Библиография
- Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
- Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. М., 1975.
- Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. М.: Искусство, 1966. — 312 с.
- Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1994, 1996 — ISBN 5-210-01342-1, 2000 — ISBN 5-210-01330-8.
- Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР, 1962. — 172 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mycelebrities.ru, , ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника
4.7 (94.5%) 393 голос(ов)
Техника рублевской иконописи
Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.
Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».
В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.
Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.
Работы Рублева
Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов. И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг). Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию. Она является образом утешения, надежды и радости, образом жертвенной любви Бога к людям. Византийские богословы связывали образ Троицы с понятиями веры, надежды и любви. Этим творением Рублев так же выступает глубочайшим богословом!
Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!
Симон Ушаков (1626 — 1686)
Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.
До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.
Его кисти принадлежат следующие работы:
- «Христос Эммануил»;
- «Христос – Великий Архиерей»;
- «Богоматерь Елеуса Киккская»
и некоторые другие.
Это интересно: Санкт-Петербург: краткая история города
Послесловие
Главными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.
Андрея Рублева считают художником святой Руси, в ту пору, когда живопись не была столь развита в русском государстве, существовала и развивалась иконопись. Благодаря этому простые люди, не имеющие возможности прикоснуться к прекрасному, могли прийти в храм и увидеть святые образы, фрески, иконы и хоть ненадолго погрузиться в мир искусства.
Андрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»
Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и строгой иконописи, которая была до него. Иконы Рублева пропитаны каким-то немыслимым теплом и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них своё видение. Он внес большой вклад в русскую иконописную школу.
Человек, который был упомянут в летописи, явно особенный. На Руси, так сказать, зря бумагу не марали, а записывали лишь существенные события в жизни государства. Канонизировали Рублева в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником – днем памяти Андрея Рублева.
Особенности творчества Андрея Рублёва
- Творчество А.Рублёва принадлежит к Московской школы иконописи. Для неё характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ему были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения.
- Произведения отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость , тяготы и беды вокруг.
- Совершенство формы произведений
- Отражение в зримых образах небесной чистоты, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.
Возвращение в Россию
По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.
«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.
Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?
О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.
Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым
Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем
Эти иконы говорят лучше всяких слов.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Что известно о творческом пути Андрея Рублева
Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.
У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.
Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.
Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годыМестонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия
Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.
В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».
Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.
Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.
Андрей Рублев (около 1360 – 1430 гг.)
Жизнь и творчество великого русского художника – это целая эпоха, может быть даже эра в истории русской иконописи, когда возрождалась нравственность и вера в высокие идеалы. Столько, сколько сделал в иконописи Андрей Рублев, из русских иконописцев, пожалуй, не сделал никто. Его работы показывают величие и глубину русской иконописи, а также доказывают возрождение веры в человеке и способность к самопожертвованию. К большому сожалению, настоящее имя иконописца неизвестно, Андреем Рублевым его нарекли после пострига, когда великий в будущем мастер принял монашество. Скорее всего, Господь духовно благословил его к написанию икон, ведь именно с монашеским именем, он, Андрей Рублев, стал известен всему миру. Иконы этого мастера необыкновенны, в них красота и величие, выразительность и великолепие, яркость и таинство, изящество и нарядность, ну и конечно же, целебная и чудотворная сила, глубокая благодать.
Все иконы созданные мастером не имеет смысла перечислять, всем они известны, но стоит отметить иконы «Рождество Христово», «Стретение», «Воскрешение Лазаря» и «Ветхозаветная Троица». Эти иконы необыкновенны. В них блеск, неотразимая эстетика и художественное очарование. Но, не только иконописью знаменит Андрей Рублев. Вместе с византийским мастером Феофаном Греком, русский иконописец расписывал храмы и монашеские обители. Фрески, созданные руками Андрея Рублева неповторимы, и отличаются от фресок многих других мастеров, необыкновенным и уникальным способом их нанесения. В начале XIX века, в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, во время реставрации, совершенно случайно были найдены три иконы – «Спас»; «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». После их долгих исследований, специалисты пришли к мнению, что написаны они Андреем Рублевым. Стиль написания и гармония красок – стали этому неопровержимым доказательством. Довольно случайно, но заслуженно, к огромному списку икон созданных Андреем Рублевым добавилось еще три. Слава Богу, иконы написанные монахом иконописцем Андреем Рублевым дошли до наших дней, и радуют нас своим очарованием, гармонией и своей чудодейственной силой, и это не удивительно, ведь согласно церковному поверью, создавать иконы Андрею Рублеву помогали ангелы.
Создание иконы – дело непростое, и не каждому это дано. Великие мастера иконописи создавали работы, способные затронуть душу каждому. Сила этих мастеров – есть сила и благодать Господа, явленная в мир наш. Что бы стать проводником Воли и благодати Господа, нужно быть чистым в помыслах и чувствах. Подвиги духовные, глубокая постоянная внутренняя борьба, смирение, соблюдение заповедей и правил Церкви — вот те столпы, на которых основывается праведность человека. Эта праведность, позволяет передавать образ и свет Его небесный в иконах, не искажая и не привнося в них что-то чужеродное, не затемнять и не затмевать его.
Есть известный случай когда Матушка Матрона попросила некого иконописца написать икону «Взыскание погибших». Тот начал ее, и прошло много времени, перед тем, как она была окончательно сделана. Иконописец временами был в отчаянии, и говорил что не может завершить. Однако по наставлениям Матроны шел каяться, и когда вновь не получалась – шел снова каяться, пока не очистился окончательно. Только после этого его труд принес результат.
Работы современных иконописцев – не менее удивительны и уникальны, они известны во всех странах мира. И не смотря на то, что в других странах разные верования, работы наших иконописцев ценятся как произведения художественного искусства, как эталоны полноты, гармонии, проникновенной глубины познания, как способность передать «непередаваемое» в своих работах.
Крамской – том 13
Биографии художников написаны так, что вместе с событиями жизни, читатели знакомятся с творчеством в соответствующий период времени; с рассказами о людях, окружающих художника. Мне нравится, что о каждой картине написана история ее создания, краткое описание и указано место, где находится оригинал в настоящее время. Например, чтобы увидеть легендарное полотно «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, надо посетить Картинную галерею в Дрездене, а картину «Мадонна Альба» — Национальную картинную галерею в Вашингтоне. Кстати, «Мадонна Альба» в начале прошлого века тоже принадлежала России, но была продана в годы Советской власти. За свою долгую жизнь я успела побывать в нескольких знаменитых музеях и не один раз. Знаю по своему опыту, что пойти (например) в Эрмитаж с экскурсией можно один раз и только для общего ознакомления. Ни рассмотреть знаменитые полотна, ни узнать что-то о них, практически нет возможности. Поэтому надо идти подготовленными, чтобы насладиться шедеврами. Полистать альбомы о жизни и творчестве художников, посмотреть картины и их описания (пусть и в интернете) – это один из способов получения предварительной информации.
Иван Николаевич Крамской родился в городке Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Рисованием занимался с детства, был самоучкой, и только благодаря своему упорству, получил образование в Академии художеств (Петербург). В России был известен не только как художник, но и как общественный деятель и блестящий критик. Крамской умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет, во время работы над портретом своего семейного врача. Доктор Раухфус не успел его спасти.
Картина «Неизвестная» (1883) это самая таинственная картина Крамского. До сих пор неизвестно, кто позировал художнику; к какому слою общества эта девушка принадлежит. Москва, Государственная Третьяковская галерея. На соседней странице – «Портрет Анатолия Ивановича Крамского» (1882) – сына художника. Воронеж, областной Художественный музей имени И.Н. Крамского.
Картина Крамского «Христос в пустыне» (1872). Москва, Государственная Третьяковская галерея.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» (1882) и «Портрет С.И. Крамской, дочери художника» (1882) – обе работы находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
«Русалки» (1871). Картина наполнена глубокой грустью. Художнику удалось предать сказочную красоту украинской ночи, написать лунный свет. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Последние статьи
-
Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33 -
Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11 -
Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43 -
Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53 -
Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56 -
Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14 -
Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21 -
Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22 -
8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49 -
Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10
Все статьи
Рублёв Андрей, древнерусский живописец
Рублёв Андрей (р. около 1360-1370 — ум. 1427 или 1430), древнерусский живописец. Один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. (см. Троице-Сергиева лавра) или, по другим исследованиям, в Андрониковой монастыре.Творчество Рублeва Андрея развивалось на почве художественной культуры Московской Руси и обогатилось знакомством с византийской художественной традицией. Мировоззрение Андрея Рублeва формировалось в атмосфере национального подъёма второй половины XIV — начала XV вв. В своих произведениях Андрей Рублeв, оставаясь в границах средневекового восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти идеалы воплощены в иконах Звенигородского чина («Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» — все рубеж XIV-XV вв., по другим исследованиям, 1410-е гг., ГТГ), где строгие плавные контуры, широкая манера письма, светоносный колорит близки к приёмам монументальной живописи. В конце XIV — начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1411 или 1427) Андрей Рублeв создал свой шедевр — икону «Троица» (ГТГ), наполненную глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение 3 ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветлённые, чистые тона, особенно васильково-голубой («голубец»), прозрачно- зелёный, золотистый, сливаются в тонко согласованную гамму, контрастное противопоставление которой тёмно-вишнёвому одеянию среднего ангела подчёркивает ведущую роль его фигуры в общей композиции. Совершенство художественной формы «Троицы» выражает высший для своего времени нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. В 1405 Андрей Рублeв совместно с Феофаном Грекоми Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились); в 1408 совместно с Даниилом Чёрным — Успенский собор во Владимире (росписи сохранились частично) и создал иконы для его многоярусного иконостаса (ГТГ, ГРМ). Из фресок этого собора наиболее значительны сцены «страшного суда», трактованного Андреем Рублeвым как праздник торжества справедливости, как утверждение духовной сущности человека. В 1425-27 Андрей Рублeв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (росписи не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, которым свойственны нарастание драматизма («Апостол Павел»), некоторая сумрачность колорита, усиление декоративного начала. Последней работой Андрея Рублeва некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, сохранились фрагменты орнаментов). Ему приписывают (при отсутствии точных доказательств) ряд других работ: фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв., сохранились фрагменты), иконы «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, ГТГ), часть икон праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля (1399 или 1408), некоторые миниатюры «Евангелия Хитрово» (конец XIV — начало XV вв., Библиотека СССР имени В. И. Ленина, Москва).Творчество Андрея Рублeва является одной из вершин русской и мировой культуры.
Лит.: Н. Демина, «Троица» Андрея Рублева, ; И. Э. Грабарь, Андрей Рублeв, в его кн.: О древнерусском искусстве, М., 1966; В. Н. Лазарев, Андрей Рублeв и его школа, М., 1966; Андрей Рублeв и его эпоха. Сб. ст., М., 1971; М. В. Алпатов, Андрей Рублeв. ; В. А. Плугин, Мировоззрение Андрея Рублeва, М., 1974; М. А. Ильин, Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, М., 1976; Андрей Рублeв и его школа. , М., 1978; В. И. Сергеев, Рублeв, М., 1981; Троица Андрея Рублева. Антология, М., 1981.
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография
Детство и юность
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Предположительно иконописец родился в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.
До наших дней дошла икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». Ее подлинность вызывает у экспертов сомнения, однако она служит косвенным доказательством того, что отца известного художника звали Иваном.
Имя Андрей было дано художнику уже после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, расположенном на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.
К интересным фактам об иконописце следует отнести и его прозвище Рублев, указывающее на принадлежность к ремесленникам. Оно основано от слова «рубель» — инструмента для накатки кож.
Сергей Есенин биография
Творчество
В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:
- плавные линии в изображении фигур и одежд;
- тонкая прорисовка ликов и одеяний;
- преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
- чёткие параболические линии в построении композиции.
Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.
Иконопись
Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.
Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:
«Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.
«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева
Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.
«Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.
Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.
Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.
Монументальная живопись
Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:
- Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
- Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира
- В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
- Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
Биография
Родился Алексей Валерьевич 15 февраля 1972 г. в Омске в семье не менее известной актрисы Любови Полищук и эстрадного артиста Валерия Макарова.
Интересно, что в документах Алексея – в свидетельстве о рождении и других – указана дата рождения 15 апреля, однако сам он утверждает, что при их оформлении была допущена ошибка.
Первые 4 года прошли в Омске, однако пристрастие отца к спиртным напиткам положило конец существованию брака родителей, и в 1976 году он вместе с матерью переезжает в Москву.
С отцом
У Алексея было достаточно сложное детство – по причине занятости матери он был отправлен в интернат, где и получил среднее образование, и об этих годах вспоминает достаточно неохотно. Однако уже в этом возрасте он проявляет актерский талант, выступая в интернате на праздниках и в театральных постановках.
С мамой
Когда Алексею было 11 лет, его мать во второй раз выходит замуж за художника Сергея Цигаля и мальчика забирают из интерната в обычную школу. У Алексея появляется сестра Мариэтта.
Алексей с сестрой Мариэттой
В одном интервью Алексей Валерьевич вспоминает:
Уже в старших классах Алексей Макаров принимает решение стать актёром, однако его матери такой выбор сына очень не понравился. Причиной такого отношения к стремлению сына она называет его упрямство – как вспоминала Любовь Полищук, она была уверена, что на съёмочной площадке её сын не будет в должной мере слушаться режиссера из-за вспыльчивости и сложности характера.
Тоже интересно: биография сына Елены Яковлевой Дениса Шальных
Тем не менее, упрямство сына одержало верх над наставлениями матери, и Алексей пробует поступить в ГИТИС. Первая попытка становится провальной, но уже в следующем году приёмная комиссия при повторном поступлении Алексея зачисляет его на курс Хомского, который он заканчивает в 1994 году.
С мамой и отчимом
Сам Алексей говорит:
Несмотря на то, что мать Алексея была достаточно знаменита, молодому актёру пришлось прокладывать путь к признанию собственными силами – получив образование, он устраивается в театр имени Моссовета, но долгое время не получает главных ролей, появляясь в эпизодах.
Одной из самых известных его работ в театре становится роль Ирода в спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда», однако после неё Алексей решает попробовать свои силы в кино.
Алексей второй справа в спектакле (1994)
На тот момент у него уже был некоторый опыт работы на съёмочной площадке – дебютировал Алексей в картине «На углу, у Патриарших» в 1995 году, также появлялся в фильмах «Ворошиловский стрелок» и «Чек».
Первая роль Алексея (слева) в кино
Далее Алексей несколько лет подряд играет эпизодические роли во множестве картин – «Дальнобойщики», «Дневник убийцы», «Марш Турецкого», «Светские хроники», но настоящую известность получает после съёмок фильма «Личный номер» в 2004 году, в котором Алексей играет военнопленного офицера.
Фильм «Личный номер»
После этого востребованность Алексея Макарова, как актёра, растёт – он снимается в фильмах «Чудеса в Решетове», «Моя Пречистенка» и даже появляется на одной площадке со своей матерью в одной из серий сериала «Моя прекрасная няня».
По теме: актеры сериала «Моя прекрасная няня» сейчас
К этому времени Алексея Макарова приглашают и на телевизионные проекты – в 2003 году он участвовал в телеигре «Форт Боярд» в команде с Михаилом Ефремовым, играл в «Угадай мелодию» с А. Стекловой и А. Носиком, из которой вышел в третьем туре, а также в шоу «Ледниковый период», в котором вышел на лёд в паре с Анной Семенович.
Телеигра «Форт Боярд»
Шоу «Ледниковый период»
Ни один последующий год не проходит без съёмок картин с его участием – выходят фильмы «Офицеры», «Царь», «На крючке!», «Лектор», «Три мушкетёра» и многие другие.
«Лектор»