Поиск своего пути
Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, – всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» – дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.
«Весенний солнечный день» (1910)
Эта работа входит в сергиевопосадский цикл картин Юона. Автор дает обобщенный образ весеннего городка, но между тем он проявляет топографическую точность, указывая на конкретную местность – Сергиев Посад. В город пришла весна. Повсюду лежат горы снега, но снег вот-вот растает под жаркими лучами солнца. Молодые девушки вышли на улицу, чтобы насладиться весенним теплом.
Дети постарше сидят на заборах, бегают по крыше, катаются на санях по последнему снегу. Самые маленькие сиротливо стоят, жмурясь от яркого солнечного света
Под забором важно прогуливается рыжий петух, ведя за собой пеструю курочку. Все домики, освещенные солнцем, сияют разноцветными крышами, жадно и радостно впитывая в себя тепло
Средний план картины занимают высокие ветвистые березы, через верхушки которых просвечивается нежное голубое небо. На березах шумят неугомонные грачи. Радость от пробуждения природы переполняет людей, птиц, дома…
На заднем плане виден архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Тот, кто не знаком с Лаврой, может ее и не «идентифицировать». Во многих картинах, составляющих сергиевопосадский цикл, основное действие происходит на фоне Лавры, но здесь Юон как бы не придает ей особого значения.
Рекомендации для родителей
Попросите сына (дочь) рассказать, что он (она) видит на картине. Задайте ему (ей) несколько наводящих вопросов:
- Какое время года изображает художник?
- Что указывает на приход весны?
- Что происходит на улице?
- Кто больше всего радуется весне?
- Какие чувства вызывает картина?
Рассмотрите с ребенком все детали картины
Важно показать ему, что в юоновских «многофигурных» композициях каждый персонаж оказывается при деле (мальчик, играющий с собакой; девочка, повисшая на заборе и наблюдающая за детьми, спускающимися по крыше; сгорбленная старушка, с любопытством рассматривающая молодок…)
Обратите внимание ребенка на сочные цвета, особую прозрачность воздуха, четкость архитектурных форм, переданные автором с поразительным мастерством
Вариант №2
Полотно «Купола и ласточки» было создано в 1921 году Константином Юоаном. На полотне изображён какой-то провинциальный городок. Впрочем и сам Юон любил путешествовать по старорусским городам
Он был уникальным человеком и любил радовать своих зрителей такими произведениями как это. Так же как и любил преподносить радость и важность в своих работах. Купола и ласточки считается одним из лучших его работ
Рассмотрев её вы это действительно поймёте. Довольно необычная картина. Где-то вдали течёт река, на среднем фоне расположены города и здания того времени. Так же виднеется вдали паровоз. Ну а самым главным тут выделяется церковь и купола. Почему именно купола? Скорее всего художник хотел нам показать не бедность простонародия а обычный яркий и радостный день, возможно здесь показано предверие какого-то праздника. Например Пасхи Так же вдали виднеются ласточки, они тоже радуются этому весеннему и солнечному дню,что отдаёт нам хорошее впечатление от картины. Заметьте доволно странно то что на картине нет ни одного человека, думаю они уже в церкви отмечают день Пасхи или же художник нам просто хотел передать яркость и радость данного весеннего дняНам Константин Юон хотел показать именно радость данного дня, а церковь означает что можно в любой момент было прийти и очистить душу от грехов или же помолиться за родных и близких. Церковь передаёт всегда свет особенно в такой день как Пасха. Вполне возможно что данная пора года именно весна и люди в праздничный день идут в церковь с радостью и без мыслей о плохом. Художник не спроста на первом плане показывает нам церковь может в этом есть более глубокий смысл. Пока есть вера в бога есть и жизнь на земле. Это очень важно для людей и приход в церковь человеку всегда должно быть во благо. Картина заставляет нас задуматься об том что вечно и красиво, заставляет нас замечать детали и радость в казалось бы в обычных непримечательных вещах.
↑ Стиль Константина Юона
Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:
- Сценография;
- Графика;
- Портрет;
Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.
К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото
При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.
Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.
К.Юон. картина Купание фото
Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.
«Утро индустриальной Москвы» (1949)
По утверждению внука К. Ф. Юона картина «Утро индустриальной Москвы» увидена художником из окна своей квартиры неподалеку от Курского вокзала. В советском искусствоведении картина оценивалась в «героическом» ключе примерно так:
Интересно, что передний план картины (деревья, обрыв) взят Юоном из собственного художественного архива. Здесь он использует набросок «Зимнее утро» 1916 года. Довольно часто мастеру пригождались в работе этюды и наброски почти полувековой давности. Странно выглядят силуэты церкви вокруг высоких индустриальных построек. Тонкие ровные деревья, верхушки которых устремлены к первым лучам солнца, окутаны дымом. Прямые деревья перекликаются с силуэтами труб, беспорядочно разбросанных по всему городу.
Повсюду дымят заводские трубы, спешит куда-то дымящий паровоз. Автор картины показывает неизменность человеческой жизни. Люди остаются такими, какими были раньше. Меняются лишь декорации вокруг них.
Определенно полотно близко по композиции полотну Брейгеля («Охотники на снегу») и Пюви де Шаванна («Зима»).
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.
Страница нашей истории – драматичная и забытая
У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.
О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство?!!!»
Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.
Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.
Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.
Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.
При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.
Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?
Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.
Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.
Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.
И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.
Современное состояние храма и режим посещения
Успенская церковь — действующий православный храм, клир которого состоит из 7 священнослужителей. Утренние службы начинаются здесь ежедневно в 7.30, вечерние – в 17.00. Престольные праздники отмечают 22 мая, 7 июля, 28 августа, 19 декабря. Храмовые праздники – 18 марта, 20 и 26 августа. Особо почитаемыми всеми верующими святынями считаются икона Святителя Николая с частичкой его мощей, образ преподобного Пимена с частичкой его мощей, икона Богоматери «Великопещерная», образ Трех Святителей с частицами мощей, а также мощевик, где находятся частицы мощей многих христианских святых.
Описание картины К. Юона «Купола и ласточки. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Ласточки и купола» I. Организационный момент
Художник К.Ф. Юон изобразил на своем полотне «Купола и ласточки» какой-то провинциальный городок. Он ничем особенным не отличается от других подобных городов. В нем есть церковь, купола которой и изображены на картине. Они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне голубого неба. В высоком небе кружатся ласточки, они радуются солнцу и теплу. Небольшие облака разбавляют синеву неба.
Город весь в зелени, значит, наступило лето. Пышные кроны деревьев бросают тени на дома. Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города. Если приглядеться, то среди домов и зелени можно увидеть дым, который оставляет за собой проезжающий поезд. Наверно в городе есть железнодорожная станция. Церковь как будто находится на горе или холме. Она возвышается над всем городом. Возможно, это художник просто так изобразил, выдвинув храм на первый план.
К.Ф. Юон не показал жизнь обычного провинциального городка. Его бедность, проблемы и не развитую инфраструктуру. Художник решил показать только радость теплого дня, цветущую природу и ликующих ласточек. Яркие насыщенные цвета передают настроение, которое автор хотел изобразить на своей картине. Теплая погода способна заставить радоваться кого угодно, не смотря на неудачи и проблемы. Хотя на полотне нет ни одного человека, но они, скорее всего, подобно ласточкам радуются теплу и солнцу.
Живописец уделил внимание тихой размеренной жизни города и выделил купола церкви на фоне яркого неба. Возможно, он представил церковь на первом плане неспроста
Пока есть вера в Бога, есть жизнь. В трудной ситуации человек придет в храм и найдет успокоение для своей души
Именно поэтому Юон выделил церковь, как что-то важное и подчеркнул радость жизни яркими красками, с помощью которых он изобразил солнечный день
Дата создания: 1921
Юон Константин (1875–1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова. После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий. Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая покоряет зрителя своей уникальностью. Живописец выбрал необычную точку зрения, по этому для зрителя всё обретает новый неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем – ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что хотят искупить грехи, и приблизится к раю. Вся композиция вокруг радуется, ликует, заглубляясь в картину можно почувствовать весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье и кресты, которые возносятся только к райскому небу. Живописное искусство призвано дарить зрителю что-то вечное, разумное и красивое. Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего города России, но и приобщится к духовной жизни.
Вам нравится «Купола и ласточки»? Вы можете купить её в виде холста в багете, отпечатанную как фото в раме или даже с нанесённым фактурным гелем, придающим сходство с оригиналом. Ольга Петрова – её автор получает отчисления с каждой продажи. Заказав эту картину в интернет магазине картин, плакатов и репродукций «Худсовет», вы помогаете этому человеку создавать новые произведения
Архитектура и декоративная отделка храма Успения Пресвятой Богородицы
Композиция кирпичной Успенской церкви традиционна – это трехчастный храм, вытянутый в одну линию. Его выразительный силуэт состоит из высокого двухсветного бесстолпного восьмерика, имеющего узкие диагональные грани, трапезной в виде трехконечного креста и трехярусной колокольни.
Храм покрыт крутым сводом в виде полусферы и увенчан двухярусным барабаном, завершает который небольшая луковичная главка. Алтарь имеет прямоугольную форму, усложненную небольшим выступом посредине. Церковная трапезная по высоте равна абсиде алтаря. Она завершается сложной по форме кровлей, поддерживаемой изнутри восьмью столбами. На колокольне возвышается маленькая главка. Великолепный храмовый декор выполнен в традициях зрелого барокко и выразительно подчеркивает красоту его объемов. Он усилен контрастным окрасом церковных фасадов. Кроме того, низ основного храма, алтарной абсиды и трапезной декорированы объемной горизонтальной кладкой – рустом. Окна обрамлены наличниками с нарядной лепниной. А углы церкви украшены парными пилястрами. На фасадах восьмерика сделаны круглые фронтоны, которые визуально сглаживают переход между стенами храма к его кровлей.
Царь Борис Годунов
И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.
C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.
Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.
Храмы и часовни
- Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
- Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
- Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
- Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
- Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
- Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
- Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
- Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
- Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
- Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.
«Купола и ласточки» (1921)
Юон подолгу жил в Сергиевом Посаде. Ранние сергиевопосадские работы созданы в 1903 году, поздние – в 1940-е годы. В каждой работе есть что-то сокровенное. Ни одна работа не повторяет характер другой. Сергиев Посад полюбился художнику за многогранность возможностей.
О своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры мастер писал:
Эти слова, написанные в «глубоко-советское» время, не объясняют умиротворенности и особой пронзительности «Куполов и ласточек». Практически художник работал в одно и то же время и над другими картинами («Русская провинция», «Сергиев Посад»). И каждая из них пропитана бытом, в каждой чувствуется желание автора «успеть запечатлеть».
Только в «Куполах и ласточках» Юон оставляет торопливость и увлекательную погоню за уходящим временем, обращаясь к «стоящей над жизнью высоким сводом Божественной непреходящей красоте».
К. Ф. Юон еще в 1910-е годы так говорил о своем творчестве:
В картине сергиевопосадского цикла «Купола и ласточки» как раз и присутствует «возвышенное благоговение».
В советское время искусствоведы указывали на несвязность куполов с остальными работами цикла, на перенос акцента с архитектуры Лавры на небесное пространство. Они были правы, но в этой картине все же присутствует самый значительный элемент храмовой архитектуры.
Поэт из Бельгии Эмиль Верхарн, посетивший однажды Россию, сказал, что она у него ассоциируется с пейзажами Юона.
Точно так же Россия ассоциируется с живописью Левитана, Саврасова, Шишкина, но «умытое» лазурно-синее русское небо всегда хочется назвать «юоновским».
С какой естественностью мастер пишет лигачевские пейзажи, виды Лавры и портреты первых колхозниц. Секрет этой естественности в юоновской способности заметить и передать полноту жизни во всем: в полете ласточек над церковными куполами, в мартовском снеге, в смеющихся круглых лицах крестьянских девушек.
На картине «Купола и ласточки» художник запечатлел купола Успенского собора. Строительство собора происходило в 1559-1585 годы. Архитектурным образцом для него послужил одноименный собор Московского кремля. В начале ХХ века купола были белыми с золотыми звездами, центральный купол был покрыт золотом. Сегодня купола покрашены синим цветом со звездами, центральный купол, как и раньше, сияет позолотой.
На центральном золотом куполе лежит холодная тень от креста, выписанная с удивительной достоверностью. В этом есть что-то тревожное, несвойственное Юону. Кажется, что все кругом окутано благолепной монастырской тишиной, но эта тишина уже мертвая. Троице-Сергиева Лавра была закрыта в 1920 году. В ее зданиях расположились историко-художественный музей и другие учреждения.
Дома Сергиева Посада, долы с высоты птичьего полета кажутся игрушечными в сравнении с небом, занимающим треть холста. Весь город освещен солнцем. Легкие белые облака плывут по необъятному небу. Задорные ласточки резвятся в воздухе, радуясь жизни. Согласно народному поверью по полету ласточек можно предсказать погоду. Высоко летают ласточки – к солнечной погоде, низко – к дождю.
В этой картине мастер восхищается Божественной непреходящей красотой мира, уводя зрителя от «житейской суеты».
К. Ф. Юона принято считать одним из самых жизнеутверждающих художников. В каждой юоновской картине («Купола и ласточки», «Утро индустриальной Москвы») чувствуется утверждение жизни.
Золотые купола душу мою радуют
Как ни крути, храм – сооружение земное. Но предназначено оно, чтобы видеть небесное. Этой цели подчинено все, внутреннее убранство, росписи, в том числе и храмовая архитектура.
Купола над православными церквями достались нам в наследство от Византии. Они – символ, символизируют небесную сферу. И все остальное – форма куполов, их количество, цвет – тоже не просто так, все это тоже имеет свои смыслы.
О чем говорит форма купола
- Тот вид, который мы называем луковицей, это стилизованная форма пламени свечи, символ молитвенного горения и божественного огня
- Форма купола в виде воинского шлема должна напоминать, что церковь ведет непрестанную духовную битву с силами зла
- Ребристые, волнистые и прочие самые замысловатые формы купола, окрашенные яркими оптимистическими цветами призваны напомнить всем, созерцающим их, о красоте небесного Иерусалима.
Какое значение у количества куполов
Количество глав у храма может варьироваться, начиная с единственной и доходить до 33 – таково было число лет, прожитых на земле Христом.
- Единственный купол означает единого Бога
- Две главы – знаменуют два естества Христа
- Три – память о святой Троице
- Пять глав – в честь Спасителя и четырех его апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна
- Семь – напоминание о семи православных таинствах
О чем говорит цвет купола
Да, конечно, существует определенная символика в выборе цвета купола. По канонам его окраска должна бы соответствовать каждому конкретному виду православного храма. Однако, в реальной жизни при выборе покрытия руководствуются, по большей части, не столько символикой, сколько теми денежными средствами, которыми располагает данный приход. Ну, а по правилам:
- Золотые купола у храмов, посвященным либо Спасителю либо одному из двадцати самых наиглавнейших православных праздников
- Синие или голубые, со звездами, – у храмов, посвященных Богородице
- Зеленые – такой цвет должны иметь купола храмов, посвященных Троице
- Серебряные – у церквей, носящих имя какого-нибудь святого
Но чаще на Руси купола все-таки золотили. Всем известно, что Русь – златоглавая. И сияли они, отражая свет божественной славы на земле. На сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры пишут, что главка Успенского собора в 18 веке была покрыта листами червонного золота, уже потом, в 19 веке, это богатство заменили на вызолоченную медь.
«Мартовское солнце» (1915)
Юон работал над картиной в Лигачеве. Жене с детьми, проживающим в Москве, он писал:
Следующее письмо художник написал в ином тоне:
Картина была написана масляными красками, разведенными керосином. Об этой технической подробности известно из письма художника:
В картине чувствуется то умиротворение, которое наступает в природе после череды пасмурных дней. Вот что говорил художник о своем методе «уловления света»:
За окраиной деревни едут мальчики на лошадях к водопою. В руках первого «всадника» синее ведерко. Следом за ними бежит лошадь красно-белой окраски. Собака с лаем бросается к лошади, но та не обращает на нее никакого внимания и скачет себе, подняв хвост и упрямо наклонив голову.
Вся деревенская окраина утопает в солнечных лучах: купаются в свете деревья, дома, лошади…
Природа вздохнула от непогоды. Голубое небо с розовыми облаками, мерцающий синевой снег, длинные тени на снегу придают картине торжественность и чистоту.
Рекомендации для родителей
Прочитайте ребенку стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта», в котором поэт говорит о торжестве весны.
Проанализируйте вместе с дочерью (сыном) содержание стихотворения. Попросите ребенка сравнить стихотворение и картину, найти общие черты и различия.
В этих лирических произведениях выявляется общий настрой, чувствуется некое умиротворение. В стихотворении «Это утро, радость эта» перечисляются человеческие ощущения, многочисленные природные явления … Оно полно жизни. Поэт предчувствует весну и заявляет об ее торжественном утверждении.
В картине «Мартовское солнце» нет ничего нежизненного. От кустиков, деревьев, веточек, домиков вблизи и вдали веет правдивостью, весенним настроением. И поэт, и художник поют гимн весне.