Годы странствий
Вскоре Максимилиан Волошин был выслан из Москвы за участие в студенческих восстаниях. В 1899 и 1900 годах он много путешествовал по Европе (Греция, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Италия). Памятники древности, средневековая архитектура, библиотеки, музеи – всё это являлось предметом неподдельного интереса Максимилиана. 1900-й был годом его духовного рождения: будущий художник странствовал с караваном верблюдов по среднеазиатской пустыне. Он мог взглянуть на Европу с «высоты плоскогорий» и ощутить всю «относительность её культуры».
Максимилиан Волошин путешествовал на протяжении пятнадцати лет, переезжая из города в город. Он проживал в Коктебеле, Петербурге, Москве, Берлине и Париже. В те годы герой данной статьи познакомился с Эмилем Верхарном (бельгийский поэт-символист). В 1919 г. Волошин перевёл на русский язык книгу его стихов. Помимо Верхарна, Максимилиан встретил и других ярких личностей: драматурга Мориса Метерлинка, скульптора Огюста Родена, поэта Юргиса Балтрушайтиса, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, а также художников «Мира искусства». Вскоре молодой человек начал печататься в альманахах «Гриф», «Северные цветы» и журналах «Апполон», «Золотое руно», «Весы» и др. В те годы для поэта было характерно «блуждание духа» – от католичества и буддизма до антропософии и теософии. А ещё во многих его произведениях отразились и романтические переживания (в 1906 году Волошин женился на художнице Маргарите Сабашниковой. Отношения у них были довольно натянутыми).
Живопись
Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.
Картина Максимилиана Волошина «Библейская земля»
Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).
Картина Максимилиана Волошина «Кара-Даг в облаках»
Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.
Достижения
Максимилиан Волошин был разносторонне одаренной личностью и добился успеха во всех своих делах и увлечениях: писательстве, живописи, литературной критике. Благодаря его таланту переводчика читатели могут по сей день наслаждаться произведениями иноязычных авторов.
Но главным призванием Волошина всегда была поэзия, он отдавался ей со всей страстью и вдохновением. У выдающегося поэта был свой особый, неповторимый стиль, его произведения выделяются среди творений других символистов и по праву входят в сборники лучших сочинений Серебряного века. В своих произведениях автор поднимал важные темы войны, насилия, размышлял о прошлом и будущем родной страны. Многие работы писателя остаются актуальными по сей день.
Детство, студенческие годы
Будущий поэт родился в Киеве в 1877 году, 16 (28) мая. Его предки по отцу были запорожскими казаками. Со стороны матери в роду были немцы, обрусевшие в 17 веке. Максимилиан в 3 года остался без отца. В Москве прошли детство и отрочество будущего поэта. Мать его в 1893 году приобрела в расположенном близ Феодосии Коктебеле земельный участок. Здесь в 1897 году Волошин Максимилиан окончил гимназию. Он поступил в Московский университет (факультет — юридический). Максимилиан в студенческие годы втянулся в революционную деятельность. Он был причастен к состоявшейся в феврале 1900 года Всероссийской студенческой забастовке. В результате этого, а также за склонность к агитациям и «отрицательное миросозерцание» Волошин Максимилиан был отстранен от занятий.
Краткая биография: Волошин Максимилиан Александрович
(1877 — 1932) Волошин (настоящая фамилия — Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 — 1932), поэт, критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года. Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству. В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует — Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи. В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В.Брюсовым, А.Блоком, А.Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом», «летняя семья» которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов. Большое влияние на Волошина оказала его первая жена — художница М.Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах «Кровь», «Сатурн», цикл «Руанский собор»). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели). Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала «Becы»пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М.Цветаевой, С.Городецкого, М.Кузмина и др. В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина «Стихотворения. 1900 — 1910». Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают «ужас разъявшихся времен», он выражает протест против мировой бойни в цикле статей «Париж и война». В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека. После революции создает цикл философских поэм «Путями Каина» (1921 — 23), поэму «Россия» (1924), стихи «Дом поэта» (1927), «Владимирская Богоматерь» (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей. Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Творчество Максимилиана Волошина
Герой данной статьи был щедро одарённой натурой и совмещал в себе разные таланты. В 1910 году он выпустил свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В нём Максимилиан предстал зрелым мастером, который прошёл школу «Парнаса» и постиг сокровенные моменты поэтического ремесла. В том же году вышли ещё два цикла – «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». В них Волошин обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. Также Максимилиан экспериментировал со стихотворными размерами, пытаясь передать в строках отголоски древних цивилизаций. Пожалуй, его самыми значимыми произведениями того периода стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Это было новым веянием в русской поэзии. Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати. А конец последнего, повторял начало первого, образуя тем самым венок. Стихотворение Максимилиана Волошина «Звёздная корона» было посвящено поэтессе Елизавете Васильевой. Именно с ней он придумал упомянутую выше мистификацию Черубины де Габриак.
Живопись
В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.
Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.
Признанные и непризнанные произведения
Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация («Преосуществление», «Святая Русь», «Китеж», «Ангел времен», «Дикое поле»), эстетизированные умствования («Космос», «Левиафан», «Таноб» и некоторые другие произведения из «Путями Каина»), претенциозная стилизация («Дметриус-император», «Протопоп Аввакум», «Святой Серафим», «Сказание об иноке Епифании»). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты «Буржуй», «Спекулянт», «Красногвардеец» и др., лирические декларации «На дне преисподней» и «Готовность», риторический шедевр «Северовосток» и другие произведения).
Творчество Максимилиана Волошина
Герой данной статьи был щедро одарённой натурой и совмещал в себе разные таланты. В 1910 году он выпустил свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В нём Максимилиан предстал зрелым мастером, который прошёл школу «Парнаса» и постиг сокровенные моменты поэтического ремесла. В том же году вышли ещё два цикла – «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». В них Волошин обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. Также Максимилиан экспериментировал со стихотворными размерами, пытаясь передать в строках отголоски древних цивилизаций. Пожалуй, его самыми значимыми произведениями того периода стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Это было новым веянием в русской поэзии. Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати. А конец последнего, повторял начало первого, образуя тем самым венок. Стихотворение Максимилиана Волошина «Звёздная корона» было посвящено поэтессе Елизавете Васильевой. Именно с ней он придумал упомянутую выше мистификацию Черубины де Габриак.
Неприличная надпись
В июле 1914 года в Феодосии в судебное производство попало дело, в котором Волошин фигурировал в качестве обвиняемого. Как сообщали газеты, поэт «не смог выносить вида установленных на пляже против его дачи дощечек, обозначавших места для купания мужчин и женщин. Соответствующие надписи были им замазаны, и в результате он и привлечён полицией за уничтожение знаков, установленных в Коктебеле по распоряжению власти».
Интереснее всего было письменное объяснение, которое Волошин прислал в уездную полицию: «Против моей дачи на берегу моря, действительно, был самовольно поставлен о-вом курортного благоустройства, во время моего отсутствия столб с надписью «для мужчин» и «для женщин». Не трогая самого столба, я счёл необходимым замазать неприличную надпись, которой он был украшен, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определённое и недвусмысленное значение и пишется только на известных местах. Поступая так, я действовал так, как если бы на заборе, хотя и чужом, находящимся против моих окон, были написаны неприличные слова.
Кроме того, считаю нужным сообщить г. исправнику, что зовут меня Максимилианом Александровичем Кириенко-Волошиным, а имя Макс (как обозначено в протоколе), является именем уменьшительным и ласкательным, так что употреблять его в официальных отношениях не подобает».
Волошин с матерью. Фото: wordcreak.com
Ирина Гуливатая
Живопись
В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.
Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.
Волошин — литературный критик
Как литературный критик Волошин Максимилиан дебютировал в 1899 году. В журнале «Русская мысль» появились его маленькие рецензии без подписи. В мае 1900 года в этом же журнале была напечатана большая статья под названием «В защиту ГаупМакс. Волошин». Статья эта была одним из первых в России манифестов модернистской эстетики. После этого появились и другие его статьи. Всего Волошин написал их 36 — о русской литературе, 35 — о французском и русском театре, 28 — о французской литературе, а также 49 статей о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма. Волошин новые явления литературы нашей страны (прежде всего, творчество так называемых младших символистов) ввел в контекст современной культуры Европы.
Волошин Максимилиан Александрович, биография которого нас интересует, был также литературным агентом, консультантом, антрепренером, ходатаем и экспертом издательств «Гриф», «Скорпион» и братьев Сабашниковых. Свою просветительскую миссию сам он именовал буддизмом, магией, католичеством, теософией, оккультизмом, масонством. Все это Максимилиан воспринимал в своем творчестве через призму искусства. В особенности он ценил «пафос мысли» и «поэзию идей», поэтому статьи его были похожи на стихи, а стихи — на статьи (это отметил И. Эренбург, который посвятил ему очерк в вышедшей в 1923 году книге «Портреты современных поэтов»).
Литература
Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.
Книги Максимилиана Волошина
В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов — «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.
Статуя Максимилиана Волошина
С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.
Максимилиан Волошин в Коктебеле
В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».
Краткая биография: Волошин Максимилиан Александрович
(1877 — 1932) Волошин (настоящая фамилия — Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 — 1932), поэт, критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года. Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству. В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует — Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи. В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В.Брюсовым, А.Блоком, А.Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом», «летняя семья» которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов. Большое влияние на Волошина оказала его первая жена — художница М.Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах «Кровь», «Сатурн», цикл «Руанский собор»). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели). Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала «Becы»пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М.Цветаевой, С.Городецкого, М.Кузмина и др. В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина «Стихотворения. 1900 — 1910». Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают «ужас разъявшихся времен», он выражает протест против мировой бойни в цикле статей «Париж и война». В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека. После революции создает цикл философских поэм «Путями Каина» (1921 — 23), поэму «Россия» (1924), стихи «Дом поэта» (1927), «Владимирская Богоматерь» (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей. Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Максимилиан Волошин – коктебельский «гений места»
БИОГРАФИЯ, Волошин Максимилиан Александрович (Кириенко-Волошин)
Волошин (настоящая фамилия — Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 — 1932), поэт, критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года.
Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне.
В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует — Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи.
В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В.Брюсовым, А.Блоком, А.Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом», «летняя семья» которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов.
Большое влияние на Волошина оказала его первая жена — художница М.Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах «Кровь», «Сатурн», цикл «Руанский собор»). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели).
Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала «Becы»пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М.Цветаевой, С.Городецкого, М.Кузмина и др.
В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина «Стихотворения. 1900 — 1910″.
Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают «ужас разъявшихся времен», он выражает протест против мировой бойни в цикле статей «Париж и война».
В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи.
Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека.
После революции создает цикл философских поэм «Путями Каина» (1921 — 23), поэму «Россия» (1924), стихи «Дом поэта» (1927), «Владимирская Богоматерь» (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей.
Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар.
источник
Детство и юность
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.
Максимилиан Волошин в детстве с мамой
Известно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.
Максимилиан Волошин в молодости
Хотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.
Память
Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.
Коктебель, вдохновивший Волошина на создание многих произведений, до сих пор хранит память о своём знаменитом обитателе. На горе Кучук-Янышар находится его могила. Описанный выше «Дом поэта» превратился в музей, привлекающий людей со всех уголков света. Это строение напоминает посетителям о гостеприимном хозяине, собиравшем вокруг себя путешественников, учёных, актёров, художников и поэтов. На данный момент Максимилиан Александрович входит в число самых замечательных стихотворцев Серебряного века.
Жизнь в Париже, дальнейшие путешествия, «дом поэта» в Коктебеле
В Париже Волошин Максимилиан (фото его представлены в этой статье) бывал неоднократно в период с 1901 по 1916 год, подолгу жил здесь. В промежутках поэт совершал путешествия по «древнему Средиземному миру». Кроме того, он бывал наездами в обеих российских столицах. Волошин в это время жил также в своем «доме поэта» в Коктебеле, который превратился в своеобразный культурный центр, место отдыха и пристанище писательской элиты. Г. Шенгели, переводчик и поэт, назвал его «Киммерийскими Афинами». В разное время в доме этом побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, В. Ходасевич, Е. Замятин, Вс. Иванов, К. Чуковский, М. Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.
Неискушенный в делах любовных
Отношения Максимилиана Волошина с женщинами были особенными всю его жизнь. У поэта 2 брака. Оригинальный образ талантливого человека привлекал противоположный пол. С художником заигрывали, флиртовали. Но он оставался удивительно чистым и наивным.
С женщинами Макс дружил. В «Автобиографии» он отмечал, что друзей женского пола у него намного больше, чем мужского. С дамами поэт мог говорить на любые темы. И был понят. Хотя здесь Волошин лукавит. Много теплых отношений завязывал он и с мужчинами.
В гимназические годы Макса девушки не интересовали, чем он выделялся среди сверстников. Хотя близкие отношения с Ольгой Яшеровой беспокоили директоров обеих гимназий (женской и мужской). Нравственность под угрозой. Но юношу привлекали близкий дух, умение писать стихи. Он гулял с поэтессой, а не с дамой.
Впервые Макс увидел голое тело в 24 года в Академии Коларосси. Событие так взволновало юношу, что вечером он оказался в комнатке проститутки Сюзанн. Поэт пишет об этом без стыда. Он воспринимал свое тело как отдельный объект.
Память
Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.
Коктебель, вдохновивший Волошина на создание многих произведений, до сих пор хранит память о своём знаменитом обитателе. На горе Кучук-Янышар находится его могила. Описанный выше «Дом поэта» превратился в музей, привлекающий людей со всех уголков света. Это строение напоминает посетителям о гостеприимном хозяине, собиравшем вокруг себя путешественников, учёных, актёров, художников и поэтов. На данный момент Максимилиан Александрович входит в число самых замечательных стихотворцев Серебряного века.
«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».Максимилиан Волошин
По окончанию гимназии Волошин поступает в Московский университет, где учился с 1897 по 1899 года и был отчислен за участие в студенческих беспорядках с правом восстановления. Но Максимилиан принимает решение заняться самообразованием с помощью «умственных» путешествий, открывающих мир.Волошин участвует в научной экспедиции в Среднюю Азию, а затем много путешествует по Европе (Франция с Корсикой, Германия, Испания, включая Балеарские острова, Италия с Римом и Сардинией), знакомится с деятелями культуры, посещает и работает в знаменитых библиотеках, слушает лекции в Сорбонне, Высшей русской школе и берет уроки рисования.
Максимилиан Волошин, Коктебель, акварельВпервые тема Киммерии прозвучала в цикле «Киммерийские сумерки» (1906-1909), ещё не совсем ясно и осмысленно, но уже вполне самобытно и оригинально. Большую роль в его создании сыграли переживания поэта, порождённые расставанием с первой женой — Маргаритой Сабашниковой. Душевная горечь, созвучная горечи коктебельской полыни, и вызвала к жизни первый сюжет — «Полынь», созданный в конце 1906 года.ПолыньКонстантину Феодоровичу БогаевскомуКостёр мой догорал на берегу пустыни.Шуршали шелесты струистого стекла.И горькая душа тоскующей полыниВ истомной мгле качалась и текла.В гранитах скал — надломленные крылья.Под бременем холмов — изогнутый хребет.Земли отверженной — застывшие усилья.Уста Праматери, которым слова нет!Дитя ночей призывных и пытливых,Я сам — твои глаза, раскрытые в ночиК сиянью древних звёзд, таких же сиротливых,Простерших в темноту зовущие лучи.Я сам — уста твои, безгласные как камень!Я тоже изнемог в оковах немоты.Я свет потухших солнц, я слов застывший пламень,Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.О, мать-невольница! На грудь твоей пустыниСклоняюсь я в полночной тишине…И горький дым костра, и горький дух полыни,И горечь волн — останутся во мне.