Презентация на тему: » Творчество художника Левицкого » — Транскрипт:
1
Творчество художника Левицкого
![]()
2
1) Биография; 2) творчество; 3) портреты; 4) анализ портрета Урсулы Мнишек; 5) выводы; 6) интернет ресурсы. План
![]()
3
Биография Родился около 1735 года. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого. В этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, замечательном сооружении, выстроенном по проекту знаменитого русского зодчего Растрелли.
![]()
4
Андреевская церковь
![]()
5
Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт- Петербург. Учился в Академии художеств. В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым.
6
Творчество Впервые Левицкий выступает как автор ряда произведений, объединенных печатью определенной и уже достаточно ясно обнаруживающей себя индивидуальности, в 1770 году, на выставке, которая была организована Академией художеств. В числе двадцати произведений этой выставки несколько работ принадлежало Левицкому. Это были портреты.
![]()
7
Они произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Левицкий становится в центре внимания общества. Заказы следуют один за другим. Когда выступил Левицкий с серией своих портретов, искусство Антропова уже уходило в прошлое, а Рокотов вступал в период своих высших достижений.
![]()
8
Портреты Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой
![]()
9
Портрет А.В. Суворова г. Портрет Екатерины II. Около 1782 г.
![]()
10
Портрет Н.А. Львова г.
![]()
11
Портрет священника (Г.К. Левицкого)
![]()
12
Анализ портрета Урсулы Мнишек г. Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
![]()
13
Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели.
14
Выводы 1)Родился около 1735 года; 2) Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве; 3)Учился в Академии художеств; 4)Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков; 5)В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.
![]()
15
Интернет ресурсы 1) %B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%B C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1 %80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5% D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.91.D0.B8.D0.B1.D0.BB.D0.B8. D 0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F 2) 3) /1044-levickiy.html 4)
![]()
Портрет А.Ф. Кокоринова
Янина БЕЛОШАПКИНА
Дмитрий Левицкий Портрет А.Ф. Кокоринова 1769. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На выставке Академии художеств в 1770 г. Левицкий представил шесть своих работ, лучшей из которых был единогласно признан портрет А.Ф. Кокоринова. И действительно по сей день он остается едва ли не самым значительным произведением художника в области парадного портрета.
Александр Филиппович Кокоринов был личностью неординарной — талантливый архитектор, всесторонне образованный человек с прекрасным вкусом. Родился он в Тобольске и за относительно короткий срок успел сделать впечатляющую карьеру. Особенно помогло ему на этой стезе покровительство графа Шувалова, сделавшего молодого архитектора своим первым помощником по устройству Академии художеств.
В итоге Кокоринов был назначен директором Академии, для развития которой сделал много достойных и полезных дел — организовал преподавание в живописном, гравировальном и архитектурном классах (курс по архитектуре он читал сам, причем на русском языке, что для того времени являлось редкостью, преподавание велось обычно на французском или немецком), ввел изучение арифметики, мифологии и истории, отменил телесные наказания для учеников.
Т. Мельтон. Императорская Академия художеств.
1789
Кокоринов не только участвовал в создании проекта Академии, но и руководил строительным процессом. Вот тут-то и начались неприятности.
Дома мечты.
Мастер тщательно проектировал конструкцию и внешний облик сооружений, придающий им яркость и аутентичность.
Коттедж Korman в Пенсильвании (1971-1973). Потрясающий стеклянный фасад позволяет членам семьи наслаждаться живописным природным окружением.
Парламент Бангладеша (1961-1983). Он был расположен в здание национальной Ассамблеи, а строительство завершено после смерти зодчего.
Сооружение было возведено с применением местных материалов – камня и мрамора, что позволяет гармонично вписать строение в окружающий пустынный пейзаж.
На следующей фотографии вашему взору продемонстрирован парк и мемориал Franklin D. Roosevelt в Нью-Йорке (1972-2012).
Парк находится на самой южной окраине острова Рузвельт с видом на Манхэттен. Это была последняя работа мастера.
Портрет А.Ф. Кокоринова
Янина БЕЛОШАПКИНА
Дмитрий Левицкий Портрет А.Ф. Кокоринова 1769. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На выставке Академии художеств в 1770 г. Левицкий представил шесть своих работ, лучшей из которых был единогласно признан портрет А.Ф. Кокоринова. И действительно по сей день он остается едва ли не самым значительным произведением художника в области парадного портрета.
Александр Филиппович Кокоринов был личностью неординарной — талантливый архитектор, всесторонне образованный человек с прекрасным вкусом. Родился он в Тобольске и за относительно короткий срок успел сделать впечатляющую карьеру. Особенно помогло ему на этой стезе покровительство графа Шувалова, сделавшего молодого архитектора своим первым помощником по устройству Академии художеств.
В итоге Кокоринов был назначен директором Академии, для развития которой сделал много достойных и полезных дел — организовал преподавание в живописном, гравировальном и архитектурном классах (курс по архитектуре он читал сам, причем на русском языке, что для того времени являлось редкостью, преподавание велось обычно на французском или немецком), ввел изучение арифметики, мифологии и истории, отменил телесные наказания для учеников.
Т. Мельтон. Императорская Академия художеств. 1789
Кокоринов не только участвовал в создании проекта Академии, но и руководил строительным процессом. Вот тут-то и начались неприятности.
Пришедший вместо Шувалова к руководству Академией Иван Иванович Бецкой не только не питал приязни к директору, но и всячески мешал его деятельности.
Постоянные придирки и несправедливые обвинения подкосили душевное здоровье Кокоринова. В 1772 г. он повесился на чердаке Академии, своего главного и любимого детища.
Впрочем, на портрете Левицкого нет и намека на столь трагический финал. Архитектор изображен в апогее своей славы. Он величественен и слегка вальяжен. Стоя у роскошного бюро черного дерева в своем рабочем кабинете, Кокоринов указывает на разложенный на столе план здания Академии. Спокойно и гордо, чуть усмехаясь, смотрит он на зрителя.
Л. Плахов. Кучерская Академии художеств. 1834
Живописное мастерство художника проявилось в этом портрете в полном блеске, поражая гармонией красок и превосходной передачей фактуры тканей, меха и кружев.
Великолепен шитый золотом камзол, белый атласный кафтан, отороченный соболем, — поговаривали, что за это одеяние, сшитое специально к торжественному празднованию закладки Академии художеств, Кокоринову пришлось выложить сумму, равную годовому окладу.
Нижний вестибюль Академии художеств
Интересно, что исследователи творчества Левицкого далеки от единодушия в трактовке образа, воплощенного художником.
Что ж, возможно, в этом и заключается достоинство настоящего произведения, не дающего однозначных характеристик, но позволяющего каждому составить о нем свое собственное мнение.
Самобытный стиль
Он сторонился инноваций и новшеств, а также хотел вернуть символическое и монументальное ощущение в зодчестве.
Как вы можете увидеть, интересные проекты домов архитектора заметно отличаются от творений его модернистских современников.
Художественная галерея Йельского университета (1951-1953). Фасад строения был выполнен с применением кирпича и стекла, при этом оригинальная конструкция сооружения обладает креативным исполнением.
Институт Солка в Калифорнии (1959-1965). Конструктор создал вдохновляющее и функциональное пространство для исследований.
Художественный музей Kimbell в Техасе (1967-1972). Естественный свет являлся ключевым фактором при строительстве этого сооружения. Мансардные окна на потолке пропускают много солнечного сияния, которое рассеивается алюминиевыми отражателями и наполняет пространство невероятной мягкостью и сиянием.
Портрет А.Ф.Кокоринова
1769г, холст, масло, 134х102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772)- талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в
московское дворцовое ведомство «архитектурии учеником»; в 1754 году произведен в
унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли . К этой поре относится сближение
Кокоринова с И.И. Шуваловым , для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее
министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим
ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии,
с почти неограниченной властью.
Кокоринов -архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века,
«шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с
широтою взглядов и классической образованностью.
Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.
Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко)
безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности:
На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой
ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом
указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и
мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.
Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища,
не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?
Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания.
Он — о том, что происходит с героем сейчас.
А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.
по иатериалам А.Басманов, «Огонёк»- 1985г
Отрывок, характеризующий Кокоринов, Александр Филиппович
– Да. Доктор посмотрел на брегет. – Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… – Не пило слушай , – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался . – А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом. – Окотник найдутся , – улыбаясь, отвечал немец. Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену. – Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски. Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом. – Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел. Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны. В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла. – Ах, это вы, mon cousin? Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком. – Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась. – Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. – Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать. – Хотела уснуть, mon cousin, и не могу. – Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу. Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба. Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости. – А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно. Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались. Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра. – Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь. Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него. – Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Портрет А.Ф.Кокоринова
1769г, холст, масло, 134х102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 10
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) — талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство «архитектурии учеником»; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли. К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью.
Кокоринов -архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века, «шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с широтою взглядов и классической образованностью.
Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.
Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности:
На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.
Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища, не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?
Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания.
Он — о том, что происходит с героем сейчас. А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина:
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.






























