Золотое руно 2022 ответы герои отечества 5-7 класс

Главный герой

Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.

Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.

Шухов обладает врождённой нравственностью и деревенской хваткой, позволяющей разглядеть пользу в обычных предметах. Он сам сделал мастерок, складной ножик и другие приспособления, благодаря которым лагерный быт становится комфортнее. Такие особенности личности позволяют не сломаться за долгие годы, проведённые в лагере.

Награды ВОВ: поиск по фамилии

К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?

  • На сайте ЦА Министерства Обороны в разделе «Награды ищут своих героев» опубликован список награжденных бойцов не получивших их. Дополнительные фамилии можно узнать по телефону.

Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам. Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах. Не обходите стороной такой вид поиска.

Проблематика

Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.

В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.

Солженицын обращаетс к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть. Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алёше-баптисте, который под давлением условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа

Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Архив Министерства Обороны: поиск по фамилии участников ВОВ

За годы работы сотрудниками ЦА был создан великолепный справочный аппарат показывающий содержание архивных накоплений, фондов. Сейчас целью его является обеспечить доступ людей к возможным документам посредствам электронно-вычислительной техники. Таким образом, заработал сайт, на котором вы можете попытаться найти военного, участвовавшего в ВОВ, зная его фамилию. Как это сделать?

  • В левой части экрана найдите вкладку «память народа».
  • Укажите его ФИО.
  • Программа выдаст вам имеющуюся информацию: дату рождения, награды, отсканированные документы. Все, что есть в картотеках на данного человека.
  • Вы можете установить фильтр справа, выбрав только нужные источники. Но лучше выбрать все.
  • На данном сайте существует возможность посмотреть на карте боевые операции, и путь части, в которой служил герой.

Это уникальный по своей сути проект. Такого объема данных собранных и оцифрованных по всем существующим и доступным источникам: картотекам, электронным книгам памяти, документам медсанбатов и справочникам командного состава больше нет. По истине, пока существуют такие программы и люди, обеспечивающие их, память народа будет вечна.

Если вы не нашли там нужного человека, не отчаивайтесь, есть и другие источники, может они не такие масштабные, но их информативность от этого не становится меньше. Кто знает, в какой папке могла заваляться нужная вам информация.

Композиция

Обратим внимание, как устроена композиция повести «Один день Ивана Денисовича»?

  1. В экспозиции читатель знакомится с главным персонажем произведения Иваном Шуховым. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением.
  2. Развитие сюжета составляют события, происходящие с главным героем. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
  3. Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
  4. В развязке главный герой, осознавая, что прошёл один из счастливых дней в его лагерной жизни, засыпает.

Жанр

А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ

В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь

Предыдущая

Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа

Следующая

Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа

История создания

Известно, что с историей появления произведения «Один день Ивана Денисовича» тесно связана лагерная жизнь автора. Александр Солженицын был осужден и обвинён в измене Родины из-за… писем. Да, простых писем, которые направлял своему другу. В них начинающий писатель завуалированно критиковал курс Сталина и мечтал о возвращении страны к линии ленинизма. В ту пору письма с фронта тщательно проверялись. И послания Солженицына дали повод сфабриковать дело. Ему дали 10 лет лагерей.

Идея создания повести у Александра Солженицына появилась в 1950 году. В этот период писатель находился в ссылке в Казахстане. Автору очень захотелось рассказать о своих лагерных буднях. Солженицын понял, что ему будет достаточно описать всего лишь один день, чтобы читатель осознал все те нечеловеческие  условия, в которых он отбывал наказание. Тем более, один день зэка не больно-то отличался от другого.

Работу над созданием своего произведения Александр Исаевич начал лишь спустя девять лет, когда он вернулся из ссылки. Над ним писатель работал на протяжении полутора месяцев.

В 1961 году творение Солженицына попало в руки Твардовского, который на тот момент являлся главным редактором известного журнала «Новый мир». Писатель не указал своего имени, и тогда член редакции А. Берзер написала псевдоним А. Рязанский. Не секрет, что редактор находился под сильным впечатлением от произведения. Правда, опубликовать его было трудно. Советская цензура была неумолима.

Редакция дала совет писателю поменять название произведения. В итоге, рассказ стал называться «Щ-854. Один день одного зэка». Александр Исаевич очень хотел, чтобы его произведение получило успех. В связи с этим он решил отправить свое творение другим писателям, своим коллегам, чтобы они написали отзывы о произведении. При этом Солженицын прекрасно осознавал, что произведение может быть запрещено цензурой, поэтому автор попросил о помощи самого Хрущева. В результате он смог добиться разрешения на публикацию повести. Ведь тогда, в период хрущевской «оттепели», был развенчан культ личности Сталина, благодаря чему люди получили возможность критиковать и осуждать его решения.

Произведение Александра Исаевича «Один день Ивана Денисовича», история создания которого представлена здесь, было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Оно обрело небывалый успех. В газетах и журналах было много отзывов о рассказе. Многие литературные критики считали, что книга «Один день Ивана Денисовича» представляет собой некую разрушительную силу для соцреализма.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Темы

Быт и нравы лагерной жизни — основная тема повести. Автор описал типичный день зэка, рассказав о типах заключенных, их одежде, еде, гигиене, обычаях и склонностях. В каждом абзаце находит отражение ужасная картина бесправия и угнетения.
Человеческое достоинство

Автор обратил внимание на то, что в лагере не ломаются только те люди, которые ставят уважение к себе выше комфорта. Фетюков готов был доставать окурки из плевательницы, рискуя заразиться, лишь бы покурить

А Иван Денисович работал ради того, чтобы купить себе табак, и даже жене не позволял обделять детей, посылая ему еду.
Тяжелая судьба советского человека. Автор показывает, что с момента революции людям стало жить только хуже. Деревня находится в упадке и нищете, город оккупирован бездушными тиранами, которые готовы отправить человека в тюрьму за одно лишь слово или происхождение.
Братство. Люди в бригаде становились одной семьей и могли выжить только сообща. Поэтому каждый в меру сил заботится об интересах своей группы, чтобы поддержать друзей и спасти себя.

Действующие лица

  • Иван Денисович Шухов (Щ-854) — лагерный заключённый; в прошлом — крестьянин, воевавший в рядах Советской армии, пленённый немцами, бежавший из плена и арестованный как шпион.
  • Цезарь Маркович — лагерный заключённый; в прошлом деятель кинематографической отрасли. По сравнению с Иваном Денисовичем живёт в лагере очень хорошо: работа у него более лёгкая, к тому же — обильные продуктовые посылки.
  • Баптист Алёша — лагерный заключённый; арестован за религиозные убеждения.
  • Кавторанг — лагерный заключённый; в прошлом — морской офицер.
  • Гопчик — лагерный заключённый; юноша шестнадцати лет.
  • Фетюков — лагерный заключённый; опустившийся человек, попрошайка.
  • Волков — начальник лагеря.

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950–1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяцев (май-июнь 1959 г.).

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чём свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нём отзывы. Так он надеялся продвинуть своё произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущёву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Один день Ивана Денисовича»

Пример эссе для одиннадцатиклассников

Валентин Георгиевич Распутин закончил писать свое произведение в 1974 году. Изначально в планах прозаика было создание текста на тему успешного строительства коммунизма. Испытывая финансовые трудности, он заключил договор на его написание. Но в издательство был сдан другой литературный труд под названием «Живи и помни». Он был написан без долгой подготовки под влиянием внутренних мыслей. Произведение, созданное в жанре реалистичной повести, нашло отклик в сердцах многих читателей.

Повесть включает в себя много актуальных аспектов — любовь и долг, преданность Родине и сострадание. Однако его главной темой является нравственный выбор человека в часы испытаний. Название произведения раскрывается в тексте: живи, но задумывайся о том, для чего, а также помни о своих поступках.

