиально отказывается давать названия своим картинам, вместо них проставляет номер или дату создания.
Чжан Сяоган: художник, лечащий душу
Искусствоведы называют его одним из самых ярких и перспективных современных художников. Работы, скорее, можно отнести к сюрреализму, чем к циничному реализму.
Самой дорогостоящей картиной считается полотно «Площадь Тяньаньмэнь». Оно было продано на аукционе в Гонконге за 3,8 миллиона долларов. Эта площадь очень многое символизирует для китайцев, выросших при социализме
Стоит обратить внимание на то, что картина выполнена в желтом цвете. В Китае этот цвет ассоциируется с властью императоров
Несмотря на это, Чжан Сяогана нельзя назвать политизированным художником. В первую очередь, его интересует личность человека, психологические проблемы. Именно на этом он старается делать упор в своих работах.
Ю Минчжун: человек с грустной улыбкой
The Silly Man — такое название во всем мире получили авангардные работы китайского живописца Ю Минчжуна. Он сам улыбается нам с каждой картины. Улыбающийся человек, в интерпретации художника-бунтаря, не вызывает у зрителей чувства радости. Художник рассказывает не о счастье, а о кошмарах, издевательствах, боли. Но, благодаря этим вымученным улыбкам, художник получил мировую славу. Одно из его полотен на аукционе Sotheby’s было продано за шесть миллионов долларов.
Другие интересные новости из мира искусства читайте.
Фарфор
В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль».
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV главного заказчика подобных картин.
Анаморфоз
Анаморфоз — это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.
На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.
А самый интересный современный пример — анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.
blog.thomasjquinn.com blog.thomasjquinn.com www.rebloggy.com www.rebloggy.com www.josephegan.co.uk www.josephegan.co.uk
Области применения
Широкое распространение стиль шинуазри получил в декоративно-прикладном искусстве. Китайская лихорадка, охватившая Францию, Англию и Германию, особенно проявилась в создании различных аксессуаров. Оригинальные веера и зонтики с экзотическим орнаментом стали непременным атрибутом жизни каждого аристократа. В домах стало появляться все больше новых элементов «под Китай» в виде фарфоровых статуэток и вазочек.
1
5
На этапе зарождения псевдокитайский стиль использовали зачастую при оформлении гостиных и будуаров. Из Китая ввозили передвижные ширмы, отличающиеся большим количеством лака и резным декором. Попытки завозить лак из Китая не увенчались успехом из-за довольно длительного периода доставки. Создание европейскими мебельщиками своей версии китайского лака расширило цветовую гамму и позволило выпускать более яркие оттенки. Мода на интерьер в стиле шинуазри появилась в период расцвета рококо.
Изящная китайская ширма, расписанная вручную
Увлечение китайским колоритом нашло свое отражение и в костюме. Изменился орнамент тканей, став более ярким, в узорах появились сюжетные сцены. Главным отличием от рококо стала цветовая палитра в виде более ярких растительных мотивов. В женском костюме изменился силуэт. Платья с кружевными рукавами приобрели популярность среди европейцев, особенно у французов. Англичанам же пришлись по вкусу соломенные шляпы.
Несмотря на то что внешний облик не похож на архитектуру Китая, для россиян этот памятник стал олицетворением восточной культуры. Также строения в стиле шинуазри созданы в Царском Селе – беседки и мосты.
1
5
Стиль шинуазри
Стиль шинуазри – достаточно интересное интерьерное направление, которое в российской трактовке именуется не очень привлекательным словом «китайщина». От этого названия веет некой пренебрежительностью, словно все, что производится или появляется в Китае, является некачественным и безвкусным. Оно настраивает на негативный лад, хотя сам стиль имеет довольно посредственное отношение к Поднебесной и в большей степени основан на представлениях европейцев об этой далекой стране.
Стиль шинуазри: история появления
Это интерьерное направление появилось в Европе. Дело в том, что товары из Китая попадали к европейским потребителям по Шелковому пути, а ближе к XVIII веку, изделия китайских мастеров начали использоваться при оформлении царских покоев. Доказательством этому служит хотя бы та же знаменитая нефритовая чаша из коллекции Габсбургов.
Европейская элита считала хорошим тоном иметь в своем доме какую-нибудь диковинку из Поднебесной. Увлечение китайской культурой было настолько сильным, что со временем европейские мастера начали изготавливать шедевры, стилизованные под китайское производство.
Стиль шинуазри: наши дни
Сегодня данное интерьерное направление снова поднимается на модный Олимп. Современным обывателям, которые устали хромированного хай-тека, практичного минимализма, вычурной готики, экспрессивного фьюжн и других популярных сейчас стилей, шинуазри точно придется по душе. Он поможет сделать жилище оригинальным, комфортным и красивым. Шинуазри получил вторую жизнь, немного преобразившись и подстроившись под нынешние требования. Среди основных характеристик современного шинуазри стоит выделить:
1. Использование для покрытия стен текстильные или бумажные полотна, украшенные природными рисунками.
2. Отсутствие или минимальное количество острых углов и прямых линий.
3. Зонирование пространства с помощью переносных ширм-перегородок.
4. Декорирование помещения крупными осветительными приборами, имитирующими китайские фонарики.
5. Разнообразная, но скудная на контрастные сочетания колористическая палитра, в которой порой присутствуют достаточно сложные цветовые комбинации.
6. Мебель, декорированная резьбой, инкрустированная ценными породами древесины, полудрагоценными камнями, металлическими элементами и костью.
7. Обязательное присутствие в интерьере ваз различных габаритов: от больших напольных изделий, до компактных настольных экземпляров, естественно, стилизованных под китайский стиль.
Стиль шинуазри: тонкости воссоздания
Помните, что направление шинуазри – не традиционный китайский стиль, а его свободная европейская трактовка. Следовательно, каких-то особых требований к дизайну не предъявляется, а уж тем более не имеют значение габариты помещения. Шинуазри – стиль-импровизация, который дает возможность дизайнерам вволю поэкспериментировать, отражая в интерьере свои представления о Поднебесной. Главная задача – создать такой интерьер, при первом взгляде на который, можно было ясно понять: перед вами шинуазри во всей своей красоте.
Стиль шинуазри можно назвать достаточно универсальным интерьерным направлением, поскольку он будет отлично смотреться в комнате любого назначения: будь-то спальня, гостиная, детская или даже ванная. Не стоит бояться этого направления, ведь оно позволяет создать по-настоящему эксклюзивный и уютный интерьер.
Ширма в интерьере
Восточный стиль в интерьере
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.
Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.
Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.
Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации
Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа
При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.
Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки
Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Так откуда же он взялся?
Само слово «шинуазри» имеет французские корни (Chinois) и означает «китайский». Оно и понятно, ведь в то время, когда они появились (и слово, и стиль), а это было в 17-18 веке, как раз был расцвет торговли с Востоком и в частности, с Китаем.
Ну, а в Европе того времени был расцвет такого стиля как рококо (или, позднее, барокко). А рококо, как известно, стиль роскоши и удовольствия. Стиль, в котором театральность оформления сочетала в себе изысканную резьбу, позолоту, фрески, лепнину… И все это создавало иллюзию восторга и удивления.
Так вот: шинуазри очень гармонично влился в стиль рококо и стал с ним, можно сказать, единым целым. Только вместо амуров, древнеримских и древнегреческих богов на стенах, колоннах, текстиле и другом декоре стали изображаться пагоды, драконы, собаки Фу и различные восточные (в основном китайские) мотивы.
XVII и XVIII века были расцветом стиля шинуазри не только в архитектуре и интерьерах, но и в моде, живописи, скульптуре, театре, музыке… Во дворцах всех европейских монархов того времени (в том числе, и в России) были целые комнаты, украшенные в китайском стиле, где все, от стен и мебели до декоративной статуэтки, имело восточный дух.
И даже сады разбивались в стиле шинуазри, и в них обязательно присутствовали либо пагоды, либо дома в китайском стиле. Например, такой вот «Китайский дом» был поставлен в парке Сан-Суси в Потсдаме для Фридриха II Великого — короля Пруссии.
После 18 века стиль немного сдал позиции в Европе, но еще держался за счет интереса к нему царствующих особ, которые имели своих сторонников в моде на все китайское. Особо в чести был китайский фарфор, витиеватый и сложный рисунок которого впоследствии стали имитировать европейские дизайнеры того времени.
Хэппенинг
Англ. happening — случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.
Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.
И наконец самый передовой вид современного искусства — Суперплоскость
Растительность, произрастающая в Азии
Для любителей минимализма, элегантных и изысканных интерьеров и природы, экзотические растения могут оказаться хорошей. Прекрасные деревья бонсай, раскидистые пальмы, которые добавят почти тропический климат, а также банановые деревья, лимонные деревья, папоротники, суккуленты и монстеры. Блестящие сердцевидные листья последнего особенно часто можно увидеть в украшениях азиатского гардероба, картинах или обоях.
Также стоит ввести немного цвета и выбрать несколько орхидей, которые считаются синонимом элегантности, а также ирисы и гортензии. В саду также можно ввести экзотические дополнения в виде красивой магнолии, вишни или японской азалии. Они порадуют колоритом и красотой каждого, кто посетит приусадебный парк. Если у вас есть зимний сад — он также будет прекрасным местом для создания галереи растений.
Фарфор в стиле шинуазри
Мало что ассоциируется с далекой Азией так же, как фарфор. Выставка из чашек и тарелок может стать прекрасным украшением кухни, столовой или гостиной. Подавая своим гостям послеобеденный чай на фарфоре, богато украшенном китайским искусством, вы придадите каждой встрече неповторимый характер.
Благодаря ему даже послеобеденный чай в течение дня станет торжественно отмеченным моментом.Стоит обзавестись целым фарфоровым сервизом и несколькими вазочками с живыми цветами. Благодаря этому стол приобретет элегантную и стильную отделку. Посуда в стиле шинуазри также станет витриной любого семейного мероприятия или вечеринки с друзьями. Кухня в деревенском стиле или в стиле шебби-шик тоже будет идеальна ля этого.
Китайский фарфор
От эпоха Возрождения к 18 веку западные дизайнеры пытались имитировать техническую изысканность Китайский экспортный фарфор (и в этом отношении Японский экспортный фарфор — Европейцы, как правило, неясно определяли происхождение «восточного» импорта), с лишь частичным успехом. Например, одной из первых успешных попыток была Фарфор Медичи изготовлен во Флоренции в конце 16 века, так как казино Сан-Марко оставалось открытым с 1575–1587 годов. Несмотря на то, что он никогда не носил коммерческого характера, следующей крупной попыткой воспроизвести китайский фарфор был мягкая паста мануфактура в Руан В 1673 году вместе с Эдме Потера, широко известным как создатель французской традиции изготовления мягкой пасты, в 1647 году открылась собственная фабрика. В конце концов были предприняты попытки подражать фарфор с твердой пастой, которые пользовались большим уважением. Таким образом, прямая имитация китайского дизайна в фаянс началось в конце 17 века, было перенесено в производство европейского фарфора, наиболее естественно в производстве чайной посуды, и достигло своего пика на волне рококо-шинуазри (около 1740–1770).[нужна цитата]
Первые намеки на шинуазри появляются в начале 17 века в искусстве стран, где действовали Ост-Индские компании. Голландия и Англия, затем к середине 17 века и в Португалии. Оловянная керамика (видеть фаянсовая посуда) сделано в Делфт и другие голландские города приняли настоящие бело-голубые Мин украшение с начала 17 века. После книги Йохан Ниеухоф Было опубликовано 150 картин, поощряющих шинуазри, и стало особенно популярным в 18 веке. Ранние керамические изделия в Мейсенского фарфора и другие фабрики, естественно, имитировали китайский дизайн, хотя формы для «полезных товаров», столовой и чайной посуды, как правило, оставались западными, часто основанными на формах из серебра. Декоративные изделия, такие как вазы, следовали китайским формам.
литература
отсортировано в алфавитном порядке по автору
- Джеймс Бартос: Китай, Шинуазри и английский ландшафтный сад . В: Die Gartenkunst , 28 (2/2016), стр. 244–257.
- Ален Грубер и др .: Шинуазри: влияние Китая на европейское искусство XVII-XIX веков. Век: Выставка Riggisberg, 6 мая — 28 октября 1984 . Фонд Абегга, Берн 1984.
- Чжэнсян Гу: Об образе Китая в лексиконе Зедлера : библиография работ, обсуждаемых в его статьях о Китае или цитируемых в качестве источников . В: Штутгартские работы по германистике , 423. Verlag Hans-Dieter Heinz, Akademischer Verlag, Штутгарт 2004 , стр. 477–506. ISBN 3-88099-428-5 .
- Йоханнес Франц Халлинджер: Конец шинуазри: растворение феномена искусства во времена Просвещения = вклад в историю искусства 66. Сканег, Мюнхен, коп. 1996 г.
- Бьянка Мария Ринальди: «Китайский сад в хорошем вкусе». Иезуиты и европейское знание китайской флоры и искусства сада в 17-м и 18-м веках . Мюнхен 2006, ISBN 978-3-89975-041-6 .
- Герд-Хельге Фогель: Конфуцианство и китайская архитектура в эпоху Просвещения . В: Die Gartenkunst , 8 (2/1996), стр. 175–187.
- Герд-Хельге Фогель: Страна чудес Катай. Шуазская архитектура в Европе .
- Часть 1 в Die Gartenkunst 16 (1/2004), стр. 125–172.
- Часть 2 в Die Gartenkunst 16 (2/2004), стр. 339–382.
- Часть 3 в Die Gartenkunst 17 (1/2005), стр. 168–216.
- Часть 4 в Die Gartenkunst 17 (2/2005), стр. 387-430.
- Бьянка Мария Ринальди: Заимствование из Китая. Общество Иисуса и идеал естественности в европейских садах семнадцатого и восемнадцатого веков . В: Die Gartenkunst , 17 (2/2005), стр. 319–337.
- Мартин Веслер: Между экзотикой, синоцентризмом и шинуазри, Европа . Издание 3-е, переработанное. и эксп. Новый выпуск Издательство Европейского университета, Бохум, 2006 г., ISBN 3-89966-107-9 (Scripta Sinica, Volume 6).
- Китай во дворце и садах: китайская архитектура и интерьеры , Эд. Дирк Велих, Анн Кляйнер / Staatliche Schlösser, Замки и сады Саксонии, Дрезден 2010, ISBN 3-942422-21-2
Четыре стихии садово-паркового искусства Китая
Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода — женскую «ян».
Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца
Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст
Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.
История
Сэр Уильям Чемберс’Пагода в Королевский ботанический сад в Кью, Лондон
Китайский сад, картина в стиле шинуазри. Франсуа Буше; 1742; масло на холсте; 40,5 х 48 см
Шинуазри вошло в европейское искусство и украшение в середине-конце 17 века; работа повлиял на изучение ориентализм. Популярность шинуазри достигла пика примерно в середине 18 века, когда его ассоциировали с рококо стиль и работы Франсуа Буше, Томас Чиппендейл, и Жан-Баптист Пиллеман. Он также был популяризирован притоком китайских и индийских товаров, ежегодно доставляемых в Европу на борту. английский, нидерландский язык, Французский, и Шведские Ост-Индские компанииХотя китайский стиль никогда не выходил из моды, он пришел в упадок в Европе к 1760-м годам, когда неоклассический Стиль приобрел популярность, хотя и оставался популярным в недавно образованных Соединенных Штатах в начале 19 века.[нужна цитата] Популярность китайского шинуазри в Европе и Соединенных Штатах с середины 19-го века до 1920-х годов возродилась, а сегодня в элитном дизайне интерьеров и моде.
Хотя шинуазри обычно понимают как европейский стиль, он стал глобальным явлением. Местные версии шинуазри были разработаны в Индии, Японии, Персии и особенно в Латинской Америке. Сквозь Манила Галеон Трейд, Испанские торговцы привозили большое количество китайского фарфора, лаков, тканей и специй от китайских торговцев, базирующихся в Манила на новые испанские рынки в Акапулько, Панаме и Лима. Затем эти изделия вдохновили местных художников и ремесленников, в том числе керамистов. Керамика Талавера в Пуэбла-де-Лос-Анджелес.
Литературное наследие
История литературы Китая уходит своими корнями в седую древность — первые найденные археологами тексты датируются эпохой династии Шан. Ведущее место в культуре Поднебесной традиционно занимает историография и этико-философские трактаты, тогда как художественной литературе отводится второстепенная роль. Классикой считаются сборники конфуцианских идей, нашедшие воплощение в Тринадцатикнижии, Пятикнижии и Четверокнижии. Династийные хроники также признаны основополагающими в формировании китайской литературы.
Нельзя обойти вниманием китайскую поэзию, которая по праву считается одной из наидревнейших в мире. Вплоть до ХХ века она не испытывала на себе западного влияния, что позволило сформировать четыре уникальных направления — фу, цы, ши и цюй
Развлекательные романы — жанр литературы, ставший особо популярным в период династии Мин. Наиболее значимые из них — это «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Речные заводи».
Роль ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения.
Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни. Старинные кресты и иконы указывают на религиозную жизн, традиционная одежда подчеркивает национальную идентичность народа.
По тем идеям, которые мастера старались передать в своих изделиях, можно делать выводы о культуре прошедших времен. Также удобно изучать историю и традиции, обращаясь к наглядным предметам быта прошлых лет. Эффект от прикосновения к ним больше, чем от разглядывания картинок в учебнике.
Роль современного ДПИ в обществе весьма важна. Оно выполняет следующие функции;
познавательная (получение теоретических и практических знаний о новой деятельности);
эстетическая (формирование художественного вкуса);
образовательно-просветительская (изучение истории на примере предметов ДПИ);
обрядовая (прежде всего относится к религиозным предметам);
патриотическая (приобщение к национальной культуре за счет ознакомления с ее формами);
утилитарная (несмотря на важность эстетики, продукт ДПИ имеет практическое, полезное применение).
Архитектура
С возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц).
В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду (Кью Гарденс близ Лондона).
Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт).
Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.
Китайский мостик в Царском Селе
В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. Ринальди слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.