Илья глазунов

Детство

Родина И. Глазунова – Ленинград. Он из семьи потомственных петербургских дворян. Родился 10 июня 1930 г.

Отец – Сергей Фёдорович Глазунов, учёный-историк. Мать – Ольга Константиновна Глазунова (Флуг). Происходила из семьи петербургского фабриканта Г. Флуга, немца по национальности.

В роду Глазуновых-Флугов – учёные, врачи, любители искусства, коллекционеры живописи.

Художественный талант мальчика проявился рано, до войны он учился в детской школе искусств, а позже – в художественной школе.

Илья Глазунов в детстве (1938)

Счастливое детство было прервано войной. Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.). Ребёнком он видел, как от голодной смерти мучительно умирали его родственники: отец, бабушка, тётя.

11-летнего Илью эвакуировали по «Дороге жизни», а мама осталась в Ленинграде. Он получил от нее 3 письма. В 1942 г. связь с ней навсегда оборвалась. Его отправили в село Гребло Новгородской области. Здесь он вёл обычную крестьянскую жизнь: пас скот, сгребал сено, работал в поле. Но и продолжал учёбу – учился в школе, рисовал.

Из эвакуации возвратился в 1944 г. и сразу же продолжил прерванное войной художественное образование.

Илья Глазунов в годы студенчества (1953)

Другие работы И. Глазунова

И. Глазунов «Малый Китеж» (1983). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва)

Женские боярские костюмы (1983). Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Автор Н.А. Виноградова-Бенуа. Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва) Вместе с женой он создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре.

И. Глазунов «Затмение солнца» (1980). Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь». Картон, темпера. 60 x 90 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (Москва) Он всегда выступал против модернистских течений и натурализма на театральной сцене. В Мадриде, в новом здании советского посольства, он оформил интерьеры, в которых отобразил дух русского зодчества. Много сил отдал художник, чтобы спасти постройки исторической Москвы. Он вместе с другими неравнодушными художниками создал альбом былой Москвы, архитектура которой была образцом мирового градостроительного искусства. Собирал подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС, и Генплан по реконструкции Москвы не был принят. Он участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Был одним из основателей Организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой он стал ректором. ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Он имел награды многих стран: Лаоса, Индии, Португалии, Испании. «Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир… Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными… Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров» (В. Солоухин). Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2020 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • < Назад
  • Вперёд >

Личная жизнь

Первая жена – Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1936-1986), из династии художников Бенуа. Художник, художник-декоратор, график, искусствовед, специалист по истории русского народного костюма, иллюстратор, акварелист. Была его музой, её образ присутствует во многих картинах Глазунова.

С женой Ниной в молодости (1957)

Погибла при странных обстоятельствах, упав с балкона. Версии: самоубийство, убийство.

Дети:

  • Сын Иван Ильич (р. 1969) – заслуженный художник РФ. Ректор основанной отцом Академии.
  • Дочь Вера Ильинична (р. 1973) – художник.

С первой женой и детьми

Вторая жена – Инесса Дмитриевна Орлова. В настоящее время – директор галереи Глазунова.

Со второй женой Инессой

Призраки. 2008 г.

Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.

Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.

В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.

Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.

2.

Искусство должно быть понятно

— Когда все полетело в тартарары, я пошел к Егору Кузьмичу Лигачеву. Я не люблю ходить, просить, но надо было что-то делать, и я пошел. Чудесный человек, он больше всех сделал для открытия Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. А почему я пошел просить о другом институте: появились квоты, и в Суриковский институт стали приезжать со всех республик племянники секретарей горкомов партии, дети чиновников из обкомов. Они не умели рисовать, но их зачисляли. А школьников из России «давили» по 50 человек на одно место. И столько русских талантов не попадало, столькие несправедливо оставались за бортом, когда разные бездарности учились по партийной линии.

Я хотел, чтобы это исчезло. В нашем деле главное — воспитать волевую верующую (православную, иудейскую или мусульманскую) элиту, как это было при последнем государе Николае II. Пусть рисуют наши пейзажи, как Левитан, или скульптуры ваяют, как Антокольский. Левитан любил русскую природу, а Антокольский сделал Нестора Летописца, Ивана Грозного. Они чувствовали себя гражданами России и гордились приобщением к великой русской культуре. Сегодня много говорится о том, чтобы возродить духовную Россию, но мало кто что делает. Недавно открылись памятники Столыпину и патриарху Гермогену. Авторы — мои студенты. Я считаю, что памятник Столыпину — лучший памятник Москвы, но никто не отметил его ни премией, ни наградой.

— Правда ли, что ваша внутренняя установка, которой вы живете — не жалеть растрачивать себя?

— У меня нет никаких установок. Но я могу сказать совершенно точно: я ни дня не отдыхал. Я бываю в Испании, я — дважды испанский академик Мадрида и Барселоны. Но бываю не поэтому: там океан, и мне после инфаркта нужно ходить по берегу и дышать воздухом, который не был бы отравлен. Там я пишу книгу, делаю эскизы, пишу этюды. Я ни одного дня, ни одной минуты не отдыхаю, считая, что я мало сделал из того, что мог сделать. Но меня ободрил отец Илия, которого я очень ценю. Он сказал: «Как вам не стыдно так говорить, вы сделали больше многих других».

Моя последняя работа «Раскулачивание» — 8 метров на 4. Ведь до сих пор никто не воспел русского крестьянина, которого положили под нож сталинской коллективизации, и во всех своих картинах я хотел выразить мою любовь к России и заразить своим пониманием добра и зла в формах, неотрывных от Божиего мира. Когда я пишу человека, я никогда не забываю, что он — образ и подобие Божие

И когда я пишу портреты иностранцев, я горжусь, что впервые пригласили русского художника, которому важно в первую очередь почувствовать внутреннюю музыку человека и выразить это на холсте. И я за то, чтобы русская школа великого европейского реализма, наша Академия несла хоругвь святости русского искусства. И я горжусь, что моя галерея — самая посещаемая

А на так называемое современное искусство, где иконой является Черный квадрат Малевича, ходит очень мало народу: это никому не интересно

И я горжусь, что моя галерея — самая посещаемая. А на так называемое современное искусство, где иконой является Черный квадрат Малевича, ходит очень мало народу: это никому не интересно.

Искусство должно быть понятно, дорого, и тогда оно демократично. А если оно непонятно, не надо говорить, что русское быдло в нем не разбирается. Мы все отличаем искусство от неискусства.

Беседовала Мария Свешникова

Фото Михаила Свешникова

Художник русской культуры

Глазунов Илья, картины которого являются настоящей рефлексией эпохи, много путешествовал по стране. Это воплотилось в его полотнах. Глубокий психологизм отражают не только его портретируемые модели, но и пейзажи, изображающие жизнь и быть простых крестьян. Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», — таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. Илья Сергеевич был приглашен в Италию, где он познакомился с творчеством итальянских деятелей искусства, поучаствовал в нескольких выставках со своими работами. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. Но чем дальше Глазунов уезжал от родины, тем мощнее становилось его вдохновение уникальной русской культурой.

Илья Глазунов: жизнь и творчество

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 30.10.2018 17:42 Творчество и личность художника Ильи Глазунова всегда вызывали споры. Наряду с восторгами публики постоянно присутствует критика. Одно только остаётся постоянным – интерес к его творчеству.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье историка. Во время блокады Ленинграда погибли все родственники мальчика: отец, мать, бабушка и др., а его самого вывезли из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни». 12-летнего Илью Глазунова привезли в деревню Гребло под Новгородом, где он прожил 2 года, а после снятия блокады в 1944 г. вернулся в Ленинград. Художественное образование получил в ленинградской средней художественной школе, затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в мастерской профессора Б. Иогансона.

Практическая информация

Галерея расположена по адресу: ул. Волхонка, дом 13, строение 2. Всю последнюю актуальную информацию можно получить на официальном сайте музея https://glazunov-gallery.ru/.

От станции «Кропоткинская» посетители смогут добраться до галереи Ильи Глазунова пешком всего за несколько минут. Понадобится лишь следовать вдоль улицы Волхонка в направлении движения транспорта.

Автовладельцы доедут до пункта назначения путём следования к пересечению Волхонки и Всехсвятского проезда. Пересечение находится рядом с остановкой метро «Кропоткинская».

  • Часы работы галереи с 11:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
  • Режим работы кассы с 11:00 до 18:15.

Стоимость входных билетов:

  • Льготники и дети в возрасте до 7 лет включительно — бесплатно
  • Дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно — 50 рублей
  • Посетители, не имеющие льгот — 150 рублей.

Скидка в 100 рублей предоставляется:

  • Студентам дневных отделений ВУЗов
  • Курсантам Суворовских и Нахимовских военно-учебных заведений
  • Семьям с тремя и более детьми.

Также существует возможность приобрести билеты на мастер-классы и экскурсионное обслуживание.

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)

На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Биография И. Глазунова

1930 —  9 июня  Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде. 1942 — 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1948 — Первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета «Ленинградская правда» от 28 октября). 1951 — Поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учится в мастерской Б. В. Иогансона. 1956 — Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину «Юлиус Фучик». 1957 — Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста.1958 — Первая персональная выставка Глазунова. 1963 — Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. 1964 — Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна «Яма», «Брегет», «Гамбринус» и другим. Пишет книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 1967 — Творческая командировка во Вьетнам. Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом «Дни и ночи Вьетнама» 1967 — И. С. Глазунов принят в Союз художников СССР. 1973 — Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.1974 — Едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. 1976 — Вышел документальный фильм «Илья Глазунов». 1977 — Творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ «БАМ». 1978 — Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. 1979 — Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 1979 — Присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе. 1980 — По предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание «Народный художник СССР» 1981 — По поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. 1987 — Назначен ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. 1990 В связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ И. С. Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. 1997 – удостаивается Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля 2000 — действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. 9 июля 2017 — ушел из жизни.  Похоронен на  Новодевичьем кладбище.

Ссылки по теме:БиографияРаботыМонументальные работы

Самые известные картины Ильи Глазунова

Художник оставил после себя не одну тысячу замечательных произведений живописи. Среди самых известных картин Ильи Глазунова можно назвать следующие:

  • «Дороги войны» (1985) — на холсте воссоздается отступление красноармейцев в 1941 г. Первый вариант произведения живописец представил в студенческие годы как дипломную работу, сюжет вызвал негодование педагогов. Картина в последствии была уничтожена и написана заново спустя десятилетия.
  • «Вечная Россия» (1988) — перед зрителем предстают великие россияне: святые угодники, писатели, правители, полководцы, ученые. Здесь же в правой части на упряжке лошадей — те, кто вершил революцию. История вечной страны показана как бесконечное народное шествие, крестный ход.
  • «Великий эксперимент» (1990) — судьба России ХХ века перечеркнута кровавой пентаграммой. В ее центре находится Ленин со своими приспешниками. На происходящее взирает плачущий лик Христа.
  • «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999) — в работе снова представлен облик распинаемой России. Трагические события вершатся на фоне библейских сюжетов.

Илья Глазунов внес большой вклад в российскую культуру. Многие считают его картины шедеврами, хотя есть и те, кто воспринимает их критично. В любом случае к творчеству художника трудно оставаться равнодушным.

Самые известные картины Ильи Глазунова

Художник оставил после себя не одну тысячу замечательных произведений живописи. Среди самых известных картин Ильи Глазунова можно назвать следующие:

  • «Дороги войны» (1985) — на холсте воссоздается отступление красноармейцев в 1941 г. Первый вариант произведения живописец представил в студенческие годы как дипломную работу, сюжет вызвал негодование педагогов. Картина в последствии была уничтожена и написана заново спустя десятилетия.
  • «Вечная Россия» (1988) — перед зрителем предстают великие россияне: святые угодники, писатели, правители, полководцы, ученые. Здесь же в правой части на упряжке лошадей — те, кто вершил революцию. История вечной страны показана как бесконечное народное шествие, крестный ход.
  • «Великий эксперимент» (1990) — судьба России ХХ века перечеркнута кровавой пентаграммой. В ее центре находится Ленин со своими приспешниками. На происходящее взирает плачущий лик Христа.
  • «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999) — в работе снова представлен облик распинаемой России. Трагические события вершатся на фоне библейских сюжетов.

Илья Глазунов внес большой вклад в российскую культуру. Многие считают его картины шедеврами, хотя есть и те, кто воспринимает их критично. В любом случае к творчеству художника трудно оставаться равнодушным.

Роспись Храма Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской улице. 2013 г.

Роспись «Малого Вознесения» – особая страница в моей жизни. Это была моя первая работа в храме как стенописца. «Малое Вознесение» – храм с очень богатой историей, его строил царь Федор Иоаннович на свое венчание, и изначально он имел два шатра. Затем при Елизавете Петровне он перестраивался. Рядом была слобода, где жили устюжане и у них был крохотный домовой храмик Прокопия и Иоанна Устюжских, единственный в Москве. В XVIII веке храмы соединили. Рядом стоял дворец Нарышкиных, дом Малюты Скуратова – словом, жила русская знать, многие люди, оставившие след в российской истории.

Мне хотелось вернуть облик этому храму, который в советское время был роддомом, металлоремонтной мастерской, управлением Главмосстроя. Чтобы церковь выглядела так, как если бы она никогда не закрывалась. Для этого был выбран стиль XVII века, эпохи расцвета самостоятельного русского церковного творчества. Я собрал огромный архив сюжетов и приемов старых мастеров в Ярославле, Ростове Великом, Костроме, и мне хотелось расписать храм в таком ключе.

Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место, которое все время со мной и в котором я все время. Мы до сих пор доделываем убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного места, которое находится прямо напротив Московской Консерватории. К счастью, следов поругания в храме уже не осталось.

5.

9

Благоразумный разбойник. По преданию звали его Дисмас. Услышав, как безумный разбойник ругается на Христа, он сказал ему: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41). А затем обратился к Спасителю: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42–43). Когда Христос умер, воины перебили голени двум другим распятым (что привело к мгновенной смерти): об этом члены синедриона специально просили Пилата, сообразив, что, поторопившись расправиться с Иисусом, загнали себя в ловушку — ведь наступала иудейская Пасха, которую нельзя было осквернять казнью.

Студенчество

Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу – полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения – Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».

Биография

Живопись:

  • «Крещение Новгорода» (1988)
  • цикл «Коломенское» (1992-1993)
  • цикл «Устюг Великий» (1993)
  • «Распни Его» (1994)
  • «Жена» (1995)
  • «Семейный портрет» (2003)
  • Серия женских портретов в русских костюмах
  • «Великая княгиня Евдокия…» (2005)

Выставки:

  • Гамбург, Галерея Винтер (1990);
  • «Новые имена русского реализма»;
  • Манеж, С.-Петербург (1995);
  • «Новые имена русского реализма», Самара (1996);
  • Рождественская выставка в Русской Галерее в Таллинне (2002);
  • Выставка исторических картин «Тысячелетняя Россия: образы жизни»;
  • Всероссийский музей декоративно — прикладного искусства, Москва (2003);
  • «Россия, Русь, храни себя, храни», г. Череповец, (2003);
  • «Выставка Московских художников», Манеж, С.-Петербург, (2005);
  • Выставка, посвященная 20-летию основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, ЦВЗ «Манеж»,Москва (2007);
  • «250 лет Российской Академии Художеств», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);
  • «Свет Миру», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);
  • «Московская семья», ЦВЗ «Манеж», Москва (2008).

С 1996 г. является членом профессионального творческого Союза художников России (Международной Федерации художников).

В 1998 году получает звание заслуженного художника РФ.

С 2007 года является действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Октябрь 2008 г. Венеция — открытие авторского выставочного проекта «Россия в традиции», включающего в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca’Foscari (Венеция), посвящённую месту традиции в современной русской культуре.

Май-октябрь 2009 г. Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — персональная выставка «НЕсовременное искусство».

Июнь-октябрь 2010 г. Вологда. Государственная картинная галерея — персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи.

Апрель-декабрь 2010 г. Москва. Главный художник интерьеров воссозданного в Коломенском деревянного дворца царя Алексея Михайловича: работа над эскизами и художественное руководство над воссозданием интерьеров дворца.

2000-2010 гг. — реализация проекта по спасению и реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVII века (Георгиевской церкви из Верхне-Тоемского района Архангельской области); перенос храма в музей-заповедник «Коломенское» (Москва).

2011 г. — близятся к завершению работы над внутренним убранством и росписями храма Вознесения Господня (Малого Вознесения) в Москве на Никитской ул.

Женат, четверо детей.

Портрет С.В. Михалкова (1988)

После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало — приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.

С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.

Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.

Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
13.05.22 23:43

Можно ли молиться о животных и ставить свечи за них?
18.05.22 15:09

18 мая — день памяти великомученицы Ирины Македонской
18.05.22 07:30

В УПЦ проведут собрание епископов, священников, монахов и мирян
12.05.22 16:25

Митр. Антоний (Паканич): Страх – плохой советчик
12.05.22 18:14

Митр. Антоний (Паканич): Церковь не занимается человекоугодием
16.05.22 09:31

Как реагировать на запрещение церковной деятельности и закрытие храмов
18.05.22 11:40

Нежная красота сирени
17.05.22 15:45

Святогорская Лавра проинформировала о ситуации в обители
18.05.22 10:04

Чему нам нужно поучиться у евангельского расслабленного?
14.05.22 16:44

Середина лета. 2010 г.

Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.

Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.

«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.

4.

Картины Ильи Глазунова с названиями и описанием: Вспоминаем знаменитые работы мастера

Илья Глазунов.

Фото: Наталия НЕЧАЕВА

Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.

1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.

Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.

Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.

И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.

2. «Вечная Россия» (1988)

Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.

3. «Великий эксперимент» (1990)

Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло

Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).

4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).

5. «Дороги войны» (1985)

Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.

Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.

Краткая биография

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года и вплоть до своей смерти являлся ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин. Соболезнование с кончиной выразил Дом Романовых. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре; отпевание состоялось в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Илья Глазунов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector