Чем известна живопись темперой: описание техники, примеры картин, история

Советы начинающим художникам

Хочется рисовать настоящие картины гуашью? Следует начать с приобретения нужных материалов. Для начинающих понадобятся бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания тонов, посуда для воды, простой карандаш. В минимальном наборе присутствует 12 основных красок, при их соединении получают самые разнообразные цвета и оттенки. Более опытные мастера имеют и иные инструменты, приспособления – например, мастихин – прибор для смешивания и удаления остатков гуаши, нанесения густой краски на холст.

В начале работы рекомендуется рисование гуашью самых легких изображений – гор, деревьев, пейзажей. Переходить к натюрмортам или портретам стоит только при наличии определенных навыков, после посещения уроков живописи, ИЗО. Эскизы следует тщательно прорисовывать карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.

Поверхности для основы рисунка

Гуашью можно создавать настоящие шедевры практически на любом полотне и материале, главное, чтобы он был плотным.

Бумага

Самые легкие рисунки новичкам рекомендуется делать на бумажной основе. Следует выбирать ватман формата А3 или бумагу формата А4, но с увеличенной плотностью. Ватман гладкий, краска ложится на него идеально, при этом основа не размокает. Если же бумага будет тонкой, от попадания гуаши она сразу начнет коробиться.

Неплохим вариантом для создания рисунка является картон. Он должен быть белым, однородным по текстуре. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допускается применение цветного или тонированного картона. Гофрокартон и гуашь, напротив, несовместимы – основа со временем деформируется.

Фанера

Работать гуашью по фанере – одно удовольствие. Этот материал никогда не размокнет, если имеет высокое качество и гладкое покрытие. На фанере не должно быть пятен, которые могут проступить даже из-под слоя краски.

Стекло

К сожалению, водная основа гуаши не позволяет сохранить рисунки на стекле на долгий срок. Но это может стать большим плюсом, ведь можно изображать каждый раз новые картинки – например, делать рисунки на Новый год на оконном стекле. Ребенку понравится осуществлять свои задумки, легко корректируя детали при помощи влажной салфетки. Хорошо ложится гуашь на стеклянные бутылки – не течет, быстро сохнет. Сверху готовое изделие можно покрыть лаком.

Ткань

Модные принты на футболках, юбках и брюках сейчас на пике популярности. Также по ткани рисуют мастерицы, делающие шторы, изделия для детей. Конечно, обычный рисунок гуашью на ткани длительно не продержится, разве что, при бережном обращении. Попадание воды, стирка смоют краску окончательно. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей либо покрывают готовый рисунок особым лаком для материи. Если же предполагается стирать такую вещь, лучше применять не гуашь, а специальные акриловые колеры.

Портрет Генриетты Гиршман (1907)

Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project / Wikimedia Commons

Сделать случайный жест модели основой портретной характеристики не было серовским открытием, этим приемом пользовался и его первый учитель Репин. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус; навсегда лезет в карман — то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея — Гиршман (1911). Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», потому что модели не вызывали у него положительных чувств, — но с Генриеттой Лео­польдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным.

Будуар с коллекционной мебелью карельской березы в качестве места действия художник выбрал сам. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему по­местить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом — устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса  В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». Принято считать, что одна из фигур — сам художник, возможно, присутствующий в качестве свидетеля на обручении персонажей. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые; сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр».. Но оно же умно­жает суету предметного ряда — дробную мелодию флаконов и безделушек, в орбите которых и поза героини выглядит лишь удачным поводом показать унизанную дорогими кольцами руку. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной мас­ляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напо­минает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Впрочем, эта свобода живописного почерка, как и свобода динамического разворота фигуры, обратным движе­нием проецируются на интерьер: выставленное как бы напоказ обнаруживает так много вольности в подаче, что демонстративные оттенки оказываются не столь очевидны. Образ сложен, и каждый может прочитать его по-своему. Модель, что существенно, осталась довольна.

Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи

Приёмы формирования высоких рельефов можно легко понять, посмотрев видеоролики, в которых запечатлены мастер–классы. Однако сам материал, от которого более, чем наполовину, зависят возможности мастера и успех процесса, чаще всего работающие в этой технике, готовят материалы сами. Смеси, предлагаемые производителями, дешёвыми назвать невозможно. Кроме того, иногда самодельные смеси позволяют добиваться особенных результатов.

Некоторые из мастеров (вопреки «традиции» держать в тайне собственные ноу-хау) делятся рецептурой смесей, которые можно изготовить самостоятельно. Качественное тесто для лепки облегчает освоение техники создания рельефных изображений.

Впрочем, чаще новички не намереваются посвятить лепке всю жизнь. Поэтому, если планы любительские, и нужен быстрый результат, или для процесса обучения приёмам, ниже приведены рецепты «самопальной» штукатурки.

Основой массы служат полимерные связующие и волокнистый наполнитель.

Масса должна:

  • иметь долгий период жизни;
  • не быть слишком клейкой (не тянуться за инструментом);
  • быть пластичной;
  • держать пространственную форму;
  • не быть склонной к усадке.

Составы, изготовленные в заводских цехах, не всегда удовлетворяют этим требованиям в полной мере. Начинать можно даже с работы универсальной акриловой шпаклёвкой ВГТ. Материал держит рельеф высотой до 2 см. Штукатурка способна держать рельефные формы, возвышающиеся над основанием до 3см.

Из готовых продуктов популярны:

  • Marmur Stucco;
  • VGT Барельеф;
  • Clavel Riviera;
  • авторская смесь мастера Евгении Ермиловой.

История живописи темперой

Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера применяли ее при росписи саркофагов. Многие живописцы стремились узнать технику приготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, приобретать популярность.

Успение БогородицыФеофан Грек

Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии, Древней Греции. Здесь техника темпера использовалась преимущественно во фресковой живописи.

БогоматерьФеофан Грек

В древнем Риме темперу впервые применили в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные раскрашенные статуи, стены древнего Колизея, испещренные картинами гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве называют портрет императора Септимуса Северуса с семьей на деревянной панели.

Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которого стёрто

Большой след оставила темпера и в искусстве Византии, придя на смену энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли и русские иконописцы. В XV веке темпера стала очень популярна в России. Применялась она, главным образом, в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).

Одигитрия СмоленскаяДионисий

Среди известных иконописцев, работающих в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность красок, простота приготовления и отличное качество. Они очень ценили то, что краски, с течением времени, оставались яркими и не тускнели.

Святая ТроицаАндрей Рублёв

С этого времени темпера прочно заняла лидирующее место в Росси вплоть до XVII века. И только в XX веке, благодаря появлению современных качественных материалов популярность техники опять существенно возросла.

для начинающих и опытных художников

Рисование красками – очень интересное и развивающее занятие. Изображение пейзажей в разных техниках воспитывает в художнике чувство прекрасного, успокаивает и настраивает на позитивные эмоции.

Выбор ландшафта

Для живописи гуашью или акварелью подходят разнообразные ландшафты.

В этой статье вы узнаете, как нарисовать пейзаж красками поэтапно для начинающих. Горы – один из самых впечатляющих сюжетов для рисунка. Изображая их, можно показать контраст между высокими склонами и равнинами, небом и землёй. Горы могут быть как острыми, так и плавными, похожими на горный хребет. Погода – тоже важный момент в рисунке. Зимние горы – одно из лучших решений. В таком пейзаже можно «играться» со светом и тенью, с рефлексами и разными оттенками на белоснежном снегу

Охристые, желтоватые, бордовые, ультрамариновые, бирюзовые оттенки – все это может быть в цвете снега, важно лишь правильно выбрать цветовую гамму

Летний пейзаж с изображением гор – тоже хороший выбор для начинающих художников. Буйство зелени, тёплые оттенки в траве, или холодные – в ветвях сосен – эти детали очень живописны — не надо автору прорисовывать их. Чем свободнее и смелее будет держать кисть рука художника, тем непринуждённее и легче будет восприниматься картина

Важно помнить, что пейзаж – это не только природа, но и атмосфера, которую мы создаём, вкладывая свои эмоции, настроение

Как начать пейзаж?

Начинайте любой рисунок с компоновки в листе. Пусть земля будет меньше неба, или наоборот. Не делайте эти части одинаковыми.

Если это горы – продумайте, какая вершина будет выше, а какая – ниже других. Не стоит рисовать одинаковые горы, даже если в реальности это так. Композиционно лучше сделать их разными, это внесёт динамику в рисунок.

Обратите внимание на предметы, которые находятся на переднем плане. Это то, что ближе всего к художнику

Передний план всегда прорисовывается детальнее и старательнее, чем задний.

Пейзаж гуашью

Существует много техник для такого занятия, как нарисовать пейзаж красками. Поэтапно для начинающих гуашью работать гораздо проще, чем другими материалами. Гуашь легка в использовании: смешивается с водой, легко отстирывается, не имеет специфического запаха. Для того чтобы работать гуашью, подойдут любые кисти, но лучше остановить свой выбор на синтетике или пони. Эту технику рекомендуют новичкам потому, что, сделав ошибку, можно легко перекрыть её следующим слоем краски. Более того: следующий слой, нанесённый на высохший пигмент, не смешается с предыдущим. В отличие от масляных и акриловых красок, гуашью можно рисовать более свободно и не бояться сделать ошибку.

Части рисунка можно рисовать как по отдельности, так и все сразу. Вы можете сначала перекрыть краской небо и землю, а потом написать облака, деревья и передний план.

Совет: чтобы работать быстрее, наносите оттенки на предметы сразу, а не оставляйте «на потом». Гораздо проще это сделать в один этап, чем ждать, пока картина подсохнет.

Акварельный пейзаж

Эта техника может подойти вам, если вы задались вопросом о том, как нарисовать пейзаж красками поэтапно для начинающих. Акварель в живописи может быть очень лёгкой и свежей, если знать несколько правил.

  • Акварельная техника – это искусство работать со слоями. Краска полупрозрачная, поэтому каждый новый слой будет смешиваться с прошлым.
  • Минимум ошибок – девиз каждого, кто берет в руки акварель.
  • Плотная бумага – залог успешного результата. Специальная шероховатая поверхность хорошо впитывает акварельную краску и создаёт хороший эффект.
  • Яркие цвета оставьте для ближних предметов. Остальное должно быть бледным, смешанным с водой. Акварелью нужно писать жидко, в отличие от гуаши, масла или акрила.
  • Лучше всего для работы подходят кисти из натурального ворса белки или пони.

В таком задании, как нарисовать пейзаж красками поэтапно, для начинающих возникает очень много трудностей. Как получить тот или иной оттенок, как лучше выделить какой-то предмет композиции или как расположить всё на листе – эти вопросы задаёт каждый, и ответы на них приходят с опытом. Лучший совет для всех, кто интересуется живописью – больше тренироваться, рисуя самые обыкновенные предметы. Чем скорее вы начнёте понимать, что реалистичность достигается именно путём выделения каких-то элементов и создания контраста, тем скорее начнёт получаться. Пейзаж – замечательная тренировка для художника любого уровня, ведь этот вид живописи одновременно даёт свободу фантазии и не позволяет уйти от темы рисунка.

Техники работы с гуашью

В этом разделе я расскажу о некоторых техниках, которые я использую при работе с гуашью. Эти методы помогут вам научиться рисовать гуашью, познать эту краску с разных сторон и эффективнее работать с эскизами. Я рекомендую вам освоить каждую из этих техник до того, как вы начнете работу над эскизами.

Названия этих техник могут отличаться от тех, которые используются в других источниках информации. Кроме того, в различных книгах вы можете встретить другие приемы рисования. Если это так, не игнорируйте эти методы — попробуйте их. Я всегда говорю, что чем больше у вас навыков и знаний, тем лучше.

Первая техника — лессировка, или наслоение (см. рисунок 17). Эта базовая техника наиболее часто используется в рисовании гуашью. В ней есть только одно правило: перед тем как нанести следующий слой, дайте предыдущему слою высохнуть

Для применения этой техники важно использовать правильную консистенцию гуаши. Поэтому дважды убедитесь, что ваша гуашевая краска не водянистая и не размоет предыдущий слой

Рисунок 17

Далее следует прямое смешивание (см. рисунок 18). Это часто используемая техника в гуашевой живописи. Лично я нахожу ее наиболее способствующей творчеству. Итак, как это работает? Нанесите два или более цвета на бумагу и смешайте их кистью. Один за другим возьмите разные цвета с палитры, используя влажную кисть, чтобы сделать слой красивым и ровным. Этот метод идеально подходит для фона, а также для некоторых отдельных элементов.

Рисунок 18

Техника градиента (см. рисунок 19) является разновидностью техники прямого смешивания. Название говорит само за себя: она идеально подходит для рисования градиента. Итак, нанесите с одной стороны листа бумаги один цвет, а затем добавьте другой цвет с другой стороны, оставляя между ними свободную область. Понемногу добавляйте один цвет к другому, смешивая их до тех пор, пока они не сойдутся в центре. Таким образом, вы получите красивый и плавный градиент.

Рисунок 19

Следующая техника — смягчение (см. рисунок 20). Смягчение представляет собой размывание слоя гуаши влажной кистью. Вы можете применять эту технику в двух случаях. Во-первых, для размытия края, а во-вторых, для размытия перехода между двумя цветами. В обоих случаях нужно быть осторожным, чтобы размыть границы краски аккуратно. Убедитесь, что ваша кисть не слишком мокрая, и не делайте кистью лишних движений.

Рисунок 20

Техника сухой кисти (см. рисунок 21) — потрясающая художественная техника, которая придает картине красивую текстуру. Для этого метода необходимо смочить кисть водой, затем удалить большую часть влаги, вытерев кисть бумажным полотенцем. Затем возьмите на кисть немного гуашевой краски. Вместо краски обычной консистенции используйте густую краску прямо из тюбика. Или, если это смесь цветов, используйте минимальное количество воды, чтобы добиться эффекта сухой кисти. Чтобы лучше понять, как работает эта техника, я рекомендую вам попрактиковаться и нарисовать несколько видов линий, а также набросать некоторые простые объекты.

Рисунок 21

Придание формы сухой кистью (см. рисунок 22) — это разновидность техники сухой кисти. Она отлично подходит для рисования фона и некоторых основных слоев. Однако существует секрет применения этой техники.

Рисунок 22

Было бы трудно закрасить весь объект (особенно если он большой), используя технику сухой кисти. Поэтому вместо этого сначала заполните форму краской более жидкой консистенции, а затем добавьте края с помощью техники сухой кисти. Для этой техники лучше всего подходят овальные и плоские кисти.

Техника смешивания (см. рисунок 23), в отличие от акварели, не часто используется в гуашевой живописи. Однако она используется в некоторых работах. Нанесите слой краски, а затем добавьте другой цвет на еще влажный слой. Работайте быстро, так как гуашь высыхает за очень короткий срок.

Рисунок 23

Разбрызгивание (см. рисунок 24) также используется и в акварельной живописи и привносит в работу некоторую свежесть, свободу и легкость. Эта техника идеально подходит для добавления звезд на темном небе белой гуашью. Разбрызганные капли могут быть большими или маленькими — это зависит от размера используемой кисти. Брызги обычно добавляются на сухой слой, поэтому сначала дайте высохнуть предыдущему слою, а затем используйте бумагу или бумажное полотенце, чтобы прикрыть область, где вы не хотите добавлять брызги. Возьмите немного краски на кисть и нанесите ее на открытую область.

Рисунок 24

И это все, что вам нужно для начала работы с гуашью! Просто не забывайте продолжать практиковаться и получать от этого удовольствие.

Советы начинающим

Перед началом работы важно узнать об основных чертах гуаши. Рисование заключается не только в простом макании кисти в краску, это сложный процесс, в котором нужно разобраться

Кисти. Ассортимент в магазинах для художников огромный, есть из чего выбрать. Щетина, синтетика или натуральная. Для гуаши хорошо использовать натуральные кисти. Они мягкие, но могут линять. Кроме того, они дешевле других видов. Синтетические также подойдут для этого вида красок. Щетинные – универсальные. Плоскую щетину используют для рисования в технике «сухая кисть»
Обратите внимание, что при работе, на кисти нельзя сильно давить иначе они распушатся и потеряют форму. При рисовании вода нужна только для смывки цвета
Постоянно макать в стакан с водой не требуется. Смывать нужно тщательно, если останется предыдущий цвет, то оттенок может измениться

Важно: не оставляйте кисти в воде. Выберите несколько кистей разных форм и размеров;
Бумага

Гуашью можно рисовать на любых поверхностях. Бумага выбирается плотная, так как краска тяжелая. Плотность бумаги для пастели подходящая. Подойдет ватман, который можно разрезать на части;
Гуашь перекрывает все, поэтому полагаться на карандашный набросок не получится. Раскрашивание начинается с темных элементов к светлым. Если был лишний мазок, то можно перекрыть другим цветом неудачное место. Не злоупотребляйте этим иначе работа получится грязной. Краска ложится по-разному: зависит от фактуры бумаги, влажности кисти. Поэтому сначала стоит попробовать на отдельном листе как будет выглядеть каждое движение. Обратите внимание: при высыхании краска темнеет;
Из-за густоты гуаши понадобится палитра, так как смешивать на бумаге не выйдет. В качестве палитры можно взять дощечку, плотный лист, картон или другой похожий предмет. Будет удобнее, если купить палитру в магазине. Если мыть после каждого сеанса рисования, то она прослужит долго;
В зависимости от уровня владения инструментами (не рисовал, рисовал, но мало и т.д.) может пригодиться мастихин. Этот инструмент в форме лопатки нужен для смешивания красок, их нанесения или очищения палитры. Он применяется в рисовании маслом, гуашью из-за их густоты.

Какую гуашь выбрать

Как и все красящие материалы, гуашь бывает разная:

  • Для детского творчества. Состав не дает ей сыпаться и трескаться, скорость высыхания выше;
  • Акриловая. Можно делать роспись на любых поверхностях. Не смывается водой;
  • Плакатная. Плотнее и ярче других видов;
  • Художественная. Для работы с этой краской берут тонированную или акварельную бумагу, немелованный картон.

Что такое гуашь

Специалисты рекомендуют начинать обучение живописи с использования простых материалов, к которым относиться и гуашь. Ее легко наносить на любую поверхность, включая керамику и ткань. Для работы нужны только кисть и вода, больше никаких вспомогательных средств.

1 / 3

Гуашь — водорастворимая краска. В ее состав входят красящие, тонко растертые пигменты, белила и клеевые связующие. Она принадлежит к непрозрачным краскам. Ей свойственен более сильный цвет, чем для акварели.

1 / 3

Основой для создания гуаши стала акварель, в которую ввели титановую белую краску, что привело к увеличению плотности. У рисования этой краской есть специфика – ее пигмент быстро высыхает, приобретая более светлый оттенок.

1 / 3

Свойства гуаши позволяют устранять допущенные недочеты. Для этого нужно подождать высыхания предыдущего слоя и нанести следующий, исправив погрешности.

1 / 5

Мнение современных художников о гуаши разнятся: некоторые считают, что это детская краска. Но на самом деле она представляет собой самостоятельную технику наравне с акварелью. С ее помощью создают красивые натюрморты, портреты, пейзажи.

Последние статьи

  •   Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33
  •   Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11
  •   Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43
  •   Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53
  •   Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56
  •   Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14
  •   Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21
  •   Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22
  •   8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49
  •   Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10

Все статьи

Сочетания с акварелью

Акварель сочетают с карандашом, тушью и даже смешивают с алкоголем, чтобы создавать необычные эффекты и текстуры.

Кто использует

Сочетание акварели с чёрной китайской тушью традиционно используется в книжной иллюстрации.

Крис Ридделл (Chris Riddell) — известный британский книжный иллюстратор. Большинство своих работ он создаёт с помощью туши, акварели или их сочетания.


Иллюстрация для книги Нила Геймана «Коралина». Источник

Испанский иллюстратор Макс Иерро (Max Hierro) рисует цветными карандашами и акварелью. Если ему нужно создать текстуру или эффект, который нетипичен для акварели, он разбавляет краски спиртом.

А была ли мама?

Его отец – знаменитый композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820–1871) в 1863 году женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман. «Родная мать Валентина Александровича всегда была чрезмерно чем-либо увлечена: сочинительством очередной оперы, любовью к Немчинову, музыкальными проповедями в деревне. Так же чрезмерно она увлекалась воспитанием сына, превратив его жизнь в сплошной экзамен».

Мать ко всему была еще нигилисткой и поклонницей идей о полном равенстве мужчин и женщин. Она отрицала элементарный этикет: например, всегда презрительно усмехалась, когда Илья Ефимович Репин уступал ей место.

Несмотря на все ее усилия, а возможно, благодаря им, «мальчик развивался очень медленно. К двум годам он еще не говорил, да и позже у него случались периоды какого-то отупения, когда он не произносил ни слова, не мог понять простых вещей». Последнее обстоятельство свидетельствует о нарушении психического развития, конкретнее – о специфическом расстройстве развития речи. Ребенок долго не мог произнести ничего, кроме звуков «му» и «бу», и мать с ним изрядно помучилась. Но и позже, когда мальчик наконец-то заговорил, на него периодически нападали моменты заторможенности, «какая-то вялость, умственная неповоротливость мешала ему осиливать самые обыкновенные затруднения. Миновав такие периоды, он снова входил в норму и проявлял остроумие, понятливость, а главное – феноменальную наблюдательность».

В шестилетнем возрасте Валентин Серов потерял отца, а его мать-пианистка решила не прерывать своего музыкального образования. Она оставила сына на попечение своей приятельницы Н. Н. Друцкой-Соколинской и уехала за границу. Но нет худа без добра. Друцкая-Соколинская организовала в своем имении коммуну для совместной обработки земли, и именно там у «коммунара» Серова впервые проявился талант к рисованию. Через два года, убедившись, что пристрастие Валентина к живописи серьезно и мальчик делает определенные успехи, мать отвезла его в Париж. Там в то время жил Репин, и Валентина Александровна договорилась с художником о регулярных занятиях с сыном. Общение с великим художником и самостоятельное рисование оказались единственными развлечениями мальчика, так как мать сочла свой родительский долг полностью выполненным. К этому времени у Серова окончательно сформировался замкнутый и угрюмый характер, который на протяжении всей жизни отмечали его друзья и знакомые.

Подросток ничего не брал в руки, кроме карандашей и палитры, категорически отказывался от изучения общеобразовательных предметов. Весной 1879 года он был отчислен из гимназии за неуспеваемость. Но уже на следующий год он сдал вступительные экзамены в Императорскую академию художеств, чем осчастливил свою мать. Заметим, что Валентину в то время было меньше положенных для поступления 16 лет.

Болезненное призвание

Обучение Серова в академии проходило не менее конфликтно, чем в гимназии. Случившееся весной 1886 года официальное отчисление из-за пропуска занятий без уважительных причин юноша воспринял спокойно: внутренне он давно был готов к этому. Отсутствие прилежания в посещении уроков ни в коей степени не свидетельствовало об отсутствии у него трудолюбия. Более того, постепенно он проникся сознанием, что работа живописца – это «мучительный процесс». В письме к Ольге Трубниковой художник признался: «…каждый портрет для меня целая болезнь». И продолжал ежедневно рисовать, рисовать, рисовать… После картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) Валентин Серов стал знаменитостью.

Акрил

Золотая середина художественных материалов, о которой мало кто знает. Акрил часто путают с акварелью из-за названия, и с гуашью из-за внешнего вида, но они совсем не похожи.

Совершенно не такие, как масло, они засыхают в самые короткие сроки, иногда даже быстрее акварели. Но при этом имеют немного маслянистую консистенцию.

После высыхания слоя, сверху на него можно наложить следующий, а при ошибке сразу же стереть тканью. Только что наложенные краски сотрутся, а предыдущий слой останется не тронутым. Это очень помогает при обучении акрилу и знакомству с краской.

Акрил ложится совершенно на любой материал, он не привередлив в применении, ему подходит бумага, картон, холст, дерево, пластик, стекло и даже метал. Также акрилом можно создавать объем и придавать картине жизнь, делая ее более реалистичной.

Если разбавить цвет водой на палитре и рисовать по «мокрому», то создается эффект акварели, а без разбавления и работе по «сухому» краска похожа на гуашь или масло. На высохший слой можно наклеивать бумажный скотч, после удаления он не оставит следов, а краска не повредится.

История живописи

Искусство гуашью сделало первоначальные шаги во времена средневековых книжных миниатюр. Живописцы Азии и Европы создавали необычайные иллюстрации, добавляя белила в акварель.

1 / 3

Возрождение характеризуется применением гуаши при создании фресок и эскизов картин. В XVI-XVII веках начинает развиваться портретное искусство. Это привело к тому, что ею писали портреты-миниатюры на различных материалах.

1 / 3

В XVIII-XIX веке, комбинируя гуашь с акварелью, авторы картин добиваются того, что их работы выглядят реалистично и выразительно. В середине XIX века начинают активно производить заводскую гуашь. Именно в это время гуашевые краски приобретают свои основные свойства: густоту, матовость и т.д.

1 / 3

В конце XIX — начале XX века великие живописцы активно работают с гуашью, применяя ее для создания полноценных произведений искусства. В России техника гуашью достигает высокого уровня развития. В этот период появляются картины гуашью известных художников, таких как Серов В.А., Головин А.Я., Бенуа А. Я. и другие.

Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши

Темпера считается довольно сложным материалом по сравнению с другими видами красок. При работе необходимо учитывать существующие отличия:

  • С течением времени темперные краски не усыхают, а сохраняют объем. У масляных процесс деформации красочного слоя продолжается довольно длительное время.
  • В связи с высокими растворяющими способностями с темперой нельзя работать «по-мокрому». Чтобы не произошло смешивания слоев, нужно дождаться высыхания нижнего слоя краски.
  • Темперные краски (при работе в пастозной технике) ложатся плотным слоем, полностью скрывая нижний фон.
  • Краски на белковой основе обладают хорошей эластичностью. Они не смываются, не покрываются трещинами с течением времени.
  • Темперная техника обеспечивает высокую четкость линий и плавный переход от более ярких тонов к менее насыщенным.

Чем отличается от акварели

На палитре и по внешнему виду гуашь похожа на акварель. Однако, ее поведение в процессе работы больше напоминает масло или акрил. Акварельные работы прозрачные, на них наблюдается переход от светлого тона к темному. В названии этой краски есть слово «аква», то есть вода. Основные свойства — мягкость, текучесть. Картины акварелью получаются нежными и воздушными.

1 / 3

В составе гуаши тоже есть вода, но эта краска обладает совершенно другими свойствами. Работы гуашью создаются путем накладывания на холст непрозрачных мазков. Плотность позволяет накладывать более светлые тона на темные мазки. Используя эту краску, легко исправить погрешности на картине, довольно просто нанести новый мазок поверх старого.

1 / 3

Таким образом, гуашь от акварели отличается плотностью нанесения. Если акварель водянистая и легкая, то гуашь насыщенная и плотная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: