Андре дерен: жизнь и творчество художника

Андре Дерен

Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется.

Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.

Описание картины «Субботний день»

Кажется, что в эту комнату, изображенную Андре Дереном чуть ли не в натуральную величину, зритель мог бы войти – а возможно, он уже в ней, рядом с тремя женщинами.

Хозяйка с резкими чертами лица что-то говорит служанке, оторвавшись от книги, страницы которой заложила пальцем, а девушка с рукоделием сосредоточена на своей тонкой работе. Каждая могла бы стать отдельным портретом.

У них узкие длинные фигуры с вытянутыми шеями, головы чуть повернуты и наклонены, жесты тонких пальцев многозначительны, а складки на одежде заложены туго и тщательно – да и все остальные драпировки тоже.

Сумрачный колорит, простота обстановки с автономным натюрмортом на столе и лаконичный пейзаж за окном дополняют сходство со средневековой живописью.

Это впечатление подтверждается тем, что тумбочка слева, стол и камин нарисованы в обратной перспективе.

Дерен написал это панно в годы пристального внимания к готическому искусству и африканской деревянной скульптуре, оттого фигуры женщин напоминают статуи, а их лица – четкий рельеф экспрессивных масок.

В то же время войти в этот мир не так-то легко. И не только из-за того, что он парадоксально сочетает архаику с модерном и многослойную тесноту с ощущением отстраненности, если не одиночества.

Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется. Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.

Суббота – день отдыха, и служанка, задумавшись о чём-то своём, смотрит с теплотой. А взгляд зрителя в конце концов уходит из этой комнаты вправо – туда, где обсаженная деревьям аллея увлекает к далекому горизонту.

Рубрики: Культура, искусство, история

Метки: Андре Дерен Субботний день

Андре Дерен Субботний день. Около 1912

Истинной жемчужиной Дерена в собрании музея является его большое панно «Субботний день», созданное во время сильного увлечения худож­ника готическим искусством. Название этому произведению, по преданию, дал Гийом Аполлинер. На первый взгляд, картина по своему сюжету напоминает произведения голландских жанристов. Перед нами интерьер, в котором изоб­ражены три персонажа: сидящая за столом с книгой хозяйка, выслушивающая ее наставления служанка, занимающаяся рукоделием девушка. Дерен тщатель­но выписывает все детали обстановки: покрытый зеленой скатертью стол, сто­ящие на нем кофейник и тарелку с фруктами на белой салфетке, цветы в вазах на тумбочке и камине, недорогую посуду на полках. Но художник превращает повседневную сцену в ритуальное дей­ство. Деформация фигур женщин, каждая из которых образует замкнутый пластический объем, доведена до предела. Удлиненные пропорции моделей с вытянутыми шеями, тонкими длинными пальцами, напряженными застывши­ми лицами, напоминающими ритуальные маски, свидетельствуют об изучении Дереном готической скульптуры и негритянского искусства. Влияние средневе­ковых традиций отразилось и в использовании обратной перспективы в изоб­ражении стола, и в орнаментальном узоре ломких, мерцающих «готических» складок тканей, и в особой значительности жестов. Мрачный колорит с до­минированием черных, коричневых, серых и зеленых тонов придает атмосфере картины ощущение томительного ожидания. В этом суровом и драматичном по своему духу полотне, воплотились лучшие качества живописи Дерена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: