Презентация на тему: » Творчество художника Левицкого » — Транскрипт:
1
Творчество художника Левицкого
2
1) Биография; 2) творчество; 3) портреты; 4) анализ портрета Урсулы Мнишек; 5) выводы; 6) интернет ресурсы. План
3
Биография Родился около 1735 года. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого. В этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, замечательном сооружении, выстроенном по проекту знаменитого русского зодчего Растрелли.
4
Андреевская церковь
5
Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт- Петербург. Учился в Академии художеств. В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым.
6
Творчество Впервые Левицкий выступает как автор ряда произведений, объединенных печатью определенной и уже достаточно ясно обнаруживающей себя индивидуальности, в 1770 году, на выставке, которая была организована Академией художеств. В числе двадцати произведений этой выставки несколько работ принадлежало Левицкому. Это были портреты.
7
Они произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Левицкий становится в центре внимания общества. Заказы следуют один за другим. Когда выступил Левицкий с серией своих портретов, искусство Антропова уже уходило в прошлое, а Рокотов вступал в период своих высших достижений.
8
Портреты Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой
9
Портрет А.В. Суворова г. Портрет Екатерины II. Около 1782 г.
10
Портрет Н.А. Львова г.
11
Портрет священника (Г.К. Левицкого)
12
Анализ портрета Урсулы Мнишек г. Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
13
Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели.
14
Выводы 1)Родился около 1735 года; 2) Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве; 3)Учился в Академии художеств; 4)Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков; 5)В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.
15
Интернет ресурсы 1) %B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%B C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1 %80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5% D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.91.D0.B8.D0.B1.D0.BB.D0.B8. D 0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F 2) 3) /1044-levickiy.html 4)
Портрет А.Ф. Кокоринова
Янина БЕЛОШАПКИНА
Дмитрий Левицкий Портрет А.Ф. Кокоринова 1769. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На выставке Академии художеств в 1770 г. Левицкий представил шесть своих работ, лучшей из которых был единогласно признан портрет А.Ф. Кокоринова. И действительно по сей день он остается едва ли не самым значительным произведением художника в области парадного портрета.
Александр Филиппович Кокоринов был личностью неординарной — талантливый архитектор, всесторонне образованный человек с прекрасным вкусом. Родился он в Тобольске и за относительно короткий срок успел сделать впечатляющую карьеру. Особенно помогло ему на этой стезе покровительство графа Шувалова, сделавшего молодого архитектора своим первым помощником по устройству Академии художеств.
В итоге Кокоринов был назначен директором Академии, для развития которой сделал много достойных и полезных дел — организовал преподавание в живописном, гравировальном и архитектурном классах (курс по архитектуре он читал сам, причем на русском языке, что для того времени являлось редкостью, преподавание велось обычно на французском или немецком), ввел изучение арифметики, мифологии и истории, отменил телесные наказания для учеников.
Т. Мельтон. Императорская Академия художеств.
1789
Кокоринов не только участвовал в создании проекта Академии, но и руководил строительным процессом. Вот тут-то и начались неприятности.
Дома мечты.
Мастер тщательно проектировал конструкцию и внешний облик сооружений, придающий им яркость и аутентичность.
Коттедж Korman в Пенсильвании (1971-1973). Потрясающий стеклянный фасад позволяет членам семьи наслаждаться живописным природным окружением.
Парламент Бангладеша (1961-1983). Он был расположен в здание национальной Ассамблеи, а строительство завершено после смерти зодчего.
Сооружение было возведено с применением местных материалов – камня и мрамора, что позволяет гармонично вписать строение в окружающий пустынный пейзаж.
На следующей фотографии вашему взору продемонстрирован парк и мемориал Franklin D. Roosevelt в Нью-Йорке (1972-2012).
Парк находится на самой южной окраине острова Рузвельт с видом на Манхэттен. Это была последняя работа мастера.
Портрет А.Ф. Кокоринова
Янина БЕЛОШАПКИНА
Дмитрий Левицкий Портрет А.Ф. Кокоринова 1769. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На выставке Академии художеств в 1770 г. Левицкий представил шесть своих работ, лучшей из которых был единогласно признан портрет А.Ф. Кокоринова. И действительно по сей день он остается едва ли не самым значительным произведением художника в области парадного портрета.
Александр Филиппович Кокоринов был личностью неординарной — талантливый архитектор, всесторонне образованный человек с прекрасным вкусом. Родился он в Тобольске и за относительно короткий срок успел сделать впечатляющую карьеру. Особенно помогло ему на этой стезе покровительство графа Шувалова, сделавшего молодого архитектора своим первым помощником по устройству Академии художеств.
В итоге Кокоринов был назначен директором Академии, для развития которой сделал много достойных и полезных дел — организовал преподавание в живописном, гравировальном и архитектурном классах (курс по архитектуре он читал сам, причем на русском языке, что для того времени являлось редкостью, преподавание велось обычно на французском или немецком), ввел изучение арифметики, мифологии и истории, отменил телесные наказания для учеников.
Т. Мельтон. Императорская Академия художеств. 1789
Кокоринов не только участвовал в создании проекта Академии, но и руководил строительным процессом. Вот тут-то и начались неприятности.
Пришедший вместо Шувалова к руководству Академией Иван Иванович Бецкой не только не питал приязни к директору, но и всячески мешал его деятельности.
Постоянные придирки и несправедливые обвинения подкосили душевное здоровье Кокоринова. В 1772 г. он повесился на чердаке Академии, своего главного и любимого детища.
Впрочем, на портрете Левицкого нет и намека на столь трагический финал. Архитектор изображен в апогее своей славы. Он величественен и слегка вальяжен. Стоя у роскошного бюро черного дерева в своем рабочем кабинете, Кокоринов указывает на разложенный на столе план здания Академии. Спокойно и гордо, чуть усмехаясь, смотрит он на зрителя.
Л. Плахов. Кучерская Академии художеств. 1834
Живописное мастерство художника проявилось в этом портрете в полном блеске, поражая гармонией красок и превосходной передачей фактуры тканей, меха и кружев.
Великолепен шитый золотом камзол, белый атласный кафтан, отороченный соболем, — поговаривали, что за это одеяние, сшитое специально к торжественному празднованию закладки Академии художеств, Кокоринову пришлось выложить сумму, равную годовому окладу.
Нижний вестибюль Академии художеств
Интересно, что исследователи творчества Левицкого далеки от единодушия в трактовке образа, воплощенного художником.
Что ж, возможно, в этом и заключается достоинство настоящего произведения, не дающего однозначных характеристик, но позволяющего каждому составить о нем свое собственное мнение.
Самобытный стиль
Он сторонился инноваций и новшеств, а также хотел вернуть символическое и монументальное ощущение в зодчестве.
Как вы можете увидеть, интересные проекты домов архитектора заметно отличаются от творений его модернистских современников.
Художественная галерея Йельского университета (1951-1953). Фасад строения был выполнен с применением кирпича и стекла, при этом оригинальная конструкция сооружения обладает креативным исполнением.
Институт Солка в Калифорнии (1959-1965). Конструктор создал вдохновляющее и функциональное пространство для исследований.
Художественный музей Kimbell в Техасе (1967-1972). Естественный свет являлся ключевым фактором при строительстве этого сооружения. Мансардные окна на потолке пропускают много солнечного сияния, которое рассеивается алюминиевыми отражателями и наполняет пространство невероятной мягкостью и сиянием.
Портрет А.Ф.Кокоринова
1769г, холст, масло, 134х102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772)- талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в
московское дворцовое ведомство «архитектурии учеником»; в 1754 году произведен в
унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли . К этой поре относится сближение
Кокоринова с И.И. Шуваловым , для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее
министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим
ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии,
с почти неограниченной властью.
Кокоринов -архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века,
«шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с
широтою взглядов и классической образованностью.
Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.
Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко)
безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности:
На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой
ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом
указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и
мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.
Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища,
не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?
Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания.
Он — о том, что происходит с героем сейчас.
А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.
по иатериалам А.Басманов, «Огонёк»- 1985г
Отрывок, характеризующий Кокоринов, Александр Филиппович
– Да. Доктор посмотрел на брегет. – Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… – Не пило слушай , – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался . – А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом. – Окотник найдутся , – улыбаясь, отвечал немец. Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену. – Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски. Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом. – Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел. Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны. В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла. – Ах, это вы, mon cousin? Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком. – Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась. – Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. – Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать. – Хотела уснуть, mon cousin, и не могу. – Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу. Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба. Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости. – А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно. Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались. Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра. – Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь. Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него. – Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Портрет А.Ф.Кокоринова
1769г, холст, масло, 134х102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 10
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) — талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство «архитектурии учеником»; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли. К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью.
Кокоринов -архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века, «шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с широтою взглядов и классической образованностью.
Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.
Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности:
На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.
Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища, не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?
Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания.
Он — о том, что происходит с героем сейчас. А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина:
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.