Город Чандигарх в Индии (1950-1960 гг.)
Ле Корбюзье сразу же принял предложении от правительства Индии заняться постройкой целого города, рассчитанного на 3 млн. жителей. Зодчий понимал, что это поле не для создания его дерзких манифестов, и что здесь потребуется учесть жаркий и в тоже время дождливый климат страны. Со своей задачей архитектор справился на отлично, ведь после завершения строительных работ внешний облик города повлиял на все современные города. Первоначальный проект был разработан двумя американскими архитекторами – Альбертом Майером и Мэтью Новицким, но Ле Корбюзье внес в него значительные коррективы.
Город отличается своей строгой геометрией, большими проспектами, высокими зданиями жилого и административного значения. Чандигарх окружен зеленью, чтобы город «дышал» за счет вырабатываемого деревьями кислорода. Также озеленение, шириной 16 км., должно было предотвратить нежелательное расширение города за счет предместий.
Ле Корбюзье разделил весь город на сектора, которые похожи на маленькие государства. Каждому участку было условно назначена определенная функция – образовательная, жилая, коммерческая и т.д. Комплекс Капитолия, состоящий из главных административных зданий — Секретариата, Верховного суда и зала Ассамблеи — находятся практически за чертой города, и представляет собой отдельный архитектурный ансамбль.
Верховный суд имеет зонтичную крышу, которая отлично выполняет свои функции, спасая от жары и проливных дождей. Для создания тени, зодчий углубил все окна вглубь постройки между бетонными перегородками. Важную роль в качестве спасительной силы от сорока градусной жары выполняют искусственные водоемы, продуманные архитектором по всему городу. Также, чтобы справиться с условиями климата, Ле Корбюзье прибегнул к синтезу интернационального стиля и приемов индийского зодчества: он использовал солнцезащитные решетки «джали» в своих постройках. Сочетание индийской культуры и модернизма в чистом виде, позволило создать город, который понравится не только его коренным жителям, но и ценителям европейского архитектурного стиля.
Над проектом «Чандигарх» Ле Корбюзье работал со своим братом Пьером Жаннере, вместе с которым он создавал не только центральные улицы и проспекты, а и мебель для будущих квартир. Эта необходимость возникла из-за отсутствия поблизости мебельных фабрик, так как город возводился в чистом поле вдалеке от цивилизации. На сегодняшний день город Чандигарх считается одним из самых красивых и удобных городов в Индии.
Капелла Нотр-Дам-дю-О в городе Роншам, Франция (1950-1955 гг.)
Бетонная паломническая церковь, называемая еще капеллой Роншама, расположена на самом высоком холме в близлежащих окрестностях. Здание абсолютно не похоже на предыдущие работы Ле Корбюзье. Здесь нет ни плоской крыши, ни ленточных окон, ни правильных геометрических форм. Но до этого уже зрелому и опытному архитектору не доводилось принимать участие в подобных проектах. Находясь под влиянием византийской церковной архитектурой, зодчий решил провести эксперимент по слиянию модернизма и экспрессионизма.
Окна теперь не упорядочены, как было в прежних работах градостроителя, а разбросаны по всей площади стен, при этом каждое окно имеет различный размер. Благодаря витражным стеклам, такое решение позволило добиться весьма интересного освещения в разное время суток внутри церкви. Форма крыши, которая напоминает шапку монашки, на самом деле была навеяна морской раковиной. Из-за массивных стен белого цвета и необычной крыши, капелла Роншам чем-то похожа на гриб с деформированной шляпкой.
Из-за того, что во время паломничества церковь Нотр-Дам-дю-О не может принять всех посетителей, рядом был построен еще один алтарь и кафедра. После этого появилась возможность проводить службы под открытым небом, и вопрос с численностью прихожан был решен. Помимо паломников, сюда съезжается порядка 100 тысяч туристов каждый год. У них есть возможность зайти через северный вход, который условно является «черным». Через главные ворота их не пропускают по одной простой причине – на месте входа стоит массивная плита, поворачивающаяся на центральной оси. Она расписана самим Ле Корбюзье и имеет высокую значимость, как памятник архитектуры, поэтому ее старые механизмы открывают парадную дверь только во время больших церковных праздников.
Дворец Ассамблеи в городе Чандигарх Индия (1951-1962 гг.)
Одним из главнейших проектов, признанный наиболее удобным в плане функциональности здания, является Дворец Ассамблеи. Внешне сооружение имеет причудливый вид за счет поднятого вверх козырька, опирающегося на излюбленные архитектором пилоны. Высота бетонного гиперболоида с алюминиевым каркасом равна 37 м., и является главным элементом композиции. При своей простоте геометрических форм, сооружение удивляет разнообразием восприятия с различных ракурсов.
Внутри огромного бетонного параллелепипеда размером 90×90 метров расположен центральный зал (60×60 м), который, в свою очередь, условно делится на две части: зал Верхней палаты, имеющий пирамидальную крышу с остеклением, и зал заседаний гиперболоидной формы. Их верхушки «торчат» из плоской крыши здания, создавая дополнительный объем. Обе локации разделены высокими колоннами и несколькими пандусами соединяющими этажи ассамблеи. Благодаря сквозной системе вентилирования и созданию искусственных водоемов на территории дворца, в помещениях всегда прохладно, даже когда температура на улице достигает +40 °C. Массивные бетонные стены раскаляются снаружи, но изнутри они всегда остаются холодными.
По трем сторонам от залов расположены помещения для сотрудников и имеются отдельные входы. Стены покрыты мозаикой, цвет которой разбавляет бетонный интерьер здания. На столь масштабной площадке мозаика изображает небо и белые облака, что визуально увеличивает объем залов. Среди рисунков спрятана акустическая аппаратура, улучшающая качество звука в пустых помещениях.
Добавление
В 2006 году монастырь Кларисс, или Бедный Клэр, решили построить рядом с часовней. Сам Ле Корбюзье консультировался с Association de l’uvre Notre-Dame du Haut по поводу строительства монастыря, но конкретных планов так и не разработали. По инициативе настоятельницы сестры Брижит де Сингли Бедные Клары заказали Ренцо Пиано; ассоциация рассмотрела несколько архитекторов помимо Piano, в том числе Тадао Андо, Гленн Меркатт, и Жан Нувель. Когда в 2008 году были обнародованы планы, проект встретил большое сопротивление. Архитекторам нравятся Ричард Мейер, Рафаэль Монео, и Сезар Пелли подписал онлайн-петицию, осуждающую проект. Министерство культуры Франции, которое должно утверждать планы по изменению культурных достопримечательностей, одобрило дизайн Piano.
В октябре 2011 г. архиепископ Луиджи ВентураПапский посланник во Франции приехал благословить монастырь. Утопающий в зелени холма Бурлемон, монастырь состоит из двенадцати жилых домов площадью 120 квадратных футов для сестер с помещениями для совместной жизни (трапезная и мастерские), молельней для религиозных паломников и домиком для приема посетителей. Новый центр для посетителей, также вырытый в холме, образует основу монастыря, заменив тем самым сторожку 1960-х годов, которая закрывала вид на часовню из города внизу и была удалена в процессе строительства. Общий бюджет в размере 13 миллионов долларов был реализован за счет финансирования местных органов власти, благотворительных и религиозных пожертвований и продажи бывшего монастыря монахинь в г. Безансон.
Le Corbusier Furniture
As a young architect, Le Corbusier mainly worked with furniture that had already been designed. It was only after his move to Paris and when he was already a celebrity in the world of architecture that his interest in interiors and interior design grew. Le Corbusier paid particular attention to tables, cabinets and, at last, chrome and leather armchairs. Modern classics include the cube-shaped LC2 leather chair from 1928 and the 1929 chaise longue LC4, designed by Le Corbusier as a furniture designer. For years, together with Pierre Jeanneret and Charlotte Perriand, a wonderful selection of designer furniture has evolved that is now considered a hallmark of elegance. The designs include around 340 unique works from design classics to minimalist furniture and furnishings from the post-1930s.
Особняк «Савой» в городе Пуасси, Франция (1928–1931 гг.)
Основой заказов молодого архитектора-модерниста служили проекты вилл от богатых людей. Семья Савой заказала у зодчего виллу, так как главе семейства понравились смелые работы Ле Корбюзье.
Автор сооружения вновь прибегнул к своим «пяти отправным точкам архитектуры» и сделал главный акцент на расширении пространства и рациональном использовании застраиваемой площади. Бетонные колонны подняли второй этаж, поэтому вилла, как будто парит над землей. Благодаря освобожденному пространству на первом ярусе, постройка является неким продолжением существующего ландшафта и гармонично смотрится на фоне сада.
Совершенно ровная крыша позволяет использовать данную плоскость на свое усмотрение: для размещения сада, спортивного инвентаря, гриля или даже бассейна. Горизонтальное расположение окон повысило освещенность комнат и улучшило вентиляцию. «Интернациональный стиль» просматривается здесь повсюду – не загроможденный интерьер, обилие геометрических форм и рациональное использование внутреннего пространства.
Неприятные истории преследовали виллу «Савой» с самого начала ее постройки. Во-первых, бюджет превысил первоначальный расчет более, чем в два раза, во-вторых, строительство слишком затянулось и вышло за рамки назначенного времени. В-третьих, плоская крыша со временем дала течь, и хозяева дома подали на модерниста в суд. В-четвертых, семья Савой прожила счастливо в своем доме лишь 10 лет, потому что в 1941 году началась Вторая мировая война и к ним постучались немецкие солдаты. До 1944 года здание использовалась, как казарма для военнослужащих Германии, которые перед тем, как покинуть дом, залили в канализацию бетон, а, занявшие уже негодную для проживания постройку американские военные, стреляли по окнам, которые отлично подходили для мишеней. Вдова Савой по окончанию войны жила в другом месте, а особняк использовала в качестве сарая, рассаживая на когда-то прелестной лужайке овощи и зелень.
Пуасси расширялся и превратился в пригород Парижа. Власти хотели снести виллу и построить на ее месте школу, но в 1965 году умирает ее автор, который был похоронен как герой Франции. К тому же, один из архитекторов обжаловал такое решение и выслал документ в соответствующие органы, который поддержали многие модернисты из разных стран. Это спасло жизнь вилле «Савой» и сегодня она величественно стоит посреди огромной зеленой лужайки и олицетворяет идеал модернистского пуризма, в качестве музея авангарда 20-х годов.
Дом для рабочих в городе Штутгарт, Германия (1927 г.)
Для большинства архитекторов-модернистов одной из главных задач было создавать компактные и простые дома для проживания рабочих, но чтобы сооружения при этом имели современный вид. В Штутгарте есть небольшой район Вайссенхоф, в котором Ле Корбюзье вместе с Мисом ван дер Роэ, Петером Беренсом и другими архитекторами-модернистами реализовывали свои проекты по созданию жилых домов. Всего было построено 21 сооружение.
Простота и удобство – вот два основных критерия, которые характеризуют постройку зодчего из кирпича и штукатурки. Именно в проектировании этого здания начинающий архитектор из Швейцарии применил свои основные принципы строительства: дом на столбах, плоские крыши, свободная планировка, не зависящая от стен, ленточные окна, свободный фасад. Все пять принципов позволяют освободить внутреннее пространство, так как весь вес сооружения переносится на опорные колонны. Отсутствие несущих стен дает волю архитекторами совместно с дизайнерами создавать всевозможные комбинации планировки и интерьера помещения.
Чтобы освободить еще больше пространства внутри помещения, Ле Корбюзье продумал специальные передвижные ширмы, благодаря которым можно регулировать количество комнат и их размер. Также в спальнях были установлены выдвижные кровати, которые после сна можно было «спрятать» в стену. Установка больших панорамных окон позволила пропускать большее количество солнечного света, что делает дом экономнее. На сегодняшний день здание отреставрировано и имеет первоначальный вид. Сооружение используется в качестве музея.
Клуб Ассоциации текстильных промышленников в городе Ахмадабад, Индия (1954 г.)
На краю высокого берега реки Сабармати расположено трехэтажное здание, выполненное из монолитного бетона – это знание Ассоциации промышленников текстильного бизнеса. Ле Корбюзье вновь использовал некоторые принципы, свойственные его стилю, и поднял сооружение над землей при помощи мощных колонн. Крыша уже не плоская, а более подходящая для климата Индии – зонтичная. С парадного входа Ле Корбюзье решил сделать длинный пандус до второго этажа для заезда транспортных автомобилей.
Здесь используется сквозная система вентилирования за счет больших бетонных блоков, создающих проемы для проветривания. Эти же блоки создают дополнительную тень, поэтому от здания Ассоциации из грубого бетона (beton brut) всегда веет прохладой. К тому же, геометрические угловатости здания сглаживает озеленение, как вокруг постройки, так и в ней самой. Со стороны реки, где находится служебный выход, на стенах Ассоциации есть специальные ниши, с которых сверху и до самого низу свисают зеленые растения, создавая дополнительную тень. Особенностью постройки являются специальные экраны из волокна тростника. Эти же раздвижные панели способны поглощать до 35% влаги, что делает воздух более легким и свежим.
С тех пор прошло много времени и многие ткацкие фабрики прекратили свое существование в городе Ахмадабад, но Ассоциация промышленников продолжает работать на том же месте, что и 63 года назад.
Сайт
Plan du site et de ses évolutions
Ле Корбюзье (1955) |
(1) : Часовня Нотр-Дам-дю-О;(2) : пирамида мира;(3) : приюты для паломников;(4) : дом капеллана;
Жан Пруве (1975) |
(5) : колокольчик;
Ренцо Пиано (2011) |
(6) : Часовня Сент-Клер (молельня монастыря);(7) : Монастырь Сент-Клер;(8) : сторожка (ресепшн, выставочный зал) ..
Остатки часовни IV века
Расположение Notre Dame du Haut
Это место находится высоко на холме недалеко от Бельфора на востоке Франции. На месте, посвященном Деве Марии, была паломническая часовня, но она была разрушена во время Второй мировой войны. После войны было решено перестроить на том же месте. Новая часовня была построена для реформистской церкви, которая хотела сохранить свое значение. Предупреждая об упадке, реформаторы в Церкви в то время стремились обновить ее дух, приняв современное искусство и архитектура как репрезентативные концепции. Отец Мари-Ален Кутюрье, кто также спонсирует Ле Корбюзье для Ла Туретт комиссии, довел до конца неортодоксальный проект в 1954 году.
Часовня в Роншане уникальна в творчестве Ле Корбюзье, поскольку она отходит от его принципов стандартизации и машинной эстетики, вместо этого уступая место конкретной реакции. По собственному признанию Ле Корбюзье, именно этот сайт произвел непреодолимое впечатление. гений места для ответа, когда горизонт виден со всех четырех сторон холма и его историческое наследие на протяжении веков как место поклонения.
Это историческое наследие было вплетено в местность разными слоями — от римлян и до них поклонников солнца до культа Богородицы в Средний возраст, вплоть до современной церкви и борьбы с немецкой оккупацией. Ле Корбюзье также почувствовал священную связь холма с его окрестностями — Горы Юра вдалеке и сам холм, доминирующий над пейзажем.
Характер участка приведет к созданию архитектурного ансамбля, имеющего много общего с Акрополь — начиная с подъема у подножия холма и заканчивая архитектурными и ландшафтными событиями по пути, прежде чем, наконец, закончиться у sanctus sanctorum сама — часовня. Вы не сможете увидеть здание, пока не достигнете почти вершины холма. Сверху во все стороны открываются великолепные виды.
Павильон фирмы Philips и «Электронная поэма» Ле Корбюзье в городе Брюссель, Бельгия (1958 г.)
На всемирной выставке в Брюсселе Expo 58 в 1958 году проходил смотр достижений человечества. Это был крупнейший показ со времен Второй мировой войны и в нем принимали участие все страны мира. Здесь нашлось место и для павильона компании Philips, которую представлял гений модернизма Ле Корбюзье. Он предложил директорам фирмы свою «Электронную поэму», которая соединила в себе то, что до этого момента можно было воспринимать только по отдельности: музыкальные ритмы, видео презентацию, световые эффекты, шумы и тишину.
Макет самого павильона был разработан совместно с Янисом Ксенакисом, учеником Ле Корбюзье. По их задумке павильон вмещает до 500 человек и в течение 10 минут зритель наблюдает синтез искусства. После странного деформированного входа, человек попадает в небольшой зал с искаженными стенами. На двух противоположных стенах шла проекция картинок и видеоряд, на двух других вспыхивали одноцветные картинки, сопровождающиеся звуками и мелодиями. В помещении было установлено 300 колонок, которые располагались по углам. Они заполняли «палатку» необычным звучанием и создавали непередаваемую фантастическую атмосферу.
Электронную поэму на выставке Expo 58 прослушали около 1 млн. 250 тыс. человек. Всего на воплощение данного проекта потребовалось два с половиной года, включая создание поэмы, строительство площадки Philips и его демонстрацию других странах Европы.
Над музыкальным оформлением работал Я. Ксенакис, записавший 120 секунд музыки. Оставшиеся 480 сек. были написаны Эдгаром Варезом, который трудился в специальном ангаре технической компании Philips на протяжении 7 месяцев. Основные технические службы фирмы в значительной мере повлияли на финальный образ павильона. Например, специалисты по акустике Кальф и Так настояли на уменьшении каркаса «палатки» на 25% от общего размера и предложили изменить массу бетонных стен до 120 кг/м2. Таким образом, готовое помещение весило около 32 тонн и состояло из 4000 натянутых, как струны, железобетонных стяжек.
Профессор Дельфтского университета Фриденбург и инженер строительной компании «Страбед», Дуистер, внесли свою весомую лепту в создание данного проекта. Они рассчитали общий вес готовой постройки и соотнесли с возможностями опорных конструкций. Эти два человека вовремя заметил, что «палатка» может сложиться от сильных звуковых колебаний, поэтому предложили Ле Корбюзье разместить по центру несколько опорных балок. Но профессор и инженер придумали другой вариант, разделив стены на плоские части напряженного бетона, что позволило отказаться от опорных конструкций внутри помещения.
Работа над «Электронной поэмой» и павильоном Philips осуществлялась профессиональной командой, объединенной одной целью – слияние архитектуры, музыки и кино в один единый мультимедийный проект. Ежедневные старания по созданию идеального синтеза искусства, потребовали от них максимальной отдачи и объединения собственных сил для того, чтобы нажав на кнопку «Пуск», увидеть синтез движений музыки и цвета, поразивший миллионы людей.
Urbanism and Architectural Theory
In the course of his work as an architect, Le Corbusier developed a series of architectural principles, which he used as the basis of his designs. The design principles include the following five points by Le Corbusier: Pilotis (pillars), roof garden, open floor plan, long windows and open facades. Basically, Le Corbusier called for a radical change in architecture. This as a consequence of the developments in technology and the rapid change in living habits between the 19th and the 20th century. For Le Corbusier, it was always clear that the architect had to concentrate on people approached as a large collective group, thinking as a visionary and inventor. He had planned cities, was able to build a city with Chandigarh in India and had always tried his best to express his view of urbanism in real architecture. Today, the urban ideas of Le Corbusier are the guiding principles of modern urban planning.
- Books
- Chandigarh
- 5 points of architecture
- Architectural Polychromy
«Марсельская жилая единица» в городе Марсель, Франция (1947—1952 гг.)
Многоквартирный дом, называемый Unité d’Habitation (Марсельский блок), состоит из 17 этажей, которые опираются на мощные колонны. Сооружение включает в себя 337 квартир различного типа, но основное количество из них спроектировано в стиле «дуплекс» и занимают два этажа.
Работая над созданием Марсельского блока, Ле Корбюзье, сам того не зная, открыл новое течение – брутализм. Это произошло после того, как зодчий применил технику грубой заливки бетона «Béton brut» и вместо смягчения внешнего вида отделки, наоборот, подчеркнул его. А для того, чтобы здание не выглядело угрюмым, архитектор разукрасил лоджии однотонными и яркими цветами.
Дом может вместить до 1500 жильцов и имеет следующие параметры: длина — 138 м, ширина — 25 м и высота — 56 м. В «бетонном параллелепипеде» были предусмотрены кафе, библиотека, магазины и даже сад и спортзал на плоской крыше здания.
На сегодняшний день Марсельский блок находится не в самом лучшем состоянии и там проживает не так много людей. Этаж, где были расположены кафетерии и другие заведения, сейчас арендует «Hotel Le Corbusier». На крыше уже давно нет спортзала, а вместо него был создан выставочный зал под открытым небом. Марсельская жилая единица считается достопримечательностью города и поэтому здесь частенько проводятся экскурсии для туристов.
Le Modulor
The Modulor is a measurement or proportioning system developed by Le Corbusier to put mankind back into the center of architecture and design. It is a recurrent proud human silhouette, which takes its place in the art and buildings conceived by Le Corbusier. Based on the golden ratio and the human proportions, it is an attempt of architecture, in the tradition of Vitruvius, to take a human dimension as a mathematical order. The “The Modulor”, published by Le Corbusier in 1949, is one of the most important writings in architectural history and theory. The Modulor is used, for example, in the Unité d’habitation in Marseille and in the Convent La Tourette. Both of these architectural works by Le Corbusier are built according to modulor dimensions.
Центральные учреждения Организации Объединенных Наций в городе Нью-Йорк, США (1947–1951 гг.)
В 1947 году было принято решение о создании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и полностью утвержден план архитектуры будущего строительства. Известный американский филантроп Джон Рокфеллер-младший, выделил из собственного бюджета 8,5 млн. долларов для того, чтобы выкупить участок под застройку, где в то время находились скотобойни и железнодорожное депо. Этот жест позволил ускорить утверждение Нью-Йорка в качестве места для объединения всех государств мира. С тех пор данный участок, площадью более, чем 73 тыс. м2 , является международной территорией.
В состав почетной группы из 13 человек, работавшей в то время над проектом, входил и Ле Корбюзье. Изначально он числился, как главный архитектор, но из-за разногласий с куратором проекта Уоллесом Харрисоном и Оскаром Нимейером, который был избран в качестве директора по планированию, от идей Л. Корбюзье почти не осталось и следа. В официальном списке архитекторов даже забыли указать его фамилию.
Согласно чертежам Ле Корбюзье, весь комплекс зданий должен объединяться в один единый блок и не выглядеть как отдельные проекты. А вот здание Секретариата, согласно задумке автора, должно было в основном состоять из высоких стеклянных панелей и иметь плоскую крышу. Этот пункт был принят голосованием всех архитекторов, участвовавших в работе, и поэтому Секретариат имеет именно такой вид, каким его можно увидеть сегодня. Единственное отличие касается этажности сооружения, так как изначально задумывалось возвести 45 этажей, но из-за сокращения бюджета от 80 млн. долларов до 60 млн., здание пришлось «укоротить» до 39 этажей. Ле Корбюзье также разработал центральный вход в виде изгибающейся крыши, чем-то схожей с ангаром. К моменту завершения строительства, штаб-квартира ООН считалась образцом самого современного архитектурного дизайна на Манхэттене.
На сегодняшний день, здание Секретариата, куполообразный зал заседаний Генеральной Ассамблеи и Крыло конференций открыты для посещения туристами.
Церковь Сен Пьер в городе Фирмин, Франция (2006 г.)
Данный проект Ле Корбюзье разработал еще в 1962-1963 годах, а строительство началось 1970 году, через 5 лет, после смерти французского архитектора. Из-за недостатка финансов и медленного продвижения работ, строительство было заморожено через 9 лет, после закладки первого кирпича. И лишь в 2003-2006 годах последователь Ле Корбюзье, Жан Франсуа Гранж Шавани, завершил проект церкви.
В одно время напротив недостроенного сооружения хотели возвести спортзал, который угрожал целостности здания, но местные власти и жители города Фирмин восстали против такого соседства. Присуждение церкви Сен Пьер значения памятника архитектуры спасло здание от сноса в будущем.
Сооружение имеет очень экстравагантный вид, но его форма выбрана архитектором неспроста. Нижняя часть постройки имеет прямоугольное основание, но чем выше оно поднимается, тем больше смягчаются его угловатости. Это является неким символом перехода от быта к духовному началу. За основу формы церкви Сен Пьер были выбраны гроты и сталеварные печи, которые являются неотъемной частью промышленной жизни города Фирмин. В этой архитектурной достопримечательности нет окон, но вместо них проделаны отверстия в пололке и стене, которые, в зависимости от времени года и расположения солнца, создают уникальное освещение.
Это лишь некоторые работы великого гения модернизма Ле Корбюзье, который первым в свое время отказался от образов античности в пользу железобетонных каркасов интернационального стиля. За свою жизнь он издал немало книг, которые помогли в формировании новых архитектурных течений.
Здание Центросоюза (Наркомлегпрома) в городе Москва, Россия (1928—1935 гг.)
В 1928 году Ле Корбюзье победил в конкурсе на создание офиса Центрального союза потребительских обществ. Будучи уже известным архитектором, он с радостью принял известие о своей победе, но при непосредственном возведении сооружения в России, возникли некоторые противоречия с Николая Колли – куратором проекта.
Ле Корбюзье не хотел выбирать столь темные цвета для фасада и имел другое представление о механизме вентилируемости и теплоснабжения офиса. Оконная система вентиляции, предложенная французским архитектором, не оправдала своих надежд, ведь летом внутри здания было очень жарко, а зимой, наоборот, холодно. А в результате изменения политической ситуации в России, после 1930 зодчий больше не приезжал в Москву, и стройкой всецело занялся Н. Колли.
Среди характерных штрихов для Ле Корбюзье можно отметить зал заседаний, отличающийся своей просторностью за счет тонких колонн. Вместо лестниц здесь используются длинные пандусы, по которым работники офиса передвигаются между этажами. Внешне здание напоминает какого-то робота или фабрику, что было для 20-х годов очень необычным и смелым решением. В наше время офис воспринимается совсем иначе. Например, полукруглый фасад корпуса расположенный со стороны проспекта Академика Сахарова (ранее Ново-Мясницкая улица), похож на центральный вход, хотя он задумывался, как служебный. Главный вход в здание, отличающийся своим остеклением, предусмотрен с другой стороны дома.
Ле Корбюзье – пионер архитектурного модернизма и функционализма
Самые известные работы великого французского архитектора
Настоящее имя Ле Корбюзье – Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. Будучи творческим человеком, он отказался от своего длинного имени и отдал предпочтение короткому и лаконичному Ле Корбюзье – именно так звали одного из предков архитектора по материнской линии. Теперь его псевдоним узнают во многих странах мира и называют «архитектурным чудотворцем».
Родившись в 1887 году в городе Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, зодчий с малых лет хотел продолжить дело своего отца – потомственного часовщика-гравера. Но с возрастом у него появилась дикая страсть к архитектуре, которая заставила забыть о гравировке на часах и уделить все свое время получению знаний в этой области. Ле Корбюзье подолгу сидел в библиотеках, ходил на всевозможные выставки и лекции, получая все больше информации в сфере строительства и архитектуры. Он стал последователем модернистской архитектуры и подолгу засиживался в мастерской Петера Беренса, где познакомился и работал с немецкими зодчими Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом.
В 1919 году Шарль-Эдуар Жаннере-Гри переехал в Париж, и под своим настоящим именем начал работать экспертом-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона». Немного позднее он начинает издавать собственный журнал под названием «Новый дух», что еще раз говорит о всесторонней развитости гениального Ле Корбюзье. На страницах журнала архитектор публиковал весьма смелые и дерзкие статьи, в которых выражал свое негативное мнение по поводу буржуазной архитектуры, описывая недостатки стиля, аргументируя их отсутствием соблюдения требований того времени.
Уже в 1925 году смелый новатор представил свой проект «План Вуазен», который касался кардинальных изменений центральной части Парижа. По замыслу Ле Корбюзье, новая Франция должна была распрощаться со зданиями, расположенными на 240 гектаров в центре города для возведения современных небоскребов и расширения улиц города. Модернисты всего мира, узнавшие о задумке автора, восторженно ликовали и восхваляли «смелость мысли» зодчего, чего нельзя было сказать о французских архитекторах старой закалки. После этого, подобное разделение мнений на два лагеря случалось почти с каждой работой Ле Корбюзье.
Architectural Polychromy / Polychromie Architecturale
Le Corbusier’s Architectural Polychromy is a masterpiece. It consists of 63 fascinating colours, divided into 9 colour groups. The shades themselves were created by Le Corbusier in two colour collections in 1931 and 1959. The shades form a masterly and coherent colour system. In addition, they are colours of nature and harmonious. What makes the Architectural Polychromy unique is that all colours can be freely and impressively combined with one another. The 63 colours of the Architectural Polychromy are chosen so that the desired colour effects can be made simply, excluding automatically negative effects from the outset. Le Corbusier’s Architectural Polychromy is the ideal tool for masterful architectural colour design. Le Corbusier took advantage of the opportunity offered by Salubra (a former wallpaper company) to publish the polychromy as a wallpaper collection.
Центр визуальных искусств в городе Бостон, США (1959-1962 гг.)
Если не брать в расчет штаб-квартиру ООН, в архитектурных документах которой даже не упоминается имя архитектора, то проект Центра для изучения изобразительно искусства считается единственной постройкой автора, созданной в Америке. В здании, площадью в 4 047 м², размещаются классы, графические мастерские, художественные галереи и залы для выставок и проведения лекций, кинопоказов и других мероприятий.
Изначальная задумка сооружения заключалась в создании такого места, где студентам Гарвардского университета можно было привить любовь к художественному видению мира. Центральная часть здания выполнена в форме куба – простой геометрической фигуры, что свойственно модернистскому стилю. К этой части постройки пристроено еще два крыла закругленной формы. Через весь Центр проходит длинный пандус S-образной формы. Проходя по нему, можно сквозь большие панорамные стекла увидеть, что происходит на первом и втором этажах. Он выполняет не только функциональную роль перехода, но и служит, как символ моста между миром искусства и обыденной жизнью.
Перед началом работ, архитектор-модернист приезжал в Бостон всего один раз, для того, чтобы узнать детали заказа и ознакомиться с территорией, на которой предполагалось возведение Центра. Студенты жаждали встречи с гением архитектуры и сильно обиделись на дирекцию Гарвардского университета, ведь те собирались скрыть приезд Ле Корбюзье. В знак протеста они разрисовали одну из стен блока искусств углями, изобразив себя в виде индейцев, ищущих по следам своего кумира.
Чтобы справиться с поставленной задачей, которая заключалась в создании сооружения с гибкой планировкой, модернист распланировал пространство следующим образом:
– На первом этаже находились кабинеты для работы с фотографией, а также зал для проведения лекций.
– Второй этаж был отведен для мастерских открытого типа, чтобы все желающие могли наблюдать за работой отдельных групп. Это было сделано для того, чтобы вызвать интерес у студентов к различным видам искусства, ознакомившись с их аспектами в качестве зрителей.
– Третий этаж не имел точного назначения и мог использоваться, как угодно.
– На последнем четвертом этаже расположилась огромная мастерская по созданию скульптур из различных материалов.
Весь Центр изобразительного искусства насыщен элементами модернистского стиля в виде длинных колонн, линейного размещения окон, наличия простых геометрических форм и ярких одноцветных фрагментов. Внешние фасады выполнены с применением техники «beton brut», которую отлично освоил зодчий за время своей карьеры. Единственным недостатком Центра считается отсутствие большой аудитории хотя бы на 200-300 человек.
Art
Purist as well as abstract art pieces were created in the form of paintings and drawings by Le Corbusier. Wood sculptures – objects that Le Corbusier created in his old age – are also among the artistic works of Charles Jeanneret aka Le Corbusier. In the art of Le Corbusier, in motifs, in forms and colours, icons of architectural works are always being represented. Many of his letters have paintings and drawings on them. Le Corbusier created a kind of secret and very private diary by painting on paper and canvases. As he grew older, he devoted himself more and more to the study of shapes, images and colours, which increasingly captured his very own style. A great work is the “open hand”, a unique sign of give and take, peace, happiness, also expressing the unity of humanity.