Пьесы
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов , версия 1617 г. Маурицхёйс .
В «Поклонении пастухов» (1616–1618) изображена Богородица, кормящая младенца Иисуса, в то время как несколько фламандских пастухов падают ниц в поклонении. Сцена показывает пять фигур, которые, за исключением мальчика, кажутся вырезанными на уровне талии, что подчеркивает интимность сцены.
До 1616 года Йорданса интересовала цветовая палитра маньеристов, чистая и яркая. Однако с этой картины он начинает использовать свет, а не цвет, как основное средство моделирования фигур в пространстве, что делает очевидным его интерес к Караваджо. Основным источником света в «Поклонении…» является свеча, которую держит святой Иосиф. Эффект может быть возможным признаком влияния таких художников, как Адам Эльсхаймер , который был известен тем, что помещал основной источник света в центр своих композиций. Еще одно возможное свидетельство влияния Караваджо можно найти в «реалистическом» подходе, который Йорданс применяет к предмету: Богородица с младенцем представлены в простой, почти деревенской манере, далекой от идеализированных архетипов, которым раньше следовали в изображениях Караваджо. та же тема.
Йорданс сделал как минимум шесть других версий темы «Поклонение»
Как правило, композиция включает в себя полдюжины фигур, сгруппированных и обрезанных различным образом, которые акцентируют внимание зрителя на Святом Семействе. Этот тип композиции был призван усилить повествовательный аспект сцены и подчеркнуть индивидуальное выражение персонажей.
Сатир и крестьянин
Сатир и крестьянин (1620-21).
В частности, эта сцена, которую Йорданс сделал во многих версиях, иллюстрирует нравоучительную басню Эзопа. История начинается со встречи человека и сатира. В один холодный день, пока они разговаривали, мужчина приложил пальцы ко рту и дунул. Когда сатир спросил об этом жесте, мужчина ответил, что он должен согреть руки. Позже, когда они сели есть, мужчина поднес горячую тарелку ко рту и снова подул на нее. Когда сатир спросил, почему, он ответил, что для охлаждения пищи. Тогда сатир ответил: «Я не могу считать тебя другом, если ты говоришь, что одно и то же дыхание согревает и охлаждает».. Рассказ призван проиллюстрировать двойственность человеческой природы, хотя некоторые критики утверждают, что автора больше интересовала крестьянская тема, чем мораль басни.
Конкретный момент, изображенный на картине, — это когда сатир заявляет о своем недоверии к человеку. Человек все еще ест, когда черт садится, поднимая руку, готовясь покинуть дом. Йорданс решил установить сцену на ферме, изобилующей животными: бык, собака, кошка и петух сидят на мебели. Точно так же вокруг стола собираются фигуры всех возрастов: молодой человек за мужским креслом, старуха с маленьким ребенком и молодая женщина, выглядывающая из-за плеча сатира.
Для живописного стиля Йорданса характерно то, как фигуры продвигаются к центру композиции, теснясь в небольшом пространстве. Йорданс следует тенебристской технике светотени, чтобы определить драматическое освещение, которое выделяет некоторые фигуры в сцене, например, ребенка, покоящегося на коленях старухи. Кроме того, Йорданс воссоздает натуралистические эффекты, такие как грязь на ноге сидящего крестьянина на переднем плане, очень характерную для фламандского тенебристского стиля того времени. Йорданс воссоздал другие версии этой темы между 1620 и 1621 годами . В этой версии он, кажется, поместил няньку в «Сатиру и крестьянине » так же, как она появилась в «Поклонении пастухов»., и судя по большому количеству найденных копий — все они без печати мастера — считается, что Йорданс использовал эту картину как практическое упражнение для своих помощников и учеников в мастерской.
Завесы
Сцена на кухне , подготовительный этюд к работе «Интерьер кухни».
Дизайн гобеленов представляет собой очень значительную часть его творчества. Богатые гобелены, которые были одними из самых прибыльных работ, созданных между эпохой Возрождения и барокко, покрывали залы роскошных особняков европейской аристократии четырнадцатого века. Художники, такие как Якоб Йорданс, Педро Пабло Рубенс или Пьетро да Кортона , делали их на заказ, изображая своих богатых покровителей в мифологических или исторических сценах, наполненных символизмом и пропагандистским значением. Йорданс стал специалистом в этом виде работы, и его самоотверженность и мастерство принесли ему ряд клиентов. Он считался одним из величайших дизайнеров гобеленов своего времени.
Процесс создания гобеленов начался с предварительного эскиза произведения. Рисунок был переведен в увеличенный формат, написан маслом на картоне, который был доставлен на фабрику, где трансформировался в кусок ткани. Йорданс также выполнял небольшие акварельные наброски своих композиций, хотя к концу своей карьеры он заменил картон на тот же холст в качестве окончательного формата. Их гобелены предназначались для перевозки их богатыми владельцами, которые брали их с собой в поездки или военные походы как символ своего статуса. Область тем для рассмотрения была очень широкой, начиная от мифологии или сельской жизни и заканчивая историей Карла Великого . Некоторые специалисты подчеркивают, что характерной чертой творчества Йорданса в этой области была композиция с массами персонажей, уплощенная двухмерным форматом полотна, сильно подчеркивавшим сюжеты фактуры. Каким-то образом Йорданс перенес свою склонность к включению множества персонажей в свои работы, будь то гобелены или картины, на гобелены.
Эскиз «интерьера кухни», представленный здесь, является примером типичного состояния работы в творчестве Йорданса. Чернилами охры он нанес краску на участок черного мела, наметив на бумаге окончательную композицию натюрморта на столе и расположение фигур. Окончательный результат немного отличался, но, как отмечают некоторые авторы, на начальных этапах работа была вдохновлена натюрмортами антверпенского художника Франса Снайдерса, который был очень близок к интересам Йорданса.
использованная литература
- ↑ (2001)
- ↑ d’Hulst p. 23
- (1993), 23
- Нельсон, 4.
- д’Хюльст (1993), стр. 25-26.
- вид. Нельсон
- Русес, стр. 245.
- (1993)
- ↑ Белкин, с. 334
- д’Хюльст (1993), с. 24
- ↑ Вье, 262.
- Русес (1908), стр. 19
- ↑ д’Хюльст (1993), 16
- Русес (1908), стр. 23.
- «Йорданс, Жак — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 29 марта 2020 г. .
- «Святое семейство с ангелом» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 29 марта 2020 г. .
- Реальная академия BBAA Сан-Фернандо. «Йорданс, Якоб — Диана и Каллисто» . Коллекции академии . Проверено 29 марта 2020 г. .
- «Цифровая сеть коллекций музеев Испании — Музеи» . ceres.mcu.es . Проверено 29 марта 2020 г. .
- «Откомментированные работы | Музей изящных искусств Бильбао» . www.museobilbao.com . Проверено 29 марта 2020 г. .
- «Онлайн-коллекция и фотобанк | Музей изящных искусств Бильбао» . www.museobilbao.com . Проверено 29 марта 2020 г. .
- Нельсон, 6 лет
- Нельсон, 6 лет
- Халст, 24-25
- Нельсон, 7 лет
- Нельсон, 12 лет
- Нельсон, 15 лет
- Нельсон, 16 лет.
- Нельсон, 90 лет.
- Хелд, 443.
Биография
Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо».
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
После Рубенса: 1640—1678
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»).
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились.
В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага”, написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской).
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.
В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши.
У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Смерть, погребение, завещание художника
Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.
Фламандская школа
Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей, покидающий Содом. 1615. Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбург, Германия История фламандской живописной школы тесно связана с политическими процессами XVI–XVII века, а точнее — с буржуазной революцией в Нидерландах. В этот период страна, которая стремительно разбогатела из-за выгодного географического положения, постепенно перестраивалась на капиталистический лад. Менялись экономические и общественные отношения. Законы католической Испании, господствующей на этой территории, вызывали все больше вопросов. В итоге провинции на севере страны, современные Нидерланды, получили независимость, а юг — современная Бельгия — остался под властью испанцев.
Именно на юге под влиянием католической церкви оформилась фламандская школа живописи. Здешние художники все еще были вынуждены брать заказы от светской и церковной знати — это повлияло на развитие искусства. Фламандцы стремились уравнивать в своих работах возвышенное и земное — сочетать религиозные и мифологические сюжеты с изображением грубого крестьянского быта и народной культуры. Эта особенность характерна для живописи практически всех виднейших представителей школы — Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса.
Голландское искусство развивалось несколько в ином русле. Художники отказались от религиозных сюжетов, писали скромные, выдержанные портреты, натюрморты и сцены из повседневной жизни. Фламандцы же предпочитали жанр парадного портрета, динамичную и монументальную живопись, посвященную богам и героям, а также несколько перегруженные натюрморты, которые демонстрировали богатство и изобилие.
Франс Снейдерс. Натюрморт с корзиной фруктов. 1635–1639. Частное собрание
Центром художественной культуры Фландрии в XVII веке стал Антверпен, а главным живописцем и наставником целого поколения художников — Питер Пауль Рубенс. Рубенс был одним из самых образованных людей своего времени: он знал семь языков, изучал античное искусство, коллекционировал древности и слыл величайшим гуманистом эпохи. Художник преклонялся перед красотой человека и природы, стремился «оживить» античный идеал и сделать его понятным современникам. Чувственные образы его полотен оказали влияние на всех художников, которые обучались в мастерской Рубенса, — в том числе и на Якоба Йорданса.
Следом за Рубенсом по значимости шел Антонис Ван Дейк — более сдержанный мастер. Он прославился благодаря виртуозным портретам аристократов. В мастерскую Рубенса Ван Дейк попал в совсем юном возрасте — художнику не было и 16 лет, однако его живописная техника отличалась зрелостью и мастерством. Рубенс всячески поощрял талант ученика и быстро сделал Ван Дейка своим первым помощником, хотя уже в этот период между ними разгоралось соперничество. Вскоре стало очевидно, что молодой художник практически не уступает в мастерстве старшему товарищу. В сравнении с монументальной декоративной живописью Рубенса работы Ван Дейка выглядели более утонченными, элегантными и возвышенными, но на родине ему не удалось превзойти своего учителя. Наиболее плодотворным и в личном, и в профессиональном плане для художника стал период работы в Англии, куда его пригласил король Карл I. Именно в это время Ван Дейк прославился своими аристократическими портретами. Когда в 1640 году Рубенс скончался, испанский король прислал Ван Дейку письмо — просил закончить картины учителя. Спустя год он и сам погиб от неизвестной болезни, а слава первого живописца Антверпена перешла к Якобу Йордансу.
Литература
- Исследования
- Грицай Н. И. Рубенс и Иорданс : (к вопросу о становлении раннего стиля Якоба Иорданса) / Н. И. Грицай // Западноевропейское искусство XVII века : публикации и исследования / ред. Ю. О. Каган, И. В. Линник. — Л. : Искусство, 1981. — С. 38-52. — 231 с.
- Морозова С. В. Якоб Иорданс. — Москва : Искусство, 1974. — 79 с., 5 л. ил.
- Hulst R.-A. d’. Jordaens Drawings : : in 4 vol. / R.-A. d’Hulst; translated from the Dutch by P. S. Falla. — London, New York : Phaidon, 1974. — 686 p. — (Monographs of the Nationaal centrum voor de plastische kunsten van de XVI de en XVII de eeuw ; vol. 5). — ISBN 0-7148-1619-1. — OCLC .
- Каталоги выставок
- Hulst R.-A. d’. Jacob Jordaens : : catalogus van een tentoonstelling gehouden in Antwerpen, Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, 27 maart — 27 juni 1993 : in 2 bd. / door R.-A. d’ Hulst, Nora de Poorter en Marc Vandenven ; red.: Hans Devisscher en Nora De Poorter. — Brussel : Gemeentekrediet, 1993. — xiii, 309 + XI, 140 s. — ISBN 9-0506-6119-X. — OCLC .
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Йорданс Якоб // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 371. — 543 с., л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Камчатова А. В. Нидерланды. Фландрия. Голландия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова; автор статей о фламандских художниках (Бален Х. ван, Верхахт Т., Вильденс Я., Вос П., Норт А. ван, Сегерс Д., Сиберехтс Я., Хехт В. ван) Н. И. Грицай. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 153, 157, 158, 159, 160, 161, 164, 192, 198–205, 210, 214, 304. — 528 с. — ISBN 978-5-352-02200-9.
- Münch B. U. Jordaens, Jacob (Jacques; Jakob) / B. U. Münch // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : / De Gruyter; hrsg. von Andreas Beyer . — Berlin; Boston : De Gruyter, 2013. — Bd. 78 : Jeraj — Jur’ev. — S. 312–315. — LI, 540 S. — ISBN 3-598-22740-X. — ISBN 978-3-11-023183-0 (Bd. 78). — OCLC .
- Zoege von Manteuffel K. Jordaens, Jacob I. / K. Zoege von Manteuffel // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner : : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1926. — Bd. 19 : Ingouville — Kauffungen. — S. 151–155. — 600 S. — OCLC .
- Справочные издания
Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 190. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.
Религия
Король пьет , 156×210 см, Королевские музеи изящных искусств Бельгии .
Исповедовать протестантизм было запрещено в Антверпене, в то время территории, находившейся под суверенитетом короля Испании. Однако в конце своей жизни Йорданс стал протестантом, хотя продолжал получать и выполнять заказы от богатых католических церквей в своем регионе. С другой стороны, написание некоторых еретических текстов, опубликованных между 1651 и 1658 годами, стоило ему штрафа в 200 фунтов 15 шиллингов. Мемориал, содержащий надгробия художника и его коллег Симона де Папа (I) и Адриана ван Штальбемта , был воздвигнут в Путте в 1877 году на месте, где до сноса стояли протестантская церковь и кладбище.
Йорданс умер в октябре 1678 года в результате загадочной болезни, характерной для Антверпена, называемой по-голландски « zweetziekte » или «polderkoorts», в тот же день, когда он забрал свою незамужнюю дочь Элизабет, которая осталась в семейном доме. Их тела были погребены вместе под надгробной плитой на протестантском кладбище Путте , деревни к северу от бельгийской границы, где уже покоились останки его покойной жены Катарины. Через год после его смерти сын Йорданса сделал щедрое пожертвование в размере «двадцати пяти фламандских фунтов Камеру ван ден Хьюсармену .К чему он добавил «Омовение и помазание Тела Христова», которое было переведено в приют для девочек. По-видимому, это пожертвование было сделано в соответствии с завещанием Йорданса, хотя, к сожалению, этот документ не сохранился. Даже без того, чтобы завещание Йорданса было найдено, его доброта была широко признана всеми, кто его знал.
К концу карьеры (1652-1678) творческий и художественный талант живописца окреп. От своей яркой юношеской палитры она перешла к едким и землистым тонам, нанося так мало краски, что под ней можно было увидеть холст. За некоторыми исключениями, такими как «История Психеи», которую он написал для собственного дома , его профессиональная преданность постепенно ослабла, и в некотором смысле его картины кажутся затронутыми определенной усталостью.
Чертежи
Голова старика . Музей Прадо.
Некоторые критики отмечают, что работы Йорданса стилистически продолжили характерный для рисунков Рубенса или Ван Дейка «пикториализм» в его собственных набросках. В настоящее время рисунков, приписываемых мастеру, насчитывается около 450, хотя сходство их техники означает, что среди экспертов существуют некоторые разногласия, когда дело доходит до отличия его работ от работ Рубенса. В любом случае Йорданс и его современники были главными представителями фламандской тенденции делать наброски и подготовительные заметки в меньшем масштабе, чем окончательный образ. Йорданс был опытным рисовальщиком, который без колебаний использовал живописные техники, такие как гуашь или акварель, при выполнении своих эскизов. Его работа на бумаге также характеризуется экономией средств, и он нередко добавлял полоски бумаги,коллаж ) на бумаге, пока не будет достигнут желаемый эффект.
Конкретное исследование: «Аллегория апреля».
Предмет этого рисунка (дата неизвестна) был предметом споров. Этот портрет обнаженной женщины на спине быка, скорее всего, является отражением известной мифологической темы «похищения Европы», в которой Юпитер превращается в быка. Однако некоторые теории интерпретируют это как аллегорию месяца апреля: согласно этому прочтению, бык будет представлять зодиакальный знак Тельца , а женщина, держащая букет цветов, будет отождествляться с Флорой , богиней. весны. . Поэтому фигурами, сопровождающими ее, будут Церера , богиня земледелия, и Силен , наставник и советник Вакха .
Легенда Фландрии: в ГМИИ им. Пушкина показали работы Якоба Йорданса
Якоб Йорданс — самый фламандский из всех фламандских художников. В отличие от своих современников, постоянно выезжавших в Италию, почти не покидал родного Антверпена и очень любил обращаться к местным традициям, обыгрывать в своих картинах пословицы и поговорки. Национальная идентичность чувствуется в его живописи, хотя и без следов Караваджо не обошлось. Впрочем, куда большее влияние на него оказал Питер Пауль Рубенс, который, как и Йорданс, учился у Адама Ван Ноорта, правда, в разное время. Рубенс был старше Йорданса на 16 лет, что не мешало их сотрудничеству и дружбе. То же касается и другого знаменитого фламандца Антониса Ван Дейка.
Собственно, сегодня, когда мы говорим о фламандской школе, то имеем в виду в первую очередь именно этих трех художников — Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Перечислять их принято именно в таком порядке — по значению и известности. После смерти старших товарищей (Рубенса в 1640-м и Ван Дейка в 1641-м) Йорданс остался единственным представителем «большого стиля», стал получать много заказов из королевских домов и занял место главного художника Антверпена. Он прожил 85 лет и умер не от старости, а от болезни, которая вошла в историю под названием «английский пот» (природа инфекции, которая не раз косила Европу, до сих пор остается загадкой).
«Пир короля».
В России интерес к Йордансу спровоцировала Екатерина II, которая приобрела ряд его работ, в том числе картину «Мелеагр и Аталанта» — она открывает выставку в Голландском зале ГМИИ (произведение входит в собрание Екатеринбургского музея). Однако открытием проекта стала работа из Нижегородского художественного музея — авторство Йорданса было под вопросом.
— Картина «Христос и самаритянка» действительно принадлежит не Йордансу, а его сыну — Йордансу-младшему. В ходе исследований под краской была обнаружена подпись, подтверждающая авторство, — рассказывает Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастером ГМИИ им. Пушкина. — Для исследователей любое открытие, связанное с такой крупной фигурой, как Йорданс, имеет огромное значение и является редкой удачей. Это как раз такой случай.
Для современного зрителя живопись фламандца может показаться константной: с одинаковым мастерством и рвением он погружается в библейские сюжеты и сцены разгульных пиров. Однако для той эпохи это было нормой. Новаторство Йорданса в отношении картин, посвященных сценам из Ветхого и Нового Завета, связано с добавлением неканонических персонажей. Как, например, в работе «Оплакивание Христа», приобретенной императрицей Екатериной в 1764 году и пожертвованной ею собору Александро-Невской лавры, которой она принадлежит до сих пор. Картина обрела статус молитвенного образа и нашла свое место среди икон. За 225 лет своего пребывания в Свято-Троицком соборе произведение покинуло его во второй раз: первый был в мае, когда выставку представляли в Эрмитаже.
«Оплакивание Христа» из Александро-Невской лавры.
Отдельной главой на выставке показаны рисунки Йорданса. Художник оставил большое графическое наследие, и в первую очередь потому, что любил рисовать без повода.
— Йорданс любил рисовать сам по себе, просто для удовольствия, в отличие от Рубенса, для которого рисунок был этапом подготовки к созданию большого полотна, — рассказывает Вадим Садков. — Самый ранний из представленных рисунков 1616–1617 гг. из собрания Эрмитажа. Примечательно, что вначале он считался работой неизвестного итальянского художника. Но рисунки Йорданса показывают его как прекрасного рисовальщика, который очень тонко чувствует цвет. Даже в самом позднем рисунке, где видно, как дрожит рука мастера и зрение ослабло, он прекрасно работает с цветом.
Один из последних рисунков Якоба Йорданса.
Художественный стиль
На художественный стиль Йорданса, без сомнения, оказал огромное влияние Рубенс. Известно, что он иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую цветовую палитру, натурализм, был мастером жанров кьяроскуро и тенебризма.
Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество Яна Стена.
Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора.
Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.
Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Полотно Йорданса, написанное примерно в 1640 году, явно создано под влиянием Рубенса и Снейдерса. Однако, в отличие от картины Рубенса (1610—1611), полотно Йорданса менее мрачное.