Как можно по-новому посмотреть на картины боттичелли? часть 1

Другие персонажи картины

Признаюсь, мне очень нравится детально рассматривать картины, где, помимо основного образа, есть и второстепенные герои

В картине «Рождении Венеры» на них стоит обратить особое внимание

В правой части полотна находится Ора Талло, небесная привратница, что стоит у входа на Олимп. Она сжимает в руках плащ, в который вот-вот завернётся Венера.

Ора Талло, небесная привратница. Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Левая сторона картины показывает нам божественную пару. Это – бог тёплого ветра Зефир и его супруга, богиня растений и цветов Флора.

Как рассказывается в греческих мифах, Зефир был способен дарить жизнь всему, чего касался. Его появление связывали с приходом весны и расцветом.

Зефир с супругой. Фрагмент картины «Рождение Венеры»

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – уникальная картина во многих смыслах. Не только мастерство и красота полотна стали особенными. Эта работа в Тоскане была первым творением живописца на холсте. Прежде художники писали на деревянных панелях. Увы, сам мастер так и не дожил до того времени, когда его работу увидела публика, а полотно о появлении богини любви стало одним из самых известных мировых шедевров.

Анализ

В этой, несомненно, молодой работе, влияние периода ученичества Боттичелли среди ювелиров заметно по тщательному обращению с формой. Его интерес к опыту Антонио Поллайуоло выражается в единстве фигур и ландшафта, характеризующемся ритмом линий. Гибкая хватка Джудит за ятаган — еще одна заимствования у Поллайуоло; он происходит от одного из двадцати панелей гобелена « Вышитый лицевый портрет святого Иоанна». Файл: Parato di san giovanni, su discno di antonio del pollaiolo, secondam metà del XV sec, 07.JPG, нарисованный этим художником и хранящийся в Museo dell ‘ Опера дель Дуомо в столице Тосканы .

Рональд Лайтбаун подчеркивает несоответствие между отрубленной головой Олоферна, унесенной слугой Аброй, чьи черты лица, белые усы и волосы цвета соли и перца принадлежат человеку средних лет, и его обезглавленным телом, очевидно, обнаруженным молодым человеком. его офицеры во второй панели.

Примечания и ссылки

  1. (it) В. Боргини: Il riposo , ed. М. Роши, Милан, 1967, стр.  353
  2. Боттичелли: от Лоренцо Великолепного в Савонаролы  : Каталог выставки в Париже, Музей дю Люксембург, 1 — го октября 2003 по 22 февраля 2004 во Флоренции, Палаццо Строцци, с 10 марта по 11 июля 2004 года Милан: Skira Editore, Париж: Люксембургский музей, 2003, стр.  98 ( ISBN  978-8-8849-1564-1 )
  3. Александра Грёмлинг и Тильман Лингеслебен: Алессандро Боттичелли, 1444 / 45-1510 , перевод с немецкого Стефана Шуновера, Кельн: Tandem Verlag GmbH, 2007, стр.  10 ( ISBN  978-3-8331-3810-2 )
  4. Андреа Мантенья  : увидеть картину Лукас Кранах Старший  : увидеть картину Джованни Бальоне  : увидеть картину Лавиния Фонтана  : увидеть картину Жак Калло  : увидеть картину
  5. Юдифь обезглавливает Олоферна Артемизию Джентилески  : см. Таблицу
  6. ↑ и Боттичелли , под редакцией Кьяры Баста, Париж: Фламмарион, Коллекция Les Classiques de l’art, 2005, стр.  84 ( ISBN  978-2-0801-1433-4 )
  7. (in) Рональд Лайтбаун: Жизнь и творчество , Лондон: Пол Элек, т. I, 1978 г.
  8. (in) Рональд Лайтбаун: Жизнь и творчество , Лондон: Пол Элек, т. II, 1978 г.

Исторические данные

Имя владельца двух панелей документируются с XVI — го  века . Они предложили Бьянки Капелло , второй жены Франсуа I эр де Медичи , скульптором и художником Ридольфо Sirigatti в «украшают офис с картинами и античных статуй.» Эти две картины, завещанные его сыну великим герцогом Тосканы, между 1587 и 1632 годами, в год их поступления в коллекции Уффици, перечислены в инвентаре казино Mediceo di San Marco . Как следует из этого инвентаря, ореховая рама объединила их, образуя диптих . Отсутствуют документы, подтверждающие, что это положение было изначально задумано художником или уполномоченным.

Влияние Филиппо Липпи

Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.

Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)

С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470) Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли. Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.

«Портрет молодой женщины»

Портрет молодой женщины Сандро Боттичелли

Картина «Портрет молодой женщины» была написана в 1480-1485 годах. Тосканская школа подготовила прекрасного живописца Боттичелли, работавшего в обозначенный период времени. Искусствоведы занесли картину в список работ Якопо дель Селлайо, хранение совершалось в Штеделевском институте художественного искусства, расположенного во Франкфурте-на-Майне.

Моделью была Симонетта Веспуччи, изображающая молоденькую девушку. Это красивая женщина прошлой эпохи периода флорентийского Ренессанса. На груди красовался медальон, легко окаймляя женскую шею. Это незримая связь с семьей Медичи. В кулоне находилась камея из коллекционного набора драгоценностей. Богатство Медичи живут по настоящий день, вызывая восторг и раболепие. Строгость изображения показана, четкие грани придают вид совершенства. Показан идеальный образ женского лица на картине, незыблемо воплощая мифологический образ.

Описание

Иконография Юдифи традиционно отклоняется в двух направлениях. На первом изображена она, триумфально выходящая из палатки, с головой Олоферна и обнаженным ятаганом.

Вторая, более редко представленная, рассказывает историю Юдифи, где насилие завершилось обезглавливанием Олоферна.

Боттичелли выбирает два последовательных эпизода действия, то есть бегство из ассирийского лагеря и возвращение в Ветиллию, являющееся предметом этой панели, и обнаружение трупа генерала его офицерами. Он полностью отвергает политическое значение своей Джудит. Меланхоличная и задумчивая, ее взгляд направлен в сторону, а не прямо на эту вновь обретенную свободу, она, кажется, остановилась, и мы являемся свидетелями внутреннего конфликта, который ее одушевляет. В правой руке она держит ятаган линчевателя, все еще залитый кровью, а в левой руке оливковую ветвь, символически обозначающую ее как миротворца. Абра, его слуга, находится в противоположном положении и поспешным шагом следует за Джудит. Она берет жуткий трофей, наполовину завернутый в ткань, и держит в правой руке пустые бутылки из-под вина, от которых Олоферн опьянял .

На заднем плане открывается обширный пейзаж Ветиллии, купающийся в прозрачной атмосфере начала дня , когда ассирийские всадники осаждают крепостные стены города.

Тема Юдифи Боттичелли

Рассмотренный как автограф работа художника и представителем фазы подготовки или изучения этой панели, первая версия Возвращение Юдифи к Ветилуете была выполнена около —  ; немного меньше (29,2 × 21,6  см ), сейчас он находится в Художественном музее Цинциннати .

Эта тема снова поднимается Боттичелли в последний период своей деятельности, когда Юдифь покидает палатку Олоферна , которая хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме . Более темным тоном картина изображает Юдифь, выходящую из палатки ассирийского генерала, держа в одной руке отрубленную голову, а в другой — обнаженный ятаган.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны? Попробуем разобраться.

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

  1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины. Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения. Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

  1. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

  1. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

  1. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

  1. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

  1. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

  1. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр. Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными

Заложить весной плодородие – очень важно

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй! Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной». Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

Это интересно: Сочинение на тему Весна – это традиционная творческая работа для отработки навыков описания и рассуждения. Предлагаем подборку сочинений о весне для школьников 2–9 классов.

Закат творчества

Ближе к концу 15 века в произведения Боттичелли вторгается мрачный колорит – как отражение неспокойного времени внутренних междоусобиц и ожидания конца света, предрекаемого монахом Савонаролой, чьи убедительные речи захватили умы флорентийцев.

Остро трагическое восприятие мира находит отражение в полотне «Мистическое Рождество», написанном Боттичелли в конце 1500-го года на фоне беспорядков в Италии. Это один из немногочисленных заказов пребывающего в глубоком духовном и творческом кризисе престарелого художника.

В 1504-1505 гг он напишет ещё 2 картины – «Печальные истории Лукреции и Виргинии» и «Чудеса святого Зиновия», после чего о некогда лучшем живописце Флоренции окончательно забудут.

Печальные истории Лукреции

На сцену выйдет молодое поколение талантливых художников эпохи высокого Возрождения. На базе их техник как раз и сформировалась технология оптических просветов – комплексная пошаговая методика работы в воздушной перспективе с использованием нескольких видов изобразительных материалов: темперы, масла и акварели. Как применять «несочетаемые» виды красок можно узнать из этого видео:

Этапы и нюансы технологии описаны в этой книге.

В Риме (1481-1482)

К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему. На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён. Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: