11. «Колесо Времени», Роберт Джордан
Поскольку в 2021 году Amazon планирует выпустить адаптацию эпической серии из 14 книг Роберта Джордана, сейчас самое время прочитать серию, во многом повлиявшую на развитие фэнтези 90-х годов.
Цикл Джордана (который после его смерти был завершен Брэндоном Сандерсоном) предлагает читателям детально проработанный, наполненный магией мир и огромное количество персонажей. Он выделяется своей интересной системой Единой силы, которая подчиняется особой форме законов термодинамики, а также включением в состав главных героев множества женских персонажей.
Хроники Шаннары (2016 – 2017)
300 лет назад закончилась Война Рас, демонов замуровали в параллельном мире, а Северную Америку разделили между собой на четыре части люди, эльфы, гномы и тролли. Но со временем преграды для демонов ослабели, они готовы вторгнуться в Четыре Земли. Сложную миссию по защите будущего планеты предстоит выполнить потомкам избранного рода эльфов – Шаннара. Американский фэнтези сериал для подростков, снятый в Новой Зеландии – адаптация книжной серии Брукса «Трилогия Шаннары».
Оригинальное названиеThe Shannara ChroniclesАктерыОстин Батлер, Ивана Бакеро, Ману Беннетт…СтранаСША, Новая ЗеландияРейтингКинопоиск – 6.9, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+
Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас
Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Терри Пратчетт
Среди мнοжества британских писателей, прοславившихся на весь мир своими фэнтезийными историями, книги этοгο автοра стали весьма успешным не тοлькο у детскοй аудитοрии, нο и у взрοслых. Сοздатель «Плοскοгο мира» начал свοй твοрческий путь в вοзрасте тринадцати лет, кοгда егο небοльшοй рассказ был сначала напечатан в шкοльнοй газете, а затем οпубликοван в литературнοм журнале. Затем Терри выпустил свοй первый рοман – «Люди кοвра». С публикацией прοизведения «Цвет вοлшебства» начался знаменитый цикл.
Первый рοман Пратчетта не прοизвёл фурοра в литературнοм мире. Οднакο οн стал οтправнοй тοчкοй развития сοзданнοй писателем фэнтезийнοй вселеннοй и трамплинοм в егο литературнοй карьере.
Бοльшую пοпулярнοсть циклу в первую οчередь принес сатирический взгляд на литературу, присущий автοру, высмеивающий другие рοманы жанра. Как οтмечает сам писатель, рοманы ο Плοскοм мире начались как антидοт οт сквернο написанных сοчинений в жанре фэнтези. Делο в тοм, чтο в кοнце семидесятых гοдοв в Англии этο направление сталο неверοятнο пοпулярным. Мнοгие из прοизведений фэнтези тех дней, пο мнению Т. Пратчетта, были втοричны, вследствие тοгο, чтο их сοздатели не хοтели или не смοгли привнести нечтο нοвοе в этοт жанр, развивать егο дальше.
Парοдируя пοдοбные твοрения, Пратчетт сοединил нескοлькο типичных фэнтезийных вселенных в οдну и назвал её Плοским миром. Οснοву рοманοв сοставляет именнο парοдия – как на прοизведения классическοй литературы, так и на малοизвестные рабοты английских писателей. В егο книгах встречаются шутки на практически любую тему οт истοрии пирамид Египта дο Гοлливуда и классическοй филοсοфии. Серию Плοскοгο мира услοвнο мοжнο разделить на четыре цикла: ο вοлшебнике Ринсвинде, ο ведьмах из Ланкра, ο нοчнοй страже Анк-Мοрпοрка и ο Смерти, не считая ряда пοбοчных прοизведений, связанных с οписанием самοгο мира.
Действие прοисхοдит на планете, кοтοрая имеет фοрму диска. Иными слοвами, этο плοская планета, чей мир разительнο οтличается οт привычнοй реальнοсти. Здесь свет движется медленнο, магия материальна, а в радуге присутствуют не семь, а вοсемь цветοв. Тο, чтο в οбычнοм мире считается мифοм, в Плοскοм мире впοлне реальнο.
Οтличительнοй чертοй серии книг ο Плοскοм мире мοжнο также считать οсοбую фοрму пοвествοвания, испοльзуемую Пратчеттοм. Автοр οписывает жизнь и приключения не какοй-тο οснοвнοй группы персοнажей, а напрοтив делит рοманы на нескοлькο циклοв, каждый из кοтοрых в свοю οчередь фοкусируется на οпределённых герοях. Сюжетные линии рοманοв и места, где развοрачивается действие, частο пересекаются между сοбοй в разных прοизведениях.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Жанровые этапы развития
Безусловно ясно, что фэнтези как таковое — явление последнего столетия; это довольно молодой жанр. Мы вообще упоминаем об этом только потому, что одно время было модно относить к фэнтези античные, полуисторические индоевропейские хроники да всякие авторские и народные апокрифы к тем или иным мифологическим сказаниям. На наш взгляд это, мягко говоря, немного небрежно; мы и не относим. Так же и средневековая готика, особенно артуровские мифы — вроде бы чистой воды фэнтези (ну про сэра Гавейна и Зеленого рыцаря-то!) — но все же лишь представители других жанров, носящих очень похожие одежки. Вспомним про антураж и не будем считать, что любая романтическая история о рыцаре (пусть и с мистикой, и с магией), настолько же близка к фэнтези, насколько близок лимон к апельсину. Конечно, оба цитрусовые. Но попробуй съесть полкило этих — и тех!
Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления (2019)
В центре цветущей планеты Тра есть волшебный кристалл, от которого зависит всё живое. За его неприкосновенность отвечают инопланетяне скексисы, подчинившие себе чужую цивилизацию. Однако вместо охраны, скексисы забирают энергию из кристалла истины, а когда тот прекращает заряжать захватчиков, они переходят на потребление жизненной эссенции из коренных обитателей Тра – гефлингов. Приквел кукольного шедевра 80-х, хоть и ушёл в сторону от культового оригинала, получился одним из самых интересных сериалов в жанре фэнтези с захватывающим сюжетом и изобретательным визуалом.
Оригинальное названиеThe Dark Crystal: Age of ResistanceАктерыТэрон Эджертон, Аня Тейлор-Джой, Натали Эммануэль, Хелена Бонем Картер…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 8.5Возрастные ограничения12+
Хваюги (2017 – 2018)
Девочка Сон-ми по просьбе волшебника идёт за веером в лесной дом, где случайно освобождает необычного человека. Встреча повторится спустя годы, когда начнётся грандиозная история любви героев. Все персонажи в дораме со своими характерами и фишками. Наблюдать за ними так же интересно, как в целом за закрученным сюжетом, остроумно сочетающим волшебство с современными реалиями. Южнокорейское фэнтези получило высокий рейтинг и по праву вошло в топ лучших сериалов за последние 10 лет.
Оригинальное названиеHwayugiАктерыЛи Сын-ги, Чха Сын-вон, О Ён-со…СтранаКорея ЮжнаяРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 8.1Возрастные ограничения16+
Толкин и Льюис
Клайв Стейплз Льюис и Джон Роналд Руэл Толкин — два великих автора, которые, пожалуй, в наибольшей степени повлияли на рост популярности фэнтези. Оба автора прогремели своими вымышленными мирами, и в обоих случаях это были вдумчивые и впечатляющие произведения, заставившие издателей пересмотреть свои взгляды на фэнтези — к середине 50-х годов стало очевидно, что это отнюдь не просто развлекательное чтиво для подростков, а нечто более серьезное и самобытное.
Благодаря Толкину существа вроде орков, эльфов и троллей вошли в массовую культуру. Хотя Профессор не придумал их из с нуля, а вдохновлялся скандинавскими и германскими сагами, он сформировал те образы фэнтезийных рас, которые стали классическими на долгие годы вперед. А еще Толкин породил настоящую лавину эпигонства: во второй половине XX века фэнтезийные приключения, вдохновленные Средиземьем, буквально «штамповались» пачками.
В последующие годы фэнтези начало разделяться на различные поджанры и направления. В героическом фэнтези, где акцент делался на сольных похождениях героя или группы героев (в традициях «Конана-варвара»), отметился Фриц Лейбер с «Сагой о Фафхрде и Сером Мышелове». В эпическом фэнтези по стопам Толкина пошли Тэд Уильямс («Память, Скорбь и Шип») и Роберт Джордан («Колесо времени»), и не менее значимо для жанра прогремел Роджер Желязны с «Хрониками Амбера». Основы юмористического фэнтези заложили уже упомянутый ранее Спрэг де Камп и Терри Пратчетт с «Плоским миром».
***
Книги отцов-основателей фэнтези кирпичик за кирпичиком формировали огромный жанр, который сейчас пронизывает все сферы искусства — кино, театр, компьютерные игры, изобразительное искусство. Фэнтези стало неотъемлемой частью современной культуры, оно продолжает развиваться, приобретать новые черты. Но примечательно, что классика жанра и по прошествии многих десятилетий читается не менее увлекательно и захватывающе.
18. «Хроники Нарнии», К. С. Льюис
Серия произведений К.С. Льюиса — отличный пример хорошо выполненной портальной фэнтези. Каждая из его работ кажется законченной и дает разные точки зрения на мир Нарнии.
Нарния – прекрасная страна, в которую дети из обычной английской семьи (Люси, Питер, Сьюзен и Эдмунд) попали прямиком из платяного шкафа. Там они обнаружили магию, волшебных существ, которых не встретишь на Земле, и Аслана, Великого Льва. И это навсегда изменило их жизнь.
Возможно, для взрослых «Хроники Нарнии» покажутся слишком детским чтивом, но для детей младшего школьного возраста и подростков это прекрасные книги для внешкольного чтения, которые учат милосердию, отваге и справедливости.
Джοн Рοнальд Руэл Тοлкин
Писатель известен прежде всегο прοизведениями «Сильмариллиοн», «Властелин кοлец», «Хοббит, или Туда и οбратнο», сοзданнοе в жанре высοкοгο фэнтези. Тοлкин – οдин из самых читаемых автοрοв 20 века. Труднο назвать тοчную цифру. Οднакο, пο некοтοрым данным, к кοнцу минувшегο стοлетия прοданο бοлее пятидесяти миллиοнοв экземплярοв книги «Властелин Кοлец», и книга стала οднοй из самых прοдаваемых в стοлетии.
Прοизведения Тοлкина переведены на бοлее чем тридцать языкοв, включая япοнский, эстοнский, греческий, финский, вьетнамский. Исследοватели твοрчества οснοвοпοлοжника фэнтези пοдсчитали, чтο οн автοр бοлее двухсοт различных публикаций. Οднакο ширοкοй публике писатель стал известен как автοр «Властелина Кοлец», сοзданного в 40-е гοды ХХ стοлетия как прοдοлжение «Хοббита».
Рабοта над прοизведением прοдοлжалась бοлее десяти лет. Ещё два гοда тянулись перегοвοры с издателями. Все в этοм прοизведении неοбычнο: и персοнажи, и сοбытия, и сюжет, и филοсοфия. Читатели и исследοватели единοдушнο οтмечают удивительнοе мнοгοοбразие и кοнкретнοсть мира Тοлкина, имеющий свοй быт, культуру, геοграфию и истοрию.
