Андре Дерен
Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется.
Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.
Описание картины «Субботний день»
Кажется, что в эту комнату, изображенную Андре Дереном чуть ли не в натуральную величину, зритель мог бы войти – а возможно, он уже в ней, рядом с тремя женщинами.
Хозяйка с резкими чертами лица что-то говорит служанке, оторвавшись от книги, страницы которой заложила пальцем, а девушка с рукоделием сосредоточена на своей тонкой работе. Каждая могла бы стать отдельным портретом.
У них узкие длинные фигуры с вытянутыми шеями, головы чуть повернуты и наклонены, жесты тонких пальцев многозначительны, а складки на одежде заложены туго и тщательно – да и все остальные драпировки тоже.
Сумрачный колорит, простота обстановки с автономным натюрмортом на столе и лаконичный пейзаж за окном дополняют сходство со средневековой живописью.
Это впечатление подтверждается тем, что тумбочка слева, стол и камин нарисованы в обратной перспективе.
Дерен написал это панно в годы пристального внимания к готическому искусству и африканской деревянной скульптуре, оттого фигуры женщин напоминают статуи, а их лица – четкий рельеф экспрессивных масок.
В то же время войти в этот мир не так-то легко. И не только из-за того, что он парадоксально сочетает архаику с модерном и многослойную тесноту с ощущением отстраненности, если не одиночества.
Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется. Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.
Суббота – день отдыха, и служанка, задумавшись о чём-то своём, смотрит с теплотой. А взгляд зрителя в конце концов уходит из этой комнаты вправо – туда, где обсаженная деревьям аллея увлекает к далекому горизонту.
Рубрики: | Культура, искусство, история |
Метки: Андре Дерен Субботний день
Андре Дерен Субботний день. Около 1912
Истинной жемчужиной Дерена в собрании музея является его большое панно «Субботний день», созданное во время сильного увлечения художника готическим искусством. Название этому произведению, по преданию, дал Гийом Аполлинер. На первый взгляд, картина по своему сюжету напоминает произведения голландских жанристов. Перед нами интерьер, в котором изображены три персонажа: сидящая за столом с книгой хозяйка, выслушивающая ее наставления служанка, занимающаяся рукоделием девушка. Дерен тщательно выписывает все детали обстановки: покрытый зеленой скатертью стол, стоящие на нем кофейник и тарелку с фруктами на белой салфетке, цветы в вазах на тумбочке и камине, недорогую посуду на полках. Но художник превращает повседневную сцену в ритуальное действо. Деформация фигур женщин, каждая из которых образует замкнутый пластический объем, доведена до предела. Удлиненные пропорции моделей с вытянутыми шеями, тонкими длинными пальцами, напряженными застывшими лицами, напоминающими ритуальные маски, свидетельствуют об изучении Дереном готической скульптуры и негритянского искусства. Влияние средневековых традиций отразилось и в использовании обратной перспективы в изображении стола, и в орнаментальном узоре ломких, мерцающих «готических» складок тканей, и в особой значительности жестов. Мрачный колорит с доминированием черных, коричневых, серых и зеленых тонов придает атмосфере картины ощущение томительного ожидания. В этом суровом и драматичном по своему духу полотне, воплотились лучшие качества живописи Дерена.