9. Гамаюн, птица вещая (1897)
Художник обратился к древним славянским легендам, ведь Гамаюн — птица одного из могущественных языческих богов славян, Велеса. По легендам эта птица способна видеть грядущее и знает все тайны.
Картина написана очень изысканно, на ветке сидит Гамаюн, у птицы лицо очень красивой женщины. На нем можно увидеть печаль, ведь все знать очень тяжело и это знание отнимает душевные силы птицы.
Картина нарисована просто, но в то же время изысканно. Позади птицы золотисто-оранжевые цвета, символизирующие закатное небо, крылья Гамаюна черно-синие, а хвост золотой с красным. Видно, что перья приподнялись из-за поднявшегося ветра, видимо ночью будет буря и это тоже печалит всезнающую птицу.
Аленушка Васнецова – реальность или вымысел?
История картины «Аленушка» В.М. Васнецова долгая, не прямая. По воспоминаниям самого живописца, он очень любил данное произведение. Однако к его законченному образу художник подошел не сразу, несмотря на то, что облик девушки из народа уже присутствовал в его мыслях, витал в воображении, ища реальное воплощение. В ту пору, в 1881 году, он жил в деревне Ахтырка под Москвой. Места там изумительные, сказочные: густые непроходимые леса, озера, покрытые зеленой ряской, с кувшинками, изумрудные овраги, речки. Выходи за калитку с этюдником и делай наброски. Вот однажды во время такой прогулки В.М. Васнецов увидел на дороге нищих богомольцев. Они в монастырь шли. Среди них была простоволосая девочка. Одинокая, несчастная, поразившая живописца. Столько тоски и русской печали было в ее глазах, что невольно сказка вспомнилась «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рисунок, сделанный на ходу, запечатлел основные черты девчушки. Многочисленные этюды и наброски сохранили изображения сестрицы, отправившейся на поиск братца, наиболее яркие среди которых «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке», «Осока». Потом художник много ходил по деревням, писал сельских девочек, думал, но все чего-то не хватало. И тут он понял: не достает природы – темного леса, тягучей воды, острой осоки, чуть хмурого осеннего неба.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас. Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины. Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.
5
3. Иван-царевич на Сером Волке (1889)
Это полотно, пожалуй, самое сказочное из всех картин Васнецова. В его основе лежит увлекательная русская сказка. Серый Волк убегает от преследования, а на нем сидит молодой Царевич с Еленой прекрасной. Волк стремительно несется через чащу леса, возникает ощущение, что он летит над землей. Похищенная девушка крепко держится за Царевича, полностью доверившись ему. Иван-царевич уверен в себе и своем сером друге.
Если обратить внимание на волчьи глаза, то можно увидеть что это не глаза животного. Они больше похожи на человеческие
И это символ того, что царевич помог не дикому зверю, а разумному животному и теперь он в благодарность спасает наших героев.
Одежда героев выполнена в сказочных тонах, красивый золотой кафтан Ивана и прекрасное голубое платье Елены символизируют чудо и магию. В древних мифах славян именно эти цвета являлись символами магии и чудес. Все полотно так и пронизано сказкой, и зритель сразу ощущает всю ее сказочную красоту.
Начало пути
Уже с ранних лет биография Васнецова показывает его как человека, готового идти наперекор обстоятельствам для достижения своей цели. Живописец родился в 1848 году в семье священника, и предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца. Мальчик учился сначала в духовном училище, а позднее в духовной семинарии. Однако с детства он увлекался живописью и даже брал частные уроки рисования в училище. Учеба в семинарии, чтение книг по иконописи и храмовому убранству разбудили в нем интерес к древнерусскому искусству. Вскоре Васнецов понял, что хочет посвятить живописи всю свою жизнь, и, не доучившись в семинарии один год, отправился в Петербург, где начал готовиться к поступлению в Российскую академию художеств. К счастью, отец не стал противиться желанию сына, и Васнецов получил его благословение на выбор творческого пути.