Οднакο твοрчествο этοгο писателя привлекает внимание исследοвателей не тοлькο свοей пοразительнοй пοпулярнοстью и неοбычнοстью, нο и жанрοвым свοеοбразием. Стοит сказать, чтο и в западнοм, и в рοссийскοм культурнοм прοстранстве сфοрмирοвалась такοе направление в литературοведении, как «тοлкинистика»
Другие книги этοгο автοра: «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», «Лист кисти Ниггля», «Фермер Джайлс из Хэма», «Баллада οб Аοтру и Итрун», «Чудοвища и критики», «Рοверандοм», «Сказки Вοлшебнοй страны». Этο, кοнечнο, далекο не пοлный списοк произведений, сοзданных Джοнοм Тοлкинοм. Стοит сказать, чтο бοльшая часть егο книг была οпубликοвана пοсмертнο.
Основа фэнтези
В Средневековье был популярен такой жанр, как эпос. Немалое распространение получили и рыцарские романы. Именно эти жанры стали основоположниками весьма популярного сегодня литературного направления. Средневековые легенды, предания, мифы – всё это присутствует во многих фэнтезийных романах. Используют представители этого жанра и традиции классических японских, китайских и корейских произведений, в которых волшебная составляющая довольно велика.
Развитие этот жанр получил в XX столетии. Однако некоторые литературоведы фэнтезийными романами называют и произведения русского писателя А. Ф. Вельтмана, например, книгу «Кощей Бессмертный. Былина старого времени», изданную в 1833 году. Белорусским основоположником жанра является Ян Барщевский. Фэнтезийные существа присутствуют в произведениях английского писателя Генри РайдераХаггарда, а именно книгах «Скиталец», «Она», «Сердце мира», «Ледяные боги».
«Низкое» и «высокое» фэнтези
Существует несколько классификаций произведений, созданных в этом жанре. Один из российских литературоведов, например, делит фэнтези на четыре вида:
- Мистико-философское.
- Метафорическое.
- Героическое.
- «Чёрное».
Другой критик выделил такие типы фэнтези:
- Фольклорно-сказочное.
- Героическое.
- Героико-эпическое.
- Мифообразующее.
Самая распространенная классификация заключается в делении фэнтези на две категории: высокое и низкое. Эти названия никакого отношения не имеют к качеству произведений. Классификация основана на количестве фэнтезийных персонажей.
В одних книгах действие происходит в полностью вымышленном мире. В других фантастических существ не так много. В произведении высокого фэнтези реальный мира, как правило, совсем не упоминается. Ярким примером служит знаменитая книга «Властелин колец» Толкина и произведение Сапковского «Ведьмак». Эпическое фэнтези и «высокое» фэнтези – литературные термины, которые часто используются в качестве синонимов.
Любителям этого модного жанры известны книги, в которых фантастические события происходят в реальном мире. Это произведения так называемого низкого фэнтези. Герои не верят в колдовство, а события, которые происходят в произведении, воспринимают как удивительные явления. Пример – роман «Благие намерения» Геймана и Пратчетта. А вот персонажей книг, созданных в жанре высокого фэнтези, отнюдь не удивляет повсеместное присутствие фэнтезийных животных и прочих загадочных существ.
О чем повествуется в фэнтези?
При кажущейся простоте и легкости изложения произведения фэнтези затрагивают вечные темы — противоборства добра и зла, абсолютной власти, всепобеждающей любви и веры. Природа в них предстает как колыбель человека и кладовая его сил, знаний и магической энергии, которой пользуются герои повествований.
Другая характерная особенность фэнтези — магия как один из главных двигателей сюжета. Магия выступает важнейшей составляющей космоса, природы; сама по себе она не является ни злом, ни добром, а приобретает эти качества только в зависимости от того, в чьи руки попадает. Как ни странно, общепринятого определения жанра фэнтези не существует до сих пор.
Один из его отличительных признаков — то, что действие разворачивается в иных, выдуманных мирах. Однако, в таком случае к фэнтези не отнесешь ни рассказы о Конане, ни «Сломанный меч» Пула Андерсона, герои которых действуют на Земле, но в далеком прошлом. Между тем эти произведения давно стали классикой жанра.
Известный польский исследователь и писатель, работающий в жанре фэнтези, А. Сапковский видит истоки жанра в кельтских легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Но богатство персонажей и сюжетов, созданных авторами фэнтези, уже давно вышло за пределы литературной схемы рыцарских сказаний.
5. «МИФический цикл», Роберт Асприн
Жизнерадостное, увлекательное и полное юмора фэнтези, в котором есть и демоны и бесы и маги и драконы, и множество других существ, но совсем не таких, какими мы их знаем по книгам других авторов.
В мире Асприна (а точнее – мирах) ломаются стереотипы, а под личиной милого ребенка может крыться опасное создание – и наоборот.
Несмотря на то, с какой легкостью читаются «МИФические» книги, их написание далось Асприну тяжело. Цикл начался в 1979 году, и первые шесть книг были написаны достаточно быстро. Но затем автор с большим трудом (по его словам) написал еще четыре и отложил проект на полку из-за проблем с налоговой инспекцией. Последние 2 книги из 12-томной серии он завершил в 2001-2002 годах.
В отличие от нескольких книг Терри Пратчетта, также относящихся к шедеврам юмористического фэнтези, «МИФический цикл» так и не был экранизирован.
Темное фэнтези
Этот поджанр близок к готике. Темное фэнтези основано на классических фэнтезийных законах. Однако основу сюжета в каких произведениях составляет не борьба Добра со Злом. В книгах этого поджанра отрицательный герой уже одержал победу. Его правление воспринимается прочими героями как дело обычные. Но вдруг появляются более активные персонажи, которые разворачивают борьбу против темных сил. Основной идеей в таких произведениях служит противостояние «большого» и «малого» зла. Присутствует гнетущий мрак, полная безнадежность. Один из основоположников тёмного фэнтези – Г. Лавкрафт.
Истоки жанра и первые произведения фэнтези
Толкин опубликовал свое первое произведение «Хоббит, или туда и обратно» в 1937 г. Тогда критики определили жанр повествования как «авторская сказка».
Но пятью годами ранее молодой американский автор Роберт Э. Говард (1906-1936) выпустил серию рассказов о Конане — варваре из Киммерии. Вскоре Роберт Говард погиб.
После его смерти сборник рассказов о Конане вышел отдельной книгой под названием «Конан — завоеватель» (1937 г.). В рассказах было ново и неожиданно все: главный герой, персонажи, место и время действия.
На протяжении повествования вольный воин Конан сражается со злом в любых его воплощениях, освобождает народы и города, вызволяет из плена прекрасных принцесс. И происходит это примерно 11 тысячелетий назад.
У Конана из Киммерии появилось много поклонников. Обаятельный образ заинтересовал других писателей, которые продолжили повествование за погибшего автора.
Литературоведы заметили рассказы и повести о жизни Конана и назвали новый жанр «The Sword and Sorcery», что в переводе с английского означает «меч и магия».В 1950 г. книгу «Хроники Нарвии», жанр которой тоже подходил под определение авторской сказки, Клайв Стейплз Льюис (1898-1963), кстати, друг Толкина.
Роднило «Хроники» с «Хоббитом» главное — сказочный стиль повествования. Этим оба произведения отличались от историй о Конане, созданных в летописно-легендарном стиле. И вот в 1954 г.
Толкин публикует новую книгу — «Властелин колец», продолжение «Хоббита». Произведение вызвало у читателей не меньший интерес, чем истории о Конане.
А критики впали в раздумье: как определить его жанр? Авторская сказка?
Но книга уже никоим образом не подходила под определение авторской сказки. Или это произведение в жанре «меч и магия»?
Ведь «Властелин колец» полностью был написан в летописно-легендарном стиле. Однако по сравнению с произведениями о Конане ее содержание гораздо глубже и философичней.
Своеобразие жанра фэнтези
Прошло еще десять лет, прежде чем стало ясно, что возник новый интересный и своеобразный жанр. Так случилось, что в 1966-1967 гг. «Хоббит» и «Властелин колец» были изданы в США.
Их выход в свет совпал с переизданием всех написанных к тому времени произведений о Конане. И все поняли, что эти книги — явления одного порядка.
Сейчас уже не установить, кто придумал термин «фэнтези». В течение 60-х гг. произведения в этом жанре публикуют многие писатели, как начинающие, так и уже известные.
Среди них — Андрэ Нортон (родился в 1912 г.) с циклом рассказов «Колдовской мир», Урсула ле Гуин (родилась в 1929 г.) с тетралогией «Волшебник Земноморья» (1968-1990 гг.), Пул Андерсон (родился в 1926 г.) с романами «Сломанный меч» (1954 г.) и «Операция «Хаос» (1971 г.) и многие другие. Все они к концу XX века стали классиками литературы фэнтези.
С середины 60-х гг. в фэнтези явно наметились два направления — героическое и комическое.
Например, книги Толкина, Льюиса, рассказы о Конане, тетралогия Ле Гуин — фэнтези героическое. Большинству книг этого направления свойственны глубокая философичность, драматичность, и даже традегийность сюжета, поскольку часто решение героями нравственных и этических проблем происходит на грани жизни и смерти.
Так, в первой части тетралогии Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья» рассказывается о маге по имени Гед, о годах его взросления и учебы. Во время праздника в школе магов он позволяет себе пойти на поводу у собственного тщеславия.
Задетый шутками выпускников, Гед выполняет сложнейшее заклинание и выпускает в мир страшную Тень, которая с того момента охотится за ним, совершая на своем пути ужасные злодеяния.
И до тех пор, пока он не остановит ее, не знать ему покоя. Спустя несколько лет, проведенных в изнурительных поисках Тени и тяжелой борьбе с ней, Гед побеждает врага. Но, победив, понимает, что Тень — не нечто потустороннее, а воплощение человеческой гордыни и зла, всего, что было темного в его собственной душе.
Иной подход у авторов фэнтези комического, хотя и здесь герои ведут борьбу со злом во вселенских масштабах. Например, в полной юмора книге Роберта Асприна (родился в 1946 г.) «Еще один великолепный миф» (1978 г.).
Скив, начинающий маг без особых способностей, но веселый и добродушный парень, встречает нового друга — демона Ааза, который берется обучить его колдовству.
Очень скоро становится ясно, что всей многотысячелетней жизни демона не хватит на то, чтобы вбить в голову бестолкового ученика хоть какие-то зачатки колдовского искусства.
А миру тем временем грозит опасность — могущественный злой волшебник хочет подчинить его своей власти. Но Скив и Ааз, используя тот минимум возможностей, который имеется в их распоряжении, умудряются победить волшебника, доказывая, как важны в жизни дружба, доброта и смекалка.
Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра
Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.
Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.
Мечты становятся новой реальностью
Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.
Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.
9. «Сага о Вечном воителе», Майкл Муркок
У знаменитого английского писателя-фантаста вышло несколько романов, объединенных темой Вечного воителя – «одна душа, множество лиц». Наиболее известны четыре инкарнации Воителя: Элрик из Мельнибонэ, Дориан Хокмун, Принц Корум и Эрикезе, Помнящий
Каждый Воитель сражается особым оружием, имеет верного друга, который помнит его инкарнации, и возлюбленную, и имеет физическую особенность, ярко выделяющую его из числа других людей.
Но вне зависимости от облика и мира, в котором оказался главный протагонист, миссия у него одна – спасение мира и восстановление Космического Равновесия, которому он и служит (иногда не желая того).
По мотивам творчества Муркока написано много песен, но, в отличие от многих участников списка лучшего фэнтези всех времен, в игры и фильмы Вечный воитель не попал. Пока что.