Сандро боттичелли: «весна» — красота искусства в его смысле

Весна (картина Боттичелли) — это… Что такое Весна (картина Боттичелли)?

«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.

История создания картины

В 1551 году Джорджо Вазари писал, что картина, изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло.

В 1477 году поместье было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродным братом Лоренцо Великолепного. Поэтому долгое время предполагалось, что «Весна», как продолжали называть картину, была написана для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо.

Опись, датированная 1499 годом, которая была найдена только в 1975 году, перечисляет имущество Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни и указывает, что в XV веке «Весна» была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала приемную Лоренцо.

Согласно инвентарной описи, некогда дворцовые покои, где висела «Весна», украшали ещё две картины. Там, куда смотрит Меркурий, находилось полотно Боттичелли «Паллада и кентавр», а с другой стороны висела картина «Мадонна с младенцем» неизвестного автора. Композиции составляли содержательно единое целое и прославляли идеал божественной любви.

Семантика картины

«Весна» ярко иллюстрирует иконографию Возрождения и отражает философию неоплатонизма.

Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.

Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.

Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете в Катерина Александрийская из Музея Линденау.

Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).

Семантика элементов картины

  • Пламенные одеяния Венеры и Меркурия можно отнести к св. Лаврентию, сожжённому на костре (намек на имя Лоренцо).
  • Круглые плоды напоминают золотые шары, изображенные на родовом гербе Медичи.
  • Меркурий изображен с кадуцеем, символом врачей, при этом фамилия Медичи означает «врач».

Источники сцены

Один из источников этой сцены — «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены.

Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Поэтому одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях.

Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.

Лукреций в своей философской дидактической поэме «De Rerum Natura» прославляет обеих богинь в отдельной весенней сцене. Поскольку этот эпизод содержит также и другие фигуры из группы Боттичелли, это — вероятно один из главных источников для картины.

Литература

  • Ingo F. Walther Masterpieces of Western art : a history of art in 900 individual studies : from the Gothic to the present day. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 107. — ISBN 3-8228-4746-1
  • Роберт Камминг Великие художники: расшифрованные послания и символы в работах мастеров живописи. — 2008. — С. 22.
  • Т. Каширина, Т.Евсеева, Н.Иванова Шедевры живописи. — Аванта +, 2008. — С. 11-121.

«Гимн живому человеческому влечению»

Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин, их образы принципиально различны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.

Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.

А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.

На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Быть живым, смертным, чувствующим, испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».

Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи(1445–1510) – великий итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель Флорентийской школы живописи.

Главная героиня «Рождения Венеры»

Конечно, в центре всей картины находится образ прекрасной женщины. Далеко не всем известно, что образ для своей Венеры Боттичелли взял с натуры. Некоторые исследователи считают, что для создания портрета богини художнику позировала Симонетта Веспуччи, известная флорентийская красавица, чьей руки добивались многие знатные мужчины того времени. В неё был безумно влюблён Джулиано Медичи, а сама Симонетта бесконечно восхищала художников.

Любил ли её Боттичелли? На этот вопрос мог бы ответить лишь он сам, но именно благодаря ему образ Симонетты остался запечатлённым на века. К сожалению, у красавицы была трагическая судьба. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки. Несмотря на это, уже после своей смерти она стала лицом флорентийского Возрождения. Живописец настолько ярко помнил все черты Симонетты, что воспроизводил её образ в нескольких своих работах по памяти.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Сандро Боттичелли хотел показать в своём творении единство и гармоничное сочетание материального и духовного, слияние небесного и земного. На картине можно заметить аллегорические образы, что были заимствованы из древнегреческих и древнеримских преданий. В эпоху Возрождения многие живописцы обращались к сюжетам Античности, а Боттичелли достиг в этом особого мастерства.

Венера на полотне Боттичелли – практически точное отражение описания богини у греков или римлян. В античных легендах рассказывалось, что богиня появилась на свет из пены морской. Она отличалась женственностью и нежной красотой, была необыкновенно привлекательна. Древние мифы рассказывают, что у Венеры (греки называли её Афродитой) были длинные золотистые волосы. Это же мы видим и на полотне великого художника.

Биография Боттичелли

Сандро Боттичелли появился на свет 1 марта 1445 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. У своих родителей он был младшим из четырех сыновей.

У биографов Сандро до сих пор нет единого мнения о происхождении его фамилии. Согласно одной версии, он получил прозвище «Боттичелли» (бочонок) от старшего брата Джованни, который был толстяком. По другой, оно связано с торговой деятельностью 2-х старших братьев.

Сандро стал художником не сразу. В юности он пару лет обучался ювелирному делу у мастера Антонио. К слову, некоторые специалисты предполагают, что свою фамилию парень получил именно от него.

В начале 1460-х годов Боттичелли начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи. На протяжении 5 лет он учился писать картины, внимательно наблюдая за техникой учителя, который сочетал трехмерность передачи объемов на плоскость.

После этого наставником Сандро был Андреа Верроккьо. Интересен факт, что подмастерьем Верроккьо был еще никому неизвестный Леонардо да Винчи. Спустя 2 года Боттичелли начал самостоятельно создавать свои шедевры.

«Весна» Сандро Боттичелли: стилизованная съемка

Сохранить Сохранено Сохранить Сохранено Сохранить Сохранено

Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Картина настолько наполнена разнообразием цвета, фактур и интересных деталей, что вдохновение погрузило нас с головой в новый проект

Для нас было важно не сделать реконструкцию, а отразить именно характер и глубину картины и ее героини Флоры через пространство и образ – загадочное утро невесты в цветущем саду и ее ослепительное преображение во время церемонии. На картине изображено более 500 различных видов растений и цветов, мы попробовали воплотить это многообразие в пространстве загадочного Колизея

Обилие зелени, насыщенные винные оттенки, торжественность гортензий и легкое изящество ранункулусов и садовых роз. Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за совершенной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа.

Стилистика съёмки

В декоре мы опирались на наследие Ренессанса и его стилистические приемы

Несмотря на масштабность съемки, особенное внимание мы уделили деталям

Торжественность композиционной симметрии, классическая сервировка, хрусталь и золотые канделябры, многократно отраженные в зеркалах, уравновешены удивительным небесно-голубым бархатом и изысканной ручной вышивкой.

Образ нашей невесты — богини Флоры — отражает хрупкость и изящество, скрывающие невероятную внутреннюю силу. Мы нашли платье, которое подчеркнуло хрупкость, и в то же время не заковывало в рулон плотной ткани. Идеальным вариантом послужило платье нежного бежевого оттенка, с тончайшим кружевом по верху.

День съёмок

Наша девушка в глубокой задумчивости и неге собирается на свой праздник. Свободные рукава платья обрамляют тонкие плечи девушки. Длинный подол мягко стелится под ногами, заигрывая с темным каменным полом. Завтрак из свежих фруктов из сада — инжир и виноград. Холодный взгляд камня и нежные ткани. Все это мы проживали вместе с нашей героиней, словно сошедшей с полотен Боттичелли.

Ход творческого процесса

Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна — пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста; она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Одна из них — белокурая, а две другие — рыжие. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.

«Это диалектика любви, воплощенная в движении»

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».

«Искушение Христа»

Искушение Христа Сандро Боттичелли

На фресковом полотне автора «Искушение Христа» от 1482 года можно увидеть лики разных людей. Находится творение в Ватиканской Сикстинской капелле. День 27 октября года 1480 был ознаменован собранием художников Флоренции Гирландайо, Росселли, направляющихся в Рим по приглашению для проектного участие.

Примирительная цель стала основой творчества. Правитель Флоренции и папа Сикст 4 должны были встретиться. В весеннее время 1481 года начались работ в Сикстинской капелле. Участие принимал Перуджино.

Тематика росписи заключалась в выборе исторической параллели между событиями жизни Моисея, Иисуса Христа. Присутствует символика преемственности Ветхого, Нового завета. Прочтение закона Моисея, послания Иисуса становится целью проекта. Происходит выбор Святого Петра, явившегося Римским епископом. Для воцарения законности наследования Святым Петром, его последователей был внедрен данный закон. Римские папы будут на официальных основаниях участвовать в проекте.

Помощники находились в проекте. В день 17 февраля состоялся пересмотр договора для возобновления деятельности лиц. Продолжалась роспись капеллы. Через три дня умер отец Боттичелли, что заставило художника вернуться во Флоренцию. Запечатление трех эпизодичных моментов Евангелия на фресках стали знаменательным событием тех лет. Изображение «Призвание Моисея» относится к работам мастера, означающим связь с текстами Ветхого завета. Написана подпись со словами: “Искушение Христа с законами Евангелия”, изображенное в 3 сценических вариантах сверху фрески. С левой стороны находится дьявол под личиной отшельника, просящий Иисуса сделать хлеб из камней для утоления голода.

Центральная часть полотна разместила дьявола, просящего Иисуса прыгнуть с верхней точки Иерусалимского храма, отражает Святой Дух, как воплощение Божественных обещаний. Дается ангельская защита, справа на горной вершине находится дьявол с обещаниями земных богатств и властных полномочий над всем мировым пространством Иисусу. Люди должны делать свой выбор самостоятельно, поклоняясь Богу либо дьяволу. Иисус не выбирает дьявольские речи, всячески сторонится от него. На помощь приходят светлые ангелы для служения святым лицам.

Передний план включает в себя юношу, который был исцелен от проказы, идущего по верховному храму к жрецам для очищения. Руки парня ощущают жертвенную чашу, кропило. Две женщины несут разные составляющие в виде жертвенных птиц, вязанки кедровых дров для будущих ритуальных деяний. Главный жрец обозначает Моисея, несущего знания, изображающего Иисуса, проливающего собственную кровь, не жалеющего свою жизнь для целей человечества. Воскресенье помогло исцелению. Духовная подпитка находится в главном смысле полотна. Это создана для души человеческой.

На переднем плане находятся портретные изображения современных авторов, например, кардиналы Риарио, Ровере – папа Юлий 2.

О чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Весна» Сандро Боттичелли (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Все герои, изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Справа – бог теплого, весеннего ветра Зефир, настигающий нимфу Хлориду, и богиня цветов Флора. В каких они отношениях? Что их связывает? И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви?

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: