Илья репин: жизнь и творчество художника

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

К картине Н.К. Рериха «Сам вышел»

Часовня на пригорке
В пространстве золотом.
Плывут к ней двое в лодке
С молитвой о Святом.
В пространственном молчаньи
Сам Сергий вышел к ним
И в огненном сияньи
Предстал в тот миг двоим.
Напутствие безмолвно
В сердца слетело их:
«Для Родины любовно
Трудись, зови других!»

В очерке «Лада» Н.К.Рерих пишет: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера».

Е.И.Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции. Алтай. 1926г.

Популярные темы сообщений

  • Библиотека Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать
  • Алтайский заповедник Наша страна славится своими уникальными природными территориями, которые распространяются на тысячи километров. Одним из таких объектов является Алтайский государственный природный заповедник.
  • Творчество Льва Кассиля Л.А. Кассиль – детский писатель, который не ожидал стать писателем в студенческие годы. Его творческая работа началась после публикации его очерков, описывающих Москву и его впечатления от города. Автор любил детей,

Личная жизнь

Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.

В биографии Ильи Репина была не одна женщина. Первой женой художника стала Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора – в годы учёбы в Академии он дружил с её братом. Венчание состоялось в феврале 1872 года. Свадебное путешествие по решению молодого мужа было совмещено с поездками по работе – без живописи и общества Репин жить не мог.

Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери художника.

С самого начала обнаружились разные взгляды и наклонности относительно образа жизни – Илье Ефимовичу хотелось иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (что и нужно было для получения заказов), Вера Алексеевна стремилась к замкнутой семейной жизни. Союз продержался до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие с матерью.

Вторые известные отношения, но без заключения брака, начались в 1900 году. Тогда Репин построил дом в Куоккала (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по её решению. Нордман была своеобразной женщиной (не носила шуб в любой мороз, не ела мясо, не держала прислуги, лечилась отваром сена и т.д.). Заболев туберкулёзом, предпочла отказаться от денег и прочих благ и уехала за границу на лечение. Умерла в 1914 году.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно «Иди за мною, Сатано» (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

Семья

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Происхождение и образование

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуеве (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ

Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.

Жизнь его была вполне благополучной; недостатка в средствах он не испытывал. Репин всегда сознавал свою удачливость и при этом никогда не был уверен в своём таланте. Он считал себя «посредственным тружеником» и думал, что только ежедневная многочасовая, почти каторжная работа может сделать из него настоящего художника. Он не зазнавался от своих успехов и спокойно переживал неудачи. Даже после расставания с женой Верой, которое он тяжело переживал, и выхода из Товарищества передвижных выставок, когда на нервной почве у него сначала начала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он не сник, не потерялся, а научился работать левой рукой. А ведь ему тогда не было и 45 лет. С возрастом художника начало подводить зрение, развилась дальнозоркость, но Репин и тут не отчаялся, а стал использовать кисти с длинными ручками, их длина иногда доходила до метра. Илья Ефимович научился компенсировать своё состояние и продолжал заниматься самым важным для него — писать картины. Наверное, в его страсти к работе и заключается секрет того, что Репин до самой смерти сумел сохранить ясность ума и живость характера.

Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. «Моя выставка, — отмечал художник в одном из своих писем в феврале 1892 года, — здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице». Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почётного легиона.

Снова Петербург

Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.

Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.

В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

ТАЛАНТ ПЕДАГОГА

В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.

Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически — не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.

Культурное наследие

Одной из наиболее ярких работ в творчестве Репина стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первые наброски мастер сделал в 1878 году. Трудился же над полотном Илья Ефимович в течение долгих десяти лет.

Стоит отметить, что, помимо творческой деятельности, Репин успешно занимался и педагогической. Так, с 1893 года он занял почетное место в Академии художеств. Позже мастер руководил мастерской. Вершиной его преподавательской деятельности стала должность ректора Академии.

Интересно, что художник был дважды женат. Со своей второй законной супругой мастер прожил в собственной усадьбе в Финляндии до конца своей жизни.

На этом краткая биография Репина заканчивается, однако каждый может найти для себя что-то новое в его творчестве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: