Рим нашему дому

Подлинность полотна была доказана

Искусствоведам пришлось потрудиться, дабы доказать подлинность полотна. Специалисты провели сравнительный анализ «Игры в кости» с другими работами Семирадского. В итоге подтвердили, что манера письма абсолютно идентична.

Визуально и при исследовании в микроскоп удалось рассмотреть карандашный рисунок и характерный для Семирадского уточняющий рисунок тонкой кистью поверх красочного слоя. Кроме того, на картине «Игра в кости» было обнаружено большое разнообразие живописных приёмов, характерное для лучших работ художника: торцевание, работа мастихином, процарапывание по сырому черенком кисти.

Надо отметить, что картина «Игра в кости» была написана в конце творческого пути, через три года художник уйдёт из жизни. Однако даже создав сотни больших и малых холстов, Семирадский ищет наилучшее решение и старается не прибегать к буквальным самоповторениям.

Продолжение статьи «Несколько дней в Петербурге2

До закрытия музея было больше трех часов, я посчитал что этого достаточно, и пошел по залам. Последний раз я был в Русском музее в 95 году. Многое забылось. Иконную живопись я пропустил и сразу пошел в любимый 19 век. Посмотрел Перова, Ярошенко. Посидел у грандиозной картины Бруни «Медный змей», конечно, она ни в какое сравнение не идет с «Явлением Христа народу».  Долго сидел у Айвазовского, его, кажется, считают самым дорогим русским художником.  Когда смотришь на его картины, то понятно, что такое «условно» – это то, как все остальные изображают воду, мол, «Вы же понимаете, что это вода». У Айвазовского вода — это не условно, это именно вода. Картины «Девятый вал» и «Волна», висят рядом особенно хороша «Волна» — хочется сунуть руку в эту воду и почувствовать ее прохладу. Надо, наверное,  думать о том, что «художник изображает грандиозное явление природы и слабость человека перед этой природой» и что-то в этом духе, но я просто любовался картиной и гениальным изображением воды. Я не привожу фотографии этой картины, во-первых, она хорошо известна, а во-вторых, это, как раз, тот случай когда никакая иллюстрация не передаст впечатления, которое производит сама картина.

Недавно я узнал о современном течении в искусстве — Гиперреализм, где художники добиваются фотографической точности изображения. Одна из картин, на которой красные волны , мне кажется может соперничать с Айвазовским.   http://fit4brain.com/7915?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Как завороженный стоял пред картиной Генриха Семирадского «Фрина на празднике  Посейдона», просто не мог оторвать глаз от ее тела, пробегал глазами всю картину и возвращался снова к ее фигуре. Прошел несколько залов, вернулся в этот зал и долго  сидел перед  картиной.

В Третьяковке тоже есть  Семирадский, там висит его картина «Танец с мечами», она не такая большая, но тоже производит сильное впечатление и остается в памяти.

Я не был на выставке Серова в Москве, испугался очереди. В Русском музее много его работ, и я внимательно рассматривал их, он великий художник и то, что на выставке был такой ажиотаж, подтверждает это, и вызывает уважение к народу.

Античная идиллия

«Игра в кости» представляет собой тип так называемых «античных идиллий» Семирадского, таких как «Рим. Деревня» и «Талисман» (Нижегородский художественный музей), «Отдых» (1896) и «У источника» (1898) (Львовская картинная галерея),  «Опасный урок» (Переяславский историко-художественный музей), «Сбор урожая») (частное собрание, Москва) и др.

В этих идиллиях большую роль играет залитый солнцем пейзаж с панорамным видом на горы и голубую воду, что создает атмосферу вечного праздника жизни древних римлян в окружении прекрасной природы.

И «Игра в кости», написанная в последние годы жизни, демонстрирует уверенное мастерство художника, его талант пейзажиста, мастерство в изображении мраморной скульптуры, сложность светотеневой разработки, разнообразие фактурных приёмов.

Долгие годы существовал негласный запрет на приобретение работ Семирадского, идущий якобы от основателя галереи Павла Третьякова. Сегодня уже сложно сказать, так ли это было на самом деле. Главное, что теперь картина мастера есть в коллекции музея и мы можем насладиться его созерцанием.

«Игра в кости»

На картине, написанной в 1889 году, изображена жанровая сценка из жизни в античную эпоху. Четыре прекрасные молодые женщины уединились в тени деревьев для приятного времяпровождения – игры в кости. Детали картины создают атмосферу отдыха и безмятежности — греческие кувшины, наполненные вином, и кусты, усыпанные цветами. В центре композиции — лежащие и сидящие девушки, на уходящую ввысь колонну опирается ещё одна красавица.

Польский юрист и дипломат Альфред Высоцкий, посетивший в 1889 мастерскую Семирадского в Риме, вспоминал, что художник долго размышлял над названием картины, пока не предложил: «Может быть назвать её «Игра в кости»? Под таким названием полотно и осталось в истории живописи.

Впервые эта работа экспонировалась на международной выставке в Берлине в 1900 году. Она воспроизведена в каталоге выставки. Далее следы её потерялись. Не было картины и на посмертной выставке Семирадского в 1903 году в Варшаве. Вероятно, она была продана ещё в Берлине частному лицу. Ну а после долгих лет забвения полотно попало в Третьяковскую галерею из московского частного владения. После проведения тщательной экспертизы картина была приобретена в галерею в июле 2002 года. Её отреставрировали, изготовили новую раму по старым образцам и выставили в постоянной экспозиции зала академической живописи музея.

Жизнь знаменитого поляка

Генрих Ипполитович Семирадский (Хенрык – его первое имя) родился в Польше в семье полкового врача. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика Карла Брюллова Дмитрия Безперчия, которого всегда считал единственным своим учителем. Поэтому его справедливо называют и польским и русским художником.

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за «рассуждение» на тему «Об инстинктах насекомых». Но после сразу уехал в Петербург, где определился вольноприходящим в Академию художеств. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать студентом академии.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» с правом на шестилетнее пребывание за границей.

Генрих отправляется в Мюнхен, который считался вторым после Парижа художественным центром Европы. Здесь он написал первое крупное произведение — «Римскую оргию блестящих времён цезаризма». Картина имела успех, её приобрела Императорская Академия художеств. Благодаря полученным за работу деньгам, художник смог переехать в Италию, где остался на долгие годы. Россию он посещает лишь изредка. Однако академия заочно присваивает ему звания и даёт большие официальные заказы. Фортуна улыбается молодому мастеру — на всемирных выставках работы Семирадского представляют русскую школу живописи…

До конца своих дней Семирадский активно трудился. Он много пишет для родной Польши, в частности, для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии. Семирадский был отзывчив на нужды других. Много помогал молодым польским художникам, подыскивал в Италии мастерские для пенсионеров Академии художеств.

Умер Генрих Семирадский в 1902 г. Похоронили его в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые поляки.

Игра в костиГенрих СемирадскийОпасный урокПарнасСиеста патрицияПо дороге на праздник урожаяУ источникаФрина на празднике ПосейдонаЮный рыболов

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Иван Сусанин. Жизнь за царя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: