Руководство Советским флотом
Важным моментом в биографии адмирала Кузнецова стал 1939 год, когда он фактически возглавил советский Военно-Морской Флот, заняв должность народного комиссара.
Это было неожиданное кадровое решение, так как офицеру на тот момент было всего 34 года. Неудивительно, что Кузнецов оказался самым молодым наркомом в стране. К тому же стал первым моряком на этой должности, так как до него Советским флотом руководили сотрудник органов госбезопасности Михаил Петрович Фриновский и армейский комиссар первого ранга Петр Александрович Смирнов.
Оба заработали плохую репутацию у подчиненных, так как стали организаторами массовых репрессий. Причем смена руководства неизменно происходила после казни предыдущего руководителя.
Современные историки называют именно Смирнова одним из главных организаторов репрессий в вооруженных силах. Он был инициатором и лично санкционировал аресты многих политработников и красных командиров.
В результате сам был арестован в июне 1938 года. Суд приговорил его к расстрелу за участие в фашистском заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
На смену ему пришел Михаил Фриновский, также считающийся одним из организаторов «Большого террора». Наркомом Военно-Морского Флота он был назначен в сентябре, а уже в апреле 1939 года уволен со всех постов в связи с обвинениями в фашистском и троцкистском заговоре в НКВД. Он признался в преступлении и также был казнен. Примечательно, что Фриновский, в отличие от большинства жертв сталинских репрессий, не был реабилитирован.
Ставший наркомом вместо Фриновского, Кузнецов принялся наводить порядок в армии. Его заслуга заключается в укреплении флота перед войной, который был фактически обезглавлен в результате чисток чекистами. Николай Герасимович организовал несколько масштабных учений, лично посетил большое количество кораблей, решая кадровые и организационные вопросы.
На посту наркома ВМФ СССР был инициатором открытия морских спецшкол и училищ, которые работают и сегодня. Они известны как нахимовские училища.
Его усилиями была сохранена научно-педагогическая инженерная школа в Ленинграде. Более того, в нее вернули инженерный морской факультет. Научно-педагогическая инженерная школа в Николаевске была восстановлена как Военный инженерно-технический университет.
Под пристальным руководством адмирала разрабатывались и принимались корабельный и дисциплинарный уставы Военно-Морского Флота.
В июле 1939 года именно им было инициировано празднование Дня Военно-Морского Флота. Этот праздник сохранился до нашего времени. Его по-прежнему отмечают 24 июля.
Во время реформирования Советской армии в 1940 году среди высшего командного состава были введены адмиральское и генеральское звания. Так стал адмиралом флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов.
Понимая, что вскоре может начаться война, предпринимал все возможное, чтобы Советский флот встретил ее во всеоружии. Например, в 1941 году по его распоряжению была создана рота особого назначения, ставшая первым в Советском Союзе специальным водолазным подразделением.
Роли, которые прошли мимо
У Анатолия Борисовича никогда не было недостатка в предложениях принять участие в той или иной картине. Но вот сам он порой отказывался от работ, о чем потом очень жалел. Главная роль в картине М. Ершова «Родная кровь» досталась Евгению Матвееву, а в фильме «Председатель» вместо него сыграл Иван Лапиков. Самой обидной из потерь был Максим Подберезовиков, следователь из «Берегись автомобиля». Сначала этот образ показался Кузнецову приторно положительным и скучным. Но когда фильм вышел на экраны, уже при первом просмотре сердце артиста сжалось от обиды на себя за невнимательное прочтение сценария.
Все сторицей чуть позже окупилось в «Белом солнце пустыни». Но именно здесь-то Анатолий Кузнецов был случаен. На роль Сухова был утвержден Георгий Юматов, которому непредвиденные обстоятельства не позволили принять участие в съемках, и тогда все кинулись искать нового претендента. Один из сценаристов жил рядом с Кузнецовым и, случайно встретив Анатолия, предложил ему роль. И попал в яблочко.
А еще была потеря следователя (воплотил Георгий Бурков) из «Стариков-разбойников», мимо прошла и работа в знаменитом рязановском «Гараже» (председатель гаражного кооператива). Отказался Кузнецов и от съемок в «Премии» у С. Микаэляна, эта роль досталась Олегу Янковскому. Но все же в жизни нашего героя уже случился Сухов в фильме, о котором мечтает каждый артист.
Карьера и бизнес
Решение Дмитрия открыть собственный бизнес было спонтанным. После окончания университета и четырехлетней работы в аэропорту парень ушел с должности. В тот момент у него была сформирована клиентская база, а вскоре нашлись и инвесторы. Так родилась авиакомпания Sky Jet.
Дмитрий Кузнецов
В интервью с журналом The Village Дмитрий утверждает, что в авиабизнесе главное – репутация и индивидуальный подход к каждому клиенту. Поэтому сотрудники компании Кузнецова проходят серьезный контроль и обучение в специальной школе Sky Service. У Sky Jet есть собственный свод правил, которому обязаны следовать служащие, ведь от качества обслуживания зависит будущее авиакомпании.
Дмитрий Кузнецов — «Путешествие с плюсом»
Sky Jet работает исключительно с VIP-персонами, поэтому ставит перед собой цель удовлетворить запросы каждого клиента
Предприниматель обращает внимание на каждую мелочь, когда дело касается ведения бизнеса, и ищет нестандартные решения проблем. Благодаря этому Sky Jet разительно отличается от остальных российских компаний бизнес-авиации
Директор авиакомпании Sky Jet Дмитрий Кузнецов
На борту самолета Sky Jet даже нет стандартных бизнес-ланчей: для каждого полета составляется отдельное меню с учетом пожеланий пассажиров. Дмитрий считает, что клиент должен иметь возможность заказать то, что ест на земле. Поэтому любимые блюда пассажиров доставляют прямиком из московских ресторанов.
Поначалу в Москве не существовало служб, которые занимались доставкой еды из нескольких точек одновременно. Возникшую проблему Дмитрий решил, создав частный сервис Sky Point – дочернюю компанию с собственным отделом логистики и специально оборудованным транспортом. Sky Point принимала заказы непосредственно от авиакомпаний и оказывала кейтеринговые услуги со строгим соблюдением правил транспортировки продуктов. Впоследствии Sky Point вошла в тройку лучших кейтеринговых сервисов Москвы.
Сергей Лазарев и Дмитрий Кузнецов
В феврале 2015 года Дмитрий Кузнецов и его близкий друг Сергей Лазарев запустили совместный проект – первый российский бренд деликатесов для животных «Пудель-Штрудель». Идея производства элитных лакомств для питомцев пришла в голову Сергею, а за разработку бизнес-плана взялся Дмитрий.
16 ноября 2017 года друзья открыли первый брендовый магазин. Торжественное мероприятие посетили московские знаменитости с любимыми питомцами. Ассортимент магазина представили деликатесные корма, одежда и аксессуары для животных.
Бизнес-партнеры Дмитрий Кузнецов и Сергей Лазарев открыли магазин
В конце 2017 года Дмитрий открыл фермерский ресторан Forest в центре Москвы и планирует организовать частную фирму по производству органических продуктов. С политической карьерой предприниматель решить повременить.
– сообщил Дмитрий Сергеевич в интервью для журнала TheMood.
Зимой 2016 года молодой бизнесмен получил медаль «За профессионализм и деловую репутацию».
Академия художеств
Ф.И. Шубин. Автопортрет
Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Открытие кооператива
Как только в стране разрешили частную трудовую деятельность, создатель открыл собственный кооператив, где ипликаторы Кузнецова изготавливались в массовом порядке. Иглы для этого заказывали на одном из подмосковных заводов, были отлажены поставки гибкого пластика. Работу по вбиванию игл в пластик делали надомные работники. Они же резали изделия и соединяли креплением.
Работали с Кузнецовым врачи-консультанты. От пациентов не было отбоя. Заказы делали со всего Союза, консультации проводились даже по телефону. Сам же Иван Иванович не считал свой ипликатор панацеей, он говорил, что это просто мощнейший кнут для организма. К сожалению, кооператив Кузнецова не выдержал огромного давления на рынке, фирма его в скором времени распалась.
В скором времени на Кузнецова вышли некие люди, которые предлагали Ивану Ивановичу продать патент на свое изобретение. Разве же мог так поступить Кузнецов? Да ни за какие деньги он бы не расстался со своим детищем.
У несговорчивого изобретателя похитили жену и обещали освободить ее только в обмен на патент. Кузнецов растерялся в той ситуации. От условий бандитов он отказался, и случилась трагедия, те убили несчастную женщину. После этого случая Иван Иванович сильно сдал, но так и не забросил свое дело и активно продолжал разработки.
Жанровые картины
Конец двадцатых годов для Д. Кузнецова — это период жанровых картин.
Начиная с 1927 по 1936 год, на Алтае организовывались специальные экспедиции по следам партизанского движения.
Художник был активным их участником. Итогом богатых впечатлений, полученных во время экспедиций, были новые картины— «Алтайский партизан», «Партизаны на Туяхтинских высотах», «Белый бом», «Старый чуйский тракт в горах».
Созданные за этот период работы послу жили основой для третьей персональной выставки художника. Лучшую часть выставки составили произведения о Горном Алтае. И среди них в особенности надо отметить картину «Вершины Алтая». Это вид на белки в солнечную погоду, когда небо частично освобождается от туч, а редкие облака медленно проползают между огромными скалистыми вершинами.
В конце тридцатых годов Д. И. Кузнецов предпринял вторую длительную поездку по Турачакскому району, побывал несколько раз в Чемале. Особенно яркое впечатление на этот раз произвела своенравная Катунь с ее порогами и бурными водоворотами. Свое восхищение горной рекой художник выразил в картине «Река Катунь. Порог Тельдекпень». В этом полотне очень отчетливо проявилось стремление живописца найти благородство в сложной гамме серых и синеватых тонов, свойственной его лучшей картине «Алтай хмурится».
На шестую краевую выставку алтайских художников 1945 года Д. И. Кузнецов представил тридцать шесть работ.
Зрители и жюри выставки высоко оцнили новые произведения бийского живописца, такие, как «Буря в горах» и «Белки». А по поводу первоклассных этюдов его было сказано, что они могут быть украшением любого музея. Посетители выставки отмечали также его картины: «Озеро Телецкое», «Семинский белок», «Вершина Алтая», «Чуйские Альпы».
Важным событием в творческой жизни Д. И. Кузнецова было участие в Сибирской межобластной художественной выставке 1947 года. Пять его картин и почти десяток первоклассных этюдов составили правдивый рассказ о горном крае.
Среди крупных работ сороковых годов можно назвать еще «Таёжная долина» и «Рождение Оби».
Похищение жены Кузнецова
Несмотря на то, что слава об изобретении Кузнецова гремела на весь Союз, фирма долго не продержалась, и кооператив разорился. После этого на Кузнецова вышли некие предприимчивые люди, которые уговаривали его продать патент на ипликатор. Но разве мог Кузнецов это сделать? У изобретателя пропадает жена, и похитители требуют за неё выкуп, но не деньги, а патент на знаменитое изобретение.
Иван Иванович не смог трезво оценить ситуацию и отказался. Преступники убивают несчастную жену Кузнецова. После этого изобретатель заметно сдал — постарел. Однако продолжал активную деятельность целителя и развивал идею о создании игольчатого скафандра, из которого будет откачиваться воздух: вакуум должен способствовать усилению лечебного эффекта. Но эта модификация и убила своего создателя. Вспоминает Валерий Пуков, работавший с Кузнецовым в последние годы его жизни:
И, как всегда, судьба оказалась ироничной. Иван Кузнецов не мог не верить в НЛО и другие вселенные. И когда у него появилась возможность, он купил квартиру, оставшись при своём засаленном костюме и протёртым портфеле, в высотном здании, чтобы быть поближе к инопланетянам. И к ним он и отправился в своём скафандре.
Стоит отметить, что официальных свидетельств того, как жил Кузнецов, настолько мало, что сопоставить факты и найти истину практически невозможно. Например, по одной из версий, квартиру он не купил, а получил как заслуженный изобретатель. К слову, с получением патента на скафандр у Кузнецова проблем не возникло. По крайней мере, так говорит его внук Владимир:
Погубил Кузнецова, вероятно, фанатизм — что такое четыре секунды для того, кто выпивал по шесть литров марганцовки…
- Самые жестокие банды, орудовавшие в девяностых
- Неуловимая шайка верхолазов, поставившая в тупик Московский угрозыск
- Схемы мошенничества недобросовестных риэлторов
- Виктор Люстиг — мошенник, обманувший Аль Капоне
- Как шулеры становятся элитой криминального мира
Детские годы
Маленький Толя появился на свет в преддверии нового, 1931 года — 31 декабря (в некоторых источниках — 30-го) 1930 года в интеллигентной московской семье. Его папа, хоть и получил профессию бухгалтера, был знаменитым оперным исполнителем. У мамы, как говорил потом Кузнецов, был врожденный актерский талант, который она так и не смогла профессионально реализовать. Мама работала медсестрой. Борис Кузнецов (отец) в военное время работал во фронтовых ансамблях. А Толик с мамой были в Куйбышеве — в эвакуации. Именно там будущий актер научился вязать варежки для советских солдат.
После окончания войны старший Кузнецов стал частью оперной труппы Большого театра и решил серьезно заниматься музыкальным образованием сына. От отца мальчик унаследовал хороший слух и голос, поэтому родители отдали его в музыкальное училище на отделение вокала.
Фильмы
Приключенческий фильм «Опасные тропы» стал дебютом для студента-третьекурсника Анатолия Кузнецова, который сыграл там молодого учёного Николая Жёлудева. В конце 50-х годов он стал сниматься очень активно и появился в таких фильмах как «Гость с Кубани», «К Чёрному морю», «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу» и многих других.
Анатолий Кузнецов в фильме «Опасные тропы»
В 1969 году вышел ироничный фильм-боевик «Белое солнце пустыни». Роль возвращающегося домой красноармейца Фёдора Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова принесла актеру всесоюзную славу, а сам персонаж стал в стране практически культовым героем. Через 14 лет актер вернется к этой роли, когда сыграет Сухова в детском фильме «Приключения Петрова и Васечкина».
Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»
Всего в карьере Кузнецова около 100 ролей в фильмах как отечественного, так и зарубежного производства. Вызывали огромный интерес у зрителя военная драма «Горячий снег», киноэпопея «Битва за Москву», исторический детектив «Турецкий гамбит» и многие другие. Но сам Анатолий Борисович считал своей лучшей работой роль крестьянина в чехословацкой социальной драме «Гордубал». Эту картину советскому зрителю не демонстрировали, поэтому Кузнецов за свой счет нанял переводчика, самостоятельно озвучил и показал фильм знакомым.
Анатолий Кузнецов в фильме «Горячий снег»
Как ни странно, но несмотря на великолепные вокальные данные и практически профессиональное образование, в кинофильмах песни в исполнении Анатолия Кузнецова звучали крайне редко, а точнее – всего дважды. Первый раз в производственной драме «Случай на шахте восемь» и много лет спустя в военном фильме болгарского производства «Братушка», в котором за роль солдата Алеся Казанока актер был удостоен Серебряной медали имени Александра Довженко.
Также Кузнецов озвучил множество фильмов. Причем, он не только дублировал на русский язык иностранные картины, но и становился голосом для актеров прибалтийских, среднеазиатских и кавказских союзных республик, в чьей речи слышался недопустимый советской цензурой акцент.
Признание
Поселившись в Париже на Монмартре, Константин Кузнецов наслаждался светской жизнью столицы: посещал концерты, театральные спектакли, балет. Но в его жизни наступает этап, когда он, заимев собственную студию, полностью отдается творчеству. Он стал парижанином, а его сердце оставалось в родной стране. Художник Кузнецов по-прежнему глубоко русский, несмотря на свою любовь к Франции, где он прожил почти 40 лет. У супругов Кузнецовых в Париже родилось четверо детей: Елена, Ольга, Александр, Михаил.
В 1907 году семья оставила квартиру на Монмартре и перебралась на жительство в Монпарнас — район, который издавна считался Меккой для парижских художников и интеллектуалов. Здесь художник творил до конца своей жизни. Он постоянный участник самых престижных парижских выставок, оформляет постановки балетов, иллюстрирует издания русских и зарубежных классиков. Полотна художника Кузнецова украшают выставки лучших парижских салонов Национального общества изящных искусств: Осеннего, Независимого. Картины с успехом выставляются в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питтсбурге, других столицах мира. Он участвует в выставках в Москве и Санкт-Петербурге (1903 — 1910 гг.).
В 1930 году К. Кузнецов создает серию иллюстраций к «Вию» Н.В. Гоголя, «Русалке», изданию «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Однако тоска по России не покидала художника.
В 1933 году в расцвете сил в Париже трагически погиб один из любимых сыновей мастера — Александр. Его нелепая смерть подкосила здоровье художника. 30 декабря 1936 года К.П. Кузнецов в возрасте 74 лет ушел из жизни.
Личная жизнь
В студенческие годы Анатолий Кузнецов на одной из киношных вечеринок Галины Волчек познакомился с Александрой Ляпидевской, которая училась на режиссерском факультете ВГИКа и была дочерью легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
Супруги долгое время не имели детей, и лишь когда обоим было уже за 40 лет, у них родилась дочь Ирина. Кинематограф не заразил Иру так, как ее родителей, и она стала искусствоведом, окончив МГУ по соответствующей специальности. Анатолий и Александра Кузнецовы прожили вместе очень дружной семьей, успев отметить серебряную и золотую свадьбу.
Париж
В возрасте тридцати трех лет Константин Кузнецов совершил свое первое длительное путешествие: посетил Лондон, Рим, Флоренцию, где пожелал провести несколько лет. Но его московская невеста художница Александра Самодурова настояла выбрать Париж — центр художественной жизни того времени.
В Париже Константин Павлович вместе с художниками Борисовым-Мусатовым и Ширвашидзе постигал тайны высокого творчества в мастерской выдающегося французского художника, приверженца академического искусства — Фернана Кормона. Спустя четыре года, в 1900 году, Кузнецов женился на Александре Алексеевне Самодуровой. Супруги покинули Россию и навсегда поселились в Париже, сохранив русское подданство и православное вероисповедание. Они вместе занимаются живописью: он — в мастерской Луи Гумберта, она — в парижской Академии Рудольфа Жюлиана. Но по-настоящему их духовными учителями оставались художники-импрессионисты Моне и Писсарро. Будучи прекрасным портретистом, Константин Кузнецов упорно работает над пейзажем, много пишет с натуры, путешествуя по окрестностям Парижа.
Миражи Павла Кузнецова
Елена КНЯЗЕВА
Этот мир — эти горы, долины, моря — Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря. Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.
Картины киргизского, или степного, цикла «Спящая в кошаре», «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Вечер в степи» и другие реалистичны только по названиям. Но на самом деле…
Все, что мы видим, — видимость только одна. Далеко от поверхности мира до дна. Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
Вероятно, тайную сущность и пытаются увидеть зрители, надолго останавливаясь у лучшего полотна этого цикла «Мираж в степи».
Туманная даль с низким горизонтом, причудливые облака на небе, несколько призрачные женские фигуры — предметные качества «вещей», по словам искусствоведа Д. Сарабьянова, целиком переходят в живописные.
Автор добивается этого, экспериментируя в образной сфере и области художественной выразительности, попросту создает новый язык.
Художник, написавший «Мираж в степи» и другие полотна, — Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), уроженец Саратова, внук садовника и сын иконописца.
Обратившись к изображению восточного быта, П. Кузнецов сделал его свободным и загадочным, как сама природа.
Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет. Этот мир простоит еще тысячи лет. Нас и раньше тут не было — после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Для того чтобы в образах зримого мира передать состояние души, П. Кузнецову и другим членам творческой группы «Голубая роза» нужно было освоить мастерство пленэрной живописи, вкусить плоды импрессионизма и углубиться в зыбкий мир символов. Это было в духе времени. «Перед своим мольбертом, — писал Поль Гоген, — художник не раб ни прошлого, ни настоящего, ни природы, ни своего соседа».
Художники получили право на деформацию изображения природы, чтобы освободить творчество от копирования окружающего мира. Искусство в это время все больше становилось независимым, а художник — шаманом, пользующимся магией природы и повергающим зрителя в транс.
Именно музыка, с ее текучестью, переменчивостью, не застывающими значениями слов, была близка мастерам авангарда, которые стремились уподобить ей свое творчество. По словам французского композитора Клода Дебюсси, только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.
Художник Э. Делакруа первым заговорил о «музыке картины» и о «магическом аккорде», создаваемом красками. Позже Поль Гоген напишет: «Подумайте также о музыкальном аспекте, который в современной живописи отныне будет принадлежать цвету.
Цвет, имеющий такие же вибрации, как музыка, обладает способностью достигнуть того самого общего и, стало быть, самого смутного, что заложено в природе, — ее внутренней силы». Есть размышления поэта Бодлера о «мелодичности картины».
Симптоматичным можно считать обозначение живописи музыкальными терминами.
В восточных картинах Павла Кузнецова гармония цветовых форм и интервалов создает своеобразную певучесть, чистое звучание волшебно играющих и переливающихся красок.
Музыка живописи П. Кузнецова родственна музыке Клода Дебюсси. Общее в них — сонорное (от лат. sonorus — звучный, шумный) мышление, которое дает возможность изобразить звуки внешнего мира, создает новую звуковую реальность.
Главным выразительным средством в фортепианных прелюдиях Дебюсси «Шаги на снегу», «Туманы», «Паруса», «Затонувший собор», «Ветер на равнине», «Вереск», музыкальном портрете «Девушка с волосами цвета льна» становится не академическое сочетание мелодии и гармонии, а окраска звучания, звучание без определенной высоты, или, говоря музыкальным языком, — тембр. Так рождается магический звук первоистоков музыки. Со времени Дебюсси звуки складываются не в традиционные аккорды и интервалы, а становятся созвучиями.
На полотнах Павла Кузнецова художественный язык, очищенный от схематизма и риторики, также передает ощущение ирреальности. Кажется, если долго смотреть на его картины, можно услышать шорох травы, шум дождя, легкие шаги, тихие хлопоты по хозяйству и другие вечные звуки.
И художник, и композитор незаметно для зрителя балансируют между природой и человеком, не позволяя никому взять верх. В их творчестве нет необузданной стихии, приливов и отливов страстей, как будто природа, выпущенная на волю романтиками, теперь вошла в новое русло.
Конечно, не такое великое и мощное, как микеланджеловское, но если опять-таки прибегнуть к сравнению с музыкой, то здесь звучит не симфонический оркестр, а небольшой камерный ансамбль, который вдохновенно играет музыку будущего.
Стихи Омара Хайяма
Биография
Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает знаменитого литературного героя Штирлица, созданного писателем Юлианом Семеновым. Персонаж из черно-белого многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» подавал зрителям пример мужества и отваги, действуя в интересах СССР на территории фашистской Германии. Но мало кто знает, что, работая над книгой, литератор опирался на реальных людей, которые участвовали в событиях того смутного времени с 1941 по 1945 годы.
Портрет Николая Кузнецова
Николай Иванович Кузнецов – один из прототипов знаменитого Максима Максимовича Исаева. Этого человека, который оставил след в истории Советского Союза, часто называют своим среди чужих или Богом разведки. Действуя под прикрытием, этот герой лично ликвидировал одиннадцать высокопоставленных чинов нацистской Германии. Безусловно, Николай Иванович помог родине выиграть ту нелегкую битву против войск Адольфа Гитлера.
Обучение и поездки по Горному Алтаю
После выставки можно было подумать и о специальном художественном образовании. Теперь Кузнецов твердо решает посвятить себя любимому искусству и готовится к отъезду в Москву. Снова денежные затруднения и снова совет товарища организовать продажу картин и этюдов. Но на этот раз была не просто продажа, а выставка картин. Так, в 1911 году в помещении бывшего ждановского дома была открыта первая персональная выставка Д. И. Кузнецова и фактически одна из первых в городе Бийске.
Судя по письменным источникам, на выставке были показаны такие картины Кузнецова, как «Телецкое озеро», «Таеёжная речка» и в особенности картина «Алтай хмурится». Последнее произведение, как одно из наиболее удачных, неоднократно в последующие годы вплотьдо недавнего времени экспонировалось на различных художественных выставках Алтайского отделения союза художников.
Прошло три года учебы в школе и столько же лет участия на фронтах первой империалистической войны, прежде чем художник-пейзажист сумел вернуться в родной край. Несмотря на разгул контрреволюции, белый террор колчаковской военщины, уже зимой 1918 года Кузнецов организует художественную выставку из произведений наиболее известных алтайских художников. Конечно, большинство экспонатов выставки составили картины самого организатора.
Наряду с многочисленными этюдами, сделанными еще ранее во время поездок по Горному Алтаю, а также нарисованными после возвращения с фронта в окрестностях Бийска, на выставке экспонировались и две крупные картины художника: «Голубые ледники» и «Осень». После установления Советской власти в городе расширяется круг интересов художника, активизируется его общественная деятельность. Художник-пейзажист увлекается этнографией, eго интересует история борьбы алтайских партизан. Кузнецов становится одним из активнейших добровольных помощников краеведческого музея. Ещё не утихли налёты отдельных уцелевших белогвардейских банд, а он, по заданию музея, едет в Горный Алтай на Каракольские озера, собирает там материал для новых экспозиций краеведческого музея. Ну и, конечно, пишет там новые замечательные этюды. В последующие годы продолжается сбор живописного материала для будущих больших картин.
Замечательная страница в творческом пути художника связана с красавицей Лебедью и волшебным Телецким озером. Своеобразный Турачакский район, красивейшее место Горного Алтая, вдохновил художника на создание прекрасных пейзажей и сыграл важную роль в совершенствовании мастерства пейзажиста. В созданных здесь картинах родилась та свежесть, сочность красок, которых иногда недоставало в других этюдах. Художник смелее и увереннее стал работать кистью.
Экспозиция музея Н. И. Кузнецова
Среди экспонатов музея представлены личные вещи Н. И. Кузнецова: ружье «Крымка» с нанесенным на рукоятке именем «Никола», мебель семьи Прохоровых, у которых он проживал в 1920-х годах, личные вещи друзей героя и бойцов разведывательного отряда.
В нескольких залах музея красочно поданы этапы жизни известного разведчика. В одном из залов воссоздана обстановка настоящей землянки.
В последние годы в музее появились новые выставки, рассказывающие о жизни выдающихся участников Отечественной войны: Героев Советского Союза В. В. Кирилюка, И. И. Федюнинского, руководителя партизанского отряда Ковпака Е. Е. Берсенёва. Также периодически работают временные выставки, проходят тематические мероприятия, посвященные истории родного края.
В поселке Зырянка Талицкого района стоит дом, где родился и вырос Николай Иванович. Сооружение является реконструкцией разрушенного исторического памятника, в нем создан интерьер первой половины XX века.
В музее проводятся организованные экскурсии. Чтобы попасть на одну из них, рекомендуется оставить заявку на сайте учреждения.
Воссозданная землянка, Валерий Исаев