Бидермейер

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.

Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.

Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.

«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.

Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.

Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».

Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.

Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Пол

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат

При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево

Двери и окна

Современная гостиная в стиле бидермейер фото

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

Простота и комфорт

Бидермайер проявил себя в архитектуре во всей простоте и комфорте, к которым стремились заказчики компактных, прежде всего удобных для жизни и приятных для глаза городских домов. Замок Тегель для семейства Вильгельма фон Гумбольдта, построенный в Берлине Карлом Фридрихом Шинкелем, только именуется замком. Это двухэтажное здание, аккуратно отделанное стуковой лепниной и колоннами в эллинском стиле. Дорические колонны, античные скульптуры и рельефы, необходимые хозяевам в соответствии со статусом, не подавляют, сохраняя ощущение уюта.

Фасад здания в стиле бидермайер. Фрагмент. Прага.Чехия

История происхождения

Бидермейер ― одна из ветвей романтизма, последовавшего за величественным и торжественным ампиром. Зародился этот стиль на фоне нестабильной политической ситуации в Германии.

Пребывая в меланхоличном настроении, горожане старались:

  • прятаться от реальности;
  • погружаться в семью и круг друзей;
  • искать романтику в повседневности.

Первоначально стиль воплотился в живописи, сюжеты которой воплощали идиллическую привлекательность мира обывателя.

Живописные произведения отличаются:

  • небольшим форматом полотен;
  • акцентированием мелких деталей;
  • утонченной манерой письма.

Этот уютный и простодушный стиль постепенно распространился на:

  • моду;
  • прикладное искусство;
  • интерьер помещений;
  • мебель.

Бидермейер в одежде наиболее ассоциируется с женским платьем. Мода XIX столетия стала более простой, функциональной и комфортной.

Дамская одежда была представлена:

  • платьями с приталенным силуэтом, декольте и широкими рукавами;
  • изысканными шляпками;
  • широкими юбками, по форме напоминающими колокол.

Гардероб для мужчин включал рединготы, жилеты, цилиндры и зауженные брюки со штрипками. Значимым аксессуаром являлась трость.

В интерьерах большое значение уделялось:

  • сбалансированности пропорций;
  • светлым палитрам;
  • простоте форм.

Важная особенность — обустройство «чистой комнаты», в которой принимали гостей. В мебели выше всего ценились удобство и функциональность, а декоративности была отведена второстепенная роль.

Отделка помещения

Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.

Стены

Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.

Пол

Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.

Потолок

При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.

Текстиль

При помощи текстиля создается уют домашнего очага. Главным атрибутом является ковер, и к нему есть несколько требований. Прежде всего, он должен быть с длинным ворсом, очень мягким и небольшого размера. Его укладывают в середину, он не должен застилать весь пол, а только центр комнаты, остальной пол должен быть открытым. Бархатные или муслиновые шторы с кисточками – это главный момент в оформлении окон. Именно они создают романтизм и некую сентиментальность в обстановке. Для декорирования комнат также применяют скатерти и различные салфетки, покрывала. В спальне над кроватью размещают балдахин.

Поэзия уюта

Художники бидермайера с энтузиазмом воспевают семейную и дружескую атмосферу, простые житейские радости. В живописи преобладают бытовые сценки, герои которых находят радости в обыденности, повседневности.

В комнатах стоят комфортные диваны, удобные шкафы и этажерки для семейных сувениров. На стенах разместились небольшие картины, возможно, акварели, написанные самими хозяевами или их приятелями. Особое место отдается не только созданию, но и изображению чистых светлых интерьеров, в которых члены семьи художника появляются порой как стаффажные фигурки, — этакие «портреты» милых сердцу, со вкусом обставленных гостиных.

Поделиться ссылкой

Декор

Общая простота еще не означает, что обстановка будет минималистичной, хотя, это и не будет идти в разрез с основной идеей. Декор представлен своеобразно: вшивками, гобеленами или гравюрами на стенах, а также различными семейными фотографиями. Текстильных элементов также много – салфетки, покрывала, подушки или пледы будут очень кстати. За стеклянными дверцами шкафчиков расставляют фарфоровую посуду, различные сувениры или керамические статуэтки.

Салфетки укладывают на столы, а на них ставят красивые вазы с живыми цветами – они тоже часть декора. Вообще, использование цветов в этом стиле достаточно распространено – их можно увидеть практически везде – на полках шкафов, этажерках, столах и в напольных вазах. Они очень оживляют немного «сонную» атмосферу, характерную для этого стиля.

Архитектура

Geymüllerschlössel в Вене был построен в 1808 году, она находится сегодня в бидермейер коллекции Музея прикладного искусства

Архитектура бидермейера была отмечена простотой и элегантностью, примером которой являются картины Якоба Альт и Карла Шпицвега . Благодаря единству простоты и функциональности, неоклассическая архитектура бидермейера создала тенденции, оказавшие решающее влияние на модерн , Баухаус и архитектуру 20-го века.

Geymüllerschlössel в Вене был построен в 1808 году, она находится сегодня в бидермейер коллекции Музея прикладного искусства.

Польский архитектурный стиль Свидермайер был назван игрой на тему бидермейера .

Происхождение бидермейера

Термин бидермейер не обозначал эпоху примерно до 1900 года . Он происходит от псевдонима Готтлиб Бидермайер, который юрист и писатель Людвиг Эйхродт  (де) и доктор Адольф Кусмауль использовали с 1855 года для публикации различных стихотворений в мюнхенской Fliegende Blätter , частично пародируя стихи настоящего деревенского учителя Самуэля Фридриха Заутера. Название происходит от двух стихотворений, Biedermanns Abendgemütlichkeit ( Le Bonheur vespéral de Biedermann ) и Bummelmaiers Klage ( La Complainte de Bummelmaier ), опубликованных в 1848 году Йозефом Виктором фон Шеффелем  (де) в том же журнале. До 1869 года было написано «Бидермайер», употребление «ei» появилось позже. Это слово состоит из двух терминов: Bieder ( «простой, неприхотливый» ) и Meier , одна из самых распространенных фамилий в Германии. Вымышленный месье Бидермейер был школьным учителем из Швабии, который писал стихи с простой душой, и которого, по словам Эйхродта, «его маленькая комнатка, его узкий сад, его ничтожная деревня и несчастная судьба презираемого школьного учителя привели к смерти. Земное счастье». В публикациях карикатурно и издевается над честностью, мелочностью и аполитичностью значительной части буржуазии.

Верно, что революционный поэт Людвиг Пфау  (де) написал в году стихотворение под названием « Герр Бидермейер» , осуждающее ханжество и моральное двуличие. Он начинается с этих строк:

«  Schau, spaziert Herr Biedermeier
und seine Frau, den Sohn am Arm;
грудка Tritt ist sachte wie auf Eier,
грудка Wahlspruch: Weder kalt noch warm.  »

«Посмотри, идут г-н Бидермайер
и его жена, сын на его руке;
его шаг осторожен, как на яйцах,
его девиз: ни холодно, ни жарко. »

Эйхродт узнал бы об этом стихотворении только после публикации его собственных стихотворений в стиле бидермейер. Это утверждение действительно невозможно проверить.

После 1900 года термин «бидермейер» стал практически нейтральным, синонимом новой буржуазной культуры, сосредоточенной на домашней и частной жизни, которая ознаменовала период мира перед великими потрясениями. Он пришел к описанию искусства, литературы и моды этого периода в широком смысле.

Интерьер

Для стиля бидермейер в интерьере характерен простор в помещениях и светлые цветовые решения. В нем отсутствуют холодность и вычурность архитектурного ансамбля – черты, характеризующие ампир. Интерьер вновь превращается в пример жилого помещения, где все элементы несут в себе не только эстетическую, но и функциональную нагрузку

Пропорции и симметрические формы весьма необычны – исчезает правильность композиций, так как значительное внимание уделяется непосредственно уюту и уровню комфортабельности

Цветовая гамма

В цветовых решениях предпочтение отдается тонам спокойных оттенков: светло-серый, голубой, белый, фисташковый, желтый или малиновый. Для спален и гостевых комнат применяется розовый цвет.

Материалы

Для организации интерьера внутренних помещений используются натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, текстиль.

Полы и стены

С самого начала эпохи использовалось паркетное покрытие для пола. Стены оклеиваются обоями преимущественно светлых оттенков, на которых могут быть ненавязчивые изгибы узоров, изображения птиц или полоски.

Для отделки также применяются панели из мрамора (настоящего или искусственного) и дерева (окрашенного или натурального). Гризальные потолки украшают орнаментальные росписи.

Окна

В глубоких оконных проемах устанавливаются рамы удлиненной форм. С внутренней стороны они украшаются прозрачными многослойными занавесками из муслина. Окна также дополняются тяжелыми, но элегантно подобранными задрапированными шторами.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер заимствовала из предыдущего ампира лишь лаконизм и главные принципы в построении. Скруглились грубые очертания углов и профилей, в гарнитурах присутствуют мягкие элементы в изогнутых спинках кресел, стульев и диванов. Направление бидермейер основывается на высоком уровне комфорта в процессе использования и на непревзойденном качестве всех элементов. Мебель не является предметом роскоши и богатства. Несмотря на этот факт, гарнитуры отличаются следующими особенностями:

  • Правильные, хорошо подобранные пропорции.
  • Текстура и цвет дерева.
  • Удачно подобранный рисунок и оттенок для обивочных материалов.

Мастера по всему миру берут пример со своих английских коллег и начинают заниматься изготовлением многофункциональной и трансформируемой мебели:

  • Столы с выдвижными (или откидными) столешницами.
  • Стулья, которые трансформируются в лестницу для библиотеки.
  • Раздвижные стулья и столы.
  • Шкафы и письменные столы, оснащенные разнообразными техническими устройствами (потайными ящиками, выдвижными элементами и прочим).

Гарнитуры покрыты резным декором (в небольшом количестве), который присутствовал в ампире: грифоны, лебеди с длинными и вытянутыми шеями, ветви, корзинки, гирлянды, розетки, венки с лавровыми и дубовыми листами, рога изобилия и прочее. Обычно они покрывались позолотой или лаком черного цвета.

Наблюдается широкое применение фанеровки деталей мебели (локотники и ножки диванов, кресел и стульев) более светлыми породами натурального дерева.

Декор и аксессуары

К дополнительным интерьерным украшениям комнат относятся настенные гравюры и миниатюры, акварели, а также всевозможные силуэты (они нередко выполнялись собственноручно хозяевами дома).

На подставках и столиках устанавливались цветы в вазах и корзинках, комнатные растения в горшках. Роза бидермейер, изображенная на фото, довольно часто применялась при составлении декоративных букетов. Обивка для мебели, покрывала, пледы и подушки часто покрывались интересными узорами в виде вышивки разноцветными нитями.

Особенно ценилось рукоделие – женщины занимались вышивкой, мозаикой, и рисованием, а мужчины изготавливали предметы мебели и прочие предметы. Такого рода творчество украшало внутренние помещения жилого строения, добавляя в интерьер домашний уют.

Мебель

Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:

Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.

Неброский уютИсточник niagaranovice.blogspot.com

  • Отличительный признак мебели. Диваны, кресла и стулья снабжаются плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Столы, шкафы и секретеры снабжаются изогнутыми точеными ножками.
  • Самые популярные предметы обстановки — диваны, кресла и софы, делающие помещение особенно уютным.

Интерьер спальни не выглядит загруженнымИсточник journal.homemania.ru

Декор шкафовИсточник dekorolab.ru

Модные предметы — шкафы-витрины с остеклением одной или трех сторон; самое подходящее место для семейных реликвий и домашних коллекций.

Мебель для гостиной бидермейерИсточник host.access.ly

Функциональность. Столяры прониклись идеями английских мебельных мастеров, и на свет появились раздвижные столы-трансформеры разных конструкций. Многоликие секретеры и столы с ящиками и тайниками особенно полюбились в Российской Империи, что нашло отражение в литературе. Венцом конструкторских изысканий стали стулья для библиотеки, трансформируемые в лестницу-стремянку.

Складной стул-лестница для библиотекиИсточник ljrate.ru

Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:

https://youtube.com/watch?v=ymNJsYL4HGQ

Стиль бидермейер в современном интерьере

Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.

В современном интерьереИсточник freelancehack.ru

Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера

Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:

  • Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
  • Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.

Зонирование большой комнатыИсточник modernplace.ru

  • Мебель для отдыха. Кроме дивана комнату наполняют мягкие кресла с удобными спинками, пуфы, кресла-качалки. Хотите полного комфорта по-бидермейерски — поставьте рядом пару скамеечек для ног.
  • Камин — хорошая деталь для воссоздания уютного интерьера бидермейер.  Он может быть как дровяным, так и электрическим.
  • Для освещения подходят самые разнообразные светильники: многорожковые и классические люстры с декоративными лампочками-свечами, настольные лампы и настенные бра. Пригодятся и свечи.

Современная стилизация с каминомИсточник az-studia.ru

Заключение

Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной

Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека

Стили живописи баухаус и бидермейер

С Древних времен искусство Германии известно как изяществом и простотой, так и изысканностью. Подтверждением этому являются такие творческие направления, как баухаус и бидермейер.

Именем высшей школы строительства и художественного реконструирования, действовавшей в Германии с 1919 по 1933 годы, названо художественное объединение и направление в архитектуре. В 20 веке происходила смена ценностей во всех сферах и многие направления, определявшие вид архитектуры, потеряли свою актуальность. Глаз нового поколения устал от избыточной роскоши с избыточностью украшений и орнаментов. Общество постепенно принимало и училось ценить четкие контуры и компактные формы нового стиля. Характеризует данный стиль «функционализм», доказывающий, что удобное и утилитарное может быть красивым. Уже с начала своего появления архитектура баухауса была провозглашена ведущей среди направлений дизайна. Авторы движения ставили перед собой цель, направленную, в первую очередь,  на удовлетворение массовых потребностей населения, сделать продукт своей работы доступным, красивым, максимально удобным и в то же время простым.

Во время второй моровой войны учебное заведение баухаус было частично разрушено и только спустя долгое время его восстановили как памятник истории. С середины 19 века началось формирование архива с одноименным названием, где стала собираться коллекция работ выпускников данной школы не только обучавшихся в Германии, но и в других странах. На данный момент организован центр исследований, обучения и экспериментального дизайна, расположенный в этом здании.

Другим, не менее интересным направлением искусства Германии и Австрии является бидермейер. Название этого стиля произошло от псевдонима немецкого поэта, который в переводе означает «простодушный господин Мейер. Такой обывательский мотив – одно из направлений романтизма, отражающий мелодию интимности и домашнего уюта. Стиль характеризует тонкое и локаничное изображение интерьера, предметов быта, природы.

В условиях напряженной политической обстановки обществу не хватала семейного и дружеского тепла, умения радоваться мелочам. Именно эти факторы послужили возникновению и развитию бидермейера. Основной чертой направления служит идеализм. В живописи прослеживаются образы «маленького человека» с духовной привлекательностью. Со временем стиль распространяется на моду, прикладное искусство, мебель и интерьер. Ключевое значение здесь отведено практичности. На смену буржуазным настроям пришел скромное веяние новизны с элементом сентиментальности.

Что касается интерьера, строгий классицизм сменили плавно изогнутые линии мебели. Особой популярностью пользовались многофункциональные вещи: раздвижные столы, откидные столешницы и другие. Ценилась однотонная мебель простых форм, которая подчеркивала естественную красоту цвета, а также текстуру дерева.

Актуальность этих направлений не утрачена и сегодня. Любители классического стиля с удовольствием построят дом или офис в стиле баухаус и облагородят интерьер простыми и в то же время стильными элементами бидермейера.

Современное воплощение стиля

Подавляющее число квартир в наших домах не отличается большими площадями и объемным пространством, а вот запросам стиля бидермейер отвечает как нельзя лучше. Поэтому сейчас этот стиль весьма популярен, но, к сожалению, именно в Европе. У нас его до сих пор не принимают и не понимают, пренебрежительно называя мещанским или немецким стилем.

Однако считать, что бидермейер не представляет никакой художественной ценности в корне неправильно. Бидермейер это не только скромность и нейтральность, это еще и стабильность (а что плохого в этом ощущении?). Бидермейер не безвкусный мещанский стиль, лишенный эстетической составляющей, в нем творят и современные дизайнеры и художники. В стиле бидермейер оформляются не только жилые помещения (квартиры и частные дома), но и гостиницы, рестораны и кафе. Вместе со скромностью бидермейер привносит в обстановку уют и позволяет сделать любое помещение «живым» и домашним.

Детали и декор

Декор в стиле бидермейер

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки. Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

Еще фото бидермейер в интерьере:

+ Похожие стили:

  • › Стиль кантри в интерьере
  • › Консерватизм в интерьере
  • › Стиль баухауз в интерьере

≡ Все стили интерьера, полный список с фото →

5 1 голос

Рейтинг статьи

Интерьер

Для стиля бидермейер в интерьере характерен простор в помещениях и светлые цветовые решения. В нем отсутствуют холодность и вычурность архитектурного ансамбля – черты, характеризующие ампир. Интерьер вновь превращается в пример жилого помещения, где все элементы несут в себе не только эстетическую, но и функциональную нагрузку

Пропорции и симметрические формы весьма необычны – исчезает правильность композиций, так как значительное внимание уделяется непосредственно уюту и уровню комфортабельности

Цветовая гамма

В цветовых решениях предпочтение отдается тонам спокойных оттенков: светло-серый, голубой, белый, фисташковый, желтый или малиновый. Для спален и гостевых комнат применяется розовый цвет.

Материалы

Для организации интерьера внутренних помещений используются натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, текстиль.

Полы и стены

С самого начала эпохи использовалось паркетное покрытие для пола. Стены оклеиваются обоями преимущественно светлых оттенков, на которых могут быть ненавязчивые изгибы узоров, изображения птиц или полоски.

Для отделки также применяются панели из мрамора (настоящего или искусственного) и дерева (окрашенного или натурального). Гризальные потолки украшают орнаментальные росписи.

Окна

В глубоких оконных проемах устанавливаются рамы удлиненной форм. С внутренней стороны они украшаются прозрачными многослойными занавесками из муслина. Окна также дополняются тяжелыми, но элегантно подобранными задрапированными шторами.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер заимствовала из предыдущего ампира лишь лаконизм и главные принципы в построении. Скруглились грубые очертания углов и профилей, в гарнитурах присутствуют мягкие элементы в изогнутых спинках кресел, стульев и диванов. Направление бидермейер основывается на высоком уровне комфорта в процессе использования и на непревзойденном качестве всех элементов. Мебель не является предметом роскоши и богатства. Несмотря на этот факт, гарнитуры отличаются следующими особенностями:

  • Правильные, хорошо подобранные пропорции.
  • Текстура и цвет дерева.
  • Удачно подобранный рисунок и оттенок для обивочных материалов.

Мастера по всему миру берут пример со своих английских коллег и начинают заниматься изготовлением многофункциональной и трансформируемой мебели:

  • Столы с выдвижными (или откидными) столешницами.
  • Стулья, которые трансформируются в лестницу для библиотеки.
  • Раздвижные стулья и столы.
  • Шкафы и письменные столы, оснащенные разнообразными техническими устройствами (потайными ящиками, выдвижными элементами и прочим).

Гарнитуры покрыты резным декором (в небольшом количестве), который присутствовал в ампире: грифоны, лебеди с длинными и вытянутыми шеями, ветви, корзинки, гирлянды, розетки, венки с лавровыми и дубовыми листами, рога изобилия и прочее. Обычно они покрывались позолотой или лаком черного цвета.

Наблюдается широкое применение фанеровки деталей мебели (локотники и ножки диванов, кресел и стульев) более светлыми породами натурального дерева.

Декор и аксессуары

К дополнительным интерьерным украшениям комнат относятся настенные гравюры и миниатюры, акварели, а также всевозможные силуэты (они нередко выполнялись собственноручно хозяевами дома).

На подставках и столиках устанавливались цветы в вазах и корзинках, комнатные растения в горшках. Роза бидермейер, изображенная на фото, довольно часто применялась при составлении декоративных букетов. Обивка для мебели, покрывала, пледы и подушки часто покрывались интересными узорами в виде вышивки разноцветными нитями.

Особенно ценилось рукоделие – женщины занимались вышивкой, мозаикой, и рисованием, а мужчины изготавливали предметы мебели и прочие предметы. Такого рода творчество украшало внутренние помещения жилого строения, добавляя в интерьер домашний уют.

Целостность стиля

Интерьеры в стиле бидермейер, обязательно должны производить впечатление целостности и законченности. Поэтому в данном стиле уместно оформлять всю квартиру или этаж дома (коттеджа) целиком. Комнаты должны быть светлыми и просторными (просторными не значит большими). В каком-нибудь углу можно оформить круглую нишу с комнатными растениями. Мебель желательно подобрать разнообразную и многофункциональную: шкафы, комоды, раздвижные столики, диваны, трюмо. Все это должно равномерно располагать по всей комнате.

Стены нейтральных цветов, однотонные или с узором из цветов и полосок. Полы деревянные или с покрытием, имитирующим цвет и рисунок дерева. На окнах – воздушные занавеси, а на стенах – развешанные миниатюры и фотографии. И вот перед нами во все своей красе бидермейер – стиль немецкого уюта.

Именно в таких комнатах жили и творили Бетховен, Гете, Шуман. Так почему же до недавнего времени стиль этот был гоним? Почему он являл собой символ бытовой пошлости и меркантильности? Наверняка историки, искусствоведы и социологи знают ответы на эти вопросы. Но, все возвращается «на круги своя», и бидермейер вновь в фаворе. Ибо, уют, практичность и стабильность – главный девиз этого художественно стиля. А именно к этому мы все и стремимся!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: