Кузьма петров-водкин

Лина Костенко в современности

Лина Костенко на протяжении долгих лет оставалась верна поэзии. Выпуская один за другим сборники стихотворений, проникающих глубоко в душу читающего, она стала любимым автором для многих. В списке ее работ можно найти остросоциальные творения, выражающие негодование целого народа в мягких стихотворных строчках,  нежные и чуткие стихи о любви и добрые, радостные стихотворения для детей

Лина Костенко всегда отличалась острым умом и способностью донести к читателю главную идею, неважно в каком жанре она начинала писать

Однако в 2010 году Лина Васильевна все же решила попробовать себя в роли прозаика, выпустив, спустя почти 20 лет перерыва, книгу со смелым названием «Записки украинского сумасшедшего». Книга вызвала довольно большой резонанс, и в последствие даже была переведена на иностранные языки.

На сегодняшний день украинская поэтесса ведет довольно отстраненный образ жизни, изредка участвуя в социальных акциях поддержки украинских бойцов. Она не дает интервью и не появляется на культурных мероприятиях.

Ее сила и любовь к жизни поражают и вдохновляют школьников и студентов, изучающих ее работы. Лина Костенко с 2002 года является почетным доктором Черновицкого национального университета, а так же почетным профессором Национального университета «Киево-Могилянская академия».

Легенда 4. Петр I убил своего сына

Вердикт: это правда.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Картина Николая Ге. 1871 год

Петр угрожал сыну смертью, после чего назначенный им суд действи­тельно приговорил царевича к казни. По официальной версии, впрочем, он умер от удара, то есть сердечного приступа. Точно так же позднее объяс­няли в XVIII веке и смерть других государей, скончавшихся при сомнительных обстоятельствах

Был ли царевич Алексей тайно казнен или, например, скон­чался от пыток, которым был подвергнут уже после вынесения приговора,не так важно. Его смерть в заключении в Петропавловской крепости не могла произойти без ведома и одобрения — хотя бы молчаливого — Петра. 

Столь же безжалостен был государь и к прочим своим подданным. Согласно легенде, во время массовой казни восставших стрельцов, он лично брался за топор. Восходит эта легенда к сообщению одного из иностранных дипло­матов, потому полной уверенности в ее достоверности нет. Совершенно точно известно, однако, что Петр лично часами присутствовал в застенке при пытках подозреваемых в измене. Число замученных в пыточных камерах, убитых при подавлении волнений или просто погибших на войне или великих строй­ках эпохи от голода и болезней подсчету не поддается. Очевидно, во всяком случае, что эпоха была кровавой.

Закат творчества и наследие

В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.

Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.

В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.

В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.

Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.

Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».

Личная жизнь

Лина Костенко связывала себя узами брака дважды – впервые еще в студенчестве с польским писателем Ежи-Яном Пахлевским, которому родила прекрасную дочь Оксану. Не решившись следовать за мужем на его родину — в Польшу — Костенко, не привыкшая теряться на фоне жизненных событий, без промедления разорвала отношения.

Вторым мужем поэтессы стал Василий Цвиркунов, бывший на то время руководителем киностудии Довженко. Лина была влюблена до головокружения, несмотря на жизненный опыт и довольно взрослый возраст, супруги увлечены друг другом как дети. Костенко даже сына назвала в честь мужа – Василием. Потеряв мужа в 2000 году, Лина Васильевна больше  не выходила замуж.

Интересные факты и цитаты Лины Костенко

Лина Костенко в свое время отказалась от звания Героя Украины, назвав его «политической бижутерией», напомнив, что призвание писателя, в первую очередь, — писать.

На написание своих произведений Костенко вдохновляли путешествия, которые она просто обожала – в свое время Лина Васильевна с супругом объездили всю Украину на своем «Запорожце».

Каждое творение великой поэтессы – это кладезь гениальных фраз и невероятно точных цитат. Но не только в стихах Лина Васильевна демонстрировала меткость слова. Вот некоторые из ее высказываний, которые останутся в памяти человечества надолго:

  • Страсть — это вдохновение тела, а любовь — это вдохновение души. Любовь как функции гениталий оставим приматам. Мне нужен космос ее глаз.
  • Мы думаем, что это у нас благородная толерантность, а это у нас воловье терпение.
  • Отвратительная вещь — наша терпеливость. Наша привычка отказывать себе во всем. Так все может отказаться от нас.

Родченко-фотограф

Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформи­ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плос­кости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспе­риментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.

1 / 4

Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

2 / 4

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

3 / 4

Александр Родченко. Лестница. 1930 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

4 / 4

Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи­данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией. 

Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фото­монтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Легенда 7. Петр I завез в Россию картошку и заставлял крестьян ее есть

Вердикт: это неправда.

Картофель. Гравюры из ботанического справочника Джона Паркинсона «Theatrum Botanicum». Лондон, 1640 год

Петр, возможно, действительно привез в Россию какое-то количество карто­феля в качестве диковинки — каких диковинок он только не заказывал, например маринованные манго, — но никакой кампании по насаждению картофеля при нем не было. Приживаться в России картофель стал гораздо позже, во второй половине столетия. 

о петре и его эпохе — в лекциях:

Зачем Петр I брил бороды

Эта и другие культурные реформы Петра Великого

Как Петр I организовал победу под Полтавой

И зачем он выпивал с врагами

Легенда 9. Петр I рубил бороды прямо топором

Вердикт: это почти правда.

Петр I стрижет бороды боярам. Акварель Дмитрия Белюкина. 1985 год

Петр действительно начал бороться с ношением бород после своего возвра­щения из Великого посольства в августе 1698 года. Сохранились свидетельства, что в некоторых случаях он отрезал боярам бороды собственноручно. Импер­ский посол граф Гвариент доносил, что молодой царь собственной рукой подрезал длинные бороды многим боярам, а также и другим духовным и свет­ским лицам. Есть и другие свидетельства такого рода, но вот топор ни в одном из них напрямую не упоминается. 

Скорее всего, отрезание бород смешалось с другим эпизодом, в котором участвовал Петр: во время знаменитой стрелецкой казни царь, по свидетель­ству одного из иностранных дипломатов, сам орудовал топором. Такое смеше­ние неудивительно. Эпизод с обрезанием бород имел место сразу после стре­лецкого мятежа, в симпатии к которому Петр подозревал многих представи­телей элиты, так что обрезание бород носило, видимо, и характер символиче­ского наказания через унижение. Не исключено, впрочем, что топор могли и в самом деле применять солдаты, посланные обеспечить выполнение указа о брадобритии на местах. 

Легенда 11. Петр I ненавидел Россию и Москву

Вердикт: это скорее неправда.

Торжественное вступление русских войск в Москву 21 декабря 1709 года после Полтавской победы. Гравюра Питера Пикарта. 1737 год

Происхождение этого мифа понятно: царь искоренял русские обычаи, увлекался всем иностранным, перенес столицу в Санкт-Петербург. Значит ли это, что он ненавидел Россию и Москву? Разумеется, никаких документов, где он бы прямо расписывался в своих чувствах, у нас нет. Ненавидеть Россию Петр, конечно, не мог: он был глубоко убежден, что управление Россией поручено ему Богом и что ответ за судьбы страны ему предстоит держать на Страшном суде. Более того, именно Петр вводит в политический оборот представление о том, что военные и чиновники служат не только государю лично, но и отечеству. Служит, по его словам, и сам царь. Другое дело, что Петр, несомненно, ненавидел многие из российских порядков. 

Что касается Москвы, то она символизировала для Петра все то, что он хотел изменить в России. Кроме того, она ассоциировалась у императора с его детскими страхами, бунтами и заговорами. Тем не менее Петр признавал символическое значение Москвы и проводил здесь немало времени даже после основания Санкт-Петербурга.

Уникальный художник

Кончаловский — русский интеллигент дворянского происхождения. В своих работах особенно глубоко раскрывает тему повседневной жизни. Самые простые вещи пишет таким образом, что они становятся доступными простому обывателю. Особенную любовь художник испытывал к природе, что заметно во многих его полотнах. Кончаловский уникальный художник. Его заслуга в том, что в те кровавые годы он умудрялся писать картины и пейзажи, наполненные жизнью.

В настоящее время сохранилась мастерская живописца на Садовом кольце, где жил сам Михаил Булгаков. Этим зданием до сих пор владеет семья Кончаловских. Петр Кончаловский после революции 1917 года становится ведущим художником.

Владея особыми навыками и чувством цвета в своих картинах он передает радость и счастье жизни. При этом известны его некоторые его работы, которые отличаются драматизмом и комизмом. Художник всегда считал себя реалистом в живописи, потому отказывался писать портреты по фотографии.

Все свои работы Петр Кончаловский выставлял на суд своей супруге. Если они ей не нравились, то участь работы была решена. Произведения загрунтовывалось и писалась новая работа. Петр Кончаловский известнейший советский и российский художник, унаследовал школу живописи самого Сезанна. Был признан выдающимся при жизни и сейчас остается востребованным среди ценителей его творчества.

Детство

Лина Костенко родилась 19 марта 1930 года в городке Ржищев, Киевской области. Ее родители – интеллигентные и образованные люди — с самого нежного возраста прививали ей хороший вкус во всем, включая литературу и музыку. Особый вклад в формирование дочери сделал отец – Василий Костенко. Человек, знающий 12 языков, образованный во всех научных сферах, педагог от бога, способный найти поход к любому человеку – именно таким на всю жизнь его запомнила Лина.

Родившись в небольшом городишке, Лина Костенко заканчивала уже столичную школу, а после и университет – в 1936 году семейство Костенко перебралось в столицу украинской республики.  Еще будучи школьницей, Костенко проявляла интерес к поэзии – она с удовольствием проводила свободное время в литературной студии, работающей при журнале «Днепр». Примерно в это же время маленькой Лине пришлось пережить арест отца, признанного за его резкое и правдивое слово «врагом народа».

Детство великих людей редко бывает простым и безоблачным, но детство Лины выпало на период военных действий, развернувшихся в рамках Второй мировой войны. Именно в этот непростой период поэтессой было написано первое в ее жизни стихотворение. Ей было всего 11, когда во время боев за Днепр (семья Костенко жила на Трухановом острове, что расположен на реке Днепр), сидя в окопе, окруженная криками и плачем, она «нацарапала» на одной из стен окопа свое творение. Буквально через мгновение в это место попал снаряд – от стиха не осталось ничего.

Пережив это страшное время, Лина Костенко не только не бросила дело всей своей жизни, но с еще большим стремлением стала постигать таинство творческой науки. В послевоенные годы Костенко посещала литературную студию при Союзе писателей Украины, где сразу же была отмечена не только аристократической красотой, но и талантом, о котором в творческих кругах уже было известно многим.

Первые ступеньки к славе

К модельному бизнесу Петра подвел случай, когда они с матерью и ее мужем совершали круиз по Дунаю. Это произошло летом после третьего курса Смоленского университета. В столичном ночном клубе к Петру подошел незнакомец и предложил поучаствовать в фотосессии для журнала за гонорар в 100 долларов.

Воспитанный в толерантной среде парень не счел предложение оскорблением и даже был польщен. Голос интуиции не подсказывал ему ничего плохого о возможной сделке: на его пути встречались в основном порядочные люди.

Петр согласился на фотосессию и совершил свой дебют в качестве фотомодели, получив обещанный гонорар, что было весьма неплохой денежной суммой по тем временам. В 2004 году, уже во время учебы в Москве, предложения о съемках для отечественного глянца стали сыпаться как из рога изобилия.

Во многом к этому приложил усилия сам Петр: парень активно посещал кастинги, стоптал не одну пару кроссовок, но всего за год сумел хорошо освоиться в мире моды и участвовать в показах.
Тина Канделаки и Петр Рыков на шоу талантов «СТС зажигает суперзвезду»

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.

Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.

Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Александр Самохвалов

Художник, акварелист и иллюстратор Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) был ведущим членом Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. Александр Самохвалов часто признается одной из главных фигур ленинградской школы живописи. Известный своим жанровой и портретной живописью, художник оттачивал свои таланты у Кузьмы Петрова-Водкина, который оказал влияние на его рисунки и слияние формы и цвета. Его поездка в Самарканд в 1921 году знаменует собой поворотный пункт в его карьере и, как полагают, значительно повлияла на его стиль в последующие годы. Пять лет спустя он участвовал в восстановлении собора Святого Георгия в Старой Ладоге. Именно здесь он познакомился с традиционными формами русской живописи, что также повлияло на его собственный стиль. Среди известных работ — «Киров принимает парад физкультурников» (1935) и «Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1939).

Александр Самохвалов, Кафе «Гурзуф», 1956, частное собрание, Россия

Родченко и фотомонтаж

Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон­тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти­ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю­щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо­собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю­стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

Легенда 10. Петр I был алкоголиком и заставлял пить других

Вердикт: это правда.

Петр I со своими дворянами накануне стрелецкой казни. 1754 год

Сказать ретроспективно, был ли Петр алкоголиком в строгом медицинском смысле слова мы, конечно, не можем. Но описания современников и соб­ствен­ные письма Петра не оставляют сомнений: да, он и его окружение пили ужа­сающе много, и да, посетителей на петровских пирах заставляли пить литрами. Можно спорить, был ли здесь политический умысел — стремление развязать языки, выведать потаенные мысли. Кроме того, регулярно и публично напива­лись до потери сознания в то время не только при российском дворе, но и при многих европейских. Верно также, что петровские обыкновения хорошо согла­совывались и с уже давно устоявшимся к тому времени в Европе стереотипом «русского пьянства». Собираясь в конце 1720-х годов послом в Россию, англо-испанский аристократ герцог де Лириа был заранее уверен, что «все дела в тех краях вершатся за бутылкой»  I. Fedyukin, R. Collis, E. A. Zitser. Drinking Diplomacy: The St. Petersburg ‘Ordre des Antisobres’ and Fraternal Culture among European Envoys in Early Imperial Russia // International History Review. Vol. 42. № 1. 2020.
Перевод автора текста.. И тем не менее из песни слова не выкинешь: многие из наших современников отправились бы на тот свет от алкогольного отравления уже после первой же пирушки у Петра.

две игры про петра!

Помогите Петру Первому выиграть войну

Проведите реформы со скоростью императора и победите шведов

Как понять реформы Петра I

Взгляните на петровские преобразования глазами историка

Творческая биография Юшкевича Виктора Николаевича

Художник Юшкевич Виктор Николаевич родился 20 марта 1961 года, в небольшом городке Пинск, БССР (Белоруссия). Он закончил Кобринский государственный художественный профессионально-технический колледж (Белоруссия) и уже в начале 1990-х годов стал является одним из самых известных мастеров пейзажной живописи на территории бывшего СССР. Нужно отметить, что некоторые из его работ украшают коллекцию белорусского президента.

Однако современный художник не любит выставлять свое искусство живописи на многочисленных арт выставках. Белорусский мастер пейзажного искусства предпочитает умиротворение и скромность, поэтому его работы можно увидеть только в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

«Вечерний звон»

Виктор Юшкевич как художник композитор

Любопытно, что художник Виктор Юшкевич является также и композитором. Его музыка часто появляется как музыкальное сопровождение для его роликов на YouTube. Юшкевич в каждом своем видео преподает мастер класс по созданию пейзажных картин, который сопровождается оригинальной музыкальной композицией самого художника.

Нужно отметить, что у белорусского живописца есть талантливый сын Юшкевич Виктор Викторович. С самого детства он выезжал на творческие пленэры с отцом и привил ему большую любовь к изобразительному искусству. Работы художников часто путают, так как они рисуют свои картины в похожем стиле и кроме этого имеют одинаковое имя и фамилию. Однако истинные ценители пейзажной живописи легко узнают работы Юшкевича старшего по легкой и ненавязчивой духовной сюжетности, которая присутствует в большинстве его картин.

«Рассвет у реки»

Пейзажи художника Виктора Юшкевича: стиль живописи

Бесспорно, художник Юшкевич Виктор Николаевич является одним из настоящих мастеров современного пейзажного . Его произведения изобразительного искусства пронизаны некой тоской по чему-то настоящему, нетронутому и истинному. Его способ выражения реальности на поверхностный взгляд кажется консервативным и в некотором смысле банальным. Но это далеко не так. Создается впечатление, что Юшкевич в каждой из своих картин пытается придать дню и солнечному свету дополнительное духовное измерение и актуализировать этот бесконечный творческий процесс до триумфа ярких палитр красок над скучными и серыми буднями окружающей реальности. Ввиду этого Виктор Юшкевич может с достоинством считаться одним из лучших современных художников 21 века в категории пейзажной живописи.

Ранние годы Родченко

Александр Роденко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье театрального декоратора и прачки. С ранних лет мальчик был связан с миром искусства: семья жила над театром, поэтому на улицу они выходили через сцену. «Закулисная жизнь» быстро наскучила ему, идти по стопам отца он не хотел. Да отец и сам надеялся, что сын получит «настоящую» профессию. После переезда в 1901-м году в Казань Родченко стал учиться на зубного техника и несколько лет работал по специальности, но врачебное дело было ему не по душе.

В 1911-м году Александр бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи.

Ученики Казанской художественной школы. Александр Родченко — во втором ряду третий слева

В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.

«У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу — действительностью… Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас!» Так писал Родченко своей возлюбленной во время долгой разлуки, когда Степанова одна уехала покорять Москву. С тех пор в переписке Варвара всегда оставалась в образе королевы Нагуатты, а Родченко — Леандра Огненного. В минуты разлуки они писали друг другу сонеты в патетическом возвышенном стиле, используя символы и метафоры, создавая в стихах свой собственный мир.

В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих.

Где бы ни жили Родченко и Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего».

Варвара Степанова. Карикатура на себя и Александра Родченко, 1920 год

1914 год стал поворотным в судьбе Родченко: он познакомился с творчеством кубофутуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского и Владимира Маяковского на их выступлениях в Зале Дворянского собрания в Казани. На тот момент российский кубофутуризм, соединив принципы итальянского футуризма и французского кубизма, был популярным художественным направлением. Беспредметное искусство без правил и канонов привлекало и казанского студента, уставшего от классического образования.

Вдохновленный выступлениями Бурлюка, Маяковского и Каменского, Родченко начал заниматься футуристическим искусством. Он стал не просто поклонником футуристической живописи — он стал приверженцем. Он стремился «освободить живопись» от формализма, работая только с пространством и формой: «Я предпочитаю видеть необыкновенно обыкновенные вещи… Нашел путь единственно оригинальный. Я заставлю жить вещи, как души. Я найду в людях вещи…».

Александр Родченко. Девушка с цветком, 1915 год

Легенда 6. Петр I прорубил окно в Европу

Вердикт: это скорее правда.

Петр I на берегу реки Невы. Картина Антона Иванова-Голубого. 1843 год

Считается, что впервые эту метафору употребил в своих записках итальянец Франческо Альгаротти, посетивший Россию в конце 1730-х, то есть более чем через десять лет после смерти Петра. На самом деле Альгаротти сравнивал Санкт-Петербург с «окном, через которое Россия смотрит в Европу». Его метафору подхватил Пушкин и сделал популярной, использовав в «Медном всаднике» (где он, кстати, прямо ссылается на Альгаротти). В его поэме Петр заявляет о намерении «в Европу прорубить окно», и, судя по контексту, смысл этого «окна» несколько иной, чем у итальянца: скорее это отверстие, через которое Европа хлынула в Россию. 

Как Россия стала европейской? • Видеоистория русской культуры

Так или иначе, метафора эта довольно точная. Разумеется, Россия не была изолирована от Европы и до основания новой столицы на Неве. Но именно Санкт-Петербург становится главным торговым портом России; здесь живет множество иностранцев; именно через Санкт-Петербург проникают в Россию из Европы разные культурные веяния, новинки, моды, новые институты и модели поведения.

Легенда 12. Петр I был справедливым, грозным и отходчивым

Вердикт: в каком-то смысле это правда.

Утро стрелецкой казни. Картина Василия Сурикова. 1881 год

В народной мифологии «справедливый, грозный и отходчивый» — обяза­тельные атрибуты любого сильного правителя, настоящего царя вообще. Насколько они отражают какую-то реальность в случае Петра? Сам себя он, безусловно, считал справедливым и всячески подчеркивал свою привержен­ность закону и принципу честного вознаграждения за службу. Правда, при этом тут же нарушал законы, им самим составленные.

«Грозным» он, конечно, тоже был: человек крайне вспыльчивый, он мог на месте приговорить провинившегося к смерти или жесточайшему наказанию. Правда, не менее частой была и обратная ситуация: государь годами знал о преступлениях и воровстве своих приближенных, но ничего не предприни­мал. Можно, наверное, считать его и отходчивым: правда, отходчивость эта была чаще связана не с просвещенностью, а с влиянием его второй жены Екатерины, которая не раз спасала от плахи провинившихся вельмож.

Легенда 1. Петр I был подменен

Вердикт: это неправда.

Портрет царевича Петра Алексеевича из титулярника XVII века

«Государя подменили» — один из самых распространенных мотивов в народ­ной мифологии власти. Собственно, если данный Богом государь делает что-то, что нам сильно не нравится, объяснений может быть два: или такой государь ниспослан нам свыше за грехи, или же он «ненастоящий», то есть его подменили. Из материалов Преображенского приказа и Тайной канцелярии мы знаем, что оба эти варианта широко обсуждались современниками, а совершенно беспрецедентный факт поездки государя за рубеж, да еще и инкогнито, только подлил масла в огонь. Но обсуждать эту версию всерьез мы все же не будем: Петр I был законным сыном своего отца царя Алексея Михайловича от его второй жены, царицы Натальи Нарышкиной.

Легенда 13. Петр I сам работал на строительстве Петербурга

Вердикт: это правда.

Император Петр I за работой. Картина Василия Худоярова. XIX век

Петр гордился своими трудовыми мозолями (в буквальном смысле слова): любил и умел работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел — от строительства кораблей до ковки металла, — сажал деревья в саду и так далее. В свободное время он любил работать на токарном станке: это хобби было весьма популярно в то время в Европе. Когда он был в Петербурге, то посещения с инспекцией строек и верфей были для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог. Но маловероятно, что у него хватило бы времени и желания махать лопатой продолжительное время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: