Прирожденный вожак
После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.
Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.
Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.
Черты и принципы футуризма в живописи
Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, который присутствует на холстах художников – множество изогнутых линий, причудливая геометрия, переплетающаяся в узнаваемые формы, очертания, сюжеты.
Основная суть – воплощение на холсте будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.
По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма, как нового слова в искусстве, были неоднократно определены и подчеркнуты его последователями – смелыми художниками.
Новое творчество складывалось из следующих характерных черт:
Исследование новизны в любом из воплощений искусства.
Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
Эксперименты с формой и содержанием художественного произведения.
Акцентирование внимание на необычной форме и смелости линий.
Применение новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, литературных текстах).
Выраженная признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются творцами этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и воплощению новых идеи и мнений.
В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного переворота в жизни общества или в сознании
Это достигалось смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием ярких, обращающих на себя внимание сочетаний в палитре
В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, легкого или прекрасного. Для мастера жанра главным становится город и технологии, прогрессивное мышление.
Преобладает отрицание факта преемственности – каждый, выбравший это направление – первопроходец, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как оковы, тормозящие прогресс и развитие.
Художники выделяют следующие черты картин этого жанра:
- Сюжеты вокруг технологий и больших городов.
- Преобладание тематики механизмов (машины, самолеты, двигатели).
- Научно-фантастические изыскания в области развития.
- Объемное изображение объекта с разных сторон одновременно (своеобразный ракурс с угла).
- Цветовые решения интенсивные, стремительные.
- Динамика в формах.
- Передача движения путем использования приема наложения.
- Использование в сюжетах вставок.
- Металлические фрагменты.
- Применение фрагментов таблиц, как части сюжетной композиции.
- Картины – коллажи с использованием шестеренок.
- Помехи, шумы и звуки передаются путем использования знаний в изобразительном искусстве.
- Зритель – центральная фигура произведений.
Визуальные и психологические приемы удачно дополняют новый стиль.
Футуризм в России
История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное. Первый футурист в России – Давид Бурлюк.
Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был быстрым, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.
Первые футуристы быстро добились славы. Во многом известности помогла скандальность творений. Конец жанра настал на удивление быстро – кризис стал прослеживаться уже в 1914 году.
Несмотря на это свой след в истории мастера жанра оставили. Полностью футуризм в России исчез в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, созданные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 год).
Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах. Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль носил название имажинизм.
10 известных художников-футуристов
Разнообразные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились, как борцы с устаревшими традициями. Истоками творчества для них стала фантазия, представление мира будущего, совершенного, мощного.
Джакомо Балла (1871-1968)
Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно старался воплотить свои замыслы и восприятия прекрасного в прикладном искусстве, а также архитектурных формах.
Луиджи Руссоло (1885-1947)
Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в картинах воплощал собственное восприятие реальности.
Давид Бурлюк (1882-1967)
Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенностью был тот факт, что работал с красками и холстами автор несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него был вставлен стеклянный протез.
Умберто Боччони (1882-1916)
Яркий молодой и амбициозный художник. Он являлся автором технического манифеста футуристической живописи. Изучал разные направления, включая дадаизм, что и позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.
Николай Кульбин (1868-1917)
МимозаНиколай Кульбин
Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангардизма.
Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)
Порт БарселоныХоакин Торрес Гарсия
Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в общество. В живописи придерживался абстракции.
Джино Северини (1883-1966)
Итальянский художник. Обучался живописи в Риме. В работах использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисунка затем учился у Балла.
Джерардо Доттори (1884 — 1977)
Был знаком с Балла. В 1911 году присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных художественных произведений.
Юрий Анненков (1889-1974)
Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культурах. Живописец и график, работал в театре и кино, литератор. Трудился и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.
Юлиус Эвола (1898-1974)
Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он также был известен, как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму.
Футуризм в массы
С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.
Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.
Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.
Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма
Многие направления серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить ничего нового зрителю.
Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не давало свободы мысли и действиям. Под влиянием перемен во взглядах и желаниях появляются акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.
Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили тотальный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не равняться на известных творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на искусство.
Сюрреализм предлагал увидеть настояние в необычном, заглянуть за грань, но не устремиться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя во главу произведения этот компонент.
Футуризм же предлагал яркость через негатив. Смелость мышления и образов вызывали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и литераторы, но и художники, стремящиеся выразить свой взгляд в цвете.
Символисты и акмеисты — поэты в 90% случаев. Город и технологии, машины и детали не были частью вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В стихах футуристы стремились к эксперименту со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.
История возникновения
Жанр под названием футуризм в искусстве зародился в самом начале XX века. Молодые авторы стремились передать в различных произведениях свой взгляд на то, как будет выглядеть мир в будущем. Разнообразные жанры из прошлого отошли на второй план.
Основоположники — Филиппо Маринетти, а позднее Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули устои в искусстве, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.
Первое произведение нового жанра носит название Красный сахар – манифест появился на свет в 1909 году. Маринетти первым определил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. В тексте было описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.
Ориентиры – молодые творцы, поэты, художники, литераторы, архитекторы, зажатые в установленные рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.
Новизна, смелость и попадание в общую «струю» бунтарских мыслей позволило уже через 3 года (к 1912) провести первую выставку. Для этого свою площадку предоставил один из музеев в Париже. Так итальянское новаторство постепенно перешло в Европу.
10 известных картин в стиле футуризм
Реализм в изображениях, модернизм или эгофутуризм – виды искусства, которые заставляют мыслить. Известные произведения в живописи являются своеобразным отпечатком времени.
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)
Портрет песнебойца футуриста Василия КаменскогоДавид Бурлюк
Полотно изобилует яркими красками. В нем каждый стремиться рассмотреть собственный сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять с собственной личностью.
Семейная пара (Давид Бурлюк)
Семейная параДавид Бурлюк
Полотно написано в традиционной для автора манере. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день за различными делами.
Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
Динамизм собаки на поводкеДжакомо Балла
Яркое в своей искрометности произведение. Здесь важным является передача скорости и энергии в мире, постоянно стремящимся вперед.
Рост города (Умберто Боччони)
Яркие огни, люди, дела и перемены сливаются на холсте в единый порыв света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и направленного в разные направления движения машин, людей и механизмов.
Танцовщица = Море (Джино Северини)
Танцовщица = МореДжино Северини
Картина была создана с целью проведения параллели между формой природной и человеческой. В основе – плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.
Бульвар (Джино Северини)
БульварДжино Северини
Здесь автор вплетает в сюжет очертания людей. Окружающий мир изображается в виде геометрических фигур и изгибов, воплощая особенности окружающего пространства.
Портрет Артура Кравана (Джино Северини)
Портрет Артура КраванаДжино Северини
Произведение позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно заметить только в качестве элемента в сюжетной композиции.
Ловушки войны (Джакомо Балла)
Ловушки войныДжакомо Балла
На холсте обозначены эмоции и переживания, страх и смятение, которые появляются в душах людей под влиянием войны. Для выражения особенностей выбран темный цвет в качестве основы. Красный – символ огня и крови.
Я и моя жена (Фортунато Деперо)
Я и моя женаФортунато Деперо
Своеобразное прочтение семейной жизни. Быт и увлечения представлены четко, но люди изображены в виде силуэтов, застывших за работой.
Переезд за границу
В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.
Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.
В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.
Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).
Непререкаемый авторитет для младших
В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.
Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.