Известные люди жившие в санкт-петербурге

Федор Достоевский, писатель

Представлениям о мрачном Петербурге мы можем быть благодарны писателю Федору Достоевскому. Своей жилплощади у писателя никогда не было, поэтому он постоянно переезжал и менял адреса съемных квартир. Но мы точно знаем один важный дом в его творчестве – это дом Родиона Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание». В большой доме с множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками, Раскольников снимал крохотную комнату прямо под крышей. В память о великом русском писателе на фасаде угловой части здания установлен горельеф с изображением Достоевского. Под ней размещена мемориальная плита с надписью – «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Посетите экскурсию по Петербургу Федора Достоевского в компании члена Союза Писателей.

Адрес: улица Гражданская, 19-15

С чего начинался музей «А музы не молчали…»

История самого музея интересна и поучительна. До недавнего времени это был простой школьный музей. Год за годом, начиная с 1965-го, учителя, ученики и друзья музея, блокадники и просто горожане приносят сюда реликвии, документы, предметы из блокадных квартир — то немногое, что помогало людям жить и выживать. Сейчас в залах музея, которому в этом году исполнилось уже 53 года, представлены экспозиции, посвящённые театральной жизни, деятельности концертных бригад и фронтового цирка, детям блокадного города, разнообразной музыкальной жизни города в годы войны, показаны работы художников и писателей. На всех трёх этажах музея — а он располагается в особом музейном здании рядом со школой — находятся экспонаты и документы, связанные с музыкой. Их тоже преподнесли в дар музею: театры Музыкальной комедии, Краснознаменного Балтфлота, музыканты, композиторы, музыковеды, издательства и просто горожане, интересующиеся музыкальным творчеством.

В 1971 году в актовом зале школы была открыта экспозиция, посвящённая Дмитрию Шостаковичу, его Седьмой симфонии и Большому симфоническому оркестру Дома Радио. В тот же год пионерская дружина школы стала носить имя Д. Д. Шостаковича. Музей сделал то, что должна была, но не смогла сделать Филармония:

  • собрал вместе всех исполнителей Седьмой симфонии и её первых слушателей, сотрудников музыкальной редакции и дирекцию радиокомитета;
  • сблизился с дирижёром Карлом Элиасбергом и его женой, пианисткой оркестра Надеждой Бронниковой;
  • разыскал легендарного лётчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших рукописную партитуру симфонии в Ленинград;
  • нашёл ветеранов артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, которые в день премьеры Седьмой симфонии подавили артиллерию врага — и ни один фашистский снаряд не упал во время исполнения симфонии в центре города! Операция носила кодовое название «Шквал».

Шли годы, и в 1996-м, в год 90-летия Дмитрия Шостаковича,  по ходатайству сына, дочери и учеников композитора, с поддержкой ленинградского Союза композиторов и Филармонии, которая носит имя Дмитрия Шостаковича, школе за её многогранную творческую деятельность было присвоено имя великого композитора. Это стало результатом блестящей многолетней работы: музыкальные классы, музейный театр, работа музея «А музы не молчали…», который к этому моменту уже стал народным

Руководителям школы и музея было важно, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович — не только великий композитор, но также великий гражданин своей страны, честнейший и скромнейший человек своего очень сложного, трагического времени, которое он правдиво запечатлел в своих произведениях. Большой музыкант и друг Шостаковича Мстислав Ростропович в письме губернатору Владимиру Яковлеву, рассказывая о музее, написал: «равного Шостаковичу композитора в XX веке не было» и подписался: «Музею гения от его слуги»

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

Вклад в независимость

Станислав Шушкевич — белорусский политик, который известен принятием хоть и одного, но очень важного решения. 8 декабря 1991 на бывшей партийной базе отдыха в Беловежской пуще представители трех союзных республик собрались с целью наладить производственно-экономические отношения

Но их решение оказалось более радикальным и вылилось в документ, по которому СССР ликвидируется, а на месте Союза создается Содружество Независимых Государств.

Но Станислав Шушкевич как политик в скором времени перестал быть значимой фигурой. Он пытался внедрить рыночную экономику, но все предпринятые действия привели лишь к росту инфляции. В девяносто четвертом году он был вынужден покинуть занимаемый пост. Шушкевич попытался сделать еще один решительный прорыв на президентских выборах, но такое решение не принесло желаемых результатов.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально

Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:

«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.» 

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.» 

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки..

Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.»

Цитата о С.В.Рахманинове: 

«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман»Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Время юности

Творческие достижения стали поводом для радости родителей, однако они не считали музыку подходящей карьерой для Модеста. Являясь потомками военных, они не отступили от семейных традиций и настояли на обучении сына в гвардейской офицерской школе. В этом заведении дисциплина и строгость царили во всем.

Молодой человек смирился с режимом, но находил время для музыкальных занятий. Приобретенное с детства мастерство и врожденный талант сделали свое дело, очень быстро юноша стал душой компании, часто выступая в праздничных постановках. В этот период частью студенческой жизни Модеста стал алкоголь, который впоследствии принес ему много бед.

Гвардейская школа была окончена, после чего последовало назначение в Преображенский столичный полк. Перебравшись в Петербург, молодой офицер быстро нашел общий язык с творческой и военной элитой. Он принимал участие в регулярных вечеринках, которые организовывались композитором Александром Даргомыжским. Там музыкант познакомился с известными личностями:

  • Владимир Стасов;
  • Милий Балакирев;
  • Цезарь Кюи;
  • Владимир Стасов.

Личная жизнь

О личной жизни композитора известно крайне мало. Он никогда не был женат и не имел детей. По слухам, в юности Модест жил на съёмной квартире с кабацкой певицей, которая вскоре его бросила.

Из сохранившихся писем известно, что Модест Петрович был влюблён в Людмилу Ивановну Шестакову, сестру композитора Михаила Глинки. Однако она испытывала к нему лишь дружеские и материнские чувства.

Некоторые свои произведения (романсы) композитор посвятил сестре известных в то время певцов Опочининых – Надежде Петровне, в которую Модест был, по-видимому, тайно влюблён. Она была старше Модеста на 18 лет.

Также у композитора были отношения с Марией Шиловской, которая тоже была намного старше его.

Живописец из глубинки

Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.

Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.

Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.

Интересные факты

  • Композитор рано начал учиться игре на фортепиано. На тот момент ему не был и 7 лет.
  • Мусоргский не планировал заниматься музыкой. Профессиональные амбиции и стремления у него появились уже после получения формального образования.
  • Сочинитель слыл очень развитым человеком: он ориентировался в литературе, бегло говорил на нескольких иностранных языках.
  • Творчество М. Мусоргского опередило свое время. При жизни его музыкальные опыты не получили заслуженной популярности. Его критиковали на все лады, в том числе и коллеги, друзья.
  • К середине жизни Модест Петрович столкнулся с целой чередой личных и профессиональных проблем. Чтобы заглушить моральную боль он начал много, безбожно пить.
  • К концу жизни Мусоргский слег с белой горячкой. Стараниями друзей его удалось поместить в больницу.
  • Интересный факт — единственный прижизненный портрет был написан накануне смерти музыканта.

Память о композиторе в Петербурге

В 2009 году недалеко от Парнаса, на улице Шостаковича был открыт памятник композитору. Это работа скульптора Константина Гарапача. Ранее, в 1997 году, перед домом на Большой Пушкарской был установлен бюст композитора, автор — Александр Черницкий.

Существует книга Софьи Хентовой «Шостакович в Петрограде- Ленинграде» и одноимённая авторская экскурсия Ирины Вербловской.

К сожалению, до сих пор в городе нет государственного музея Шостаковича. В начале двухтысячных Мстислав Ростропович и Галина Вишневская выкупили часть квартиры на улице Марата, чтобы создать там частный музей великого композитора. Но, к сожалению, в настоящее время он не доступен для посетителей.

Все дома, где Шостакович когда-то жил, отмечены мемориальными досками работы известных скульпторов: Михаила Аникушина, Левона Лазарева и других.

Есть в Петербурге ещё одно место, связанное с самим композитором, его родными, близкими, учителями и учениками. Это народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. Музей находится в красивейшем уголке Старой Петербургской Коломны на берегу реки Пряжки, напротив Матисова острова.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: