Фаюмские портреты: разбираем в общих чертах

Введение

Портрет мальчика по имени Евтихий.
из собрания Музея Метрополитен

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.).

«Ковбой Мальборо» Ричарда Принса 2016

Вам кажется, что перед вами фотография, сделанная в стиле итальянского вестерна?

Вам не кажется, это действительно одна из фотографий рекламной кампании для сигарет Marlboro, которую в 1989 году снял американский фотограф Норм Клейзен. А в 2016 Ричард Принс переснял рекламное фото, убрал с него брендовые отметки и продал с аукциона за $1 248 000.

Рекламные фотографы были в ярости, а сам Принс продолжил свое творчество в том же духе — он брал рекламные фотографии, добавлял к ним свои подписи, которые меняли весь смысл изображения.

Принс назвал эту практику жестом художественного присвоения. Многие фотографы, чьи работы Принс перепродавал и перепродает за миллионы долларов, подают на него в суд, некоторые процессы даже были выиграны. Но на стороне Принса часто оказываются художники, в том числе фонд современного искусства Энди Уорхола.

Погребальные портреты

Не следует путать понятия «погребальный портрет» и «посмертная маска». Посмертная маска является слепком с лица умершего и остается в мире живых как память об умершем.А погребальный портрет — это уже предмет декоративно-прикладного искусства. Такие портреты иногда изготавливали из драгоценных металлов или камней, но чаще из дерева, гипса или глины. В некоторых культурах погребальные портреты клали при захоронении на лицо покойника перед погребением. Портретное сходство погребального портрета, в отличие от посмертной маски, не обязательно – создатели могли и не обладать даром точной передачи черт личности.Фаюмские портреты были созданы в Римском Египте I-III вв. В то время Еги́пет был провинцией Римской империи, территория которой практически совпадала с территорией современного Египта (за исключением Синайского полуострова). Египет попал под власть Рима в 30 г. до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония.Фаюмские портреты находятся в коллекции многих музеев мира: Британского музея, Лувра, Музея Метрополитен в Нью-Йорке. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранятся 23 погребальных фаюмских портрета. Их обнаружили в Египте в 70-е годы XIX в. В 1909 г. в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву.

Портрет молодого человека (II в.). Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Что такое эллинизм

Искусство Римской Империи, не смотря на определенные региональные особенности, в основе своей было продолжением искусства эллинизма.Эллинизм сформировался в результате походов Александра Македонского на Восток. Греческие государства, образовавшиеся после этого похода, создали почву для смешения культуры завоевателей и местных народов. Вот эта вот смесь античной традиции с традициями древнего Египта, Персии и т.д. и есть эллинизм. Римская Империя, завоевав большую часть эллинистических государств, также вошла в культурный ареал эллинизма. И на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.

Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре, образцы которых дошли до потомков в той или иной степени сохранности. А вот об античной живописи можно было получить представление в основном из письменных источников или немногочисленных образцов монументальных росписей Древнего Рима, или же по росписям древнегреческой посуды. Со временем археология вносила свои коррективы в изучение истории живописи, все больше приоткрывая завесу над творчеством древних художников.

Своего рода сенсацией стала находка в в Египте полуразграбленных захоронений периода римского владычества. В  1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.

Первые находки были сделаны возле современного селения эр-Рубайят (которое расположено недалеко от древней Филадельфии), позднее к ним прибавились портреты, найденные чуть дальше, в местности Хавара (находящейся на месте некрополя древней Арсинои, которая ещё раньше называлась Крокодилополем). Поскольку большая часть артефактов  были найдены именно в районе Фаюмского оазиса, за ними закрепилось название «фаюмских портретов». Хотя позднее подобные картины были обнаружены и в других регионах Египта: в Мемфисе, Антинополе, Ахмиме и Фивах.

Всего на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по Р.Х. — время, когда Египет был завоеван римлянами. За несколько столетий до этого  в Египте правила греческая династия Птолемеев – потомков одного из соратников Александра Македонского. Правящей элитой, разумеется, тоже были греки. Потому неудивительно, что одновременно с традиционным египетским искусством существовало и искусство греческих завоевателей и синтезированное эллинистическое искусство, впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и религиозной жизни древних египтян указанного периода, в том числе и погребальных обрядов. До нас дошли примеры погребальных изображений, выполненных как  в более древней, собственно египетской традиции (рельефные погребальные маски), так и в более новой – греко-римской (погребальные портреты).

Автор бессмертной «Троицы»

Приняв монашеский постриг с именем Андрея (мирское его имя неизвестно) в 1405 году, мастер принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, а затем Успенского во Владимире. Эти масштабные работы Андрей Рублёв выполнял вместе с двумя другими выдающимися мастерами – Феофаном Греком и Даниилом Чёрным, речь о которых пойдёт ниже.

Творчество мастера считается вершиной в российской иконописи, достичь которой не смог ни один из мастеров. Наиболее ярким и известным его произведением является «Троица» – икона Рублева, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее Москвы.

Используя ветхозаветный сюжет, в основу которого положен эпизод, описанный в 18-й главе Книги Бытия (Гостеприимство Авраама), мастер создал композицию, при всей своей традиционности, намного превзошедшую все прочие аналоги

Отказавшись от лишних, на его взгляд, повествовательных деталей, он сконцентрировал внимание зрителя на трёх ангельских фигурах, символизирующих собой Триипостасного Бога – видимым образом Которого и является Святая Троица

Кайло и мотыга вместо фаюмских портретов

Солнце было в зените. На раскопе — усталое безмолвие, нарушаемое лишь выкриками приблизительно раз в минуту: 59.6!.. 57.2!.. Цифры обозначают высоту той или иной точки раскопа над уровнем моря. Они должны быть занесены на плоскостном плане предварительно начерченного в масштабе погребения. Это часть нашей повседневной рутины: начертанием занимается один человек, другой переставляет раздвижную рейку, третий смотрит в измерительный прибор и, что называется, оглашает.

Остальные сидели по раскопанным уже могилам и чертили, антропологи занимались привычным для них делом измерения черепов и костей, реставраторы очищали и покрывали защитным раствором Марусю. И тут вдруг бежит, размахивая руками и обливаясь потом, раис (бригадир) наших рабочих и кричит на ходу: есть, мол, потрясающая вещь, они очень надеются получить солидный бакшиш.

«Потрясающая вещь» оказалась торчащим из земли куском дерюги. Через несколько минут расчистки совком и щеткой перед нами предстал завязанный мешок с проштампованной надписью «сахарный песок». Однако нынешнее содержимое мешка к пищевым продуктам не имело никакого отношения. В разные стороны из него торчали острые углы каких-то предметов. Пока рабочий бегал в палатку, чтобы позвать экспедиционного фотографа, мы гадали — что бы это могло быть. Особенно ласкала воображение догадка, что это, мол, десяток фаюмских портретов, украденных, спрятанных, а потом забытых.

Люди Дейр-эль-Баната

Местный некрополь — двухуровневый. Верхние погребения относятся к раннехристианскому периоду и датируются приблизительно концом I века н. э. Значительно ниже находятся могилы греко-римского периода (IV век до н. э. — IV век). Таким образом, в течение двух с половиной веков христиане и язычники жили и умирали бок о бок. Переход к христианству никак не отразился на продолжительности жизни и не повлиял на рост числа жителей Дейр-эль-Баната. Из-за высокой детской смертности и болезней средняя продолжительность жизни по-прежнему не превышала 30 лет. Жизнь женщин в Дейр-эль-Банате, равно как и во всем древнем мире, была значительно короче мужской; роды были наиболее обычной причиной смерти. Лишь полтора процента женского населения доживало до 50. Средний рост женщин составлял 150—160 сантиметров. Мужчинам «повезло» больше: среди них около 25% доживали до 40 лет. Их средний рост составлял 160—175 сантиметров. В основном население Дейр-эль-Баната — как в греко-римскую, так и в раннехристианскую эпоху — занималось, конечно, сельским хозяйством.

Куда мы идем?

Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2-я половина II века н.э. Лувр, Париж

Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.

Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Таким тенденциям находят достаточно разные объяснение. Одни авторы полагают, что погребальные портреты ставятся на поток, становятся скорее ремеслом и лубком, чем искусством. Другие считают, что с развитием религиозных представлений на первый план выходит не художественный образ, а богословская идея, все больше сближающая новый стиль с иконописью. Иногда фаюмские портреты даже называют «иконами до иконописи» — ведь древние художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу.

Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж

Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.
В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Кто-то называет это потерей третьего измерения, кто-то — обретением четвертого, в котором картина обладает божественными качествами того, кого она представляет. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.
Так куда же они шли?

Дарий III, фрагмент копии греческой картины IV в. до н.э.; Портрет Алины, Фаюм I в. н.э.; Женский портрет, Фаюм, III-IV в. н.э.

Можно только догадываться, каких высот достигало греческое и римское изобразительное искусство. Скорее всего, фаюмские портреты — это не расцвет древней живописи, а ее закат — последнее дыхание уходящей античности перед началом ее вечной жизни.
Или, может, так?

Портрет жреца, Фаюм, II в. н.э.; Христос Пантократор, Константинополь, VI в. н.э.

Фаюмский портрет — предтеча и во многом источник византийской культуры. Это лики, которые перешагнули порог вечности и стали символами как поиска Бога, так и воссоединения с ним. Взгляд их огромных глаз, устремленный сквозь зрителя, познал нечто недоступное живым и передал это всему христианскому искусству.
Или…

Женщина в красной тунике. Фаюм, II в.; Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.

…фаюмский портрет — это древний импрессионизм, в котором проявилась передача художниками своих мгновенных впечатлений. Начало импровизационных техник, развитие культуры мазка, системы добавочных тонов и красочных лессировок, повлиявшее на живопись XX века.
А может быть…

Женский портрет, Фаюм, II в. н.э.; Незнакомка из музея Орсэ, 2016 г.

…не нужно никаких теорий, а достаточно оглянуться по сторонам и увидеть ожившие портреты рядом с нами? Взгляд этой девушки, скользнувший мимо меня в бесконечность, явился тем толчком, который привел к появлению этой записи.
Фотографии из Лувра и Венского музея истории искусств — автора, остальные взяты с сайтов указанных музеев или из Википедии.
 

Список литературы

1. Багдасаров Р. В. Три главных мифа об иконе//Журнал «Нескучный сад»/03.08.2010 //www.pravmir.ru/tri-glavnyx-mifa-ob-ikone/

2. Белый А. Вишневый сад. //www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/3134635/7098145/&uuid=4c99bf17-9169-11e1-aac2-5924aae99221&art=3134635&user=279516112&uilang=ru&catalit2

3. Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. № 9.

4. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

5. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. 6. Бычков В. В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 2009. 7. Бычков В.В. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий// Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006.

8. Вершилло Р. А. Богословие иконы/Антимодернизм.Ру – православная миссионерская энциклопедия. //antimodern.ru/icona/

9. Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых : / Императорский московский археологический институт имени Императора Николая ІІ. — Москва, 1913. 45 Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 240

10.Гройс Б. Е.«Gesamtkunstwerk Сталин». М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. //www.litres.ru/boris-groys-2/gesamtkunstwerk-stalin/

11.Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA – PRESS, 1974.

12.Иванов В. И. «Две стихии в современном символизме», 1908. //az.lib.ru/i/iwanow_w_i/text_0470oldorfo.shtml

13.Комаровский В. А. (граф Владимир Комаровский) Письмо об иконописи //Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа/ . – М.: Православный паломник, 1998. С. 150 -160.

14.Кофман А.Ф. Примитивистская составляющая авангардизма //Авангард в культуре ХХ века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / . – М.: ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, 2010. Кн. 1.

15.Лепахин В. В. Функции иконы/ //azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-obraz

16.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2т., т.1, М., 1994.

17.Нильс Оке Нильссон. Архаизм и модернизм// Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. – М.: Языки русской культуры, 2000.

18.Пеньяфлор-Расторгуева Н. В. Эстетико-теургический проект Серебряного века: заметки к интерпретациям феномена теургии// Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72.

19.Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. М., 2000.

20.Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского 1882 — 1883 гг. //www.vehi.net/soloviev/trirechi.html#_ftn1

21. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.

22.Флоренский П. Н. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

23.Хобсбаум Эрик. Изобретение традиций //Вестник Евразии, 2000, № 1. //cyberleninka.ru/article/n/izobretenie-traditsiy

24.Шахбазян К. «Символический реализм и язык иконы».  h ttp://kiprian- sh.narod.ru/texts/Symbol.htm

25.Шевеленко И. Модернизм как архаизм: Национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

26.Языкова И. К. Икона в духовной культуре России XX в./Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01/Ирина константиновна Языкова; М., 2005. 16

27.Языкова И. К.«Икона — это учение Церкви в красках». //halkidon2006.orthodoxy.ru/Icons_11/icons_2/985_Irina_Yazykova.htm

28.Языкова И. К. Понимают ли современные иконописцы смысл иконы? / Православие и мир// ежедневное интернет-издание. //www.pravmir.ru/irina-yazyikova-ponimayut-li-sovremennyie-ikonopistsyi-smyisl-ikonyi/

29.Ямщиков С. В. Отец Зинон: «Икона ничего не изображает, она являет…»/Псковская губерния, №31 (250) от 17 августа-23 августа 2005/ //gubernia.media/number_250/11.php

30.Chakovskaya L. Contemporary Russian Church Art—Between Tradition and Modernity // Orthodox Paradoxes: Heterogeneities and Complexities in Contemporary Russian Orthodoxy / Ed. By K. Tolstaya. Leiden; Boston: Brill, 2014.

Значение фаюмского портрета для развития мирового искусства

Все позднеантичные и византийские стили так или иначе вытекают из стиля египетских надгробных портретов коптского периода, поэтому не удивительно, что фаюмский портрет в истории римского искусства занимает первое место. Абсолютно точно, что по значимости и влиянию на развитие живописи и ваяния, у него нет соперников. Умение египетских художников создавать на своих картинах объём подтолкнуло римских мастеров искать собственные способы воплощения трёхмерных сюжетов на полотне и в мраморе.

Обратная перспектива, применённая египтянами при написании лиц, была заимствована у них для изображения на иконах ликов святых – лишённые чувственности темперные лица и очень большие глаза, устремлённые прямо на зрителя, как будто из другого, горнего, мира, вызывают ощущение многомерности пространства и причастности к нематериальной жизни.

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Его кисти принадлежат следующие работы:

  • «Христос Эммануил»;
  • «Христос – Великий Архиерей»;
  • «Богоматерь Елеуса Киккская»

и некоторые другие.

Это интересно: Санкт-Петербург: краткая история города

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

«Комедиант» Маурицио Каттелан, 2019

Тот самый банан, с которого началась еще одна волна мемов в соцсетях, когда любой объект, приклеенный скотчем к гипсокартону, становился предметом искусства.

Это настоящий банан, который был приклеен к стене скотчем на выставке Art Basel Miami Beach и продан за $120 000.

Скульптура-банан «демонстрирует, как мы приписываем ценность тем или иным вещам, и какие объекты мы ценим», говорилось в пресс-релизе галереи Perrotin.

Складывается ощущение, что современные произведения искусства, зачастую провокационные, играют не столько с формой и восприятием зрителя, а в целом заставляют нас по-новому взглянуть на собственную систему ценностей и задать вопрос:

Возраст изображённых персон

На большинстве портретов – люди молодого возраста и дети. Первоначально этот странный факт объяснялся низкой продолжительностью жизни, однако новейшие исследования, проведённые с помощью компьютерной томографии, выявили, что во многих случаях портреты писались с живых людей и долгое время украшали гостиные жилых домов, что вполне отвечало греческой традиции. Получается, что возраст изображённого не имеет отношения к возрасту усопшего!

Всё же эта точка зрения оспаривается рядом учёных. В пользу последней версии говорит и тот факт, что часть портретов сделана прямо на бинтах, покрывающих мумию. В указанном контексте новейшие исследования подтверждают, что, скорее всего, портреты были нарисованы уже после смерти, а индивидуальность им придали отдельные, оговоренные с заказчиком, детали. Эти же учёные высказывают мнение, что и сам силуэт, то есть набросок, контур лица, делался по каким-то общим схемам. В качестве аргумента приводятся также данные римской переписи населения.

Погребальные портреты

Не следует путать понятия «погребальный портрет» и «посмертная маска». Посмертная маска является слепком с лица умершего и остается в мире живых как память об умершем. А погребальный портрет — это уже предмет декоративно-прикладного искусства. Такие портреты иногда изготавливали из драгоценных металлов или камней, но чаще из дерева, гипса или глины. В некоторых культурах погребальные портреты клали при захоронении на лицо покойника перед погребением. Портретное сходство погребального портрета, в отличие от посмертной маски, не обязательно – создатели могли и не обладать даром точной передачи черт личности. Фаюмские портреты были созданы в Римском Египте I-III вв. В то время Еги́пет был провинцией Римской империи, территория которой практически совпадала с территорией современного Египта (за исключением Синайского полуострова). Египет попал под власть Рима в 30 г. до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония. Фаюмские портреты находятся в коллекции многих музеев мира: Британского музея, Лувра, Музея Метрополитен в Нью-Йорке. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранятся 23 погребальных фаюмских портрета. Их обнаружили в Египте в 70-е годы XIX в. В 1909 г. в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву.

140-170 годы. Музей Метрополитен.

130-180 годы.
Берлинский музей древностей.

180-200 года. Темпера, дерево. Утрачена нижняя часть изображения. Этот портрет не предназначался для похорон. Надпись: «Текосис, дочь Харсуниса, одиннадцати лет». Колледж Свартмор, Англия.

180-200 годы. 
Портрет девочки. Кембридж, музей Фицвильяма. Возможно, из Антинополя. Подпись: «Дидиме, 7 лет». При этом портрет соответствует иконографии мальчиков. Не исключено, что надпись сделана, потому что портрет мальчика внезапно использовали для погребения девочки.

190-220 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре в 1888 году. Британский  музей.

190-230 годы. Портрет девочки. Найдено в Рубайате в 1887 году. Бруклинский художественный музей.

220-250 годы. Темпера, лён. Музей Гетти. Венок символ Изиды, виноградная ветвь символ жизни и сердца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: