Цветы в живописи Клода Моне
XIX век был особенным. Вторая его половина удивительна. Представители мира искусства обратились к реальности, к истинной красоте природы, к сущности вещей. Во Франции возникали новые течения и стили. Появилось такое направление как импрессионизм. От французского слова «впечатление», или «impression». Ярким представителем импрессионизма был Клод Оскар Моне.
Однажды он признался: «Если много раз пишешь окружающий нас мир, то начинаешь лучше воспринимать реальность, или то малое, что мы в состоянии постичь. Я постигаю образы вселенной, чтобы засвидетельствовать увиденное своей кистью».
Моне имел независимый, свободолюбивый характер, утончённый вкус, поразительную внимательность. Он умел улавливать дуновение ветра, мельчайшие изменения окружающей среды, первые лучи солнца, их отражение в воде. Он любил природу, чувствовал её, жил ей. Моне создал много картин, на которых изобразил цветы. Одних только маковых полей у него столько!
«Маковое поле в Живерни», «Маковое поле в Холлоу близ Живерни», «Маковое поле в Сан-Мартине», «Овес и маковое поле», «Белый мак». Известно, что мак был любимым цветком Клода Моне.
Моне любил своё ремесло художника и природу, особенно цветы. С поразительным трепетом и внимательностью он относился к ним.
В 1883 году Клод Моне поселился в Живерне и занялся садоводством. Сначала он создал нормандский, а затем водный сад. Водный сад — явление удивительное, и рождается он далеко не сразу. Моне ищет подходящие растения, изучает, экспериментирует. Он много путешествует, и в путешествиях находит необходимые ему растения.Сорок три года он создавал свой сад.
Через свой сад Клод Моне раскрывает сам себя. Вокруг своего загородного дома он высадил сад, созданный по такому же принципу, как и его картины — каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок.
Сад Моне идеален. В нём нет ничего случайного, ничего лишнего, безвкусного. Это долгая, тщательная работа, изо дня в день, из года в год. Сад наполнен гармонией и подлинной красотой. Он является продолжением мастерской художника. Сначала Моне создавал что-либо в саду, а затем переносил это на холст.
Любимым цветком на его картинах были кувшинки. Самые известные картины с этим цветком — «Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона», «Белые кувшинки», «Кувшинки».
«Прошло много времени, — писал Моне, — прежде чем я смог понять мои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели. Восприятие живой природы приходит к нам не сразу».
- Рассказ о саде Моне- в теме
- Живописный Сад Клода Моне
Первая персональная выставка и долгожданный успех
Июньская выставка 1880 года принесла и признание, и деньги. Выставлялось 18 картин Моне, все они выгодно проданы. С этого времени художник ищет постоянного успеха и стабильного дохода. С 1883 года и до конца дней своих поселился в Живерни, живописной нормандской деревне на реке, прикипев к этому чудесному месту всем сердцем. Здесь разбивает великолепный сад, обустраивает пруд и, уединяясь, пишет сотни работ, которые участвуют в выставках в Париже. Действительно прочным успех живописца стал в 1889 году после выставки картин, написанных с 1864 по 1889 год (участвовало 145 работ). С этого момента авторитет Клода Моне непоколебим, доход постоянно растёт. Он много путешествует и пишет.
Кувшинки
«Кувшинки», написанные художником в 1916 году, стали одной из самых известных картин Клода Моне. Сейчас полотно находится в Национальном музее Западного искусства города Токио.
Начиная с 1905 года, и до конца жизни основной темой живописи художники стали кувшинки, или водяные лилии. Полотно «Кувшинки» стали частью целой серии великолепных водяных пейзажей художника. Примечательно, что писал Моне картины по памяти, поскольку пора цветения кувшинок ограничена во времени. К тому же зрение художника все сильнее ухудшалось, и он не мог работать с прежней скоростью.
Это интересно: одна из самых дорогих картин художника, «Пруд с водяными лилиями», написанная в 1919 году, была продана на аукционе Christie’s в 2008 году за 80 миллионов долларов.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки
Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери
Импрессионизм
В 1872 г. Клод Моне создал знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно данная работа предопределила как название группы импрессионистов, так и отдельное художественное направление. Полотно было представлено на первой импрессионистской выставке в 1874 г.
Авторитетный критик Луи Леруа отозвался о выставке следующем образом: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Импрессионизм, как таковой, сделал настоящий переворот в мировой живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и представлять его на холсте – задача, к которой стремились последователи этого жанра.
Клод Моне создал собственный сад
Наряду с товарищами, Моне стал родоначальником импрессионизма
Важно отметить, что он являлся сторонником пленэра, то есть создавал полотна не в помещении, а на природе, которая служила основой постижения натуры в ее естественном освещении
Как правило, Клод прибегал с размашистым пастозным мазкам, отказываясь от смешанных оттенков. В последующие годы биографии он оттачивал свою технику, экспериментировал со светотенью и исследовал воздействие на цвет окружающих оттенков.
В начале 1880-х годов Моне познакомился с Дюраном Рюэлем, который предложил ему сотрудничество. Рюэль начал регулярно покупать и продавать картины Клода, благодаря чему художник смог значительно поправить свое финансовое положение.
Отдельного внимания в творческой биографии Клода Моне заслуживают кувшинки. Его серия «Кувшинки» насчитывала порядка 250 картин, изображающих эти растения в различных ракурсах и цветовой гамме. Данная тематика увлекала его последние 30 лет жизни.
Кроме этого Моне имел слабость к лилиям. Проживая долгие годы в Живерни, он создал пруд в японском стиле. Мастер самостоятельно занимался дизайном сада, соорудив мостик и разводя на поверхности водоема кувшинки и лилии. Он очень серьезно подходил к композиции, вследствие чего заказывал семена растений с разных стран мира.
В преклонном возрасте Клод постоянно писал картины в собственном саду, стараясь приблизиться к идеалу в отношении передачи красоты окружающей природы на полотно. Параллельно он писал по несколько работ, стремясь запечатлеть переменчивое освещение.
Трудясь над одним произведением около часа Моне переходил к другому, что было связано с изменением естественного освещения. Мир водной глади с цветами становится его единственной стихией в поздних работах. Тема с водяными лилиями, всецело поглотила мастера.
Интересен факт, что один и тот же пейзаж Клод Моне писал в разных вариациях свыше 200 раз! К слову, в 2015 г. его работа «Водяные лилии» была продана за $54 млн. Созданный им сад в Живерни существует и сегодня, куда ежедневно стекаются сотни поклонников его творчества.
Контекст
Произведение «Женщины в саду» развивает принципы импрессионизма в жанре пейзажа. Клод Моне показывает на этом полотне переливы солнечных лучей в листве садовых деревьев и в складках пышных платьев девушек, игру теней, падающих от раскидистых веток. Палитра оттенков в произведении «Женщины в саду» естественная и немного приглушенная. Картина использует следующие цвета:
- Темно-зеленый.
- Болотно-зеленый.
- Нежно-голубой.
- Кипельно-белый.
- Песочно-желтый.
- Светло-серый.
Однообразием женских образов полотна «Женщины в саду» Клод Моне хотел доказать, что для импрессионизма палитра оттенков и натуралистичное изображение освещения важнее отдельных объектов и характерных героев. Главное, что интересует автора в композиции произведения «Женщины в саду» — как ложится на траву тень, отражается оттенок ткани платья на солнце, как преломляется свет, проходя сквозь листья деревьев.
Клод Моне продвигал идею важности правильной передачи света и тени, пейзажа во динамике времени суток. Картина, в отличие от большинства более поздних работ, которые создал Клод Моне, содержит немало мелких цветовых акцентов: яркие цветы в букете, оборки на платьях, листочки, ленты и др.
Детство и юность
14 ноября 1840 г. в Париже на свет появился мальчик Оскар Клод Моне. Его отец Огюст Моне и мать Луиза Жюстина были бакалейщиками. Они уезжают в Нормандию, когда мальчику исполнилось 5 лет.
Родители Клода Моне
Отец Моне желал, чтобы его сын продолжил бакалейное дело. Однако самому Клоду этого не хотелось. Уже с детства он очень увлекался рисованием. Проводить время в школе ему совсем не нравилось. Он любил находиться в скалах. В особенности мальчику нравилось рисовать карикатуры. Когда ему было 15 лет, он славился на весь Гавр, как отличный карикатурист. Его просто осаждали просьбами сделать карикатурный портрет.
На карманные расходы родители Клоду давали немного денег. По этой причине юный художник стал продавать свои картины. В лавке по продаже картин он знакомится с Эженом Буденном. Этот человек становится учителем Клода и открывает для него живопись. Эжен Буден убеждает Клода идти учиться. Моне проходит учебу в Париже в школе для художников.
В молодости
К первым выставкам
Ученики Глейра часто выезжают в Фонтенбло, огромный лесной массив, где художники обожали работать – существуют тысячи картин с изображением леса Фонтенбло. В 1865 году Салон принял к показу два морских пейзажа молодого художника, Клод волновался, но всё прошло тихо, его пока не особо заметили. На Салон 1866 года Моне готовил большое полотно «Завтрак на траве», ответ Эдуарду Мане на его нашумевшую одноимённую картину. Не успев завершить грандиозную работу, представил портрет своей подруги Камиллы и имел успех. Это была уже первая известность в столице. Отголоски триумфа долетают до Гавра, что восстанавливает уважение семьи к непокорному отпрыску. Для следующего Салона Моне пишет «Женщины в саду», но жюри Салона отвергает эту работу.
Известность Клода Моне
В 1870 году художник женился на Камилле Донсьё этот брак подарил ему двух сыновей. А портрет жены «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» принес художнику известность. После свадьбы живописец со своей супругой отправляется в Трувиль, Нормандию. На курорте он встречает своего давнего друга Будена проводившего там отпуск. Моне снова начинает писать море и светлые солнечные пляжи. По сравнению с полотнами, сделанными десять лет назад под влиянием наставника теперь его взгляд был направлен на свет и цветовые решения окружающей среды. Его стиль приобретает смелые, уверенные мазки я становится более хаотичным.
В июле 1871 года началась война и художник не желающий умирать за императора покинул страну и отправился в Англию вместе с семьей. Находясь в Англии, он детально изучает местную живопись и вносит коррективы в собственные работы. В будущем в его работах появляется легкость появляются туманы, пары и легкие почти незаметные перепады погоды. После недолгого путешествия художник возвращается во Францию. 1842 стал годом рождения судьбоносной картины «Впечатление. Восходящее солнце», в будущем это полотно послужит примером для создания названия для нового стиля импрессионизм.
В период с 1874 по 1878 год живописец напишет одни из своих самых известных работ, например, «Камилла в японском кимоно». Многие из его работ были затронуты влиянием японизма. Яркие и простые краски, прямые и лишенные деталей фигуры. Японизм сыграл важную роль в становлении импрессионизма как направления давая примеры для вдохновения живописцам того времени. В возрасте тридцати двух лет в 1879 году умерла его жена Камилла от ужасной болезни туберкулез. Не желая расставаться с ней даже после смерти, импрессионист напишет ее посмертный портрет. Вплоть до 1892 года художник живет один в родном городе и проводит все свое время за созданием картин, в этом же году он вступил в брак во второй раз на Алисе Ошеде. Долгое время до брака женщина помогала Оскару с воспитанием детей и домашним хозяйством. В 1911 году Алиса умерла.
Отвратительный сайт, рекламы столько, что текст статьи невозможно прочитать