Стиль модерн в архитектуре: описание и фото-примеры

История зарождения

Зародился стиль Модерн в конце XIX века. Спровоцировала его появление та сумбурная эклектика, которая была распространена в оформлении интерьера. В то время элементы всех стилей смешивались, совмещались ради создания чего-то нового и необычного. Как бы дизайнеры того века ни пытались, интерьеры зданий были узнаваемыми, надоевшими. Ускорило возникновение Модерна техническое развитие. Но его не ждала большая удача, многие считали данный дизайн дурным тоном и отвергали наличие Модерна в своих домах. Чаще всего в стиле модерн оформляли свой интерьер неординарные личности с желанием выделиться из серой толпы.

Парадный вход дома по авеню Рапп №29 в Париже. Архитектор Жюль Лавиротт

Продержался Модерн на призовом пьедестале среди других дизайнов того времени совершенно недолго. Его популярность начала падать уже после 1910 года. В те годы роскошь модерна не окупалась дороговизной мебели, которую делали вручную.

Научно-технический прогресс развивался, и на место ручных ремесел пришли фабрики и конвейеры, что снизило популярность модерна. А Первая мировая война окончательно поставила крест на распространенности стиля.

Скульптура. Огюст Роден

Скульптура эпохи модерна отличается внутренней энергией, резкостью и динамичностью форм. Подобно картинам, статуи часто создавали как часть декора, связывая воедино с их помощью разные элементы убранства.

Самая известная скульптура эпохи модерна — «Мыслитель» Огюста Родена (1840–1917). Она с детства знакома буквально каждому из нас, а поза, в которой застыл отлитый в бронзе мужчина, стала хрестоматийной. Другие работы мастера («Поцелуй», «Вечная весна» и другие) не так популярны, но производят не менее яркое впечатление: они полны жизни, красоты и гармонии.

Поделиться ссылкой

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа» с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Ранний модерн

Архитекторы только учились импровизировать и старались придерживаться заведенных канонов. То есть, одна школа архитекторов построила пару домой в новом стиле, дала стилю название, а остальные проследили закономерности и слепо повторяли все, что видели.

Вот он ранний модерн. Менялся только декор. Но это все не относится к Гауди, говорят, он вообще не делал чертежей, а лишь смотрел на естественный рост своих домой.

До популяризации этого стиля, такие постройки себе могли позволить единицы. И это отличает ранний либерти — все постройки либо дворцы, либо частные резиденции элиты.

Но это было развитием стиля, фантазии. Каждый дом строился по уникальному проекту, каждый мечтал выделиться и запомниться. Именно ранний модерн отличается разнообразием и новизной мысли.

Русский модерн

Так как мы  говорим на русском и скорее всего все живем в России, то остановимся подробнее на том, что мы увидим вокруг нас.

Почему-то русские архитекторы взяли за основу стиля нашу культуру — сюжеты сказок, народные мотивы. Посмотрите на Казанский вокзал в Москве.

В Москве же Тиффани достиг наибольшей популярности и разнообразия. Не мудрено, основная элита страны жила тут и просто должна была оформить свои городские дома уникально, отлично от соседа, имеющего те же доходы. За модерном идите гулять по Остоженке.

В Петербурге нужно посетить всего два места, чтобы увидеть настоящий, яркий модерн. Сначала вспомните Невский проспект. Дом Зингера и Елисеевский магазин — ярчайшие представители модерна не только в России, но и в мире.

Второе место — Каменный остров. Тут редкие представители деревянного модерна. Дерево — нетипичный материал как для Тиффани, так и для сырого Питера. Спешите, вдруг сгниет!

Особняки есть и в других городах, имеющих историческое прошлое. Ведь знать везде хочет выделиться. Вот пример из Нижнего Новгорода.

Присылайте адреса российских и европейских домов в либерти стиле, их на самом деле очень много. И почаще смотрите по сторонам.

Испания

Особенности модерна в архитектуре Испании в том, что он основывался на возрождении культуры Каталонии. Мастеров интересовали аспекты местного художественного промысла и яркие исторические моменты, которые они стремились увековечить в своих произведениях.

В разговоре об испанском модерне всплывает имя Антонио Гауди, который был ведущим архитектором этой страны.

Гауди начинал работать в неоготическом стиле, но уже тогда отличался от прочих архитекторов. Элементы модерна видны в его ранних проектах (например, Каса Висенс). Они выражены уже в форме решеток, перил, кованых ворот.

Отец Антонио был кузнецом и многому научил своего талантливого сына. Очень часто, уже будучи матерым архитектором, Гауди многие часы проводил в кузнице, самостоятельно изготавливая металлические конструкции для своих творений.

Он предпочитал конструктивные решения. Например, почти все ворота были выполнены в форме параболических дуг. В Пале Гуэль Гауди применил облицовку стеклом и мозаикой для вентиляционных труб и дымоходов.

В основном все здания, сооруженные мастером, находятся в Барселоне. Особой популярностью у туристов пользуются обыкновенные жилые дома с немыслимыми фасадами. Они имеют волнообразную форму, облицованы глянцевой плиткой светло-голубого оттенка. Крыша тоже необычайна: черепица имеет неравномерную структуру, что делает ее похожей на чешую дракона. На здании есть несколько кованых железных балконов, своей формой напоминающих струящиеся по воде водоросли.

Самым таинственным и любимым зданием всех ценителей архитектуры является церковь Святого Семейства. История ее возведения довольно запутана. Гауди был глубоко религиозным человеком, и сооружение этой церкви лишний раз это подтверждало. Он стремился выразить все детали естественно и даже занимался изучением зоологии и биологии. Но, несмотря на полученные знания, его творение отличалось совершенно фантасмагоричными формами.

Внешние стены выступов и ниши были оформлены в готическом стиле. Восточный фасад, который был посвящен Рождеству Христову, Гауди оформлял довольно долго. Там появились фронтоны, напоминающие сталактиты, необычайной высоты башни, украшенные обломками цветной плитки.

Западный фасад был построен по эскизам мастера спустя почти тридцать лет после его смерти.

Центральная часть здания не достроена до сих пор. Работы ведутся также по наброскам великого архитектора, похороненного в крипте своего замечательного строения.

Основные характеристики

Несмотря на многочисленные названия, это легко узнаваемый стиль. Его основные характеристики:

  • стремление к внешней декоративности и
  • преобразованные растительные мотивы с текучими формами.

Богатый красивым декором, стиль модерн открыл новую эпоху, которую назвали Belle époque (Красивая эпоха).

Модерн в архитектуре Франции: rue Sédillot, Paris

Модерн в архитектуре представляет собой здания с

  • выступающими вперед или отступающими в глубину стенами,
  • разноцветные материалы,
  • декоративные колонны с вертикальными желобками,
  • рельефы растений и всевозможные фантастические орнаменты,
  • в декорациях частое присутствие женских силуэтов.

Меджународный выставочный центр (The Exposition Hall of the Secession), Вена, Австрия
Модерн в архитектуре, пример Венского сецессиона (арх. Joseph Maria Olbrich, 1873 г.)

К этому добавились окна с текучими линиями рам, лестницы с элементами растительности из металла, обвивающими перила. Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени.

Villa Ruggeri, Pesaro, Italy (арх. Giuseppe Brega)
Модерн в архитектуре, пример Либерти (1902- 1907)

Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов. Одновременно используются новые материалы для этого времени, такие как металл, бетон, железобетон и стекло. Повышается этажность зданий, увеличивается размер арок, окон, витрин.

Точкой отсчёта появления модерна считается Эйфелева башня в Париже, «яркий харизматический пример» (1889 год), высота которой достигла 324 метра.

Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он был порождён индустриальным обществом и отвечал его запросам

В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

Модерн в интерьере: Tassel House, Brussels (арх. Виктор Орта)

Русский Модерн

Расцвет русского модерна пришелся на период между 1896 и 1914 годами. В это время, по словам Андрея Белого, происходит «пересоздание жизни»: художники с увлечением творят мир вымысла, грез, объединяя реальность с собственными фантазиями, пересматривают эстетические ценности Античности, Ренессанса, классицизма, национального фольклора, наполняя их новым, современным содержанием. Восприятие окружающего мира через исторические аллюзии прошлого пронизано восторгом и упоением перед природой, музыкой, поэзией, театром.

Вслед за Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Андреем Белым художники, создавая свои произведения, ориентируются на духовный опыт человечества в самом широком смысле и соотносят образы прежних веков с современностью.

Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин и многие другие крупные, именитые художники привнесли в художественный язык плаката приемы станковой живописи, графики и театрально-декорационного искусства. Планомерноеформирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский, Е.П. Самокиш-Судковская и другие авторы.

Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи».

На выставке Лики модерна будут также представлены произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши. Зрители смогут увидеть полюбившиеся произведения талантливых мастеров начала прошлого столетия: Н.А. Андреева, К.Ф. Богаевского, Ф.В. Боткина, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.С. Голубкиной, В.И. Денисова, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, С.Т. Конёнкова, А.И. Савинова, Н.П. Ульянова. Это как уже хорошо известные по постоянной экспозиции вещи, так и те, что редко покидают запасники Третьяковской галереи. Таким образом, выставка продемонстрирует все многообразие стиля модерн в России, а также откроет широкому зрителю новые имена.

Экспозиция Лики Модерна логически продолжает недавно завершившуюся выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», проходившую в зале Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Фото обложки: И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Листопад. Портрет В.В. Иссинской. 1900-е. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея

Малоизвестные современные художники России. Скульпторы.

Пусть здесь не картины, а украшения, но они настолько прельстивы и любовны, что я не мог удержаться. В конце концов скульптор — это тоже художник. Да, художник может быть живописцем, графиком, иллюстратором или скульптором (ваш капитан очевидность). Тут представлены две девушки, чьи украшения не посрамили бы самого Рене Лалика.

Малоизвестные художники. Гримуар черной курочки.

В мастерской «Grimoire La poule noire», что в переводе «Гримуар черной курочки» (ваш капитан очевидность), хозяйничает Лера Прокопец. Лера — скульптор миниатюрист и просто шикарная дама. Она работает преимущественно с полимерной глиной и камнями. Лера создает потрясающие украшения в стиле, который я бы назвал готическое «арт-нуво». Такая, слегка ведьмовщинка, темная, но изящная красота. Ну еще бы, ведь это «гримуар черной курочки».

Черты стиля

Модерн сочетал в себе особенности художественного характера в различных произведениях, чем в значительной степени вовлекал во все сферы жизни и деятельности человека черты прекрасного и возвышенного. Это движение подразделялось на два основных вида:

  • Декоративное – во Франции, Бельгии, Германии.
  • Конструктивное – в Шотландии и городах Австрии.

А в итальянских и русских городах на развитие модерна оказали традиции национального характера (например, в неорусский стиль).

Стоит отметить, что стиль модерн в архитектуре, скульптуре и искусстве совместил в себе невероятное количество различных направлений и развивался под влиянием множества национальных культур и их традиций. Даже специалисты затрудняются определить границы конца эклектики и начала модерна, а также возникновения последующего стиля под названием ар-деко.

В Европе создаются ассоциации художественной направленности:

  • 1888 г. – Выставочное общество искусств и ремесел (Великобритания).
  • 1890 г. – Мир Искусства (Россия).
  • 1897-99 гг. – Объединенные искусственно-ремесленные мастерские, Немецкие мастерские художественных ремесел (Германия).
  • 1903 г. – Венские мастерские (Австрия).


Югендстиль в Риге

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Выставка 1900 года: начало новой архитектуры

Отель-Тассель

Первым признанным архитектурным объектом в стиле модерн, считается отель — Тассель, построенный по проекту Виктора Орта в Бельгии, Брюссель. Отсчет окончательного формирования, а затем победоносного шествия стиля Модерн по Европе, традиционно ведется с парижской выставки 1900 года. Павильоны выставки, легко воздвигнутые на берегах Сены благодаря новейшим технологиям Чикагской школы, демонстрировали абсолютно новую архитектуру. Полное отсутствие ровных линий. Арки, плавные очертания, богатый декор, восточные мотивы ярко украшают павильон Венеции, Русский павильон, другие строения. Интереснейшим арт-объектом от России, демонстрировавшим новые возможности металлургического производства, была знаменитая Пальма Мерцалова. Комиссаром России на выставке был сам Менделеев.

На фоне царившего Модерна, Эйфелева башня, впервые продемонстрированная на этой самой выставке, вызвала бурное негодование публики. Она выступала диссонансом к изысканной стилистике остальных павильонов, поскольку явно опережала время. Настолько яркий прорыв вперед не мог быть принят широкими слоями общества, воспринимался как уродливый демарш промышленности и крах цивилизации. Комфортный, чувственный Модерн — напротив, быстро очаровал и понравился всем.

Модерн и арт-деко

Особенности модерна

Внимательные читатели моего блога, наверное, заметили, что Модерн имеет определенные схожие черты со стилем арт-деко, о котором так же есть статья на сайте «Дизайн в жизни». И они будут правы.

Англоязычное название стиля Модерн звучит, как Арт-нуво, тогда как свое распространенное и известное нам название он получил уже в советское время. Тот факт, что у данного стиля нет единого названия говорит о том, что он не стал самостоятельным направлением в искусстве.

Главной чертой Модерна или Арт-нуво считается его стремление к выражению национального колорита, поэтому он такой разный. Однако прослеживается более устойчивое влияние культур таких стран, как Японии и отчасти Древнего Египта.

Особенности арт-деко

Для Арт-деко – это так же Древний Египет, древнегреческие мотивы, искусство Дальнего Востока и даже африканские мотивы, которым все же больше присущи угловатые формы, а не плавные, как в Модерне.

Главная черта обоих этих стилей – отражение роскоши и праздника, но в особой манере.

  • Арт-нуво или Модерн – это эротика, плавность.
  • Арт-деко – брутализм, прямота.

В какой-то степени я сравнила бы их с женскими и мужскими началами. Как вам такое олицетворение?

Если вы хотите больше понять отличия и сходства данных стилей, то обязательно прочтите статью «Стиль Арт-деко в разных сферах дизайна».

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезных материалов и советов, как сделать дом уютным и стильным

Отличительные черты модерна

Дизайнеры находят стиль модерн в интерьере, да и не только самым тяжелым, ведь на него повлияли устойчивые традиции нескольких стран, культур, он сочетает в себе элементы и атрибуты нескольких стилей. Исходя из этого, знатоки архитектурного искусства разделяют стиль на два условных направления: украшение и конструктивное. Дизайнеры черпали вдохновение также из народной культуры и традиций.

Отличить модерн от других стилей нетрудно. Модерн – это:

  1. Наличие элементов, изготовленных из натуральных материалов.Модерн не приветствует присутствие искусственных материалов. Легко доступным считается дерево. Из него изготавливают основные составляющие помещения, начиная от каркаса и заканчивая декором. Чаще всего для этих целей используются дуб и бук.
  2. Плавные линии. В модерне нет прямых линий или острых углов, только мягкие переходы, контуры. Узоры стиля имитируют элементы природы.
  3. Как в природе нет симметрии, так и в описываемом дизайне интерьера нет симметрии по вертикали и горизонтали.
  4. Витражи. Техника витража может быть любой – от дешевого псевдовитража до дорогого «тиффани». Применяют витражи в оформлении окон, дверей, светильников. Витраж должен сочетаться с остальными атрибутами комнаты и интерьера. Используют растительный и животный орнамент.
  5. Арочные окна, напоминающие витрины и стремящиеся вверх. Чаще украшены витражами с цветочными узорами. В некоторых помещениях можно заметить, что окна использованы не по назначению, а для декора, завершающего дизайн помещения.
  6. Природная тема – главная особенность модерна. Раньше декором интерьера были лилии, бабочки, стрекозы. В нынешнее время это стало необязательным, и украшения помещений выбираются по вкусу.
  7. Лестницы с широкими ступенями, коврами и перилами с ажурным узором.
  8. Прямоугольные или арочные двери с украшенными сверху мозаичным декором окнами. Также по бокам находятся окошки, декорированные витражами.

Лестница в Отеле Тассель, Виктор Орта, Брюссель

Особенности стиля Модерн прекрасно демонстрируются в работе Виктора Орта – естественные природные линии, растительный орнамент, отсутствие симметрии.

Стиль кантри в современном дизайне интерьера. Узнайте подробнее о стиле кантри, который так же «любит» природные орнаменты и материалы.

Литература

  • Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
  • Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
  • Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом М.Советский художник., 1990. 360 стр. ISBN 5-269-00028-8
  • Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. „Вопросы искусствознания“ 2-3/94, М., 1994
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления.Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992
  • Дьяченко А. Немецкая графика конца XIX — начала XX века» , М. 1989 г
  • Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993
  • Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
  • Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России. СПб. 1999.
  • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988
  • Лисовский В. Г. Стиль модерн в архитектуре. М.: Белый город, 2016.
  • Лисовский В. Г. Северный модерн: Национально-романтическое направление в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX-XX веков. СПб.: Коло, 2016
  • Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
  • Нащокина М. В.: Архитекторы московского модерна.,1998
  • Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
  • Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
  • Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
  • Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
  • Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
  • Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового времени. М.: Искусство, 1971
  • Сарабьянов Д. В. Стиль модерн.Истоки. История. Проблемы. В 2-х частях. М.: Искусство, 1989
  • Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
  • Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
  • Стернин Г. Ю. О Модерне // Музей. 1989. № 10
  •  Тубли М. П. . Эпоха модерна — пример синергетического культурного пространства. «Terra Aestheticae». Теоретический журнал Российского эстетического общества.№1(1), 2018. СПб.: Этезис, 2018. С. 145-169.
  •  Тубли М. П. . Так все же — «Стиль» или «Эпоха»? Архитектурный альманах. Выпуск 3, 2018. СПбГАСУ. СПб.: Издательско-полиграфический комплекс «НП-Принт, 2018. С. 19-27.
  • Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
  • Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008 ISBN 978-5-05-006996-2, 1-85627-832-8
  • Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987

Список источников

  • worlds-interior.ru
  • wiki2.org

Название

Модерн был распространен по всей Европе, нет конкретной страны, являющейся прародителем стиля. А это значит, что и общепринятого названия нет — каждая страна называла по-своему.

Общая концепция названий — новый, современный, свободный стиль. От своего языка отошла Россия — у нас его называли Модерн.

Вы наверняка слышали его французское название — ар-нуво. Или американское — Тиффани. Кстати в Великобритании он называется модерн-стайл. Еще популярно немецкое прочтение — югендстиль.

Испания не отличилась фантазией и назвала стиль — модернизмо. Зато Италия — молодец — стиль либерти. Но особенно мне нравится вариант Швейцарии — еловый стиль.

Модерн в Бельгии и Франции

В этих странах стиль имел название «ар-нуво». Начиная с 1880-х годов, в искусстве назревали перемены, шокирующие своей новизной. Впервые это проявилось в Доме Тассель архитектора Виктора Орте в 1892 году.

Самой изысканной его работой считается отель «Сольвей», возводившийся с 1894 г. по 1900 год. Комнаты в нем отделены съемными стенами из стекла, ну а главная роль отведена лестнице, как и во всех прочих проектах архитектора.

Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Вернувшись на родину, он тут же в корне поменял проект уже строящегося здания, известного как Кастель Беранже. В результате появился фантастический лестничный пролет с металлическим каркасом из железа, плитки и стеклянных элементов. В украшении фасада были использованы: кирпич, песчаник, щебень и глазурованная керамическая плитка.

К его проектам относятся павильоны метрополитена, Дом Куалльо и множество других вилл и особняков.

Макс Клингер

Немецкий живописец, график, скульптор Макс Клингер родился в Лейпциге в 1857 г. Учился в лейпцигской Школе искусств у известного мастера Ф. Брауэра. В 1874-1875 гг. он продолжил обучение в Карлсруэ в Академии художеств у К. Гуссова, а в 1876 г. начал посещать берлинскую Академию. Жил и работал в Лейпциге в Берлине. В 1879 г. посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель, где занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса.

С 1881 г. художник жил в Берлине, а с 1883 г. — в окрестностях немецкой столицы на вилле «Альберс». В 1867 г. Клингер вместе с А. Бёклином посетил Париж, а в 1886-1889 гг. — Италию. В 1892 г. он стал одним из основателей «Общества берлинских художников», а позднее вошел в мюнхенский «Сецессион». С 1897 г. Клингер — профессор графики лейпцигской Академии художеств.

Ранние работы художника отмечены влиянием академической живописи. В эти годы (конец 1870-х) он пишет картины на античные и исторические сюжеты («Падение у стены», 1878; «Смерть Цезаря», 1879).

В 1880-е гг. Клингер начал создавать произведения с символическим содержанием. С этого времени в его живописи преобладают аллегорические или фантастические образы («Морской бог в волне прибоя», 1884-1885). Его картины напоминают полотна Г. фон Маре, А. Бёклина, А. Фейербаха. О близости с искусством Фейербаха говорит, например, такая картина Клингера, как «Миссия», вытолненная в 1880 г. Художник натуралистично и несколько театрально изобразил на своем полотне сидящую у моря обнаженную женщину, рядом с которой стоят ворон и цапля.

В форме удлиненного панно (что очень характерно для живописи символистов) выполнены пейзажи Клингера «Вечер» (1882), «Горное ущелье» (1884), «Летний пейзаж» (1884-1885).

Живописца всегда интересовала тема скоротечности земной жизни и неотвратимости смерти. Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Легенда о золотом веке — времени, когда все люди были счастливы и жили в гармонии с природой, — нашла свое отражение в таких работах Клингера, как «Голубой час» (1890), «Источник» (1891-1892), триптих «Воспоминание о Париже» (1908). Эти полотна показывают зрителю фигуры прекрасных юношей и девушек, олицетворяющих давно ушедшие времена. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств.

Большой интерес представляет еще один триптих Клингера — «Христос на Олимпе» (1897). Художник помешает героев христианской истории в античную эпоху, ставя во главу угла Божественное начало. Это произведение свидетельствует об изменении живописных приемов автора: теперь главную роль в создании картины играет контур и цветовые пятна, с помощью которых Клингер моделирует объемы.

Искания в области новых художественных средств отразились и в скульптурных работах Клингера, в которых мастер сочетает разные породы мрамора с золотом, слоновой костью; покрывает скульптуры краской («Саломея», 1893; «Бетховен», 1902).

М. Клингер. Суд Париса. 1887 г.

Значительное место в творчестве Клингера занимают графические работы: афиши для выставок «Сецессиона» и прекрасные гравюры (серия «Перчатка», 1881).

Умер художник в 1920 г. Его творчество сыграло большую роль в развитии искусства модерна.

Как уже говорилось выше, модерн быт тесно связан с символизмом. Многие художники, работавшие в стиле модерн, на разных этапах своего творчества увлекались идеями символизма.

Северный Модерн в архитектуре

Архитектурный стиль модерн стремился отвечать практическим потребностям, но часто этому мешало нагромождение украшений. Напротив, Северный модерн (дат. Nationalromantik — национальный романтизм; Элиэль Сааринен) был более суровый, осмысленный и сдержанный, обращался к национальным истокам и абсолютно подчинялся функциональным требованиям.

В скандинавских странах присутствовали фантазии на тему викингов и элементы местного народного искусства.

Северный Модерн: Dalen Hotel, Norway

Особую известность получил северный Модерн в Финляндии за свою чрезвычайную простоту и функциональность.

Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, Финляндия (арх. Элиэль Сааринен)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: