Призвание художника
Все лучшее в человеке закладывается, как правило, еще в детстве. Николай Ярошенко был сыном отставного генерал-майора, полагавшего наилучшей карьерой для сына служение Отечеству. Профессия военного выковывает характер, и ее будущий художник постигал сначала на родине, в Полтавском кадетском корпусе, а потом и в столице, окончив с отличием Павловское пехотное училище. Но уже тогда художественные склонности его натуры стали побеждать: окруженный романтикой питерской архитектуры, Николай стал брать уроки рисования.
Занятия живописью штабс-капитан Ярошенко успешно совмещал со службой на Санкт-Петербургском заводе по выпуску патронов, став в 1874 году начальником тамошней штамповальной мастерской. При этом его творческий арсенал постоянно пополнялся новыми идеями и приемами благодаря широкому кругу общения художника. В него входили как коллеги по палитре и кистям — к примеру, российские художники-передвижники, так и представители других профессий, от заводских рабочих до авторов журнала «Отечественные записки». Впоследствии это весьма помогло Николаю Ярошенко на Кавказе увидеть красоту мира не только в экзотике местной природы, но и в лицах местных жителей, простых горцев.
Окружение художника, «Белая вилла»
Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.
Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885
Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.
Извержение вулкана. 1898
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.
Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»
В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.
Творческая деятельность[ | код]
Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана.
Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка» (прототипом для картины стала Анна Дитерихс), «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». Сейчас картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
Произведения Н. А. Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьёва, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал пейзажи, воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.
Ярошенко был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.
Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда» с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи.
Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко (жена брата, Василия Ярошенко)
Картины Николая Ярошенко
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке.
Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.
В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.
Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей
Александр Яковлевич Герд, 1888, Музей-усадьба художника
Философ Владимир Сергеевич Соловьев, 1895, ГТГ
В музее-усадьбе художника «Белая вилла» в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы «В теплых краях», Ярошенко написал здесь картины «На качелях», «Проводил», «Девушка-крестьянка» и другие.
Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно «Хор». К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ.
Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «еще не добирался ни один становой». Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца».
К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни» – очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.
На качелях в селе Павлищево на Духов день, 1888, Русский музей
Девушки с письмом, 1892, Бурятский музей, Улан-Удэ
Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств
В петербургской квартире художника проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов.
Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон.
С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.
Всюду жизнь, 1888, ГТГ
Студент, 1881 ГТГ
Девушка-крестьянка, 1891, частное
Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт.
Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Цыганка, 1886, Серпуховской историко-художественный музей
Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей
Николай Николаевич Обручев, 1898, Музей-усадьба, Кисловодск
Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.
Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.
Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей
Красные камни, 1892, Музей-усадьба художника Ярошенко
Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, Музей-усадьба
Картины и биография Николая Ярошенко ►
«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины
Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него.
Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится.
Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь».
Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?
Сюжет
Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби
Как тут не вспомнить пушкинского «Узника».
В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом.
Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.
Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.
Контекст
Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.
Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».
Судьба автора
Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.
Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.
Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.
Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.
В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.
Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.
«ВСЮДУ ЖИЗНЬ»
Если бы художническая деятельность Ярошенко оборвалась в середине восьмидесятых годов, если бы он был автором только «Кочегара» и «Заключенного», «Студента» и «Курсистки», портретов Стрепетовой, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина, он уже успел бы завоевать себе прочное место в русском искусстве. Он уже выказал бы себя как художник-демократ, выразитель настроений передовой интеллигенции и революционной молодежи, — о нем уже можно было бы сказать едва ли не все лучшее, что о нем сказано, что принято о нем говорить.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы.
И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих.
«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного, искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Сразу же. И вроде бы сама собой.
— Играйте Бетховена, — просил и просил Суриков, слушая музыку. — Играйте, я найду свое.
Ярошенковский «иероглиф» — как музыка — настраивает зрителей на определенный лад, но не исчерпывается названием, объединяет всех общим чувством, но оставляет возможность каждому найти свое.
«Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И еще того более: для многих «Всюду жизнь» — одна из исходных точек интереса к русскому искусству вообще, познания его; «Всюду жизнь», наконец, одна из тех первых, первоначальных русских картин, к которым мы приходим так рано, что и не успеваем заметить, когда вобрали их в себя, мы растем, развиваемся (и не только в своих отношениях к искусству), уже храня в памяти, в душе эту картину, ставшую частицей нашей духовной жизни.
- Вряд ли большинство зрителей достаточно четко помнит все подробности полотна и не мелочи, даже самые существенные подробности: лица, образы, положение каждого из людей, изображенных художником, но и тюремный вагон, арестанты в окне, ребенок за решеткой, кормящий вольных голубей, — вот это горькое, больное, привычное для русского сердца, как песня, как пословица, запрещающая от тюрьмы и от сумы зарекаться, это и остается в душе, как песня, как пословица, памятью сердца: можно неточно помнить мотив, слова, расположение их — суть давно и навсегда стала частицей нашего «я».
- Здесь, наверно, одна из причин безгранично широкой известности картины, ее долголетия — не музейного, но долгой жизни в людях, в народе и в каждом человеке, с ней однажды соприкоснувшемся, общего для всех ощущения ее значительности и многозначности ее восприятия.
- Следующая глава
Интересные факты
- В начале 1881 года Н. Ярошенко закончил картину «Террористка», прототипом героини которой послужила Вера Засулич. Картина была написана под впечатлением судебного процесса, который оправдал В. Засулич в её покушении на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. 1 марта полотно появилось на очередной передвижной выставке, однако вскоре была снята с выставки представителями полиции. Художник подвергся домашнему аресту. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
- Эсер-террорист и писатель Борис Савинков — племянник Н. А. Ярошенко.
Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» («Студент», 1881, ГТГ; «Курсистка», 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне «Всюду жизнь», 1888, ГТГ). Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни; среди последних наиболее популярна картина «На качелях» (1888, ГТГ).
Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.
Адреса[ | код]
в Санкт-Петербурге
- лето 1874 — дача Крамского на Сиверской;
- 1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
- 1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица, 63.
в Кисловодске — в собственном доме (c 16 ноября 1885 года). Здесь художником была создана картина «В тёплых краях», находящаяся в экспозиции Русского музея
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициально — «Белая Вилла».
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске был открыт дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.
в Калужской губернии
усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее, это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день в соседней деревушке Павлищево.
в Полтаве (ныне Украина):
В основе собрания Полтавского художественного музея — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.
Фиксация эпохи
В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.
Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.
Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.
Кочегар, 1878
«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.
На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.
“Заключенный”, 1878.
К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.
Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Всюду жизнь, 1888
В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”
Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено
«Слепцы», 1879
Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.
«Старое и молодое»
Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем
Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881
Биография художника Николая Александровича Ярошенко
Автопортрет художника
Художник Николай Ярошенко родился в декабре 1846 года в Полтаве.
Рисовать маленький Коля начал очень рано, но родители старательно не замечали его явного таланта по той простой причине, что видели его будущее связанным с военной службой.
Папа Николая Александровича был генералом-майором в отставке. И мама была из семьи потомственных военных. Девятилетнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. Через два года мальчик стал кадетом Первого кадетского корпуса в Петербурге.
В 1863 году Николай Ярошенко поступает в Первое Военное Павловское училище. Поскольку у молодого человека были выявлены способности к точным наукам, его переводят в Михайловскую артиллерийскую академию.
В этот период Николай Александрович, параллельно с изучением артиллерии, учится в Академии художеств. Времени катастрофически не хватает. Ярошенко старается совмещать занятия в академиях, а после занятий спешит на патронный завод, где работает в должности начальника штамповальной мастерской. А ещё берет частные уроки рисования у Андриана Волкова и посещает классы Общества поощрения художеств, где его учителем становится Иван Крамской.
В 1869 году Николай Александрович заканчивает Михайловскую академию и получает назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе Ярошенко проработает 20 лет.
В 1874 году художник экстерном заканчивает Академию художеств и женится на Марии Павловне Навротиной (курсистке, бестужевке, общественнице). Молодые отправляются в свадебное путешествие в Полтаву, потом едут на Северный Кавказ в Пятигорск. Ярошенко оставляет жену в Пятигорске, а сам, целый месяц, пишет этюды в Сванетии. Эти написанные во время свадебного путешествия пейзажи буду впоследствии с восторгом приняты публикой.
В 1875 году Ярошенко с огромным успехом дебютирует на 4-й Передвижной выставке всего с одной картиной «Невский проспект», а годом позже вступает в члены Товарищества. И его тут же избирают в правление этого объединения художников. Позднее Товарищи скажут, что Ярошенко был настоящей совестью Товарищества передвижников.
Представленные публике кавказские пейзажи были приняты, как я уже писал выше, с восторгом. Очень скоро за Николаем Александровичем закрепилось прозвище «портретиста гор».
В 1885 году семейство Ярошенко выезжает в Кисловодск, где художник покупает дом. Летом к Ярошенко приезжают многочисленные гости, которые в Петербурге были постоянными участниками «ярошенкоских суббот». Это писатели, композиторы, художники, музыканты… Я не буду перечислять фамилии гостей, поскольку проще назвать тех, кто не гостил в доме у семьи Ярошенко.
В конце концов, радушные хозяева пристроили к пятикомнатному дому несколько флигелей для многочисленных гостей. В этом доме, известном как «Белая Вилла», художник поселился после того, как в 1892 году (в чине генерала-майора) вышел в отставку. По состоянию здоровья.
У Ярошенко открылся туберкулез.
В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет. Из этого странствия он привёз огромное количество картин, этюдов, портретов и графических работ.
Ярошенко скончался в июне 1898 года. И совсем не от туберкулеза. Он писал с натуры на горе Большое седло. Начался дождь и художник решил пробежаться до своей «Белой Виллы». Эти 10 километров стали последними в его жизни. Он прибежал домой, но почувствовал себя плохо, а на следующий день скончался из-за остановки сердца.
Прах художника похоронили в Кисловодске.
После художника остались замечательные кавказские пейзажи (часть работ сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее), жанровые картины «гражданской скорби», а ещё просто великолепные портреты.
Небольшую галерею работ художника я хочу предложить вашему вниманию.