Грузинский, пётр николаевич

Детские годы

Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.

В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.

Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.

Нико Пиросмани

Прославленный художник-самоучка, талантливый график, творивший на рубеже XIX-XX веков, начинал с написания торговых вывесок, а потом стал признанным мастером примитивизма.

Работы Пиросмани выставлены в Музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее. Биография Нико овеяна множеством легенд, в том числе и приобретением миллиона роз для актрисы Маргариты, в которую он был безответно влюблён.

Спустя много лет эта история стала сюжетом для песни «Миллион алых роз». Дом-музей Нико считается самым маленьким музеем в мире, так как его экспонаты разместились на площади всего в 6 м².

Грузинский художник Ладо Тевдорадзе

Известный художник Грузии, правдоруб, творивший в жанре примитивизма. Его картины – отражение национальной реальности с помощью хорошего теплого юмора. В полотнах изображен уют домашнего очага Грузинов через призму легкой иронии и примитивного обаяния.

Картины грузинских художников наполнены любовью к жизни, в настоящем ее проявлении. Ладо — не исключение. Он часто вспоминал, что во время творческого процесса он словно находится в параллельном измерении: «Потому что земля это не рай, много плохого. Когда рисуем, мы в хорошем мире, легче жить на этом свете». Он не любил писать под заказ. Но на картинах часто изображал себя и круг знакомых. В картине «Древо желаний» – присутствие автора легко определить по картине в руках героя. На полотне «Деревенский клуб» все люди – знакомые грузины.

Главное в творчестве художника – работать ежедневно, не разрешая душе лениться. Он воодушевлялся иллюстрациями импрессионистов. Свой же стиль живописец называл «академическим примитивизмом».

Самоучка из Грузии Леван Мосиашвили

Первым учителем Левана был отец – известный художник — Тамаз Мосиашвили. Он привил сыну навыки работы в разных стилях. Полотнам присущи яркие краски, простые сюжеты. В основе работ – народный быт Грузии. Природа родной страны дала хороший урок художнику для его образования живописи.

Интересы Левана расширилась, после переезда во Францию и стали соответствовать европейским тенденциям. Ощущение вольной жизни передалось и его кисти. Художник увлекся абстрактным направлением. В творчестве органично соединились закавказские народные и мировые художественные элементы. Работы приобрели известность не только в родной georgia, но и хранятся во многих странах мира. Сегодня Леван Мосиашвили является членом Союза художников Грузии и Франции и активно помогает молодым талантам.

Детство и начало художественного пути

Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).

Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.

Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.

Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.

Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы – Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку картин Винсета Ван Гога. Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и Анри Матисса.

«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.

Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.

По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.

В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.

Детство и юность

Самый известный художник-монументалист нашего времени родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зураба на путь творчества определила атмосфера, в которой прошло детство мальчика. Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели работал горным инженером, преподавал в техническом вузе.

Зураб Церетели

Зато брат матери Георгий Нижарадзе был живописцем. Бывая в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, ведь в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В 8 лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую окончил «на отлично» в 1958 году.

Биография

Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.

Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.

Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:

  • «Союз молодёжи» (1911)
  • «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
  • «Бытие» (1926—1927)
  • «АХРР»

Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.

Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Начало литературной деятельности

В 1911 году сразу две местные газеты – «Саратовский листок» и «Саратовский вестник» опубликовали стихотворения начинающего поэта. Орешин приобрел известность, познакомился с другими саратовскими поэтами, ставшими впоследствии знаменитыми: Львом Ивановичем Гумилевским, Семеном Павловичем Полтавским и другими. Посещал «поэтические субботы» и собрания литературного общества «Многоугольник». Уже в те годы прослыл среди коллег самолюбивым, дерзким и недружелюбным человеком.

В 1913 году Петр Васильевич уехал в Петербург. С целью заработка он устроился на работу – опять-таки конторским служащим. В свободное время писал стихи, которые печатались в таких серьезных питерских изданиях, как журналы «Заветы» и «Вестник Европы».

В 1914 году, в разгар I мировой войны, 27-летний Орешин оказался на фронте: он был призван рядовым пехотинцем, участвовал в сражениях. Удостоился двух Георгиевских крестов за проявленную смелость. Тяготы военной жизни молодой поэт запечатлел в стихах «Тятька», «Письмо с позиций» и др.

После демобилизации и до 1919 года молодой писатель жил в Петрограде, а затем вернулся в Саратов. В эти годы им были написаны такие стихотворения, как «Зарево», «Березка», «Дулейка», «Набат», «Степан Разин», а в саратовских и московских издательствах вышли сборники стихов:

  • В 1918 году – «Зарево» и «Красная Русь»
  • В 1920 году – «Березка» и «Дулейка»
  • В 1921 году – «Мы».

Стихотворению «Зарево», как и всему творчеству поэта, дал высокую оценку Сергей Есенин. Орешин и Есенин познакомились в Петрограде. Оба они, а также Николай Клюев, Александр Ширяев, Сергей Клычков и другие вошли в так называемую группу «новокрестьянских поэтов», отражающих в своем творчестве проблемы деревенской жизни. В 1918 году в петроградском издательстве «Революционная мысль» вышел сборник «Красный звон» со стихами Есенина, Клюева, Орешина и Ширяева.

Петр Орешин

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Самоучка из Грузии Леван Мосиашвили

Первым учителем Левана был отец – известный художник — Тамаз Мосиашвили. Он привил сыну навыки работы в разных стилях. Полотнам присущи яркие краски, простые сюжеты. В основе работ – народный быт Грузии. Природа родной страны дала хороший урок художнику для его образования живописи.

Интересы Левана расширилась, после переезда во Францию и стали соответствовать европейским тенденциям. Ощущение вольной жизни передалось и его кисти. Художник увлекся абстрактным направлением. В творчестве органично соединились закавказские народные и мировые художественные элементы. Работы приобрели известность не только в родной georgia, но и хранятся во многих странах мира. Сегодня Леван Мосиашвили является членом Союза художников Грузии и Франции и активно помогает молодым талантам.

Творчество

Казалось, само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха 60-х, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения – все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, что он делает. И первая должность – художник-архитектор – подарила такую возможность.

Среди работ, выполненных в это время, – художественные оформления курортных комплексов Грузии (Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда). Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером стали автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале 60-х и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей.

Наряду с художественно-декоративной работой Церетели участвует в выставках. Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси состоялась уже персональная выставка мастера. Тогда же он был удостоен звания Заслуженного художника Грузинской ССР.

Памятник Святому Георгию Победоносцу в Тбилиси

Одновременно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности. Один за одним поступают заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве (1967-1968), Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске (1969), курортный комплекс в Адлере (1973), гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму (1978) и многое другое.

В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно работает. С 1970 года, будучи главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за рубежом, много ездит, знакомится с известными иностранными художниками. На родине тоже много работы, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник СССР в 1980-м.

Монумент «Дружба навеки» в Москве

Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце 70-х. Ярким завершением труда стала скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий 200-летний юбилей со дня подписания Георгиевского трактата между Россией и Грузией.

В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы – мозаичное панно, которое и по сей день радует туристов на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги.

Памятник Марине Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция

Ряд скульптур мэтр посвятил видным деятелям истории и современности. Среди ярких творений этого направления: памятник поэтессе Марине Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви (Франция) и Москве, памятник Пушкину в Апатитах, памятник Иоанну Павлу II (Франция), Георгию Победоносцу в Москве.

В 2017 году в российской столице открылась Аллея правителей – галерея бронзовых бюстов работы Зураба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года.

Памятник Петру Первому в Москве

А вот памятник Петру Первому вовлек имя Церетели в скандал. Общественность столицы крайне негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как писали «Известия», «уродующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе гигантского парусника.

Поднимался даже вопрос о сносе памятника, однако сегодня страсти улеглись, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из самых масштабных в столице (высота — 98 м, вес – свыше 2000 тонн).

Монумент «Адамово яблоко»

Церетели не привыкать быть под прицелом критики: работы мастера порой обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор относится к этому спокойно.

Возвращение в Россию

По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.

«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.

«Миллион алых роз» Нико Пиросмани

Художник Пиросмани известен миру, как грузинский самоучка XX столетия, представитель направления примитивизм. Его жизнь полна загадок. Странным образом не сохранилась даже точная дата рождения. Из информации, собранной почитателями творчества художников XX века удалось узнать о непростом характере и излишней эмоциональности Нико. Люди считали, что грузинский художник Пиросмани не от мира сего. Да и сам художник якобы рассказывал, что видит святых, а кисть не подвластна его воли.

Основные сюжеты картин — сцены праздников или застолий Грузии, представляющих яркую противоположность полуголодной жизни самого Нико. Искусство у Pirosmani находилось на первом месте. Случались и голодные дни, когда он творил за кусок хлеба. Материальная сторона не имела значения. Так и появились натюрморты художника – «Пиры», рисованные на вывесках.

«Актриса Маргарита» – картина, украшавшая стены Лувра. С француженкой на полотне, у художника связана дивная история. Однажды в Тифлисе Пиросмани увидел женщину невероятной красоты певицу и танцовщицу Маргариту де Севр. Лавочник Николай, желая удивить прекрасную даму, продал свой скромный бизнес и на вырученные деньги купил розы. Цветы он в буквальном смысле бросил к ногам француженки. Чем закончилась красивая история художника с миллионом алых роз, можно только гадать. Исследователи творчества Нико опровергают этот случай, уверяя, что историю придумал Паустовский, уже после кончины Пиросмани.

В картине «Сбор винограда» Niko подчеркивает плодородную землю родной страны путем уменьшения изображенных виноградников. Для произведения характерна игра светом, льющимся сквозь виноградную лозу.

Работ художника — самоучки практически не сохранилось. Но его картины и натюрморты, известные нам, обезоруживают своей пронзительностью. Пиросма, имя которого известно всему миру, — загадка для современников его века и неразгаданная тайна для нас.

Грузинская живопись – великое художественное наследие для всего мирового сообщества. Полотна современных художников пестрят разнообразием образов и направлений. Все произведения объединяет любовь к особенностям родной страны, её природе и уважение к простому народу.

«Миллион алых роз» Нико Пиросмани

Художник Пиросмани известен миру, как грузинский самоучка XX столетия, представитель направления примитивизм. Его жизнь полна загадок. Странным образом не сохранилась даже точная дата рождения. Из информации, собранной почитателями творчества художников XX века удалось узнать о непростом характере и излишней эмоциональности Нико. Люди считали, что грузинский художник Пиросмани не от мира сего. Да и сам художник якобы рассказывал, что видит святых, а кисть не подвластна его воли.

Основные сюжеты картин — сцены праздников или застолий Грузии, представляющих яркую противоположность полуголодной жизни самого Нико. Искусство у Pirosmani находилось на первом месте. Случались и голодные дни, когда он творил за кусок хлеба. Материальная сторона не имела значения. Так и появились натюрморты художника – «Пиры», рисованные на вывесках.

Другие мотивы в картинах — анималистические. Животные всегда изображены с взглядом, как у человека, одинокие подобно самому автору. Рисовал он и портреты, «карточки» на картоне, часто срисовывая изображение с картинки.

«Актриса Маргарита» – картина, украшавшая стены Лувра. С француженкой на полотне, у художника связана дивная история. Однажды в Тифлисе Пиросмани увидел женщину невероятной красоты певицу и танцовщицу Маргариту де Севр. Лавочник Николай, желая удивить прекрасную даму, продал свой скромный бизнес и на вырученные деньги купил розы. Цветы он в буквальном смысле бросил к ногам француженки. Чем закончилась красивая история художника с миллионом алых роз, можно только гадать. Исследователи творчества Нико опровергают этот случай, уверяя, что историю придумал Паустовский, уже после кончины Пиросмани.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» показывает настоящий смысл бытия. Высохшие сухие стволы позади указывают пустоту бытия. Настоящее богатство для автора заключается в продлении рода.

В картине «Сбор винограда» Niko подчеркивает плодородную землю родной страны путем уменьшения изображенных виноградников. Для произведения характерна игра светом, льющимся сквозь виноградную лозу.

Работ художника — самоучки практически не сохранилось. Но его картины и натюрморты, известные нам, обезоруживают своей пронзительностью. Пиросма, имя которого известно всему миру, — загадка для современников его века и неразгаданная тайна для нас.

Грузинская живопись – великое художественное наследие для всего мирового сообщества. Полотна современных художников пестрят разнообразием образов и направлений. Все произведения объединяет любовь к особенностям родной страны, её природе и уважение к простому народу.

Личная жизнь

В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.

Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.

Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.

Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.

Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.

Самобытная живопись Зураба Церетели

Личность художника Церетели многогранна. Знаменитый скульптор, педагог, профессор, чье сердце навсегда покорила живопись. В изобразительном искусстве он видел истинный смысл бытия.

Зураб, как и все современные художники Грузии, передавал в красках все, что его окружало. Быт простых людей, женская красота, благоухание цветов, поля подсолнечников, пальмы на морском берегу, автомобили – все отразилось в творчестве. Живопись автора самобытна и выходит за рамки грузинской школы. Полотна передают особое отношение к жизни, необузданный темперамент, стремление вперед к покорению вершин и частую смену настроения. Умиротворенное любование природой, отрешенность от людской суеты, заставляет задуматься о чем-то глубоком и сокровенном. Многообразие красок наполняет полотна восхищением перед единством человека и природы, и искренней любовью к родной Грузии. Картины художника отличаются фактурой и преобладанием земляных оттенков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: