Значение
Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.
Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.
Реализм в жанрах живописи
Термин жанр образовался от французского слова genre и переводится как «вид» или «род». В изобразительных видах искусства так принято называть исторически сформировавшееся разделение произведений по содержанию и изображенным объектам. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, жанровая живопись,
Реализм в портрете
Портретов, созданных в стиле реализма, по-настоящему интересных и талантливых, очень много.
Известным живописцем советской эпохи был Александр Герасимов, создавший портреты Сталина, Молотова, Клима Ворошилова и даже легкой изящной балерины О. Лепешинской.
Реализм в натюрморте
Термин натюрморт переводится как мертвая натура (природа). Это как правило, срезанные цветы, фрукты, еда, посуда.
Яблоки и листьяИлья Ефимович Репин
О картине И. Репина Яблоки и листья, написанной в 1879 году, сохранилась история о том, что Репин выложил собранные на земле яблоки и листья для своего ученика В. Серова. Но полученная на столе картинка так впечатлила художника, что он тоже взялся за кисть.
Реализм в пейзаже
Пейзаж – это жанр в искусстве, посвященный изображению природы. В русской пейзажной живописи доминирует сельская тематика.
В 1871 году была организована первая в России передвижная выставка, благодаря которой широкая общественность узнала о творчестве художников реалистов, получивших название передвижников.
Жанровая живопись
Это одна из важнейших жанровых форм, так как отображает жизнь людей независимо от сословия, во всех ее проявлениях. Ее правильнее было бы назвать повествовательной, или сюжетной живописью, так как картины повествуют о событиях, явлениях. Реализм пробудил интерес у художников к жизни простого народа.
Историзм и правдивость
Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В прошлом они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.
Критическое изображение действительности отразилось в правдивом описании жизненных условий, особенно их отрицательных проявлений и недостатков существующего мироустройства. Однако авторы не рассматривают действительность как бы в разрезе реальности, а показывают свое видение ее. Достоверность и точность в описании деталей иногда превалируют настолько, что по ним можно изучать эпоху, во время которой происходит действие реалистичного произведения.
Реализму не чужды и оптимистические идеалы — мечты о светлом будущем своей страны, сочувствие к представителям простого народа, вера в появление положительного героя и разум человека, поэтому в современном литературоведении понятие «критический реализм», введенное Н. Г. Чернышевским, заменяют на «классический реализм».
Художники реалисты
Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, Андерс Цорн, Андрей Рябушкин, Анри Фантен-Латур, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Василий Верещагин, Василий Перов, Василий Поленов, Василий Суриков, Вильям Адольф Бугро, Владимир Маковский,Георгиос Яковидис, Григорий Мясоедов, Гюстав Курбе, Джеймс Тиссо, Джон Сингер Сарджент, Джон Эверетт Милле, Ефим Волков, Жан-Франсуа Милле, Иван Владимиров,Иван Крамской, Иван Шишкин, Илья Репин, Иоаннис Алтамурас, Иохан Хендрик Вейсенбрух, Исаак Левитан, Камиль Коро, Клавдий Лебедев, Констан Труайон,Константин Маковский, Константинос Воланакис, Михаил Лебедев, Николай Богданов-Бельский, Николай Ге, Николай Пимоненко, Николай Ярошенко, Николаос Гизис,Ньюэлл Конверс Уайет, Оноре Домье, Павел Федотов, Теодор Руссо, Томас Икинс,Уинслоу Хомер, Фёдор Васильев, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Юлиус Леблан Стюарт, Янис Царухис.
Во Франции это направление в искусстве связано, преимущественно, с именем Курбе.
Представители данного течения использовали четкие и ясные приёмы, при этом заменяя ими несколько «зыбкие и смутные» приемы направления романтизма. Весомое значение в дальнейшем развитии этого направления имела революция 1848 года, которая разогнала иллюзии представителей интеллигенции Франции.
Реализм в живописи России во второй половине ХІХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей. Это проявлялось в глубоком сочувствии к жизни и судьбе народа в совмещении с обличием существовавшего государственного устройства, детальном исследовании натуры.
Формирование группы передвижников, именно этим ознаменовалась последняя треть ХІХ столетия. В их числе были Шишкин, Перов, Репин, Крамской, Суриков, Саврасов и многие другие. Именно благодаря им реализм в живописи, который проявился в бытовом и историческом жанре, портрете и пейзаже, укрепил свои позиции.
Традиции данного течения в России особенно утвердились к началу ХХ века. Это можно наблюдать в работах Серова, Коровина, Иванова и других. Именно на основании этих традиций после революции стал развиваться социалистический реализм в живописи. Данное творческое процветание представляло собой эстетическое отражение осознанной общественной концепции человека и всего мира. В свою очередь, данная концепция обуславливалась эпохой борьбы за укрепление и формирование нового общества.
Идеи данного течения заключались в провозглашении правдивого отображения реальности в её революционном развитии.
В 1934 году на съезде писателей Горький сформулировал более точное понятие.
Так как он является творческим приемом, он совершает задачу по развитию наиболее ценных человеческих способностей, именно благодаря которым становиться реальной победа над природными силами ради долголетия и здоровья человечества и великого счастья на нашей планете.
Итак, реализм в живописи и других направлениях искусства стал являть собой совершенно новый тип творческого сознания.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Реализм в живописиПроголосуйте
Суровый стиль на смену соцреализму
Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового «сурового стиля», задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. «Суровый стиль» был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития «сурового стиля» стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути «сурового стиля» можно увидеть в картине «Геологи» П.Ф. Никонова, «Полярники» А.А. и П.А. Смолиных, «Шинели отца» В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.
Геологи. П.Ф. Никонов. 1962
Полярники. Братья Смолины. 1961
Современный реализм
Новое направление стиля возникло в Нью-Йорке в 50-70 годах XX века. Его сторонники ставят своей целью изображать реальные, а не идеализированные объекты. Современный реализм отказался от изображения так называемых «фигуративных» образов, таких как кубизм, экспрессионизм и т.п. Самыми заметными и яркими представителями современного реализма являются Филипп Перлштейн, Алекс Кац, Джек Бил, Нил Уелливер.
1 / 6
В 1968 году в США и Германии проводились выставки, благодаря которым современный реализм проник в Англию, где сложилась Лондонская школа живописи. В 1976 году состоялась выставка, где приняли участие 48 английских живописцев. Лондонскую школу представляют Уильям Робертс, Ричард Карлайн, Коллин Селф, Мегги Хемблин и др.
Основные жанры
В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.
- Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
- Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
- Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является «Евгений Онегин», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
- Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является «Герой нашего времени», автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Рассказ.
- Повесть.
Суть и принципы
Философия реализма носит название «Tabula rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно. Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают (в соответствии с теорией) особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли. Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.
Таковы главные принципы и особенности реализма:
В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности
Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).
Этапы развития
Определение и признаки реализма не оставались неизменным, направление прошло несколько этапов развития. Обычно выделяют 3 главных:
- Реализм ренессанса.
- Эпоха просвещения.
- Критический реализм.
Многие искусствоведы находят реалистические черты в отдаленных эпохах. Они обнаруживаются в произведениях, созданных в древности и в эпоху Средневековья, но формирование реализма в качестве художественной системы связано с важнейшими прогрессивными изменениями, произошедшими в эпоху Ренессанса (Возрождения). Впервые новые взгляды на жизнь человека, отвергнувшего церковные постулаты рабской покорности, были отражены в творчестве Ф. Петрарки, У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса.
Во время просветительского этапа в западной Европе литература сыграла немаловажную роль в возникновении готовности общества к буржуазно-демократическим преобразованиям. Просветительский реализм сложился в Европе к XVIII веку. Его представителями можно назвать Д. Дидро во Франции, Д. Дефо в Англии и Г. Лессинга в Германии. В литературе появились образы с демократичными взглядами:
- Фигаро из трилогии П. Бомарше.
- Луиза Миллер, «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера.
- крестьяне в произведениях А. Н. Радищева.
Просветителям было свойственно оценивать общественные явления и поступки людей с точки зрения разумности и неразумности. Положительными героями выступали разумные личности, отрицательными — невежды и варвары. В реализме эпохи Просвещения часто допускалась условность, т. е. обстоятельства, в которые попадал герой литературного произведения, не были типичными. Его действия показывались не со стороны правдоподобия, а как это представлялось писателю.
В 21 веке[править | править код]
В 21 веке интерес к соцреализму возродился на новом витке, с учётом контекста истории мирового искусства и завершённости эпохи.
Евгений Фатеев: «Вообще советские визуальные искусства очень располагают к самым разным играм в искусствоведческие «измы». Здесь можно отыскать все этапы итальянского ренессанса. Можно очень ответственно и легитимно говорить о советском маньеризме, который совмещает в себе как качества южного, итальянского маньеризма, так и северного романизма. Советская живопись выдала и невиданно обширный материал и по живописному исследованию — и разного свойства ориентализмы, и особенный нордизм – исследование и визуализация нашего необъятного Севера. Очень интересно выделять и акцентировать, концептуализировать и очень мощную рокайльную ноту в советской живописи. Особенно интересная тема – сборка и концептуализация автохтонного, самобытного и крайне интересного советского сюрреализма. Существуют и советское салонное искусство, и советский высочайшего качества бидермайер.» (О постквадратном исчерпании фигуративности в советском искусстве//https://zavtra.ru/blogs/o_postkvadratnom_ischerpanii_figurativnosti_v_sovetskom_iskusstve)
История возникновения
Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.
Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).
Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.
Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):
- Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
- Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
- Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.
Виды
Реализм в искусстве также разделился на отдельные виды, определявшиеся тематикой изобразительными средствами и признаками.
Социалистический
Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на Первом общесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934 году. Перед деятелями литераторами и художниками ставилась задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.
На том же съезде были провозглашены принципы соцреализма:
- народность,
- жизненная правда,
- партийность,
- конкретность,
- критический реализм,
- социалистический гуманизм.
Произведения социалистического реализма должны быть наполненными жизнеутверждающим пафосом.
Наиболее заметные и известные полотна, созданные в стиле соцреализма:
- Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 год
- «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
- «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнеки
На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, доминируют яркие краски. Художники были обязаны показывать прекрасное настоящее советских людей.
Критический реализм
Критическим реализм был назван потому, что на начальном этапе своего становления живописцы и литераторы изображали действительность с негативных позиций, говоря о том, насколько нелегко живется простому народу. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.
Из художников представителями критического реализма были:
- Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
- А. Менцель и М. Либерман (Германия),
- М. Мункачи (Венгрия);
- В.Г. Перов, Н. Ге, Крамской (Россия).
Просветительский
Просветительский реализм – это самое раннее направление реализма. Оно возникло в VIII веке. Идеологами просветительского реализма явились Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гёте, Д. Дефо, Д. Фонвизин
Суть этого направления заключается в том, что авторы поступки людей и явления общественной жизни делили на разумные и не очень. Исходя из подобной классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами, были образованы. А отрицательные воплощали в себе варварские черты, неразумность, отсталость. Основатели просветительского реализма приблизили искусство к современной для своей эпохи, жизни, говорили и писали о том, что волновало их современников.
Просветительский реализм в живописи отразился в творчестве У. Хогарта Ж. Б. Шардена.
Классический
Классический реализм возник в ХХ столетии. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX столетию. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображаемых фигур.
Его последователи рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного его элемента влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, поскольку изображаемые предметы и явления опираются на представления творца предмета искусства.
Классические художники избегают использовать фотографии и прочие средства механического изображения. Они применяют методы, введенные в живопись импрессионистами и художниками академической школы.
Магический
Магический реализм, он же мистический – это симбиоз действительности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведения Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Основные черты этого стиля:
- Контраст прошлого с настоящим, конфликт астрального мира с физическим, и взаимодействие реально существующих героев друг с другом.
- Потусторонние явления не понятны, не объясняются, но и не оспариваются автором.
- Присутствие в произведении мистических образов и магических символов.
Наиболее значимые художники этого стиля – Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.
Реализм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.
Определение 2
Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.
Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.
Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.
Формирование критического направления
К началу XIX века в истории Европы и России сложились такие условия, что авторам хотелось уже не только показывать высокие идеалы и просвещать мир, но и понять процессы, происходящие в действительности. Критический реализм значительно отличается от ренессансного и просветительского. Его формирование и начало развития связано с писателями:
- Стендаль и О. Бальзак во Франции.
- Ч. Диккенс, У. Теккерей в Англии.
- А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь в России.
Для критического реализма характерен новый взгляд на взаимоотношения между человеком и окружающей средой. Раскрытие характеров происходит на фоне социальных обстоятельств, при этом глубоко анализируется внутренний мир личности, что наделяет реалистические творения психологическими чертами.
Значение
Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.
Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.
Основные черты и признаки
Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:
отображение мира таким, какой он есть;
соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
зависимость героев от социальных условий;
внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
типизация героев;
в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).
Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.