В композиции повести противопоставлены Андрей Гуськов и его супруга Настена. На их непростую жизнь в глубокой сибирской деревне роковое влияние оказала война. Андрей ушел на фронт, где проявил себя храбрым солдатом. После ранения он узнал о скорой отправке на поля сражений, хотя рассчитывал побывать у близких. Не выдержав новости, он смалодушничал и стал дезертиром.

По возвращении домой бывший солдат не испытал привычной радости, поскольку не мог показаться никому на глаза. Его искали, а расплата за дезертирство была серьезна. Невозможность вернуться к привычной довоенной жизни стала причиной страданий молодого Гуськова. Однако не его образ является в повести главным.

Большое внимание автор уделяет Настене, преданной жене Андрея. Узнав о поступке мужа, она не может открыть его тайну

Жалея его, она вступает во внутренний конфликт с собой, поскольку не одобряет идею побега из армии. Супруга верит, что люди простят Андрея, если он приведет аргументы, почему ему пришлось так поступить. Однако мужчина не готов сознаться. Односельчане выслеживают место, где он скрывается. Пытаясь предупредить мужа, Настена топится в водах Ангары.

Сюжет повести дает понять, что в часы опасности граждане обязаны разделить судьбу Родины. Малодушные люди и трусы не будут счастливы, не найдут покоя. Их судьба — до конца жизни «жить и помнить» позорное прошлое.

Философская повесть заставляет читателей задуматься о своих поступках. Поднимая темы долга, чести и нравственности, автор советует им всегда поступать по совести и оставаться людьми.

Память народа

Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.

С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.

На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.

Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.

На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.

Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.

Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Критика

Люди, прочитавшие повесть, были ошарашены и сбиты с толку. Не все знали, как на самом деле живут политзаключенные. Поэтому отзывы читателей были наполнены болью:

Многие критики писали такие отзывы, чтобы читатель понял: репрессии позади, это всего лишь перегиб и недосмотр. Однако умные люди поняли, что так режимные рецензенты нивелируют остроту поданного материала и хоронят его заживо. Далеко не все заключённые в ту пору вышли из тюрем. А многие, кто вышел, принес домой туберкулёз и другие заболевания, которые уже никак не исправить.

Иные писатели бойко обвиняли героя в лживом смирении, рабской сущности и чуть ли не эмоциональной глухоте. Однако они же сами позабыли о том, как молчали все эти годы, зная или догадываясь о репрессивности сталинского режима:

Но важнее то, что автор получил сотни писем и положительных откликов от простых людей, ставших жертвами или свидетелями тоталитарного ужаса. Они благодарили писателя за честность и справедливость слов, которые осветили важнейшую проблему того времени. Однако нашлись и те, кто хотел стыдливо спрятать «грязные портки» от читателей из других стран. Якобы книга оскорбляет достоинство советских людей и выставляет страну «не в том виде». Плохо то, что мы до сих пор стыдимся не того. Бояться нужно не мнения окружения и не огласки, а самой проблемы, которая не исчезает, если закрыть глаза.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Один день Ивана Денисовича» представлены в списке.

  1. Главным героем произведения является Иван Денисович Шухов. На долю этого человека выпала очень непростая судьба. Главный герой был осужден несправедливо. Он попал в плен и был обвинен в шпионаже в пользу другой страны. Показания из него выбивали побоями. Но Шухов, который жил в ужасных условиях, старался не утратить своих достойных качеств. Писатель показывает, с каким достоинством Иван Денисович переносит все трудности лагерной жизни. Свое спасение главный персонаж видел в честном труде и справедливом отношении к людям. Персонаж брался за любую работу, ведь сидеть без дела было не в его духе. Чтобы облегчить свою участь, Шухов старался заводить полезные для себя знакомства. Так, например, он дружил с Цезарем, ведь он довольно часто получал посылки из дома. Иван Шухов был мастером на все руки. Кому-то он тапочки сошьет, а кому-то — телогрейку. Так он зарабатывал на жизнь и не обременял жену обязанностью присылать ему посылки. Главному персонажу работа приносила удовлетворение, а заключённые искреннее его благодарили. Образ главного персонажа является собирательным, ведь автор в нем отобразил сложную судьбу всего народа.
  2. Андрей Тюрин — сын кулака, который был лишен всего, даже заслуженного военного чина, просто потому, что родился не в той семье. Сильный и опытный бригадир.
  3. Цезарь Маркович — богатый московский режиссер, обвиненный за «неправильный» фильм и критические высказывания в отношении власти. Человек щедрый, умный, справедливый.
  4. Капитан Буйновский — бывший капитан морфлота. Человек образованный и гордый. За эти качества он и пострадал. Пытаясь заступиться за заключенных и вспоминая законы, он получил 10 суток карцера и был обречен на скорую смерть от туберкулеза. Его посадили за то, что на войне ему пришлось помочь английским союзникам.
  5. Алешка — баптист, которого посадили за его религиозные убеждения. Он был тихим и доброжелательным человеком.
  6. Фетюков. Бывший начальник, который не угодил кому-то на своем посту. От него отказались жена и родственники, поэтому он опустился в лагере и морально «сдал». Он готов был на любое унижение ради еды.

Основная идея

В произведении писатель хотел показать, как рушатся судьбы людей под влиянием политического режима. Александр Исаевич резко критикует сталинские репрессии, показывая, как из-за них страдает народ. Протест против репрессивного курса советского государства — вот смысл повести «Один день Ивана Денисовича». Писатель показал, что тоталитарное правительство наказывает людей без всякой меры и справедливости, чтобы только запугиванием удерживать власть среди тех, кто ее ненавидит, не понимает, но боится. Такая страна обречена на нравственную гибель.

Главная мысль повести «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, что бессмысленное издевательство над невиновными людьми больше никогда не должно марать историю страны. Писатель до конца своих дней боролся с неведением и невежеством народа, который даже после гласности и Перестройки не верил в зверство Сталина и его подлой свиты.

Композиционная структура и анализ

Жанр «Живи и помни» — повесть из 22 глав, которая относится к классической русской прозе. В тексте автор емко и лаконично отразил свое отношение к непростой жизненной ситуации. Она является одновременно философской, социальной и политической, поскольку в основе лежат проблемы смысла жизни и предназначения, общественные отношения.

Кратко выполняя анализ «Живи и помни», следует отметить композиционную структуру, в основе которой лежит антитеза. Особенно ярко это просматривается в противопоставлении образов трусливого Андрея и совестливой, доброй, отзывчивой Настены.

Автор показывает, как из храброго бойца Гуськов постепенно опускается до трусливого дезертира. Скрываясь с лесу, он теряет нравственный облик, становится трусливым и эгоистичным, противным самому себе. В противовес ему представлен светлый образ Настены, которая испытывает по отношению к герою двойственные чувства. Она страдает от того, что не может простить Андрея, но и оставить его одного тоже не в силах. В композиции повести выделяются следующие части:

  • эпилог — знакомство с жизнью главных героев;
  • завязка — проводы Андрея на фронт;
  • развитие событий — ранение Гуськова, лечение в Новосибирске, известие о преждевременном возвращении в армию, решение героя о самовольном визите домой;
  • кульминация — самоубийство Настены, которая не смогла выдержать душевных мук в связи с предательством супруга;
  • развязка — дезертира Андрея ищут в деревне.

Раскрывая образы и внутренний мир главных героев, В. Г. Распутин использует прием психологизма. Показаны перемены в характере героев, причиной которых послужили определенные события в их жизни. Судьбой героини автор показал, что самопожертвование требует полной отдачи, самоотверженности

Писатель уверен, что это наиболее важное качество, обладатель которого может называться человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: