Гений і ранга земли и галактики. почему творчество художника калмыкова сейчас востребовано?

Спустя годы и смерть

После выхода на пенсию в 1962 году Калмыков испытывал нарастающие финансовые трудности, очень плохо ел (якобы его рацион в последние годы состоял только из хлеба и молока, и он месяцами не ел теплой пищи). Якобы он страдал психическим заболеванием, но при жизни не проводилось ни диагностики, ни лечения (посмертно ему поставили диагноз: шизофрения некоторыми местными психиатрами).

Незадолго до смерти Сергея Калмыкова поместили в психиатрическую лечебницу, где он скончался 27 апреля 1967 года от пневмонии, усугубляемой крайней дистрофией. Место его захоронения не известно.

Последний автопортрет Сергея Калмыкова, 1966

Центр универсальных искусств ORTA (Алматы, Казахстан) в рамках фестиваля «Новая драма»

Рустем БЕГЕНОВ 1 час 50 минут 18+

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ:

О СОБЫТИИ
СОЗДАТЕЛИ ФОТОГРАФИИ
ВИДЕО ПРЕССА

Хедлайнер фестиваля «Новая драма» и самый зрелищный спектакль программы. Режиссер Рустем Бегенов — ученик Бориса Юхананова, прошедший школу лидеров европейского  постдраматического театра (ассистент Хайнера Геббельса и Ромео Кастеллуччи) вместе с американским композитором Томми Симпсоном и единственной актрисой проекта — Александрой Морозовой — создали масштабную инсталляцию, внутри которой действуют свет, предметы и даже живые рыбы.  Футуристический и завораживающий спектакль, в основе которого текст, созданный по принципу создания шедевра, придуманному художником-авангардистом Сергеем Калмыковым.

Сергей Калмыков – ученик Петрова-Водкина, позировавший ему для знаменитой картины «Купание красного коня». Калмыков учился на живописца в Петербурге, но основную часть жизни прожил в Алма-Ате, где работал художником в оперном театре, и где умер в нищете и безумии, оставив после себя множество дневников, записей и романов. Все знавшие его лично рассказывают о нем как о неординарном человеке, жившем одиноко, носившем яркую одежду, чтобы «быть заметным из космоса» и называвшем себя гением. Говорят, он ходил между мирами. Был ли ему при жизни поставлен диагноз? Неизвестно. Был ли он гением? Неизвестно тем более.

Личность Сергея Калмыкова привлекла алма-атинскую театральную группу ORTA. Однако ни у режиссера Рустема Бегенова, ни у приглашенного из Москвы драматурга Екатерины Бондаренко не было желания рассказывать биографию Калмыкова. Привлекало другое — тема гениальности, но гениальности непризнанной, такой, которой, может, и не было, если рассуждать с сегодняшних искусствоведческих позиций. Но возникло это слово, которое так часто встречается в его дневниках в алма-атинском архиве, в котором команда спектакля собирала материал. А потом и другое слово — шедевр. Калмыков написал детальную инструкцию по созданию шедевра. И именно это стало основой для написанной впоследствии пьесы. Еще одним источником материала стали разговоры драматурга с актрисой Александрой Морозовой, единственной участницей спектакля. Не до конца понятным, скорее интуитивным методом вовлечения актрисы в материал стало ее биполярное расстройство.

Драматург Екатерина Бондаренко часто работает с документальным материалом. Наиболее известные ее спектакли вышли в Театре.doc: «Час восемнадцать», «Двое в твоем доме» — где она соавтор. Также Бондаренко — одна из самых востребованных танцдраматургов («История солдата»,  «Неврастения», «Пятна леопарда», «Остановка зимним вечером у леса»)

Сценографию, логику предметного мира «шизоэпоса» на протяжении года создавал художник Александр Баканов. Посреди придуманных им шагающих холодильников и роботизированных частей тела нелегко заметить человека, который, кажется, вписан в этот технологический пейзаж. И тем важнее его заметить

Как, возможно, важно заметить сегодня и след, оставленный Сергеем Калмыковым, художником, искавшем себя «в природе, математических сцеплениях точек, линий и туманностей»

Рустем Бегенов – режиссер, продюсер, ученик Бориса Юхананова, основатель Центра универсальных искусств ORTA (Алматы, Казахстан), создатель проекта «Поп-механический спектакль «Медея.Материал» – участника офф-программы фестваля NET-2016, номинанта на Гран-при премии имени Сергея Курехина.

Центр универсальных искусств ORTA рассматривает театр как универсальное искусство исследования и проектирования реальности. Создатели центра – режиссер Рустем Бегенов  и актриса Александра Морозова.

Внимание! Просмотр спектакля противопоказан людям с кардиостимуляторами и эпилепсией. В спектакле используется катушка Теслы, которая вырабатывает электромагнитные волны, и мигающий свет

Вся программа фестиваля «Новая драма 2018».

Режиссер: Рустем БЕГЕНОВ
Драматург: Екатерина БОНДАРЕНКО
Сценография, свет, костюмы: Александр ДЖУМЕЛЯ
Композитор: Томми СИМПСОН
Исполняет: Александра МОРОЗОВА
Фото, видео: Дарья ДЖУМЕЛЯ

The Village: «Рассуждая о различиях между современным отношением к психиатрическим проблемам и взглядами полувековой давности, Бегенов рассказывает свою личную историю — правильное лечение обнаруженного около года назад у жены биполярного расстройства позволило быстро справиться с проблемами, ставшими за десять лет совместной жизни без терапии привычными. Именно эта ситуация стала персональной точкой входа в биографию Калмыкова — и спектакль наконец собрался.»

Григорий Степанович Пирогов(12.01.1885 — 20.02.1931)

Великий оперный певец (бас), старший брат певцов Александра, Алексея и Михаила. Родился в крестьянской семье в с. Новоселки Рязанского уезда (ныне Рыбновский район). В 1898 году приехал с отцом в Рязань, работал в плотницкой мастерской, пел в церковном хоре (дед и отец обладали мощными голосами). В 1903 — 1908 годах обучался пению в Московском музыкально-драматическом училище.

В 1910 — 1915 и 1917 — 1921 годах был солистом Большого театра. Обладал мощным полнозвучным басом «виолончельного» тембра. Особенно славился кантиленой (певучестью) звука. Считался вторым русским великим басом после Ф. Шаляпина, которого превосходил по мощи и диапазону баса и баритона.

Среди лучших оперных ролей певца — Руслан («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А.С. Даргомыжского) и др. Был выдающимся камерным певцом — пел арии из опер, романсы русских, советских и зарубежных авторов, русские народные песни.

В 1995 году в селе Новоселки был открыт мемориальный дом-музей братьев Пироговых, прославивших своими голосами родной Рязанский край.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Лит.: Ремезов И. Г.С. Пирогов. М.-Л., 1951; Григорий Степанович Пирогов Знатные рязанцы. Рязань, 1959. С. 204-207.

Калмыков в воспоминаниях Мухаммеда Килба

О незаурядном вкладе Юрия Калмыкова в поддержку абхазского народа во время ОВНА говорит и секретарь Совета Безопасности Абхазии Мухаммед Килба.

Лично Мухаммед Килба познакомился с Юрием Калмыковым уже после войны, в городе Черкесск. Килба неоднократно был свидетелем встреч Калмыкова с высшим руководством Абхазии во время его нескольких приездов в Сухум.

Секретарь Совбеза Абхазии особо вспоминает теплые, дружественные отношения между Владиславом Григорьевичем и Юрием Хамзатовичем. Особенно врезалась в его память встреча трех «великих сынов Кавказа»: Баграта Шинкуба, Владислава Ардзинба и Юрия Калмыкова.

«Конечно, после официальных заседаний, встреч, было традиционное абхазское застолье, – рассказывает Килба, – и я помню одно из таких застолий. Помню, что тамадой был Геннадий Леонидович Гагулия, а тон всему задавали Владислав Григорьевич Ардзинба, Баграт Васильевич Шинкуба и Юрий Хамзатович Калмыков. Я был поражен, как они, такие великие, серьезные, умели радоваться, как малые дети. Это был момент глубокого общения, глубочайшего уважения и братского отношения друг к другу. Что они только не вспоминали, как только не веселились! И сколько радости было вокруг них за столом!»

Никогда не забывал о корнях

О славе своего земляка Юрия Калмыкова, конечно, хорошо знали в Карачаево-Черкесии. Им гордились, его приводили в пример. А он – хотя с юношеских лет и не жил на родине – никогда не забывал о своих корнях и не отделял себя от родного народа.

В своей книге «Повороты судьбы» Юрий Хамзатович отмечал: родившись на Кавказе, он мало прожил там, хотя знал язык и обычаи, но даже те немногие годы оказались достаточными для того, чтобы у него сформировалось национальное самосознание.

Дела Кавказа стали неотъемлемой частью его судьбы, его помыслов. Потому неудивительно, что в 1991 году он возглавил Международную черкесскую ассоциацию (МЧА), а в 1992 году стал председателем Конгресса кабардинского народа.


На фото слева-направо: Заур Тутов, Юрий Калмыков, Руслан Коблев и Альберт Кажаров. Москва, январь 1994 года
fond-adygi.ru

Юрий Хамзатович Калмыков
kbrria.ru

Александр Сарахов и Юрий Калмыков (посередине) на набережной Волги, 1961 год
fond-adygi.ru

Модернизация сознания

О ценности работ Сергея Калмыкова согласилась поговорить с журналистом Informburo.kz один из известных в южной столице галеристов и директор государственного музея имени Кастеева Гульмира Шалабаева. Она напомнила, что лучший оценщик творчества любого художника – это время. Очень многие дворцовые художники писали парадные портреты, и сегодня они украшают стены многих музеев. Но сами эти художники широко известными не стали. В то же время многие действительно великие художники, гении, при жизни совершенно не были оценены.

Она предполагает, что шедшие в фарватере гражданственности Абильхан Кастеев (депутат Верховного Совета, председатель Союза художников Казахстана) и Салихитдин Айтбаев были более социализированы, более интегрированы и в общество, и в жизнь. Они были и для себя понятнее, и проще. С Калмыковым они жили в параллельных мирах и никак не соприкасались, были друг другу неинтересны. Они жили в своей капсуле, по-своему понимая принципы и задачи свои и искусства.

Галерист не согласна с тем, что государство, которое при жизни отвергало Калмыкова, теперь рубит с его творческого наследия политические дивиденды. Это делают отдельные люди, как Гонопольский, поклонники творчества. Или человек, который открыл фонд в Америке, написал роман о Калмыкове – Давид Маркиш. Гульмира Шалабаева напоминает, что Юрий Домбровский в своё время писал о Калмыкове. Для режиссёра фильма «Балкон» он послужил прообразом одного из героев: Валентин Никулин сыграл «Солнцелова» – алматинского художника с треугольным чемоданом.

Но если бы государству удалось поиметь какие-то дивиденды с творчества Калмыкова, она была бы только рада. Уже подготовлено и отправлено письмо в профильное министерство. Администрация Государственного музея искусств им. Кастеева обратилась в Астану в связи с последним посланием Президента о модернизации сознания, о необходимости продвигать культуру Казахстана в мировое культурное пространство. Об этом же г-жа Шалабаева писала монографию, работая в Институте философии и политологии Академии наук в качестве руководителя научной группы («Культура в мировом культурном пространстве»). Получив карт-бланш от самого государства, музей разработал концепцию, внёс свои предложения. Планируется создавать разного вида коллекции, вывозить их в Европу, делать их передвижными.

Вспоминая детали появления в запасниках музея всех работ Калмыкова из его квартиры после смерти, директор Шалабаева напоминает, что Институт психиатрии обращался с официальным запросом, ожидая получить часть работ Сергея Ивановича для создания своего музея. Врачи мотивировали заинтересованность тем, что творчество их пациента интересно для исследования с медицинской точки зрения.

«Они уже тогда понимали, что это не мазня какая-то. Музея, как я понимаю, они не создали. Судьба этих картин, которые были им выделены, неизвестна», – резюмирует Гульмира Шалабаева.

Новый вызов: путь политика

Глубоко интересующийся наукой о праве, Калмыков-ученый добился больших успехов в профессиональной сфере уже тогда, когда в 34 года стал кандидатом, а в 37 – доктором наук. Но судьбой ему было уготовано гораздо большее, чем успехи в науке, преподавательской деятельности и юриспруденции: началась его политическая и государственная деятельность.

В марте 1989 года Юрий Калмыков был избран народным депутатом СССР. Находясь в составе Верховного Совета СССР, как профессиональный юрист он вплотную занимался усовершенствованием законодательства страны. Его незаурядные профессиональные качества были востребованы в Москве и после распада СССР. В 1993 году Калмыкову предложили занять кресло министра юстиции Российской Федерации, и Юрий Хамзатович согласился. Главным его достижением на этом посту была разработка Гражданского кодекса страны. Он принимал участие и в создании Конституции РФ. С поста министра Юрий Калмыков ушел в 1994 году из-за резкого несогласия с решением Ельцина (Борис Ельцин – первый президент РФ – прим. ред.) о начале войны в Чечне (в декабре 1994 года – прим. ред.).


Юрий Калмыков на встрече с зарубежными коллегами. Страсбург (Франция), 1992 год


Встреча с делегацией Шведского Риксдага в Комитете по законодательству Верховного Совета СССР

Александр Васильевич Александров(13.04.1883 — 08.07.1946)

Композитор, хоровой дирижер, педагог, общественный деятель, генерал-майор.

Родился в селе Плахино Рязанской губернии. В раннем детстве обнаружил хороший голос и музыкальные данные. В 1892 году земляк П. Заливухин помогает ему стать певцом церковного хора в Казанском соборе в Петербурге. Образование получил в Регентских классах Петербургской певческой капеллы (1898-1900) и в Петербургской консерватории по классу композиции у С. Василенко (1913) и по классу сольного пения у У. Мадетти (1916). За дипломную работу (опера «Русалка») награжден Большой серебряной медалью.

С 1918 года — преподаватель Московской консерватории, с 1922 года — профессор, с 1938 года — доктор искусствоведения. Стоял у истоков советской системы высшего хорового образования: в 1923 году по его инициативе создается в Московской консерватории хоровое отделение, затем и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете; в 1928 году открывается класс военных дирижеров. В течение 23 лет преподавал дирижирование, хоровую литературу, сольфеджио. Обладал ярким исполнительским дарованием, руководил рядом известных коллективов: хормейстер и дирижер Московского камерного театра (1922-1928), Большого театра (1928-1930), руководитель Государственной академической хоровой капеллы (1926-1930). В 1928 году организовал армейский ансамбль (ныне дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски им. А. Александрова Российской армии) и руководил им до 1946 года.

Имел большие заслуги в области песенно-хорового творчества на военно-патриотическую тематику. Общенародную известность приобрели его сочинения «Гимн Советского Союза» (в настоящее время с 2001 года — Гимн России), «Священная война» и многие другие.

Заслуженный артист РСФСР (1933), народный артист СССР (1937), дважды лауреат Государственной премии (1942, 1946).

Награжден орденами Красной звезды (1935), Трудового Красного Знамени (1939), Ленина (1944). Умер на гастролях в Берлине.

Лит.: Шилов А. Александров А.В. М., 1955; Поляновский Г. Александров А.В. М., 1959.

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Александр Степанович Пирогов(22.06.1899 — 26.06.1964)

Выдающийся оперный и камерный певец (бас), народный артист СССР (1937), дважды лауреат Государственной премии, государственный и общественный деятель.

Родился в Рязани, окончил гимназию Н. Зелятрова. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета и на вокальном отделении Московского филармонического общества.

В течение 30 лет (1924 — 1954) был солистом Большого театра. Обладал мощным высоким басом яркого, неповторимого «пироговского» тембра, огромным артистическим темпераментом и незаурядной сценической одаренностью. Создал целую галерею ярких музыкально-сценических образов басового и баритонового репертуара: Борис Годунов в одноименной опере М.П. Мусоргского, Иван Сусанин в опере М.И. Глинки, царь Салтан и Додон («Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно) и многих других.

Часто приезжал в Рязань и выступал перед земляками. Свой отпуск любил проводить в родных местах на Оке на острове Медвежья Голова близ с. Копанова Шиловского района, где и скончался.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Рязани находится музыкальное училище им. Григория и Александра Пироговых.

Лит.: Львов М. Русские певцы. М., 1956. С. 196-203; Шнайдер А. А. С. Пирогов Мастера Большого театра. М., 1976. С. 166-181; Иванов А.П. Чудо на Оке. М., 1984.

Где же та Калмыковка?

В разных источниках местом рождения нашего героя называют то д. Калмыковку, то д. Колмаковку. В Книге Памяти жертв политических репрессий Челябинской области, на которую я буду и дальше ссылаться, написано, что Виктор Емельянович Калмыков родился в 1910 году в д. Калмыковка, Токаревского района, Центрально-Черноземной обл. Приводя эти данные к общему знаменателю – на момент его рождения это была Тамбовская губерния. Пересмотрев кучу документов и географических карт начала ХХ века, я пришёл к выводу, что такого населённого пункта как д. Калмыковка в Тамбовской губернии нет. Зато на карте Тамбовского уезда (справочная книжка по Тамбовской губернии за 1914г.), совсем недалеко от Токаревки, действительно есть деревня Колмаково, она же Колмаковка на карте 1941г.

Карта Тамбовского уезда. Колмаково

Можно предположить, что Виктор Калмыков родился и вырос в деревне Колмаковка. Но вот  один любопытный документ из Государственного архива Тамбовской области: Протокол Колмаковской участковой комиссии по выборам в Учредительное собрание Тамбовского уезда, Колмаковскому участку, Васильевской волости. Составлен в д. Колмаковке Тамбовского округа 12 ноября 1917г. В нем список из 555 жителей д. Колмаковки, имеющих право участвовать в выборах в учредительное собрание по 3-му избирательному округу. В этом длинном списке 154 жителя Колмаковки ― Колмаковы, а вот Калмыковых нет. И самое интересное: среди всех Колмаковых ― Емельян Павлов Колмаков, а следующая за ним в списке Авдотья Иванова Колмакова. Может быть, это его родители и Виктор от рождения носил фамилию Колмаков? Тогда сразу возникает вопрос, когда и почему он сменил фамилию Колмаков на Калмыков.

Справочно о Колмаковке. Сегодня эту деревню на карте Тамбовской области вы не найдете. Решением исполкома областного Совета от 22 марта 1978 года № 132 д. Колмаковка исключена из перечня населенных пунктов области как нежилое сельское поселение.

Виктор Калмыков

Виктор Калмыков родился на Тамбовщине в небольшой деревеньке Колмаковка. Приехав работать на стройку, он случайно оказался в самом центре крупного медийного проекта. «В 1930-е годы страна остро нуждалась в финансовых вливаниях в отечественную промышленность из-за рубежа. Для этого началось формирование позитивного образа СССР для иностранного обывателя. Усилиями советских пропагандистов Магнитострой был превращён в передовую стройку, а строящийся город Магнитогорск в эталонный соцгород будущего», — поясняет краевед И.В. Стоякин.

Ударник Магнитостроя Виктор Калмыков приезжает на стройку

Видный парень с «плакатной внешностью» среднестатистического рабочего, выходца из глубинки, был выбран «лицом пиар-компании», как сказали бы сегодня. Авторами масштабной фото-истории стали М. Альперт и А. Смолян. Основная тема формулировалась как «рост советского человека на фоне растущего Магнитостроя». Виктору Калмыкову была посвящена огромная статья, которая заняла целый номер издания «СССР на стройке» за январь 1932 года. Назывался этот масштабный проект «Гигант и строитель».

Виктор Калмыков «в палатке строителей», агитационный фотопроект «Гигант и строитель»

На примере простого парня из глубинки трудящиеся СССР должны были проследить счастливую судьбу молодого рабочего. На фотографиях, иллюстрирующих выпуск, можно увидеть Виктора, начиная с первого дня на «Магнитке». Самой известной стала фотография, на которой будущий строитель коммунизма только что приехал на стройку: он обут в лапти, в руках у него сундук и котомка через плечо – вот и весь скарб.

Из воспоминаний Виктора Калмыкова:

«Мы выглянули в окно вагона. Степь. Кругом тихо. Никаких признаков жизни. Прошёл час, другой, третий… Вдруг поезд остановился. Мы снова бросились к окнам. Та же картина. Где же вокзал? Где город? Нам растолковали, что это и есть Магнитострой. Назначили нас на строительство плотины. Это летом 1930 года был самый боевой участок. Ну, приехали мы на плотину. Смотрим – голая степь, ни бараков, ни домов.— А где жить-то будем? – спрашивают ребята.-Жить в палатке будете, — ответил начальник и дал нам палатку, большую, на 30 человек…»

Потом, в виде фотоотчета, перед читателями «прокручивалась» жизнь образцового рабочего. Сначала Виктор работает простым землекопом, затем учится, вступает в комсомол, женится, создает быт молодой семьи. Такая история позволяет понять, что работа на стройке – это настоящая «путевка в жизнь».

Виктор Калмыков в ЗАГСе

Журналисты, которые «взяли в оборот» парня и сделали из него настоящую «медийную личность», потом рассказывали, что большинство растиражированных фотографий были постановочными. Для самой знаменитой Виктора одели в ту же одежду, в которой он приехал на Магнитку, он взял в руки свой старый сундук с навесным замком… Прием оказался на удивление действенным. Статья имела огромный отклик, имя Виктора Калмыкова на несколько лет действительно стало известным в СССР, а его лицо – узнаваемым. Молодой рабочий был выведен одним из главных героев книги «История Магнитостроя» (под редакцией Максима Горького). Миллионы читателей затем следили за его судьбой, радовались успехам.

Домашний быт комсомольца и ударника Виктора Калмыкова, агитационный фотопроект «Гигант и строитель»

Успехи у молодого комсомольца действительно были (не могло не быть). Окончив партийную школу, он стал членом городского комитета ВЛКСМ, делегатом VI конгресса КИМа (Коммунистического интернационала молодежи), который проходил в Москве осенью 1935 года. В том же году Виктор Калмыков занял должность секретаря комитета ВЛКСМ промстроительства Магнитостроя, а потом — председателя горсовета физкультуры Магнитогорска. На этом «счастливая сказка» подошла к концу. Дальше Советский Союз показал, что на его просторах умели не только создавать героев, но и уничтожать их.

Ранняя жизнь и учеба

Сергей Калмыков родился в октябре 1891 года в среднеазиатском городе Самарканд , тогда входившем в состав Российской империи . Вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург, где он учился в гимназии . В 1909-1910 годах Калмыков жил в Москве, где посещал Московское художественное училище (мастерская Константина Юона , а с конца 1919 года — в Санкт-Петербурге, где он был участником художественных мастерских Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина . Считается, что именно Калмыков вдохновил Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины « Купание красного коня» .

Алма-Атинский период

В 1935 г. Сергий Калмыков переехал в Алма-Ату, в то время столицу Казахской Советской Социалистической Республики, по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра г. Алма-Аты, который позднее был стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 г., и создал большое количество театральных декорций и иллюстраций к постановкам.

Он также непрерывно создавал свои собственные работы, выработав со временем необычный и узнаваемый стиль, радикально отличавшийся от норм социалистического реализма, господствоваших в в ту эпоху СССР. Некоторые из его полотен — абстрактные, экспрессионистские композиции, другие напоминают картины сюрреалистов, а многие фантасмагоричные полотна невозможно отнести к какому-то определённому стилю. Он всё время экспериментировал с различными материалами, формами полотна (например, писал неканонические для того времени треугольные или круглые работы), часто включал текст в свои работы и почти всегда писал прямо на картине дату её создания (день, месяц и год). Он также создал несколько томов собственных «книг» (например, «Зелёная книга» или «Альбом Ван Гога и Дега»), больших альбомов с иллюстрациями и собственными текстами, зачастую чрезвычайно аллегоричными.

Калмыков часто рисовал на улицах и в парках города, особенно после выхода на пенсию, и со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и экцентричного поведения (так, один из его нарядов был описан как «ярко-красный берет, синие штаны с золотыми лампасами и плащ с пришитыми к нему консервными банками, громыхавшими при ходьбе»). Он никогда не продавал своих работ и лишь изредка дарил их знакомым, а иногда и незнакомцам. По описаниям очевидцев, Калмыков не имел мебели в своей квартире и использовал вместо неё перевязанные кипы старых газет.

Память и наследие

Общий объем работ Сергея Калмыкова оценивается примерно в 1500 произведений разного формата, хотя точное количество неизвестно, а оценки сильно разнятся. Художественный музей имени Абылхана Кастеева в Алма-Ате имеет в своем архиве более тысячи работ художника, это самая большая из известных коллекций. Десятки произведений хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и ГМИИ в Москве. Неизвестное количество работ Калмыкова также хранится в различных частных коллекциях в Казахстане, России, США и Европе.

Самая первая небольшая выставка произведений Сергея Калмыкова прошла уже в конце 1968 года в Художественной галерее имени Тараса Шевченко в Алма-Ате (позже галерея была преобразована в Художественный музей имени Абылхана Кастеева ).

В 1991 году музей отметил 100-летие со дня рождения Калмыкова небольшой выставкой и выпустил первый альбом его работ.

Постстэм с работой Сергея Калмыкова , 1966 г.

В 1997 году в Республике Казахстан была выпущена почтовая марка с картиной Сергея Калмыкова ( номинал : 25 тенге ).

Десять лет спустя, в 2001 году, в том же музее была проведена крупнейшая на сегодняшний день выставка, посвященная 110-летию художника и демонстрирующая произведения искусства из частных и государственных коллекций.

Сообщается, что Алекс Орлов, коллекционер русского происхождения из США, учредил фонд имени Сергея Калмыкова, а также опубликовал первое международное издание его работ.

В 2006 году Республика Казахстан отметила 115-летие Сергея Калмыкова, а в 2008 году выпустила памятную монету с его произведением ( номинал : 500 тенге ).

Памятная монета работы Сергея Калмыкова , 1966 г.

Василий Михайлович Головнин(08.04.1776 — 30.06.1831)

Выдающийся мореплаватель, ученый-исследователь, писатель, вице-адмирал. Родился в селе Гулынки Пронского уезда Рязанской губернии, в семье отставного гвардейского офицера, асессора Рязанской казенной палаты. Рано осиротел. В 12 лет зачислен в Морской кадетский корпус. Гардемарином участвовал в 3-х морских сражениях во время русско-шведской войны 1788 — 1790 годов. В 1796 — 1799 годах участвовал в боевых действиях Балтийского флота против наполеоновской Франции. В 1802 — 1806 годах проходил стажировку на британском флоте.

В 1806 году составил свод морских сигналов для русского флота. В 1807 — 1809 годах, командуя шлюпом «Диана», совершил плавание из Кронштадта на Камчатку для изучения Тихого океана. Описал Курильские острова. При обследовании о. Кунашир был захвачен японцами и находился в плену в 1811-1813 годах.

В 1818 — 1819 годах В.М. Головнин совершил кругосветное путешествие на шлюпе «Камчатка». В 1818 году избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1821 году стал помощником директора Морского кадетского корпуса.

С 1823 года В.М. Головнин — генерал-интендант флота, возглавлял кораблестроительный и артиллерийский департаменты. Под его руководством построено свыше 200 военных судов, в том числе 10 первых отечественных пароходов. В 1830 году произведен в вице-адмиралы. Его перу принадлежит ряд научных трудов и увлекательные записки о своих путешествиях.

На родине адмирала у ключа между с. Гулынки и д. Асатово установлена стела с парусником и надписью: «В память о знаменитом вице-адмирале, путешественнике, мореплавателе В.М. Головнине, уроженце с. Гулынки».

Лит.: Давыдов Ю. Головнин. М., 1968; Дивин В. Повесть о славном мореплавателе. М., 1976; Жизнеописание Василия Михайловича Головнина: Разные сведения о роде его и собрание фамильных актов дворян Головниных. СПб., 1851; Панкова Т. Василий Михайлович Головнин К неведомым землям. М., 1989; Лебеденко А. Шелестят паруса кораблей. Л., 1974.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: