Терпенье и труд…
Через полгода, в начале 1865-го, Сезанн уезжает в Париж. Готовится к Салону, но почти спокоен – уже уверен, что он особенный («Я само напряжение»), в то время как работам принятых на выставку не хватает темперамента (так он считал). И на этот раз полотна Сезанна отклоняются…
Этот сценарий будет повторяться 18 лет! Лишь в 1882 году, единственный раз, произведение Поля Сезанна будет принято в Салон. Поистине упрямство прокладывает дорогу. Но ни тогда, ни десятилетиями позже к такой живописи публика готова ещё не будет. До 55 лет покупать картины художника будет практически один человек – коллекционер Ива Танга.
В биографии Поля Сезанна есть легенда об удаче упорного живописца в виде его встречи с арт-дилером Амбруазом Волларом, который торговал предметами искусства с 1888 года, а в 1893-м открыл собственную галерею в Париже. Месье Воллар, заглянув в мастерскую художника, купил все его картины, полторы сотни полотен. Выставив наиболее скандальные из них, как работа под названием «Купальщики на отдыхе», на витрину своей галереи, хозяин рисковал оставить витрину без стекла, но через некоторое время все работы были раскуплены, принеся Воллару неплохие барыши. В последующем эта человеческая и коммерческая связь укрепилась, художник шутя упоминал арт-дилера как «работорговца». К тому времени, Луи-Огюста Сезанна уже не будет. На наследство Поль на окраине Экса приобретёт домик и устроит там свою затворническую студию, лишь посылая в Париж письма сыну.
Учёба в Эксе
В 1848 году Поль становится полупансионером в школе Сен-Жозеф. Он прилежный ученик, усидчивость позволяет быть на хорошем счету. Уроки рисования Поль особенно не выделял, занимался с таким же усердием, как и другими предметами. Но обрадовался, когда отец подарил ему коробочку акварельных красок и увлечённо раскрашивал картинки в журналах.
В 1852 году 13-летний Поль поступил в коллеж Бурбон – настоял отец, ведь здесь учились дети из местных добропорядочных семейств. Учится по-прежнему ровно и одинаково прилежно по всем предметам. В стенах коллежа Поль тесно сдружился с Эмилем Золя, будущим писателем. Они не были одноклассниками, но однажды заступившись за Золя, которого обижали, Поль сам обрёл в нём больше, чем опору. Третьим товарищем стал Батистен Байль, одноклассник Поля. Троица неразлучных друзей упивалась книгами и мечтами, взрослела, с годами их дружба только крепла. В 1858 году Золя с матерью уехал учиться в Париж. Поль очень страдал, но взросление это и умение расставаться, и строить свою взрослую жизнь.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА ОБ ИСКУССТВЕ
«Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения».
«Мой возраст и моё здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить моё искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено».
«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».
«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».
«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока».
«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!».
«Когда ты в своей работе хоть немного продвигаешься вперед, это достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами».
Вариант перевода: «Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы».
Другой вариант перевода: “Труд художника, которым он достигает совершенства в своем деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают».
«Одобрение других — это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным».
«Я достиг некоторых успехов. Почему так поздно и почему с таким трудом? Неужели искусство и вправду жречество, требующее чистых душ, отдавшихся ему целиком?»
«Мне нечего скрывать в искусстве. Только изначальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которую он должен достичь».
«Мне кажется, с каждым днем я продвигаюсь вперед, хотя и очень медленно».
«Даже с маленьким темпераментом можно быть настоящим живописцем, и можно писать хорошо, не будучи специально колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественное чувство, и вот это-то чувство является пугалом для всех буржуа. Институты, Стипендии, отличия, придуманы только для глупцов, шутов и пройдох. Бросьте критику, занимайтесь живописью. Спасение — в ней».
Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.
Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.
Чужие краски
Первые акварельные краски, которые попали в руки маленького Поля, были не очень-то яркими. Его отец Луи-Огюст Сезанн, удачливый шляпник, а позже сказочно разбогатевший банкир, никогда не гнушался мелкими и сомнительными способами заработать. В том числе скупал старые вещи у обанкротившихся соседей. В старой коробочке акварели, которая оказалась в общем ворохе скупленного, основные цвета кто-то давно использовал, но Полю вполне хватило коричневого и черного. Ярких красок в его детство добавляют только две вещи – дружба и почти круглый год солнечная природа родного городка Экс, куда его будет тянуть всю жизнь, куда он будет сбегать из Парижа каждый год и который напишет сотни раз. Одна только гора Сент-Виктуар появится на картинах Сезанна больше 60 раз. Он сбегал из дома при малейшей возможности, ходил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля, дни напролет мечтал вместе с ними, глядя в жаркое небо Прованса, о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Эта неразлучная троица – блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они наизусть выучивают Вергилия и взахлеб читают Гюго и де Мюссе, ежегодно соперничают в количестве полученных медалей.
Для маленького нищего Золя, который ютился с мамой и бабушкой в полупустых съемных комнатах, мечта о богатстве была такой же далекой и фантастической, как и фантазия об идеальной любви. А вот Поля с души воротит от упоминания о деньгах. Его отец только и занят, что зарабатыванием денег, и единственному своему сыну уже придумал готовый надежный план жизни. Отца Сезанн боится до оторопи, до немоты, и будет бояться всю жизнь. Он поступит от этого страха на юридический факультет, он даже в 40 лет будет пешком преодолевать десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин, будет 17 лет скрывать от старого Луи-Огюста свою любовницу и сына. Только одно его личное решение окажется сильнее этой маленькой домашней тирании – непреодолимое желание рисовать.
Личная жизнь
Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.
Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.
Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»
После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.
Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.
Портреты жены Поля Сезанна
Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.
История №4: Всего один глоточек
Как-то раз одна женщина оказалась посреди пустыни, и три дня подряд пыталась выйти к людям — без еды и воды. И на исходе третьего дня, когда она уже была готова просто лечь и умереть от жажды, она увидела всего в нескольких шагах перед собою огромное голубое озеро. «Неужели это правда? Или это просто мираж?» – спросила она у себя.
Она собрала в кулак все силы, которые у нее еще оставались, кое-как доковыляла до озера, и быстро поняла, что оно стало ответом на все ее молитвы: это был не мираж, это было настоящее большое озеро, полной прохладной ключевой воды — ее было больше, чем она могла бы выпить за всю свою жизнь. Но хотя она буквально умирала от жажды, она не могла заставить себя начать пить. Она просто стояла на берегу озера, и смотрела на воду.
К счастью, неподалеку пролегала караванная тропа, и по ней как раз проезжал странник верхом на верблюде — странник, остановившийся, и с интересом наблюдавший за странным поведением женщины. Он слез с верблюда, подошел к страдающей от жажды женщины, и спросил ее: «Почему бы вам не попить? Вода ведь прямо перед вами».
Она взглянула на мужчину с уставшим, измученным, страдальческим выражением лица, и в уголках ее глаз набухли бусинки соленых слез. «Я умираю от жажды», – сказала она. «Но в этом озере слишком много воды, чтобы пить оттуда», – с болью в голосе произнесла она. «Как бы я ни старалась, я не смогу выпить все».
Мужчина улыбнулся, наклонился над водой, набрал немного воды в ладони, поднес их к лицу женщины, и сказал: «Вот она, ваша возможность, прямо перед вами, и, идя по жизни, рано или поздно вы должны понять, что вам вовсе не нужно выпить целое озеро, чтобы утолить свою жажду. Для начала вы можете сделать один глоточек. Просто один небольшой глоточек… а потом еще один, если захотите
Сосредоточьте ваше внимание лишь на очередном глотке, и вся ваша тревога, страх и чувство ошеломления, вызванные озером, мало-помалу утихнут»
*****
Я советую и вам последовать совету, который путник дал той женщине. Просто старайтесь на протяжении вашего дня полностью концентрироваться на вашем следующем глотке (задаче, шаге, и так далее).
Лишь так вы действительно можете добиться цели — совершая маленькие, но позитивные действия, день за днем, шаг за шагом, и наступит день, когда вы, оглянувшись назад, поймете, что они слились воедино во что-то по-настоящему великое и достойное — что-то, что порою оказывается куда лучше и значительнее того, что вы представляли, начиная свой путь.
Сезанн – работник банка
Луи-Огюст ликовал – всё, сын исцелён, и наконец-то займётся настоящим делом. Поначалу Поль пытался честно сосредоточиться на бухгалтерских книгах, но всегда с облегчением покидал контору. Ему было нестерпимо скучно заниматься процентами, дивидендами, ссудами – мысли уносились в Париж, а рука на страницах бухгалтерских книг непроизвольно делала карандашный набросок.
И вот он тайком от отца снова записался на уроки рисования, накупил себе холста и красок… К тому же к повзрослевшему Полю начало приходить понимание, что натура его так переменчива, что он не может долго находиться на одном месте. Теперь ему нужен и Париж, и Экс.
Своя Мекка
«Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники. Почему из Экса понятно. Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. Из 67 лет жизни Сезанн, можно сказать без преувеличения, 80 процентов времени провел в этих местах. Его жизнь в Париже, если даже он оставался там на несколько месяцев, а порой и лет, была лишь паузами между постоянным пребыванием в Эксе. Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе. Его краткие поездки к друзьям-художникам: в Овернь к Писсарро, в Ла-Рош-Гюйон к Ренуару все это лишь дополнительные штрихи к Эксу. За границу он вообще выезжал только один раз, и то не в Италию Мекку всех художников, а в Швейцарию.
Почему отшельник? Так же, как образ Ван Гога неразрывно связан с образом безумца, отрезающего себе ухо, так и образ его современника Поля Сезанна непременно ассоциируется с человеком угрюмым, нелюдимым, одиноким трудягой, целиком поглощенным своей живописью. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка. Умывальник, диван, старый полуразвалившийся шкаф, стулья с продавленными соломенными сиденьями, печка, а перед ней куча накопившейся за год золы вот и вся его обстановка». Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна». Всюду валяются кисти, тюбики с красками, грязные тарелки, кастрюли с присохшей к ним вермишелью. «Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен»… Бедные натурщицы! Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна. Он будто бы и не обращал на них ни малейшего внимания, но у него кружилась голова, когда они раздевались. Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу».
Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи. Он и вправду, как повествуют мемуары и биографии и как показывают его собственные письма, был человеком замкнутым, крайне неуверенным в себе, вечно неудовлетворенным, полным сомнений, терзаний и переживаний, или, как мы говорим сегодня, комплексов. Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. Напротив, его всегда окружали родственники и друзья. И какие! Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения. А с началом его творческой карьеры круг знакомств расширяется до Парижа, где он знает всех и вся! (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу.) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына. Какой уж тут отшельник?! Все как у обычного человека. Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Он не сбегает на Таити, как Гоген, не кончает самоубийством, как Ван Гог, не ищет забвения в бокале абсента, как Тулуз-Лотрек. В отличие от своих экстравагантных современников Сезанн скучно буржуазен и по-своему однообразен в творческом самоусовершенствовании.
Париж. Вторая попытка
Гора Сент-Виктуар
К концу 1862 года ему удалось убедить отца в необходимости отъезда, и в ноябре он снова в столице. На этот раз он твёрдо уверен в своём призвании и намерен поступить в Школу изящных искусств. Но тем не менее он заранее противится академическому образованию – опять противоречие. Теперь картины Сезанна – живописное отражение сумрачного, глубоко сокровенного, внутреннего мира. Обостряется его болезненная чувственность, воспалённая фантазия создаёт мрачные образы. К тому же он боится женщин и шутит, что не знает, что с ними делать. Романтик по натуре, Сезанн картины пишет в приглушённых, тусклых тонах, но сквозь эту сдержанность местами прорываются яркие краски.
Теперь он более спокоен, много работает, ходит на этюды, восстанавливает связи по мастерской Сюиса. Особо сближается с уравновешенным и благородным Писсарро и жизнерадостным кутилой Гийеме, по-прежнему часто встречается с Золя. Палитра художника посветлела, мазки разделились, в произведениях стали преобладать пейзажи – Поль Сезанн к ним пришёл под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро. Осознанная благодарность другу была так велика, что Сезанн стал прибавлять к своей подписи на картинах «ученик Писсарро».
Экзамен в Школу изящных искусств Сезанн провалил. Молодой художник был в бешенстве, но друзья усмирили его, убедив в несостоятельности Школы с устаревшими методами преподавания. Живописец погрузился в работу, зачастил в Лувр, на выставки, в том числе отверженных (первая как раз прошла в 1863-м). До лета 1864 года, когда Сезанн намеревался отправиться в Экс, он планировал представить что-нибудь жюри Салона. Но работы Сезанна были жюри отвергнуты.
История №3: Вес стакана
Двадцать лет назад, когда мы с Эйнджел еще учились в колледже, наш профессор психологии преподала нам один урок, который мы никогда не забудем. В последний день перед выпуском она вышла к доске, чтобы преподать нам один последний урок, который она назвала «жизненно важным уроком о силе наших мыслей и взгляда на мир». Когда она подняла стакан воды над головой, все ожидали от нее какого-то варианта классической метафоры о наполовину полном или наполовину пустом стакане воды. Вместо этого с улыбкой на лице она спросила нас: «Как вы думаете, сколько весит вот этот вот стакан воды?»
Студенты принялись наперебой выкрикивать варианты — от нескольких грамм до полукилограмма.
Несколько секунд она с благосклонной улыбкой выслушивала ответы и кивала головой, после чего ответила: «С моей точки зрения не так уж важно, сколько этот стакан весит в граммах. Все зависит от того, сколько я буду его держать
Если я буду держать его всего минуту-другую, он покажется мне довольно легким. Если я буду держать его час, моя рука начнет немного болеть, и я почувствую усталость. Если же я попытаюсь продержать его целый день, то, скорее всего через несколько часов моя рука онемеет, отнимется, и я уроню стакан на пол. Во всех этих случаях вес стакана не меняется, но чем дольше я его держу, тем тяжелее он мне кажется».
Когда большинство студентов согласно кивнуло, она продолжила: «Ваши заботы, тревоги, разочарования и неприятные мысли похожи на этот стакан воды». Подумайте о них совсем чуть-чуть, и с вами ничего не случится. Подумайте о них чуть дольше, и вы почувствуете ощутимую боль. Думайте о них весь день напролет, и ваш разум, подобное моей руке, онемеет и впадет в паралич, и вы окажетесь не способны ни на что другое, пока не бросите весь этот хлам».
Смерть
Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.
Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.
Поль Сезанн в последние годы
Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.
Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.
Могила Поля Сезанна
Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.
Картина Поля Сезанна «Купальщицы»
22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.
Поиски цвета
Даже когда Луи-Огюст сдался, лично отвез сына в Париж и назначил ему минимальное содержание, он все равно ждал, что блажь Поля быстро выветрится. Поголодает – вернется. И он, конечно, вернулся, но не от голода (плевать на голод, ему хватает одного котелка макарон на несколько дней), а от постоянно преследовавшей его неуверенности и неудовлетворенности собственными работами. Швырнул в очередной раз кисти в угол, разорвал мастихином очередной неудавшийся холст и рванул назад, к спокойной, надежной жизни, даже от отчаянья поработал полгода в банке отца, изнывая от скуки. И снова уехал в Париж обводить фигуры на своих картинах черным контуром, изобретать вызывающие жанровые картинки и злиться на себя за полную беспомощность. Он намотает сотни километров по этому пути – Париж-Экс, деля год ровно пополам между отчаяньем и надеждой.
Выбор жизненного пути
Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.
Берега Марны (вилла на берегу реки)
Картины Поля Сезанна
Автор более восьми сотен картин был чрезвычайно требователен к себе – недовольный своими работами, он их беспощадно сжигал, рвал, топтал. Живопись Сезанна многие критики сравнивали с попаданием красок из заряженного ими пистолета на холст. С удовольствием посмотрим, что же мастер «настрелял»:
- Таяние снега в Эстаке (1870);
- Современная Олимпия (1874);
- Автопортрет (1875);
- Бассейн в Жа де Буффан (1876);
- Натюрморт (Сезанн в разные годы написал их множество);
- Большие купальщицы (1898) и прочие купальщики;
- Гора Сент-Виктуар (будет изображена десятки раз) .
Всё это плодотворные попытки мастера создать уникальный стиль, большой и многообразный, «кладовую» стилей для художников современности.
Пьеро и Арлекин: две противоположности на одном полотне
Поль Гоген: биография и жизненный путь
Cюжетная линия картины Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»
БИБЛИОГРАФИЯ
- Яворская Н. В. Сезанн. — М., 1936
- Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. — М., 1966
- Сост. Яворская Н. В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. — М., 1972
- Сост. Барская А. Л. Поль Сезанн: Альбом. — 1975
- Линдсей Дж. Поль Сезанн. Пер. с англ = J. Lindsay. Cezanne: His Life and Art. — L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969. — М.: Искусство, 1989
- Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre. — Paris, 1936
- Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne. — London, 1950
- Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive. — Wien, 1938
- Badt K. Die Kunst Cezannes. — Munchen, 1956
- Мурина Елена. Сезанн. — М.: Искусство — XXI век, 2014
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Поль Сезанн: жизнь и творчество художника
3.5 (70%) 4 голос(ов)
Передышка дома
В милом сердцу Эксе Поль теперь чувствует нехватку парижской свободы. Дом тяготит его, и он бродит то по окрестностям, то по музею. Но чаще всего запирается в красивом просторном особняке, купленном отцом, и работает. Здесь он занимается стенной росписью большой гостиной, иногда пишет на природе. Но и то, и другое ему не так интересно, как выражать на полотнах свой внутренний мир. К тому же ему действительно трудно – ведь кроме Жибера у художника Сезанна не было ни одного учителя, ему самому надо до всего дойти. И на этом пути он продырявит не один холст, и в исступлении сломает не одну кисть.
Личная жизнь
Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.
Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.
Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»
После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.
Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.
Портреты жены Поля Сезанна
Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.
Биография
В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.
Портрет Поля Сезанна
Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.
Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.
Великий упрямец
Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)
Поль Сезанн родился в Эксан-Провансе, у напористого, властного и обладавшего отличной деловой хваткой отца. Луи Огюст Сезанн, обучившись в Париже шляпному ремеслу, вернулся на малую родину и сначала открыл торговлю шляпами, а после успешного развития предприятия начал ссужать деньги и стал преуспевающим ростовщиком. Никаких особых талантов за маленьким Полем не замечалось, но академическое образование он получил прекрасное. Поль Сезанн всю жизнь любил классическую литературу и даже в старости был способен цитировать античных авторов страницами. Рисование также входило в обязательную программу колледжа, где будущий знаменитый художник учился вместе с будущим знаменитым писателем и своим лучшим другом Эмилем Золя.
У Поля с детства был твердый характер. На первый взгляд, не имея задатков живописца, он стремился получить художественное образование, несмотря на сопротивление отца. Немалыми усилиями сломив его, в 1861 году Поль уехал в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств, оплот благонравия и приличия (пожалуй, это было единственное, что могло примирить ростовщика с выбором сына).
С самого начала творческого пути Сезанн проявил одно из самых ярких своих качеств, как ни странно, сослуживших ему хорошую службу, — великое упорство в достижении поставленной цели. Провинциальное происхождение, акцент и грубоватые манеры постоянно давали повод для насмешек со стороны других студентов Академии Сюиса. Именно в юности Поль научился не обращать внимания на слова, а насмешек в жизни его ждало еще немало…
Однако ни первая, ни вторая попытка поступить в Школу изящных искусств не увенчались успехом. Этот период его творчества позже будут называть темным (из-за колористики картин) или романтическим. С 1862 по 1870 год Сезанн писал сюжеты, исполненные драматизма: «Искушение Святого Антония (1867-8170), «Портрет Мари Сезанн» (1866-1867), «Пиршество» (1867), «Увертюра к Тангейзеру» (1869). Его мазок был нарочито груб, что вряд ли нравилось академикам-классицистам.
Поль Сезанн «Девушка у пианино» (ок. 1868)
В конце 1860-х годов у Сезанна появились первые значительные успехи в портрете. Его буйную, яростную манеру сравнивали с музыкой Вагнера. Но настоящий успех пришел к Полю, когда он познакомился с импрессионистами.
Как начать квест «Методы сочинения историй»
Сразу отметим, что открытие этого задания связано с определенными ежедневными поручениями, которые выпадают случайным образом. Однако можно повысить вероятность выпадения необходимых задач. Для этого откройте справочник искателя приключений (иконка в виде книги в правом верхнем углу экрана), а затем перейдите во вкладку «Поручения» и выберите в графе желаемого региона Инадзуму.
Далее вам нужно будет дождаться конкретных поручений и в рамках них выполнить ряд действий. Ниже представлена подробная инструкция:
- Первым делом подождите, пока вам не выпадет задание под названием «Это действительно… выдающийся роман?». Когда Дзюнкити спросит вас, кто, по вашему мнению прав, он или Сигэру, то согласитесь со словами Сигэру. Вам нужно будет выполнить данную миссию как минимум 2 раза (некоторые игроки отмечают, что нужно пройти ее не менее 3-4 раз).
- Через несколько дней (если не повезет, то недель) вам должно будет выпасть поручение «Этот роман… выглядит знакомо?». Когда Дзюнкити попросит вас принести ему 3 романа, Дайте ему книгу «Литературный клуб» (Literature Club). Не давайте ему никакие другие книги, так как в этом случае вам, скорее всего, не удастся потом запустить мировой квест. Затем выберите следующую опцию диалога «Видимо, мне не под силу переубедить его…».
Если вы правильно выполнили все условия, то почти сразу же над Дзюнкити появится синий восклицательный знак, указывающий на то, что сейчас он может дать вам задание мира «Методы сочинения историй».
Примечание: Не исключено, что в некоторых случаях нужно также пройти 3-е поручение под названием «Сомнительный… роман?». Для его получения нужно соглашаться с мнением Дзюнкити.
Признание таланта последователями
В 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим прорывом в признании художника обществом
Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
Начало творческого пути
Девушка у пианино
В том же 1858 году в Эксе открывается музей. Хранитель его Жозеф Жибер, художник-портретист, по собственной инициативе даёт бесплатные уроки рисования. С другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, на занятия начинает ходить и Поль Сезанн. Картины и статуи музея вызывают в нём некоторые грёзы, временами он берётся за кисть, стараясь по памяти воспроизвести увиденное.
В конце 1858 года экзамен на степень бакалавра сдан, и по воле отца Сезанн теперь должен поступить на юридический факультет. Но в нём уже созрело желание рисовать! Приходится буквально раздваиваться, днём занимаясь ненавистным правом, а вечером милым рисованием – Сезанн уже мечтает о Парижской академии художеств. Набравшись смелости, Поль сказал о своём желании отцу, тот был взбешён и велел ему выкинуть из головы эту глупость. Несколько месяцев продолжалось противостояние отца и сына. Луи-Огюст всё же сдался и решил позволить упрямцу вкусить богемной жизни.
«Импрессионист наоборот»
В 1870-е годы Поль Сезанн всерьез увлекся проблемами света и цвета. В 1872 и 1873 годах, выезжая на пленэр с Камилем Писсарро, он перенял у старшего товарища более светлую и яркую палитру, сдержанность мазка: «Вид Оверна» (1873), «Парочки, отдыхающие на берегу пруда» (1873-1875), «Купальщицы» (1874-1875). Его прогресс был очевиден, но все равно полотна молодого живописца воспринимались в штыки и осмеивались, а отправленная им на Первую выставку импрессионистов (1874) картина «Новая Олимпия» и вовсе вызвала скандал. Все тот же Луи Леруа, когда-то безжалостно критиковавший полотна Мане и его молодых сподвижников, писал: «Помните „Олимпию» господина Мане? Так вот это был шедевр рисунка, точности и завершенности в сравнении с картиной господина Сезанна».
После Третьей выставки импрессионистов Сезанн решил оставить это направление и заняться собственными творческими разработками. В 1879 году он уехал в Экс, где и оставался до конца своих дней. «Импрессионистский» период его творчества закончился — наступила эпоха «конструктивизма».
Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар» (1882-1885)
Поль Сезанн «Берег Марны» (1888)
Несомненной заслугой и настоящим подарком для потомков стали попытки Сезанна соединить яркие краски импрессионистов и прочную структуру объемного рисунка. Творческое кредо художника — это зеркальное отражение девиза импрессионистов «Запечатлей мгновение!». Поль Сезанн стремился познать конструктивный замысел Творца через природу и отобразить на полотне не ежеминутное, а вечное, не текучий поток жизни, а ее неизменные основополагающие законы. Пожалуй, полотна, написанные в этот период, стали вершиной его творчества — это серии «Гора Сент-Виктуар» и «Натюрморты с яблоками».
Это время творчества и — затворничества. Художника, ничем не напоминавшего о себе Парижу, почти забыли. И только в пятьдесят шесть лет Сезанн заключил договор с владельцем галереи Волларом и отправил ему сразу 150 своих работ. Это была его первая персональная выставка, и она прошла с ошеломительным успехом.
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (ок. 1895)
Сезанн был рад и не рад этому. Он мечтал, чтобы оценивали его искусство, но при этом не беспокоили его самого. Последние годы творчества Поля Сезанна критики назвали «синтетическим» периодом. В это время его окружали не только поклонники, но и молодые художники, для многих из которых встреча с Сезанном стала судьбоносной и определяющей в творчестве.
Наследие живописца трудно переоценить, именно его творческие находки во многом определили направление развития современного искусства, составив основу фовизма и кубизма в ХХ веке.
Поделиться ссылкой