Иван константинович айвазовский: жизнь и творчество

Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией

По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.

Ночной Константинополь, 1886

Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:

Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.

Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.

Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:

Погром армян в Трапезунде, 1895

Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.

Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897

Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.

Далее он пишет:

Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год

А Малютин в своём дневнике отмечает:

Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:

А письмо к Католикосу он заканчивал словами:

Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.

«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.

Наполеон на острове св. Елены, 1897

Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».

Взрыв турецкого корабля, 1900

Картинная галерея Айвазовского

Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.

Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.

Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).

Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.

В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.

Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:

Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.

Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.

Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.

Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.

В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.

Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:

К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.

«На острове Крит» (1867):

А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.

В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.

Написана работа всего за 10 дней.

Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):

Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.

Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.

«Хождение по водам» (1873):

Встреча Венеры на Олимпе (1895),213х320:

А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:

По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.

Статья была написана для сообществаvp-painting на Голосе. 0

Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»

Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»

Море во всех его состояниях – это основная тема полотен Ивана Константиновича Айвазовского. Одним из его шедевров, бесспорно, считается картина «Буря на море ночью», которая была написана художником в 1848 году.

Сюжет картины достаточно привычен для произведений Ивана Айвазовского: ночь, бурное море и одинокий корабль, борющийся с разбушевавшейся стихией. И лишь Луна, появившаяся в просвете облаков, наблюдает за происходящим с отстраненным равнодушием. Но человек победит в этой борьбе, ведь после тьмы всегда приходит свет.

Как и на большинстве других полотен Айвазовского, море не вызывает ощущения статичности. Оно движется, оно бурлит, оно живое.

Лунный свет, отражающийся в бушующей воде, придает полотну еще большую естественность и подчеркивает невероятную динамику морской стихии. Зритель буквально ощущает упругие потоки воздуха и брызги морских волн…

Картина написана в темных тонах, и лишь в центре, яркое пятно Луны и озаренных ею волн, создают иллюзию внутреннего свечения всей картины.

Именно цветовая гамма передает поразительный символизм каждого элемента этого полотна.

Темный, накренившийся на один борт, корабль, смещенный несколько в сторону от центра и находящийся в тени явно указывает на тяжесть борьбы его команды с несопоставимой человеческим силам стихией.

В то же время лунный свет в центре картины несет в себе надежду на спасение и веру в то, что буря вот-вот закончится и надо только выдержать ее последние удары. Использование художником теплых оттенков создает еще большую уверенность в победе человека над природой.

(4 votes, average: 3.75

Пишем сочинение по картине «Буря» (Айвазовский)

Образование 25 мая 2020

Несколько слов об авторе картины

Сейчас мы поговорим об авторе полотна, знакомого с детства. Позже мы напишем сочинение по картине «Буря». Айвазовский Иван Константинович родился в удивительно красивом портовом городе – Феодосии. Наверное, поэтому он был влюблен с детства в море, его романтику и силу.

Появился на свет Ованес Айвазян (настоящее имя художника) 29 июля 1817 года. Мальчик рос в бедности, учился в гимназии Симферополя. Страсть к искусству привела его в Петербургскую академию художеств, где он перенимал знания у выдающихся мастеров того времени.

После обучения Айвазовский много путешествовал, а в 1847 году стал профессором в своей альма-матер.

Удивительная картина

Нельзя писать сочинение по картине «Буря» (Айвазовский И.К.), не зная, что на ней изображено. Создал ее Иван Константинович в 1851 году, словно продолжение полотна «Буря на море ночью» (1849). Написана она маслом на холсте, хранится в Государственном Русском музее.

Как утверждают биографы Айвазовского, художник в юности, будучи уже знаменитым, попал в бурю в Бискайском заливе. Шторм был настолько сильным, что судно посчитали затонувшим, а о смерти Ивана напечатали газеты. Переживания за жизнь и восторг перед мощью стихии, противостояние людей и природы отобразились в памяти, а потом появились из-под кисти мастера, удивляя всех.

Вспоминая школу

Как писать сочинение по картине Айвазовского «Буря»? Для начала нужно составить план. Работа должна иметь небольшое вступление, основную часть, посвященную полотну, и заключение. Например, вот так.

Человек всегда восторгался морем, его силой и могуществом, его необъятностью и загадочностью.

Когда же наступала буря, маленьким людям казалось, что это они прогневили чем-то силы природы, и они старались понять, чем.

Но укротить стихию им не удавалось, оставалось только ждать, наблюдая за ее играми. Именно такие мысли охватывают того, кто смотрит на гениальное полотно «Буря» кисти И. Айвазовского.

Картина изображает корабль, который попал в шторм. Волны ужасной высоты безжалостно вертят им в разные стороны, словно играя с судьбами людей, которые находятся на борту.

Сильный ветер оборвал снасти, унес куда-то часть мачты и наклонил судно. Кажется, что вот-вот оно наполнится водой и уйдет на дно, унося за собой отчаявшихся моряков.

И только чайки станут свидетелями трагедии, и только они пропоют печальную песню над их могилой.

Айвазовский – гениальный мастер, поскольку он сумел передать красками реалистичное величие моря, а также его неукротимую мощь.

Человеку только кажется, что он является царем природы, на самом деле он ее дитя: маленькое, непослушное и беспомощное.

Он должен понять, что усилия его напрасны, и смириться с судьбой, которая ему приготовлена стихией. Однако команда борется до конца, и луч света дарит им надежду на спасение.

Вместо заключения

Художник и его полотно заставляют зрителя задуматься о жизни, о своем месте в ней. Ведь наше существование – это маленький кораблик в огромном море, который то плывет в штиль, то борется с бурей. И как закончится это плаванье, зависит от нас и наших действий.

Описание картины 9 вал

Иван Константинович Айвазовский — известнейший российский живописец. За свою жизнь он написал огромное множество прекраснейших работ. Великий художник вдохновлялся образами морей. Именно это и помогло изобразить удивительнейшие пейзажи. Его творчество просто наполненное романтизмом, духовностью, надеждой и волей. Одна из его прекрасных работ — это «Девятый вал».

На полотне «Девятый вал» изображена безумствующая буря. Действие происходит ранним утром. Лучики солнца скользят по поверхности вод океана, которые показаны палитрой различных голубоватых, зеленоватых, синеватых и черноватых оттенков. Волны буд-то бы хотят дотронуться до неба. В центре картины изображена настоящая катастрофа. Она показывает драматичность сюжета произведения Ивана Айвазовского. Люди, изображённые на творение, пытаются выбраться на обломки плывущего корабля. Некоторым из людей удалось сделать данное, но вот одному и моряков повезло меньше. Он изо всех своих сил пытается зацепиться за обломок, который может его спасти. Он будто бы на грани жизни и смерти. Именно этот обломок может спасти ему жизнь, осталось только взобраться на него. Моряки видят и осознают, что это не конец безумного шторма.

Море не собирается успокаиваться. И прямо сейчас может внезапно настигнуть новая страшная волна. Она с лёгкостью сбросит людей с их опоры. Но моряки не сдаются, они проявляют настоящую отвагу и мужество. Океан пенится, переливается зелёными оттенками. Шторм смог поднят со дна водоросли. Мрачность картины подчёркивает ту трагичность, которая изображена. Желтовато-розовые оттенки неба передают настроение полотна. А нависшие молниевы тучки ещё больше нагнетают, создавая ужасную обстановку. Кажется, что изображённая ситуация безысходна. Но хочется верить, что это не конец, и мужчины смогут спастись от такой бури.

Таким образом, Иван Константинович Айвазовский очень умело изобразил борьбу человечества с природой. Это творение можно с лёгкостью назвать настоящим шедевром русской живописи. Прекрасно передано данное сражение. В каждом из мазков кисти Айвазовского видно то, как он любит и восхищается морем.

`

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве

Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память

Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

Населённые пункты у побережья залива

Издавна люди стремились строить города возле водоёмов, чтобы обеспечить жизнедеятельность водой

Ну а побережье Неаполитанского залива всегда пользовалось повышенным вниманием из-за богатой морской флоры. Поэтому на протяжении многих веков оно было густо застроено городами и сёлами

Самым крупным городом залива является Неаполь, в честь которого его назвали. В переводе с латинского его название означает «Новый город». Он является центром области Кампанья и расположен на западном побережье Аппенинского полуострова, в 190 км к юго-востоку от Рима. Этот город является главным портом, центром торговли и национальной культуры на юге Италии.

Помимо Неаполя вдоль бухты Неаполитанского залива расположились города Поццуоли, Торре-Аннунциата, Кастелламаре-ди-Стабия, Торре-дель-Греко и Сорренто.

Торре-Аннунциата — юго-восточный пригород Неаполя, находится у южного подножия Везувия. Название города происходит от названия построенных в 1319 году часовни и больниц, посвящённых Деве Благовещения. Он дважды разрушался извержениями вулкана в 79 и 1631 годах. В 1997 году город стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни Торре-Аннунциата известен как курорт и термальный спа с небольшим портом.

Написание

История создания картины «Радуга» Айвазовского весьма занимательна. В 70-х годах XIX века критики стали упрекать художника за то, что его метод устарел, темы для сюжетов исчерпали себя, а приемы не соответствуют современным направлениям в культуре. В ответ художник в 1873 году представил на суд публики свое новое произведение, которым доказал, что способен на новаторские находки и оригинальные приемы.

После представления полотна мнения критиков на ее счет разошлись. Многие отметили уникальное цветовое решение, необычное сочетание красок, а также философский сюжет. Однако некоторые специалисты по-прежнему продолжали упрекать художника в нереалистичности. Впрочем, это обвинение несправедливо: автор почти всегда придерживался романтизма с некоторыми элементами реализма, утверждая, что море невозможно писать с натуры.

Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночью

Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.

Художник правдиво передал бурю в ночном море. Сочетание красок очень впечатляет. Смотря на картину, в воображении постает бушующее ночное море и та ситуация, в которую попал корабль и люди, что на нем находятся. Как они боролись со стихией, как стремились остаться в живых. Как им выпутаться из морской пучины и остаться в живых? Есть ли выход? Как это страшно, оказаться в такой ситуации.

Темные краски очень точно подчеркивают глубину, а белеющие пенные волны, которые в некоторых местах изображены выше корабля, дополняют представление о том, что морская стихия выше человеческих усилий выбраться их нее.

Бушующие волны наклоняют корабль, и появляется ощущение еще большего страха за людей, что там находятся, будто на себе ощущаешь брызги от этих волн. Это еще раз подчеркивает мастерство автора.

Смотришь и задумываешься над огромной силой этой стихии.

Почему-то, когда я смотрел на картину, то не сразу обратил внимание на луну. Сразу в глаза бросаются бушующие волны и корабль, который вот-вот уйдет в пучину моря

Но когда всматриваешься в картину более длительное время, задаешься вопросом, а для чего Айвазовский изобразил луну? Я думаю, для того, чтобы показать путь выхода из сложившейся ситуации. Море на лунной дорожке изображено более спокойным, и корабль идет курсом к этой дорожке.

Еще меня впечатлило изображение неба. В игре темно-светлых тонов красок грозного неба просматривается бесконечность Вселенной, неизведанность ее силы. Ведь люди на корабле не могли предугадать происходящее. Оно неизведанно, как неизведанна сила природы.

Картина точно воссоздает бушующее море во время бури. Игра сета и тени подчеркивает происходящее там. Можно долго смотреть на картину, представляя морскую стихию. Художник великолепно передал величественный образ морской стихии.

Хотя на холсте изображено ночное море, но оно прекрасно своей разбушевавшейся ночной стихией.

Популярные сегодня темы

  • Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.
  • Сочинение по картине Маковского Боярский свадебный пир XVII века Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами
  • Сочинение по картине Баулина Храм Покрова на Нерли 8 класс На первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево
  • Сочинение по картине Казахский вальс Исмаиловой Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации
  • Сочинение по картине Письмо дедушке Поповича 5 класс На картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом уселся не менее озорной рыжий кот, хитро поглядывающий на хозяина.

Иллюстрации

Феодосия. Панорама города.
Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Городские купальни в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

И.К. Айвазовский 1880-е. Фотография
Фотоателье Везенберг и Ко (Санкт-Петербург). Открытка из коллекции Николая Драгина (Москва)

Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи. 22 апреля 1900 года.
Фотография. ФКГА

Дом и галерея И.К. Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ века. Издание Т-ва Е. Лаврецкий и Е. Ковшанлы (Феодосия). Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Убранство Большого зала Картинной галереи Айвазовского в Феодосии после похорон художника. Стереофотография 1900 г.
Слева от ступенек внизу – незавершенная картина «Взрыв корабля». Из коллекции Ростислава Лихотворика (Феодосия)

Феодосия.
Видовая открытка 1900-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Башня св. Константина в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Фонтан-памятник «Доброму гению» на бульваре в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание С. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Памятник Александру III в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Фасад дома И.К. Айвазовского в траурные дни прощания с художником.
Фотография 1900 года из альбома Н.М. Лампси (?), внука художника. ФКГА

Дача А.С. Суворина в Феодосии. Вид с моря.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Могила И.К. Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Юрия Коломийченко (Феодосия)

Дом в Феодосии, в котором родился И.К. Айвазовский.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей. Фотография начала ХХ века.
Из коллекции Сергея Джумука (Санкт-Петербург)

Похороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 года.
Фотография. ФКГА

Большой зал Картинной галереи И.К. Айвазовского в Феодосии. Фотооткрытка начала 1910-х годов.
Из коллекции Владимира Ёлкина (Санкт-Петербург)

Фонтан Айвазовского на Александровской площади в Феодосии. Стереофотография 1910 года.
Издательство «Свет» (Москва, Санкт-Петербург). Из коллекции Владимира Ёлкина (Санкт-Петербург)

Фонтан Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ века. Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Феодосия. Панорама города и порта. Фотография начала ХХ века.
Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Дом И.К. Айвазовского на Екатерининском проспекте в Феодосии. Стереофотография 1907 года.
Из коллекции Николая Левенко (Феодосия)

Памятник Александру III в Феодосии.
Видовая открытка начала 1900-х годов. Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Музей древностей на горе Митридат в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание Р. Могилевской (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Открытие памятника И.К. Айвазовскому у главного фасада Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского.
Крайний справа — писатель Александр Грин. 2 мая 1930 года. Фотография. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина

Феодосия. Армянская церковь св. Саркиса и могила И.К. Айвазовского.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

Описание картины:

Буря на море ночью — Айвазовский. 1849. Холст, масло. 89х106

Бурное море и яркая луна в просвете туч – необыкновенное сочетание, определяющее колорит этой картины Айвазовского. Ночная буря, захватившая корабль, грозна, но прекрасна. Природная стихия опасна для человека, но мы всё равно восхищаемся удивительной красотой её дерзкой силы. «Буря на море ночью» – образец эмоциональной живописи, передающей характер и темперамент морской стихии. Она подобно живому существу, разбушевавшемуся на бескрайнем просторе. Палитра картины восхищает сочетанием золотистых оттенков и тёмных, лилово-фиолетовых. Сияние ночного светила выхватывает из темноты центр волнующейся стихии, покрывает волны дрожащим золотом. Кажется, что луна разорвала густой покров туч только для того, чтобы торжественно осветить дикую и прекрасную игру морской бури.

Корабль кажется чужим среди этой буйной красоты. Его силуэт тёмен, он вторгается в нерукотворную красоту моря и неба. Судно стремится вырваться из этой живописной ловушки, из этой Ding an sich, которой не нужен сторонний наблюдатель.

Другие картины Айвазовского

Девятый вал Корабль среди бурного моря Радуга Тонущий корабль Море. Коктебель Парусник у берегов Крыма в лунную ночь Берег моря ночью. У маяка Итальянский пейзаж. Вечер Лунная ночь. Купальня в Феодосии Вход в Севастопольскую бухту Гурзуф Чесменский бой Гибель Помпеи Чёрное море Лунная ночь на Капри Среди волн Бриг «Меркурий» Хождение по водам Вид Тифлиса

История создания

Полотно «Среди волн» Айвазовский писал уже в пожилом возрасте – в 1898 г. маринисту исполнился 81 год. Несмотря на это, картина была создана, по его обыкновению, всего за 10 дней. Писалась работа «Среди волн» не в мастерской Феодосии, где Айвазовский жил в последние годы, а в Большом выставочном зале. Картину «Среди волн» живописец считал одной из лучших из своих работ. Готовое полотно он подарил родной Феодосии сразу же после окончания работы. Жанр произведения «Среди волн» — морской пейзаж.

Трудно представить себе более сложной задачи даже для знаменитого мариниста, чем изображение огромной толщи воды, занимающей основную часть картины. Именно поэтому «Среди волн» считается верхом мастерства живописца, поэтому сам Айвазовский так любил и ценил это свое творение. Некоторые искусствоведы считают картину логическим продолжением холста «Черное море» — на нем море начинает слегка волноваться, на полотне «Среди волн» — бушует в полную силу. Картина по сей день остается там, куда ее определил автор – она хранится в картинной галерее Феодосии.

История возникновения

Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.

Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.

Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.

Самые дорогие картины Айвазовского

Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.

И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.

Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.

И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.

Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.

Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.

И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.

Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.

И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.

Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: