Картине абылхана кастеева «турксиб» исполнилось 90 лет

Абылхан Кастеев

История Казахстана —

Выдающиеся имена Казахстана

Сто лет назад, 1 января 1904 года, родился Первый Национальный художник Республики Казахстан — Абылхан Кастеев, чьим именем назван Государственный музей искусств. Кастеев родился в Джаркентском районе Талды-Курганской области в большой семье бедняка-скотовода. Судьба была благосклонна к нему, но вместе с тем и строга на протяжении всей жизни. Рано потеряв отца, юному Абылхану чуть ли не с восьми лет пришлось трудиться. Сначала в родном ауле — чабаном, затем в Джаркенте — чернорабочим, а позже на строительстве Туркси-ба.

В то время ему едва исполнилось двадцать три. Молодой, любознательный, полный сил и творческой энергии, Абылхан совмещал работу с ЖИВОПИСЬЮ. Любую свободную минуту он с упоением рисовал, делал карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо позже, в 1969 году, по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб», — произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны — встречу первого поезда.

Итак, в 1929 году по ходатайству работников Турксиба Абылхан переезжает в Алматы (тогда еще — город Верный). В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изобразительного искусства. Здесь он сделал окончательный выбор — стал художником. Потом — Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и с художественными музеями, где выставлены шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республиканского и всесоюзного значения.

Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным материалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плотных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художником» за то, что он никогда не обманывал зрителя, он не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало композицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего. Лишь в одном произведении Кастеев допускает «обман». В работе «Сбор хлопка», где на первом плане изображены труженицы, Кастеев помещает фрагмент сельскохозяйственной машины для сбора хлопка. Такой машины, конечно, не существует и по сей день, она была всего лишь фантазией мечтой помочь человеку, облегчить его тяжелый труд.

И все же он предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди акварельных работ, представленных в экспозиции ретроспективной выставки, особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные традиции, обычаи, обряды, быт, а так же новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию.

В зале живописных работ — две заслуживают особого внимания. Это «Портрет А.Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 году Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Совета Казахской ССР. «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник передал даже характер и настроение каждого персонажа, правдиво изобразил быт. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в темных и сложных тонах. Становится больно и страшно за девушку.

Абылхан Кастеев умер в 1973 году, оставив после себя огромное творческое наследие, бережно сохраняемое в фондах Государственного музея искусств, в Центральном Государственном музее, в музее Востока (г.Москва), в частных собраниях и личном архиве семьи. Каждое произведение — это история народа, история казахстанской живописи, которой вместе с первым казахским художником нынче исполнилось 100 лет.

Читайте:
  • Ильяс Жансугуров
  • Наурызбай батыр
  • Райымбек батыр
  • Богенбай батыр
  • Карасай батыр

Абылхан Кастеев: картины, описание

Унитарный характер царил в отечественном национальном искусстве до 1920-х годов. Абылхан Кастеев стал создателем золотой коллекции национальной живописи, он сформировал принципы и основы профессиональной школы в казахском изобразительном искусстве.

Какими выразительными чертами обладал этот мастер? По замечаниям критиков и искусствоведов, они таковы:

В Музее искусств РК в Алматы можно своими глазами увидеть все лучшие картины мастера. В качестве виртуальной экскурсии предлагаем познакомиться с описанием таких полотен Абылхана Кастеева:

«Сбор хлопка» (1936)

Картина «Сбор хлопка»: YouTube / Kazakh TV

В этом произведении автор соблюдает все каноны социалистического реализма, но передает и жизненную правду:

«Кража невесты» (1937) и «Купленная невеста» (1938)

О традициях казахского народа в отношении женщин можно узнать по полотнам «Старый и новый быт» 1930-х гг. Трагичная и эмоциональная «Кража невесты», грустная и безысходная «Купленная невеста» («Проводы невесты») как нельзя лучше знакомят с этой стороной жизни.

«Портрет Абая» (1945)

Многие художники Казахстана изображали Абая — знаменитого поэта и выдающегося мыслителя. Кастеев свыше 30 работ посвятил этой легендарной личности. Новаторским признан портрет юного Абая 1945 года.

На этой картине ему нет еще и 17-ти лет. Это ученик с книгой, во взоре которого горит сила и чувствуется глубина. Этот образ запоминается навсегда и никого не оставляет равнодушным.

«Портрет Шокана Уалиханова» (1951)

Известно полотно с изображением выдающегося казахского просветителя, гуманиста и этнографа Чокана Валиханова (Шокан Уалиханов). Его связь с народом художник умело подчеркнул фоном, на котором видим казахское селение, горы и степь.

«Аксайский карьер» (1967)

Это индустриальный пейзаж, популярный в 1950–1960-х. Художник умело объединяет статичность буровых установок, техники с динамикой рабочих. Картину наполняет особенная поэтика, красота и грандиозность труда и свершения новой эпохи.

«Турксиб» (1969)

Картина «Турксиб»: YouTube / Kazakh TV

Это полотно творец создал по своим воспоминаниям: в 1927 году он был на строительстве железнодорожной магистрали Турксиб. Эта важнейшая дорога соединила Сибирь и Среднюю Азию и положила начало новой эпохи в жизни казахов.

Автор показывает радость, связанную с первым, пышущим белым паром паровозом. Техническое чудо восхищает всадников на лошадях и верблюдах, празднично одетых женщин, стариков и детишек. Даже такое обыденное событие казахи способны превратить в праздник.

«Таласский край» (1970)

Природа родного края всегда вдохновляла Кастеева. Композиция этой картины передает широту казахских просторов, степей и рек, а также показывает людей, которые преобразуют мир вокруг. Время и пространство сплетаются в волшебный узор, от которого сложно отвести взгляд.

«Войско Амангельды» (1970)

Еще во время Второй мировой войны Кастеев задумал создать картину о народном герое Амангельды Иманове. Он ездил на его родину, общался с местными жителями. По этим рассказам сделал наброски, которые очень точно отразили реальность.

Полотна народного художника Кастеева уникальны своей честностью и искренностью, добротой и восхищением. Эти акварели помогают восстанавливать этнографию страны, прикоснуться к своим корням.

«Казахи сначала со страхом воспринимали поезд»

— Творчество его тоже во многом связано с Великой стройкой?

— Конечно, в своем творчестве он часто обращался к теме Турксиба.

Первая из того, что мы знаем – графическая работа 1932 года «Турксиб». Довольно известная, небольшого размера, была создана с Николем Крутильниковым, в то время известным в Казахстане художником. Такая была практика в 30-е годы, к каждому национальному молодому художнику приставлялся куратор, как правило, из квалифицированных мастеров. Такую миссию по отношению к Абылхану на себя взял Крутильников. Совместно с ним Кастеев сделал эту работу. На ней казах на верблюде едет вдоль железнодорожного полотна, по которому в сторону зрителя движется паровоз. Предполагаю, что это был рисунок к плакату. В те годы работы были в основном прикладного характера. Свободы творчества не было, все делалось на заказ – социальный, партийный. Надо все воспринимать в этом русле.

Рисунок станковый, простой по композиции, доходчивый, где противопоставлялись два мира – прошлое и настоящее. В нем Кастеев начинает осознавать миссию советского искусства – подчеркивать преимущества нового социалистического строя и критически относиться ко всему прошлому. Фигура казаха на верблюде в левом углу символизирует дореволюционный Казахстан. А справа – «железный конь», «огненная арба». При этом казахи сначала со страхом воспринимали поезд, а потом постепенно пришло понимание, что пришло новое время. Люди поняли его преимущества, мощь и силу.

— Интересно, почему на его полотнах встречается много различной техники? Таково было его увлечение?

— Турксиб развил в Кастееве особый пиетет техники. Индустриализация была важнейшим фактором конца XIX, начала XX века. И впоследствии Кастеев будет скрупулезно изображать различные технические средства – трактора, поезда, самолеты, машины. Такова была тенденция времени.

На выставки приходили рабочие, крестьяне, простые люди, которые хорошо разбирались в различных механизмах, потому что работали на этих машинах. Они в картинах художников очень быстро замечали все погрешности. Об этом сохранились записи, статьи в газетах, где утверждалось, что некий художник не правильно нарисовал комбайн или косилку. К этим замечаниям художники серьезно относились, тщательно изображали все детали.

В первом рисунке Кастеева поезд изображен несколько стилизованно, упрощенно. В тот период это было допустимо, еще достаточно лояльно относились к этому. Позже, в середине 30-х годов стали относиться более строго. Этот первый профессиональный рисунок, тем не менее, в нем проявился характер кастеевского искусства.

Кастеев, изображая Турксиб, овладевал методом соцреализма, чтобы показать все преимущества советского строя в деле преобразования его родной страны. В течение 30 лет Кастеев обращался к теме великой стройки. Основные работы – это помимо рисунка 1932 года, наиболее значимая его картина 1969 года – большое живописное произведение «Турксиб». Оно было написано в преддверие 100-летия В.Ленина, широко отмечавшегося в стране. Художникам были даны большие заказы, Кастеев тогда написал две картины, наряду с «Турксибом» еще и портрет Амангельды Иманова.

— Сегодня его «Турксиб» известен многим!

— Именно «Турксиб» является знаковым для художника, объединившим ранний со зрелым поздним периодом, показывая ценность его искусства. Если сравнить две эти работы, можно ярко увидеть прогресс, эволюцию его творчества.

Эти две работы, во-первых, отличаются размером. Миниатюрный рисунок и монументальное живописное полотно, демонстрируют кардинальные изменения. Во-вторых, развилось техническое мастерство, Кастеев стал в полном смысле профессиональным художником. Хотя он не имел формального академического образования, тем не менее, мы все считаем его профессиональным художником. В-третьих, сам подход к теме стал более сложным, диалектическим. Сюжет, конечно, достаточно простой. Группа людей встречает подходящий поезд. Хотя присутствует социалистическая мифология – приходящий поезд издавал громкие звуки, кони, верблюды и люди разбегались в разные стороны, паровоз внушал какой-то страх. Тем не менее, живописец идет не то что против истины, а показывает в идеалистическом ключе, что народ приближается к поезду. Если разобраться, идет против правды, реальности. Но в советское время именно так и надо было изображать. На этом полотне люди в нарядных костюмах, подчеркнуто ликование. И опять же противопоставление настоящего и прошлого, идет вереница верблюдов слева. От сравнения старого и нового быта советский художник не мог отойти, потому что к этому были особые требования. И Кастеев им следовал.

«А поезд буквально идет на тебя»

— У него на картинах очень тщательно выписаны лица. Есть прототипы? Или все они — плод воображения?

— Прототипы существовали всегда. Кастеев относится к таким художникам, которые всегда основываются на натуре. Другое дело, как это портретное сходство достигалось, до какой степени. Но Кастеев был очень дотошным

Обратите внимание, что люди на этом полотне изображены со спины. У него был такой метод, он давал эффект присутствия зрителя в толпе

— Как будто сам находишься там на месте.

— Поэтому зрители, приходя на выставку, стоя перед его картинами, ощущали себя участниками действа. Сейчас разрабатываются 3D, 5D-модели. В то время тоже была эта новация. Сейчас мы это не воспринимаем, а тогда это было достаточно инновационно для того времени. Возникал эффект личного участия, присутствия. Для того времени люди с их зрительным опытом так и считывали. Этот момент не все понимают. Поэтому его мастерство визуальной пространственности передачи для этого и работало. И зритель стоит не перед картиной, а перед событием. А поезд буквально идет на тебя. Слышишь его звук, движение, крики людей. Все это очень ощущаешь. Сегодня мы, избалованные телевидением, воспринимаем несколько по-другому. А в то время эффект был очень сильный!

— Существует конкретное место, которое изображено на полотне?

— Такого исследования не проводил, но, могу предположить, это конкретное место. Всегда пейзаж, любой предмет, момент, персонаж у Кастеева имеют прототип. Это можно точно сказать. В советском искусстве не было свободы творчества. Очень жестко следила цензура, картину проверяли на выставочных худсоветах. Художники были под таким ярмом. Может, они внутренне страдали от этого, но должны были этому следовать.

— И детали паровоза выписывались не только для зрителей, но и для цензуры?

— Хотя тех требований в чем-то нашим художникам и не хватает. Реальность теряется в произведениях.

Еще интересный момент. В первом рисунке 1932 года человек на верблюде и поезд ассоциируются с традиционной мифологией народной встречи батыра с каким-то драконом, чудовищем. Они должны сразиться. Но у Кастеева не такой подход. В капиталистическом обществе машина служит для эксплуатации человека, она такая мертвая, холодная, подавляет личность человека. В социалистическом обществе машина такое одушевленное существо, которое призвано помогать пролетариату. В данном случае внешне ассоциируется с этим мифом – богатырь и дракон. Но здесь дракон приручается, и нет резкого антагонизма.

— А есть другие работы кисти художника об этом периоде?

— Существует еще несколько рисунков, на которых Кастеев изображает строительство Турксиба. Зарисовки более позднего времени. Они хранятся в семье Кастеева, на них он себя изображает, других людей периода строительства железной дороги.

— Интересно, кого еще вдохновила эта стройка?

— Всесоюзную стройку изобразили не только Кастеев. Молдахмет Кенбаев, который на картине «Карайгыр» (черный жеребец), изобразил символически романтический поезд. В фондах музея хранится много работ, посвященных Турксибу. Сюда командировались и советские деятели искусства Александр Дейнека, писатели Ильф и Петров, многие другие.

Абылхану Кастееву повезло, что он попал на эту великую стройку, он сам всегда это признавал. Она сыграла в его судьбе знаменательную роль.

Ирина Бектиярова, Алматы

Коллективное сознание в искусстве

— Какую же роль в судьбе Кастеева занимает Турксиб?

— Турксиб для Кастеева стал знаковым событием. Можно сказать, что он разделил его жизнь на две половины – до и после.

Когда Абылхан услышал о стройке, он с группой своих ровесников отправился из аула на объекты первой пятилетки. Казахскую молодежь тогда принимали только чернорабочими, потому что квалификации у них не было. Стройки первых пятилеток, к которым относился и Турксиб, помимо своей основной задачи – создания материальной базы и повышения обороноспособности советского государства, выполняли также и социальную задачу — создание национального пролетариата.

Таким образом, для Кастеева Турскиб стал не только трудовой школой, где он приобрел конкретную специальность, но и школой его классового роста. Он стал одним из представителей пролетариата.

Но самое главное, здесь произошло знаковое событие — на него впервые обратили внимание как на начинающего художника. Он самостоятельно осваивал изобразительную грамоту

В перерывах между работой пытался что-то изображать. Заметив его увлечение, руководители стали обсуждать, как помочь развить талант и, может быть, учиться дальше.

— Известно ли на каких участках трудился Кастеев?

— Есть данные, что первоначально он прибыл на станцию Айнабулак. Далее сведений нет, документов практически не сохранилось.

Но однажды в его судьбе произошло важное событие. Кастеев сам рассказывал об этом журналистам

В те годы была политическая установка – из состава национальных кадров формировать рабочий класс, интеллигенцию

Этому уделялось огромное внимание. Способности людей замечались, брались на заметку, пытались помочь им продвинуться, направляли на учебу на рабфаки в Москву, Ленинград и другие города

Кастеев попал именно в эту струю.

Сохранилась легенда о том, что к концу строительства Кастеев, забравшись на скалу, изобразил профиль Ленина. Такой эпизод описан во всех его биографиях, статьях советского и постсоветского периода. Доказательств, конечно, сейчас нет, не сохранилось изображение вождя пролетариата, ни фото, никаких других свидетельств. Тем не менее, сам факт показателен. Он говорит о том, что Кастеев впервые заявил о себе, как о художнике, портретом вождя мирового пролетариата. Получил признание своего трудового коллектива.

— Партия его заметила?

— Да, именно на одном из партсобраний его рекомендовали на учебу в Алма-Ату. Было только одно препятствие. Кастееву надо было доказать свое происхождение. Он отправил запрос в аул, чтобы подтвердить свое не байское происхождение. Долго ждал справку, которая до сих пор сохранилась в семье, что он из семьи пастухов.

Абылхан Кастеев: интересные факты о жизни и творчестве

Абылхан Кастеев за работой: YouTube / Kazakh TV

Самые любопытные факты биографии знаменитости остаются вне энциклопедических справок. О них знают те, кто специально изучает жизнь и творчество выдающегося человека.

Расскажем о некоторых деталях жизни Кастеева, которые позволят составить более яркий портрет художника:

Супружеская жизнь

До того как отправиться в Москву на обучение, Абылхан Кастеев посватался к девушке. Та отказала ему. Вернувшись модно одетым и знаменитым, он посетил ее, но взаимности так и не добился.

Абылхан Кастеев с женой: YouTube / Хабар SHOW

Его женой стала мягкая и хозяйственная Сакыш. Девушка была на десять лет младше супруга. Пожениться они смогли только благодаря премии, которую Кастееву выписал совнарком Ораз Исаев. В браке у живописца родилось девять детей — три девочки и шестеро мальчиков.

Как Кастеев выжил в голодные 1930-е

Молодой семье художника приходилось несладко в голодные времена. Человек искусства, Кастеев вынужден был нелегально переходить границу, чтобы в Китае обменять ценные вещи на продукты.

Во время одной из таких вылазок китайские правоохранители арестовали Кастеева и отправили его в трудовой лагерь. Сакыш едва узнала мужа в изможденном и исхудавшем мужчине, который появился у нее на пороге после этого злоключения. Позднее этот факт сделал художника невыездным.

Новый дом

Несмотря на признание, известность, множество званий, Абылхан Кастеев с многочисленной семьей длительное время жил в двух съемных комнатах в старом доме из самана. Американцы в 1959 году снимали фильм о Кастееве.

Семью художника переселили в красивую квартиру в Доме «Казахфильма». Но после того как иностранная делегация уехала, семью вернули на прежнее место жительства. Кастеев возмутился обману, и только после этого ему выделили отдельный дом.

До конца своих дней живописец с удовольствием обустраивал жилище. Дом, где жил Кастеев, теперь музей, — одна из туристических достопримечательностей Алматы. Имя Абылхана Кастеева носит крупнейший музей РК, улицы и проспекты, творческие объединения и художественные колледжи. В Казахстане есть памятники выдающемуся художнику, выпущена марка и монета в его честь.

Выдающиеся личности Казахстана — это люди, которые своими достижениями прославили Отечество, заложили фундамент развитию национальной культуры и вывели ее на новый уровень.

Кастеев, как и остальные казахстанские художники 1930–1940-х годов, стал летописцем эпохи, жизни народа. Его картины открывают потомкам прошлое казахского народа, помогают постичь величие его истории и духовное богатство.

А как вы относитесь к творчеству Абылхана Кастеева, картины которого теперь вам знакомы?

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: