Личная жизнь
В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.
Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.
Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:
- в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
- в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
- в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.
В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.
В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.
Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.
В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.
Жизнь
Он родился в Хюльсте недалеко от Антверпена (ныне в голландской провинции Зеландия). О его детстве мало что известно. Его отец переехал в Антверпен со своей семьей в 1596 году. Корнелис и его младшие братья Пол и Ян (или Ганс) учились у малоизвестного художника Давида Ремееуса (1559–1626). В 1599 году де Вос упоминается как ученик Ремея, а 8 мая 1604 года он упоминается как главный помощник Ремея.
Рождение Венеры
29 апреля 1604 года де Вос попросил у городского совета Антверпена паспорт, который позволил бы ему путешествовать. Это было необходимой практикой для художников, желающих обучаться за границей. Неизвестно, действительно ли молодой артист уехал из города на учебу за границу. Де Вос стал свободным хозяином гильдии Люка в Антверпене в 1608 году в возрасте 24 лет . Когда он стал гражданином Антверпена в 1616 году, он начал свою торговлю произведениями искусства.
Корнелис де Вос женился на Сюзанне Кок, сводной сестре пейзажиста Яна Вильденса , 27 мая 1617 года . У пары было 6 детей. Его сестра Маргарета вышла замуж за известного художника-анималиста Франса Снайдера . Его брак подтвердил и укрепил роль де Вос в артистической жизни Антверпена.
Авраам Графей , 1620 г.
В 1619 году де Вос служил деканом гильдии Святого Луки в Антверпене. В том же году он попросил у городского совета Антверпена разрешения посетить рынок Париж-Сен-Жермен в качестве торговца произведениями искусства. В 1620 году де Вос был избран верховным деканом гильдии Святого Луки в знак признания его положения в городе.
Де Вос разработал живую практику художника, особенно портретного. В 1620 году он написал портрет художника Авраама Графея . ( Королевский музей изящных искусств, Антверпен ). Он пожертвовал работу живописной палаты Санкт-Лукас-Гильде. Де Вос получил несколько заказов на семейные портреты от местных покровителей, таких как богатый купец Йорис Векеманс, который заказал цикл портретов членов своей семьи в 1624 году. В 1627 году он пользовался королевским покровительством, когда создал 6 королевских портретов , эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы , Генриха III. по заказу Франции , Генриха IV и Марии Медичи . Он также работал от имени религиозных организаций. В 1628 году он написал свой единственный известный пейзаж, « Вид на Халст» , который он подарил своему родному городу, где он до сих пор выставлен в ратуше.
Портрет 4-летнего мальчика
В это напряженное время в качестве художника де Вос продолжал заниматься торговлей произведениями искусства. Также он создавал работы специально на экспорт, особенно в Испанию.
Корнелис де Вос был одним из художников, которые работали над декорациями для «Blijde Inkomst» (торжественное въезд) кардинала-Инфанте Фердинанда в Антверпене в 1635 году , проекта под общим руководством Рубенса. Над этим большим заказом работали и другие антверпенские художники, такие как его брат Поль де Вос , Теодор Ромбоут , Гаспар де Крайер , Ян Косьерс , Питер Снайерс , Томас Виллебойртс Босхарт , Теодор ван Тулден и Иоганн Бокхорст . Де Вос создал декоративные картины по эскизам Рубенса для этого проекта, в том числе портреты в натуральную величину императора Максимилиана I и его внука Карла V.
В 1636-1638 годах мастерская Рубенса получила крупный заказ на изготовление мифологических украшений для охотничьего павильона Торре-де-ла-Парада испанского короля Филиппа IV недалеко от Мадрида. Для этого проекта де Вос рисовал декорации по масляным наброскам Рубенса вместе с рядом художников из круга Рубенса.
Де Вос умер в Антверпене, где был похоронен в соборе Богоматери .
Среди его учеников были Ян Косьерс , Александр Дэмпс и Симон де Вос (с которыми он не был связан).
Смерть
В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.
Ференц Лист в последние годы
Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.
Усыпальница Ференца Листа
Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.
Горшочек, не вари
Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.
В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.
Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.
Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.
Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.
Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org
Стиль
Техника Диего Веласкеса с годами изменялась, совершенствовалась. Начинал он с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошим примером послужат произведения «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.
После поездки в Италию и знакомства с художниками других стран его стиль и техника живописи сильно меняются. Он начинает использовать более светлые цвета, избавляется от темноты на полотнах. Осмысленнее подходит форме и детализации.
С годами стиль все больше упрощался. Художник стал пользоваться обобщениями, крупными мазками, прорисовывая мелочи лишь там, где требовался акцент. Это своего рода свидетельство мастерства живописца. В упрощающемся стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предвестие импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).
Через все творчество придворного художника проходит интерес к бытовому жанру. Даже мифологические и библейские сюжеты дополнены чертами этого жанра («Кузница Вулкана», «Пьяницы» и пр.). И из этой особенности вытекает следующая – аллегоричность.
Триумф Вакха (Пьяницы)
Аллегория – неотъемлемая деталь эпохи барокко. Однако, у Веласкеса она особенно важна. Почти каждая работа скрывает в себе потайной смысл, а иногда и несколько («Сдача Бреды», «Пряхи»).
Сдача Бреды
Одну из самых сложных своих загадок живописец воплотил в картине «Менины». Сперва кажется, что это лишь портрет инфанты в окружении служанок. Но потом зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и возникает путаница. Кого рисует Веласкес? Кто отражается в зеркале? При чем тут инфанта?
Жан-Батист Шарден (1699-1779).
Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.
Больше всего он любил писать… фрукты. Даже когда Шардена сделали членом французской Академии, обозначали его как «изобразителя плодов».
Шарден не вписывался в эпоху рококо. Совсем. Он принципиально игнорировал моду на изящные сюжеты и парадные портреты. Он был художником «третьего сословия».
Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.
Ярким примером такого особого взгляда на жизнь является картина «Медный бак». Кому ещё придёт в голову в галантном XVIII веке писать бак?!
Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.
В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.
Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.
Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.
Вот, к примеру, «Мальчик с юлой».
Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.
Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.
Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.
А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.
Жан Батист Шарден. Портрет жены. 1776. Чикагский инситут искусства.
Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.
Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.
Творчество де Воса
В 1599-1604 Вос учился у Давида Ремеуса в Антверпене, где в 1608 стал мастером.
В 1635 он участвовал в украшении Антверпена по случаю въезда эрцгерцога Фердинанда Австрийского. Но вершины своего искусства он достиг в портретах, достаточно строгих, в противовес портретам Рубенса и Ван Дейка. В таких портретах, как «Художник и его семья» (1621, Брюссель, Кор.музей изящных искусств), «Портрет юриста» (1662, Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха), «Портрет Антонии Канис» (1624, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Семейный портрет» (Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха), «Портрет Абрахама Графеуса» (1620, Антверпен, Кор.музей изящных искусств) спокойный и скромный образ сочетается с богатым колоритом, естественными позами моделей и оттенками психологизма.
Человек в чёрном камзоле с брыжами и в белом переднике, кое-как накрученном на талии, демонстрирует кому-то драгоценные кубки. Абрахам Графеус, должно быть, чистил их, доводя до блеска, — на сгибе локтя у него висит посудное полотенце.
Гневное выражение лица, суровый взгляд, которым он пронзает невидимого собеседника, металлический жилет, сооружённый из разнокалиберных кругляшей, — всё это заставляет зрителя сомневаться в его рассудке. Или в рассудке художника, осмелившегося представить своего заказчика в таком почти карикатурном виде. Или заказчиком был как раз недоброжелатель Абрахама Графеуса? А может быть, человек с этого портрета просто любил пошутить? И потомки его из всех портретов своих предков больше всего любили именно этот, на котором протирает утварь старый чудак, облачённый в одежды, одинаково нелепые и на войне, и на светском приёме?
В ту эпоху, однако, более знамениты были его брат Пауль де Вос и его родственники Франс Снейдерс и Ян Вилденс. Его влияние было ничтожным, и из семи его учеников лишь Симон де Вос приобрел некоторую известность Младший брат Корнелиса Пауль де Вос (1595, Хюлст — 1678, Антверпен), был в Антверпене в 1604 учеником Дениса ван Хове, а в следующем году — Давида Ремеуса. В 1611 он поступил в мастерскую своего родственника Снейдерса. В 1620 он стал свободным мастером Антверпена. Художник-анималист круга Рубенса, он был очень знаменит в свое время и работал во Фландрии и Испании (так, в Мадриде он участвовал в оформлении дворцов Буэн Ретиро и Торре де ла Парада — 11 картин с изображением животных, Мадрид, Прадо).
Его многочисленные картины написаны в стиле барокко; они различны по качеству, что можно объяснить их назначением — украшать королевские резиденции. Особняком в его творчестве стоят картины с изображением оружия и астрономических и музыкальных инструментов (Вена, Музей истории искусств; Брюссель, Кор. музей изящных искусств, Мюнхен, Старая пинакотека). Художник сотрудничал с Яном Вилденсом и Лукасом ван Уденом, которые писали пейзажные фоны на некоторых его картинах.
10.
Писающий мальчик, авторство неизвестно
«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.
Život
Rođen je u Hulst blizu Antwerpen, sada u nizozemskoj provinciji Zeeland. O njegovom djetinjstvu malo se zna. Njegov se otac preselio s obitelji u Antwerpen 1596. godine. Cornelis i njegova mlađa braća Pavao i Jan (ili Hans) studirao je kod malo poznatog slikara Davida Remeeusa (1559. — 1626.). 1599. de Vos se spominje kao Remeeusov učenik, dok se 8. svibnja 1604. spominje kao glavni pomoćnik Remeeusa. Dana 29. travnja 1604., de Vos je zamolio gradsko vijeće Antwerpena za propusnicu koja će mu omogućiti putovanje. Ovo je bio neophodan postupak za umjetnike koji su se željeli usavršavati u inozemstvu. Nije poznato je li mladi umjetnik zapravo napustio grad kako bi studirao u inozemstvu. De Vos se pridružio Ceh svetog Luke 1608. godine u dobi od 24 godine. Kad je postao državljanin Antwerpen 1616. je svoje zanimanje naveo kao trgovac umjetninama.
Salomonovo pomazanje
Cornelis de Vos oženio se pejzažnim slikarom Jan Wildenspolusestra Susanna Cock 27. svibnja 1617. Par je imao 6 djece. Njegova sestra Margaretha udala se za istaknutog slikara životinja Frans Snyders. Ti su brakovi potvrdili i učvrstili de Vosovu ulogu u umjetničkom životu Antwerpena.
1619. de Vos je služio kao dekan Ceha Svetog Luke u Antwerpenu. Iste godine zatražio je od gradskog vijeća Antwerpena dozvolu za dolazak na tržnicu Saint-Germain u Parizu kao trgovac umjetninama. 1620. de Vos je izabran za visokog dekana Ceha Svetog Luke kao priznanje za svoj status u gradu.
Portret Abrahama Grapheusa
De Vos je razvio zauzetu slikarsku praksu, posebno portreta. 1620. naslikao je portret slikara Abrahama Grapheusa (Kraljevski muzej likovnih umjetnosti Antwerpen). Djelo je darovao slikarskoj komori Ceha Svetog Luke. De Vos je dobio višestruke provizije za obiteljske portrete od lokalnih pokrovitelja, poput bogatog trgovca Jorisa Vekemansa koji je 1624. naručio portretni ciklus članova svoje obitelji. 1627. uživao je kraljevsko pokroviteljstvo kada je naručila 6 kraljevskih portreta. Filip IV Španjolski, nadvojvode Albert i Isabella, Henri III iz Francuske, Henrik IV. Iz Francuske i Marie de ‘Medici. Radio je i na povjerenstvima vjerskih institucija. 1628. naslikao je svoj jedini poznati krajolik, a Pogled na Hulst, koji je poklonio svom rodnom gradu gdje je i danas izložen u gradskoj vijećnici.
Tijekom ovog razdoblja užurbanih aktivnosti slikar de Vos nastavio je voditi umjetničku trgovinu. Također je stvarao djela posebno za izvoz, prvenstveno u Španjolsku.
Cornelis de Vos bio je jedan od umjetnika koji su radili na ukrasima za Radosan ulazak u Antwerpen novog guvernera habsburške Nizozemske Kardinal-Infante Ferdinand 1635. Rubens je bio sveukupno zadužen za ovaj projekt. De Vos je izradio ukrasne slike prema Rubensovim nacrtima. Jedna od isklesanih slika koje su okrunile trijumfalni luk na Meiru, iznad Huidevettersstraat, sačuvana je i pripisuje se ateljeu de Vos (Jupiter i Junona, Kraljevski muzej likovnih umjetnosti Antwerpen).
U razdoblju 1636. — 1638. Rubensova radionica dobila je veliku narudžbu za izradu mitoloških ukrasa za lovački paviljon Torre de la Parada španjolskog kralja Filip IV blizu Madrida. Za ovaj je projekt De Vos, zajedno s brojnim slikarima iz Rubensovog kruga, slikao ukrase po uličnim skicama Rubensa.
Portret mlade žene
De Vos je umro u Antwerpenu, gdje je i pokopan u Katedrala Gospe.
Uključili su i njegove zjenice Jan Cossiers, Alexander Daemps i Simon de Vos (s kojim nije bio u rodu).
Тициан
Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576
Национальность: итальянец
Тициан
Тициан — самый важный художник венецианской школы 16-го века. Он был универсальным художником, знатоком портретов; ландшафтных фонов и мифологических и религиозных предметов. За свою долгую карьеру Тициан экспериментировал со многими различными стилями живописи. На самом деле он радикально пересмотрел свой стиль и технику в последние годы. Свободные мазки и тонкость тона в его более поздних работах, не имеют аналогов в западном искусстве. Тициан использует цвета и методы рисования, особенно его акцент на прикосновениях кисти и даже иногда на кончиках пальцев, оказал глубокое влияние не только на художников позднего итальянского ренессанса, но и на будущие поколения западного искусства. Он также известен тем, что изменил историю искусства и покровительства, позволив королям и высшим санам Церкви совершать сексуальные соблазнения так же легко, как распятия. Тициан был провозглашен современниками как «Солнце среди маленьких звезд». Сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников всех времен.
Шедевр: Венера Урбинская (1538)
Венера Урбинская (1538)
Другие известные работы: —
- Успение Богородицы (1518)
- Вакх и Ариадна (1523)
Краткая биография Эшера, Маурица Корнелиса
Эшер Мауриц Корнелис родился 17 июня 1898 в городе Леувардене, что в Нидерландах находится. Времена были интересные и за свою жизнь Эшеру пришлось пережить две мировые войны, а также смерть своего учителя в концентрационном лагере.
Конец рекламы
Автопортрет Эшера Маурица Корнелиса
Детство
Рисовать Корнелису нравилось еще с дества, тем не менее, на его успехах в школе это не слишком отразилось. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости. Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме.
Зрелые годы
Благополучно закончив школу, Эшер отправляется путешествовать по Италии. С 1923 года он живет и работает в Риме. Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер, дочь швейцарского буржуя. В 1926 году у них рождается первый сын. Эшер к тому времени уже становится довольно популярным художником, однако денег, вырученных с продажи литографий не хватает. Посему Эшер еще какое-то время сидит на шее у папика.
В 1935 году, из-за очередного обострения фашистского умопомешательства в Италии, Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Однако вскоре, устав от сельского благолепия маленькой, но гордой горной страны, семья переезжает в Брюссель, где они и обретаются до начала Великой Отечественной.
Вскоре, Эшер меняет свои предпочтения с написания пейзажей (кто бы мог поумать Эшер — пейзажист) на отображение различных невозможных геометрических фигур и пространственных головоломок, благодаря которым он и известен сейчас.
В 1939-1940 годах умирают родители художника.
Знаменитые рисующие друг друга руки, Эшер Мауриц Корнелис
С 1941 года и до своей смерти Эшер с семьей живет в Нидерландах. В послевоенное время к художнику приходит долгожданная всемирная слава. Статьи о его работах печатают в солидных европейских и американских изданиях. Литографии Маурица с успехом продаются, художник читает множество лекций о своем творчестве и т.д. и тому подобное. В общем, годам к 50 он получает наконец все те плюшки, которые всегда хотелось бы получить в молодости.
Memento mori
В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает. Мэтр переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей.
Западная живопись: самые популярные произведения мирового искусства
Картинная галерея Эрмитажа хранит работы западных мастеров кисти, написанные с XIII по XX вв. Здесь представлены английские, старонидерландские, фламандские, итальянские, испанские, германские и французские картины. Итальянская коллекция — всегда на слуху. Она интересна произведениями художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Джорджоне). Здесь также выставлены картины Рафаэля Санти и других знаменитых мастеров.
Часть работ выкупалась покупалась для Эрмитажа по личным императорским приказам. Многие картины передавались в музей безвозмездно. Во время прихода к власти коммунистов многие экспонаты были проданы, что нанесло определённый ущерб величию музея. Среди проданных полотен — работы Тициана, Боттичелли, Рафаэля. Всего их — 48. Ущерб оценивать трудно, да и не нужно, ведь здесь остались картины, ради которых приезжают любители искусства со всего мира!
Леонардо да Вичи. Мадонна Литта
Настоящая гордость Эрмитажа. У художника 19 работ, и целых 2 находятся здесь. Сотрудники музей были крайне заинтересованы в приобретении этой картины у семьи итальянских аристократов ещё в XIX веке. Представитель семейства был подданным России, и за полвека до покупки полотно уже побывало в наших краях, но успело вернуться на родину. Сейчас на него любуются посетители петербургского музея.
Размеры картины небольшие — всего 41х32 см. Но если хорошенько присмотреться — можно увидеть столько мельчайших деталей, что о размере думать не приходится. Это произведение — вне времени и рамок.
Женщина смотрит на младенца, устремившего грустный взгляд в сторону зрителя. История этой сцены: за 5 минут до этого события Богородица решила отучить ребёнка от кормления грудным молоком и зашила специальные вырезы. Но дитя так плакало, что пришлось разорвать зашитый вырез. Эта картина может считаться символом материнского милосердия и любви.
Рембрандт. Возращение блудного сына
Произведение конца XVII века представляет сцену прощения отцом своего блудного сына, промотавшего всё наследство. Атмосфера полумрака придаёт картине особый интерес. Полотно создано по сюжету из Евангелия от Луки. Покупкой этой картины была заинтересована сама императрица Екатерина Великая. Это произошло в 1766 году. Около данного экспоната в Эрмитаже всегда многолюдно. Интересно, что это последняя работа Рембрандта.
Гейнсборо. Дама в голубом
Этот шедевр поражает своей красотой. Изящный образ дамы и потрясающие оттенки голубого — смотреть на картину можно бесконечно. Она была передана Эрмитажу даром. Гейнсборо не был любителем портретной живописи, но зарабатывал ею на жизнь. И слава пришла к нему как раз благодаря портретам. Произведение поражает своей лёгкостью, мимика изображённой девушки передана идеально. В каждом мазке прослеживается утончённость и мастерство великого голландского художника.
Матисс. Танец
Одно из ключевых произведений в стилистике модернизма. Оно изображает людей, радующихся прогрессу, развитию культуры, искусства. Поначалу в обществе слишком критично отнеслись к этой работе французского художника, но потом её отнесли к категории великих. В Россию полотно попало, благодаря купцу Щукину. Как и картину, его ругали за странные вкусы. Сначала он отказался от покупки, но потом изменил решение и извинился перед Анри Матиссом.
Мы рассмотрели только 4 работы, а в музее их тысячи. Коллекция живописи Эрмитажа включает работы Рафаэля, Гогена, Караваджо и других величайших художников. Маршрут по музею построить крайне трудно из-за количества экспонатов. Поэтому лучше наслаждаться произведениями в компании с гидом.
Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?
Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.
Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.
Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org
Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.
Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org
А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.
Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.
По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.
Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk
Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?
Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.
Заключение
Можно сделать некоторые выводы: в настоящее время наша замечательная коллекция стоит на полке. Интерес к художникам, да и процессу создания картин, у девочки так и не проснулся, но я нисколько не жалею о своем решении сделать такой подарок. Более того, я горжусь, что я не только потратила некоторое количество денег, но и приложила усилия, чтобы эту коллекцию собрать.
Могу предположить, что со временем, ценность ее вырастет. Я говорю не о стоимости одного альбома, а о желание людей насладиться прекрасными картинами и получить достойные знания. Более того, я считаю, что совсем не обязательно иметь дома всю коллекцию. Ну, куда же вы поставите сто один альбом? Да и вес их будет внушительный, около 50 килограмм. Мы проверяли.
Вес одного альбома приблизительно 500 грамм. Не всякая книжная полка выдержит. Даже один альбом — это прекрасный универсальный подарок ко всем праздникам и для всех возрастов. Но только для тех, кому это будет действительно интересно.
В старой и когда-то очень популярной песне, которую исполнял Владимир Трошин, были такие слова: «…Кто привёз коляску, кто — коня, кто — сказку, а сосед — подписку на Дюма-отца…» Так почему бы нам не вспомнить и не поддержать эту традицию – и не подарить новорожденному внуку, внучке (племяннику, брату, сестре и тд и тп) подписку на серию альбомов «Великие художники»? Или на любую другую. Благо выбор достаточно большой. А к ним большой и прочный книжный шкаф. Надеюсь, вы поняли, что это шутка?
Кстати, в 2015-2016 годах «Комсомольская правда» продолжила популярную коллекцию «Великие Художники» — выпуском новой коллекции «Лучшие художники современности». Количество альбомов в серии — 45, цена — 229 рублей (рекомендованная), начиная со второго тома. Для первого тома назначена специальная цена 139 рублей.
Еще одна новинка. Осенью 2017 года начинается продажа книжного проекта редакции «Комсомольской правды» и Московского Государственного Университета «Великие умы России». Это — художественная, превосходно иллюстрированная энциклопедия, рассказывающая о науке и ученых России, которые изменили мир.
Если вам интересно, узнавайте в киосках вашего города.
И в самом конце моей статьи приглашаю посмотреть несколько детских работ моей внучки, ради которой и появились эти замечательные альбомы в нашей семье.
Мне кажется, что в них «что-то такое» есть. Хотя, я понимаю, что «красота – в глазах смотрящего…»
Вот и все, что я хотела рассказать. Буду рада, если вы посчитаете эту статью интересной, и вам захочется узнать подробнее о творчестве Великих художников.
Автор текста: Людмила Волонцевич
Вперёд