Как выбирали художников?
Выяснять, какая живопись ему самому нравится, Фредерик Генрих, штатгальтер Соединенных провинций, поручал Константину Гюйгенсу, своему секретарю по вопросам вкуса и изящества. При его помощи выходило, что штатгальтер любит более всего свои собственные портреты, где он изображен героически.
После смерти Фредерика Генриха (1647) его вдова Амалия ван Солмс пользовалась услугами того же самого Гюйгенса, который и объяснял ей, что красиво, а что нет. Среди многочисленных художников красивее всех, лучше всех и желаннее всех был Рубенс, который на голландцев работать не хотел, а вдобавок ко всему еще и умер в 1640, так что использовать его талант не представлялось удобным.
Когда строился Хёйс-тен-Бос и было решено посвятить Зал Оранских памяти умершего принца, то многих живописцев, а именно Йорданса, Саутмана, Боссхарта и ван Тюльдена, выбрали как раз потому, что они были «как Рубенс». Эти мастера на самом-то деле и являлись Рубенсом, они долгие годы работали на него и писали ВМЕСТО гения его бессчетные картины. Йорданс среди них был самым знаменитым, и ему поручили центральное полотно с триумфом Фредерика Герниха. Триумф занял целых пятьдесят квадратных метров (728х755 см.).
№ 4 Якоб Йорданс Триумф Фредерика Генриха 1652, Хёйс-тен-Бос, Гаага, 728х755 см.
Это полотно тщательно и долго утверждалось Амалией ван Солмс и тем же самым Константином Гюйгенсом, который теперь стал советником вдовы триумфатора
Было сделано пять (а сохранилось три) небольших (метр с гаком на метр с гаком) эскиза, где решалось важное: богиня ли будет увенчивать Фредерика Генриха лавровым венком или золотая статуя (решили, что статуя), нужен ли или нет свиток, несомый ангелами, где будет прославляться миротворец (решили, что необходим), будет ли стоять или сидеть персонификация мира (стоять), не противоречит ли идее триумфа, что слава сражается со смертью (не противоречит). Ко всем деталям (деталям сюжета) относились с полной серьезностью и обсуждали их в переписке с художниками
Столь внимательно выстроенным залом пользовались. Для купола было изготовлено два портрета Амалии ван Солмс. Постоянный, где она с прической, и особый, где она безутешная вдова под вуалью и с черепом (№ 30). Этот печальный с черепом (кисти Хонтхорста) прилаживался поверх обычного в особо траурные дни.
Тут надо сказать еще раз об авторстве, как оно тогда понималось. Заказывали холсты у знаменитых художников, сама же живопись могла быть исполнены кем угодно. Вовсе не в наши дни научились изготавливать брэнды в Китае. Так целая композиция «Акт о наследовании вручается Вильяму Второму», заказанная Гонзалесу Коксу, была придумана его субподрядчиком, Абрахамом ван Дипенбеком, и исполнена рабочими Кокса. Дипенбек же был известен тем, что писал композиции самым разным художникам, не желавшим марать руки искусством. (Кстати, Кокс Дипенбеку не заплатил и они десять лет вели по судам тяжбу.) Большинство всех этих холстов из Зала Оранских написано не самими гениями, а их служащими. И тут хорошо видно отношение голландцев к искусству. Для них это ремесло и заработок (похоже они относятся к искусству и сейчас). Причем так было не везде. В Италии Микеланджело САМ расписывал Сикстинскую капеллу, хотя техника фрески гораздо более трудоемка
Но и ему, и заказчикам было важно, КТО исполнял фреску. Зачарованность знаменитым именем осталась и по сей день, до сих пор картины «Рубенса» ценят за фамилию, хотя сам мастер к ним и не притрагивался
Не только голландцы, но и другие мелкопузые королевские дворы должны были удовлетворяться суррогатами Рубенса и его эманациями, так рабочий с его фабрики прекрасного, Питер Саутман (Pieter Claesz Soutman, 1593–1657), по рекомендации своего начальника поехал в Польшу, где четыре года был придворным живописцем короля Сигизмунда Третьего Вазы.
Этих детей Рубенса, написавших большинство картин в Зале Оранских, голландскими классицистами записать никак нельзя, на них клеят ярлычок «барокко». К тому же все они (кроме Саутмана) считаются фламандцами. Именно фламандцев и католиков, а не протестантов и соотечественников, ценили и любили Фредерик Генрих и Амалия ван Солмс. Правда, иногда бывали и исключения.
Примечания и ссылки
- Резюме каталога Джадсона и Эккарта и Рейксбюро для Художественно-исторической документации (РКД).
- ↑ и РКД.
- ↑ и Сильвия Бруно (2008), стр. 372.
- ↑ и Британская энциклопедия (1910-1911).
- Encyclopædia Britannica (1910-1911) со ссылкой на Иоахима фон Сандрарта в качестве источника.
- Британская энциклопедия (1910-1911). Оригинальная версия, взятая из статьи в Википедии на английском языке, гласит: « герцогу Арунделю и лорду Дорчестеру». Но Дадли Карлтон ЯВЛЯЕТСЯ 1 — й виконт Dorchester. Это ошибка?
- РКД. — Это Рубенс расписывал потолки в 1635 году, и Антуан Ван Дайк , который долгое время работал в Англии, также работал там.
- РКД. — Таким образом, он был членом гильдий Сен-Люка, Утрехта и Гааги.
- П. Ван дер Плоег и К. Вермерен (1998), стр. 154.
- Самуэль ван Хогстратен, Inleyding tot de Hooge der Schoole Schilderkonst (Введение в высшую школу живописи), Роттердам, 1677.
- Эмиль Мейер , Сокровища Государственного музея Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160 с. ( ISBN 2-86656-022-1 ) , стр. 76.
- ↑ и Винсент Pomarede , 1001 картин в Лувре: От античности до XIX — го века , Париж / Милан, Лувр Editions2005 г., 589 с. ( ISBN 2-35031-032-9 ) , стр. 442
- Эрика Ленгмюр , Национальная галерея: Путеводитель , Фламмарион,1997 г., 335 с. ( ISBN 2-08-012451-X ) , стр. 207.
- ↑ и Мина Грегори ( перевод с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Editions Place des Victoires,2000 г., 685 с. ( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 336-337.
- Жан Филипп Breuille, « В свете Рембрандт », Le Monde де ла Peinture , п о 2,1 квартал 1982 г..
- Доминик Bremen, « Башня и художники Севера », L’Objet d’Art , п о 317,Октябрь 1997 г., стр. 33.
- (De) , на (по состоянию на 26 марта 2019 г. ) .
Список работ
Блудный сын , 1623 г. (Старая пинакотека, Мюнхен).
Веселый скрипач с бокалом вина II , ок. 1624 г.
Женщина настраивает ее лютню
- В Рейксмузеуме в Амстердаме есть пять картин Геррита Ван Хонтхорста:
- Счастливый скрипач ( ), холст, 108 × 89 см
- Фредерик-Анри д’Оранж-Нассау , принц Оранский и Стадхаудер , с женой Амалией и тремя маленькими дочерьми ( 1647 г. ).
- В Лувре их шесть:
- Концерт на балконе ( 1624 г. ), холст, 168 × 178 см
- Гитарист (ок. 1624 г. ), холст, 82 × 58 см
- Зубной люциан (ок. 1627 г. ).
- Портрет принца Палатина Мориса Баварского (1621–1652), четвертого сына Фридриха V Пфальцского, короля Богемии ( ).
- Портрет принца Палатина Эдуарда Баварского (1624-1665), шестого сына Фридриха V Пфальцского, короля Богемии (ок. ).
- Портрет Фредерика-Henri d’Оранж-Нассау , принц Оранский и Stadhouder из Соединенных провинций ( Голландия ) (ок. ).
В других музеях:
- Самсон и Далила (ок. 1615 г. ), Кливлендский художественный музей , Кливленд .
- Христос перед первосвященником Каиафой (ок. 1617 г. ), холст, масло, 272 × 183 см , Национальная галерея , Лондон .
- Христос в Гефсиманском саду (ок. 1617 г. ), Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург .
- Ужин с лютнистом (ок. ), холст, масло, 144 × 212 см , Галерея Уффици , Флоренция . Отправлено из Рима великому герцогу в 1620 году. Сильно повреждено во время нападения 1993 года.
- Детство Христа (ок. 1620 г. ), масло, 137 × 185 см , Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
- La Bonne aventure (1620), 142 × 212 см , Дворец Питти , Флоренция
- Неверие святого Фомы (ок. 1620 г. ), Музей Прадо , Мадрид
- Отречение от Святого Петра (ок. 1620 г. ), холст, масло, 150 × 197 см , Musée des Beaux-Arts , Ренн
- Мошенники (ок. 1620 г. ), холст, масло, 125 × 190 см , Висбаденский музей.
- Дантист , ( ) Gemäldegalerie Alte Meister , Дрезден .
- Музыкальная группа на балконе ( 1622 г. ), Музей Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе ( США ).
- Блудный сын ( ), Старая Пинакотека в Мюнхене .
- Святой Себастьян ( 1623 г. ), Национальная галерея в Лондоне .
- Женщина настраивает лютню ( 1624 г. ), холст, масло, 83 × 67 см, Национальный музей замка Шато де Фонтенбло .
- Лютнист ( 1624 г. ), Эрмитаж , Санкт-Петербург .
- Веселый скрипач с бокалом вина ( 1624 г. ), Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид .
- Солон и Крез ( 1624 г. ), Кунстхалле, Гамбург .
- Обручальная трапеза ( ), холст, масло, 138 × 203 см , Галерея Уффици , Флоренция . Ранее приписывался Караваджо .
- Сват ( ) в Центральном музее, Утрехт .
- Скрипач ( ), холст, масло, 84,5 × 66 см, Королевский музей Маурицхейс , Гаага .
- Аполлон и Диана ( 1628 г. ), Дворец Хэмптон-Корт , Англия .
- Оплакивание Христа ( 1633 г. ), Гентский собор .
- Христос в терновом венце ( 1640 г. ), Музей Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе ( США ).
- Портрет Уильяма, графа Крейвена ( 1642 г. ), Музей Фицуильяма , Кембриджский университет , Англия .
- Аллегория живописи ( ), Художественный музей Крокера , Сакраменто , Калифорния .
- Маргарета Мария де Рудере и ее родители ( 1652 г. ), Центральный музей, Утрехт .
- Иисус и его ученики , собор Нотр-Дам-де-Дакс .
- Невозмутимый философ , Художественно-исторический музей (Музей истории искусств) в Вене , Австрия .
- Певцы , на музее изобразительных искусств , Лион .
- Святой Себастьян , Гентский собор .
- Le Triomphe де SILENE , в Дворце изящных искусств , Лилль .
- Терновый венец в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Брюссель .
- Рождество , (1622), холст, масло, 164 × 190 см, Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн .
- Музыкальный вечер (1616-1618) в Национальной галерее Ирландии в Дублине.
Примечательно, что в галерее Уффици во Флоренции Поклонение пастырей , холст, масло 338 × 198 см , выполнено для часовни Гвиччардини в Санта-Феличита в 1620 году, которая была разрушена во время нападений мафии27 мая 1993 г..
Italija
Po završetku obrazovanja, Honthorst odlazi u Italiju, gdje je prvi put zabilježen 1616. Bio je to jedan od umjetnika iz Utrechta Rim otprilike u to vrijeme svi su trebali biti pod dubokim utjecajem nedavne umjetnosti koju su tamo susreli. Nazvani su karavaggisti iz Utrechta. Ostala trojica bila su Dirk van Baburen, Hendrick ter Bruggen i Jan van Bijlert. U Rimu je odsjeo u palači Vincenzo Giustiniani, gdje je slikao Krist pred velikim svećenikom, sada u Londonu nacionalna galerija. Giustiniani je imao važnu umjetničku kolekciju, a Honthorst je bio posebno pod utjecajem suvremenih umjetnika, uključujući Caravaggio, Bartolomeo Manfredi i Carracci. Naročito je bio poznat po prikazu umjetno osvijetljenih scena. Kardinal Scipione Borghese postao je još jedan važan pokrovitelj, osiguravajući mu važne naloge u San Silvestro Della Mariro, Montecompatri, i u Santa Maria della Vittoria u Rimu. Također je radio za Cosimo II de ‘Medici, veliki vojvoda od Toskane.
Early years
Gerard van Honthorst (November 4, 1592 — April 27, 1656), also known as Gerrit van Honthorst and Gherardo della Notte, was a Dutch painter of Utrecht. He was brought up at the school of Abraham Bloemaert, who exchanged the style of the Franckens for that of the pseudo-Italians at the beginning of the 16th century.
Infected thus early with a mania which came to be very general in the Netherlands, Honthorst went to Italy in 1616, where he copied the naturalism and eccentricities of Michelangelo da Caravaggio. Home again about 1620, after acquiring a considerable practice in Rome, he set up a school at Utrecht which flourished exceedingly. Together with his colleague Hendrick ter Brugghen, he represented the so-called Dutch Caravaggisti. In 1623 he was president of his gild at Utrecht, where had he married his cousin. He soon became so fashionable that Sir Dudley Carleton, then English envoy at The Hague, recommended his works to the earl of Arundel and Lord Dorchester. In 1626 he received a visit from Rubens, whom he painted as the honest man sought for and found by Diogenes.
Почему он понравился
В «Портрете» Гоголя точно изображено, во что превращается художник, зарабатывающий деньги. Словно с Хонтхорста списано. Но ни в коем случае не надо осуждать его и презирать, искусство тогда следовало простому правилу – сумей понравиться или умри от голода. Других вариантов не было. ВСЁ искусство (кроме картин тех, кто умер от голода) было таким, все художники хотели понравиться, но понравились в результате одни хонтхорсты. ЧЕМ же? Вот первая успешнейшая картина Хонтхорста, доставившая столько радости английскому королю. Это «Аполлон и Диана» из дворца Хэмптон Корт.
№ 11 Хонтхорст Апололн и Диана1628, Хэмптон Корт, Лондон, 357х640 см.
И как не оценить талант художника! Во-первых, размер – 22 квадратных метра, это вам не маленькая ерунда какая-то. Во-вторых, в виде Аполлона изображен король, и как сладко изображен!
№ 11 а деталь.
Прелестный и румяный Карл Первый приветствует тут семь свободных искусств (с атрибутами), которых Красавец-Меркурий (герцог Букингем, через которого Хонтхорст получил заказ) выводит из темной пещеры, рядом сидит Красавица-Диана (Генриэтта Мария, жена Карла Первого), за ними девять муз. Судя по всему, все эти искусства и музы являются портретами, так одна из дам-искусств, а именно Красотка-Грамматика, списана с жены герцога Букингема. Обильные херувимы трубят славу и раскидывают божественно-королевские букеты цветов и лавровые венки в награду служителям искусства. Храбрые голенькие малыши прогоняют Ненависть и Зависть при помощи факела знаний, другое смеющееся дитя тыкает палкой и гонит прочь с картины невиноватого козла. Словом, добро опять победило зло, и король тому причиной. Рисунок картины ужасен, да и вообще этот так смехотворно, что я не буду дальше об этих квадратных метрах. Таких ужасных картин у Хонтхорста множество, я приведу одну картину не лучше, украшающую ныне Зал Оранских (а всего Хонтхорст написал для зала 6 холстов).
№ 12 Хонтхорст Неколебимость Фредерика Генриха 1649-1651, Хейс-тен-Бос, Гаага, 320х201 см.
Напомню, что тему и приблизительную композицию диктовали художникам из Гааги, но чудовищность исполнения, плохой рисунок и кукрыниксовская карикатурность всецело на совести художника. На холсте штатгальтер в броне и перьях побеждает голых и мокрых людей, символизирующих войну. Юпитер выступает его скромным помощником. Фредерик Генрих своей неколебимой неподвижностью сопротивляется ужасному шторму, смерти-скелету, змееногой фигуре, обозначающей клевету и обман, а также голой и ядовитозмееволосой старухе, символизирующей зависть. Тут, конечно, нас настигает разочарование, мы-то жили спокойно, уверенные, что зависть была уже навсегда побеждена на картине с Карлом Первым, а вот поди ж ты… Это нравилось, за такое платили, только за такое и платили.
Все холсты Зала Оранских в подобном духе. И тут не забыть, что Хонтхорст, если хотел, мог писать и хорошие (!!!) монументальные вещи. Вот его превосходная роспись потолка, находящаяся сейчас в Гетти (сохранилась лишь половина плафона).
№ 13 Хонтхорст Музыканты на балконе 1622, Музей Поля Гетти, Лос Анжелес, 309.9х216.4 см.
Но такое королям/принцам/никому было не нужно, нужны были политически верные аллегории, с победами и богами. На манеру исполнения тогда НЕ обращали внимания. Впрочем, не обращают внимания и сейчас.
Kraljevsko pokroviteljstvo
Kraljica Elizabete iz Češke, sestra od Charlesa I. iz Engleske i Electress Palatine, koja je tada bila u egzilu u Nizozemskoj, naručila je Honthorst kao slikara i zaposlila ga kao majstora crtanja za svoju djecu.[] Kroz nju je postao poznat Charlesu, koji ga je pozvao u Englesku 1628. Tamo je naslikao nekoliko portreta i ogromnu alegoriju, koja se danas nalazi na Hampton Court, Karla i njegove kraljice kao Diana i Apolon u oblacima koji primaju Vojvoda od Buckinghama kao Merkur i skrbnik djece kralja Češke. Napisao je intimniji grupni portret Četvero najstarije djece kralja Češke, (također na Hampton Courtu) u kojem su dvoje najstarijih prikazani kao Diana i Apollo.
Nakon povratka u Utrecht, Honthorst je zadržao pokroviteljstvo engleskog monarha, naslikavši mu 1631. veliku sliku kralja i kraljice Češke i sve njihove djece. Otprilike u isto vrijeme naslikao je nekoliko slika koje ilustriraju Odiseja za lorda Dorchestera i neki koji pokazuju incidente iz danske povijesti za Christian IV iz Danske. Također je naslikao portret kraljeve kćeri grofice Leonore dok je bila u Haagu.
Njegova je popularnost u Nizozemskoj bila takva da je otvorio drugi studio u Haagu, gdje je slikao portrete članova suda i podučavao crtanje. U tim velikim studijima, gdje je posao uključivao izradu replika Honthorstovih kraljevskih portreta, bio je zaposlen velik broj učenika i pomoćnika; prema jednom učeniku, Joachim von Sandrart, opisujući svoja iskustva sredinom 1620-ih, Honthorst bi u svakom trenutku imao oko 24 učenika, svaki bi plaćao po 100 guldena godišnje za svoje obrazovanje.
Njegov brat Willem van Honthorst (1594. — 1666.) bio je i portretist. Mnoge Willemove slike prethodno su pogrešno pripisane Gerritu zbog sličnosti ako su potpisani. Willem je bio učenik Abrahama Bloemaerta, a podučavao ga je i njegov stariji brat. 1646. otišao je u Berlin, gdje je postao dvorski slikar Louise-Henriette, supruge izbornika Fredericka II. Iz Brandenburga. Vratio se u Utrecht 1664. godine.
Ostavština
Honthorst je bio plodan umjetnik. Njegovi su najatraktivniji komadi u kojima njeguje stil Caravaggia, često konobarske scene s glazbenicima, kockarima i ljudima koji jedu. Imao je veliku vještinu u svjetlosne svjetlosti, često slikajući prizore osvijetljene jednom svijećom.
Neki od njegovih dijelova bili su portreti vojvode od Buckinghama i njegove obitelji (Hampton Court), kralja i kraljice Češke (Hannover i opatija Combe), Marie de Medici (Amsterdam Stadthuis), 1628 Stadholderi i njihove supruge (Amsterdam i Haag), Charles Louis i Rupert, nećaci Charlesa I (Musée du Louvre, Sankt Peterburg, opatija Combe i Willin), i Barun Craven (Nacionalna galerija portreta, London). Njegov rani stil može se vidjeti u Svirač lutnje (1614) u Louvreu, Mučeništvo sv. Ivana u Santa Maria della Scala u Rimu ili Oslobođenje Petra u berlinskom muzeju.
Njegova 1620 Klanjanje pastirima u Uffizi je uništen u Via dei Georgofili Massacre iz 1993. godine.
Honthorstova 1623 Koncert je kupio za neotkrivenu svotu Nacionalna galerija umjetnosti u Washington DC., iz privatne kolekcije u Francuskoj u studenom 2013. Slika se nije mogla vidjeti od 1795. 1,23 x 2,06 metra (4,0 sa 6,8 stopa) Koncert prvi put nakon 218 godina izložen u posebnoj instalaciji u zapadnoj zgradi Nacionalne galerije umjetnosti 23. studenoga 2013. Tamo je ostao šest mjeseci prije nego što će biti izložen u nizozemskoj i flamanskoj galeriji muzeja.
Источники
- История мировой живописи. Голландская живопись XVII века. Том 10. Издательство Белый город. Год выпуска: 2008. ISBN 978-5-7793-1556-2 (рус.)
- «Очерки по истории и технике гравюры», М, «Изобразительное искусство», 1987, раздел «Голландский офорт 17 века»
- Сборник «Русское искусство первой четверти 18 века. Материалы и исследования», под ред. Т. В. Алексеевой, М., «Наука», 1974, статья «Из истории гравюры петровского времени»
- Поль Декарг. Рембрандт — Молодая гвардия, 2000
- Мелисса Рикетс. Рембрандт — Айрис-Пресс, 2006.
- Фехнер Е. Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже., Л., 1958
- Сененко М. С. «Франс Хальс», М., 1965
- Линник И. «Франс Хальс», Л., 1967
- Лазарев В. Н. Франс Гальс в книге «Старые европейские мастера». М., 1974, с. 119 — 55
- Линник И. В. «Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин», Л., «Искусство», 1980
О важности таксономии
Рассмотреть целиком всю голландскую живопись 17 века трудно, потому что отовсюду подступает столько разнообразного, что и трех рук не хватит, чтобы каждое поприветствовать. У голландцев соседствовали самые разные жанры, темы, манеры письма: пейзажи всех видов, интерьеры, вылизанные и гладкие почти миниатюры лейденских искусников, росписи потолков, маньеристы, музицирование с дамой, строящей глазки, вымышленная архитектура, цветы в вазе, Рембрандт с учениками, караваджисты, итальянисты, кораблекрушения и прочее, прочее, прочее, а вдобавок еще странные, гибридные штуки, вроде мастеров, писавших натюрморты с рыбой на первом плане и морским пейзажем на втором (притом таких художников было несколько).
№ 1 Abraham van Beijeren Натюрморт с рыбой на морском берегу у Эгмонда аан Зее ок. 1660, Музей изящных искусств, Будапешт, 86.5х102 см.
Как загнать разномастных живописцев под одну обложку? Ведь история искусств должна обо всех докладывать, всех приголубить, ряды нестройных художников рассортировать, пересчитать им плавники и чешуйки, после классифицировать и присвоить ярлычок, порядковый номер, найти каждому подходящий чин в «Табели о гениальности».
Чтобы было легче разбираться в беспорядочной жизни, придумывают теории. Пусть они несовершенны и оставляют за бортом какие-то случаи, пусть в каждой противоречия и несообразности, но без теорий и завиральных идей будет еще хуже, будет хаос, который не запомнишь никогда.
С пейзажами, натюрмортами и жанровыми сценами разобраться просто, они чаще просто голландские, не спутаешь ни с чем. С исторической живописью труднее. Там можно картины трактовать вольно: в зависимости от настроения одно и то же полотно объявить воплощением барокко («совсем как Рубенс»), караваджистским, классицистическим, голландским, пре-рембрандтовским. Можно выразиться гибридно, например, пре-рембрандовская трактовка темы с сильным влиянием фламандского барокко и караваджизма – поди оспорь! Однако такой подбор слов хорош для защиты диссертации с целью получения должности младшего куратора по европейскому искусству в музее Австралии. Для историй и рассказов это и скучно, и сухо.
В нескольких заметках я поговорю об одной группе художников – «голландских классицистах», хоть и не согласен с этим таксономическим определением.
Королевское покровительство [ править ]
Королева Елизавета Чешская , сестра Карла I Английского и Электресс Палатин, находившаяся тогда в изгнании в Нидерландах, наняла Хонтхорста в качестве художника и наняла его в качестве мастера рисования для своих детей. [ когда? ] Через нее он стал известен Чарльзу, который пригласил его в Англию в 1628 году. Там он написал несколько портретов и обширную аллегорию Чарльза и его королевы в образе Дианы и Аполлона в облаках, принимающих герцога Бекингемского , и теперь в Хэмптон-корте. как Меркурий и опекун детей короля Богемии. Он нарисовал более интимный групповой портретЧетыре старших ребенка короля Богемии (также в Хэмптон-Корт), в которых двое старших изображены как Диана и Аполлон.
После своего возвращения в Утрехт Хонтхорст сохранил покровительство английского монарха, написав для него в 1631 году большую картину с изображением короля и королевы Богемии и всех их детей. Примерно в то же время он нарисовал несколько картин, иллюстрирующих « Одиссею» лорда Дорчестера, и некоторые, показывающие эпизоды датской истории для Кристиана IV Дании . Он также написал портрет дочери короля графини Леоноры, когда она была в Гааге.
Его популярность в Нидерландах была такова, что он открыл вторую студию в Гааге, где писал портреты придворных и преподавал рисование. В этих больших студиях, работа которых включала создание реплик королевских портретов Хонтхорста, работало большое количество учеников и помощников; По словам одного ученика, Иоахима фон Сандрарта , описывающего свой опыт в середине 1620-х годов, в Хонтхорсте одновременно могло быть около 24 студентов, каждый из которых платил 100 гульденов в год за свое образование.
Его брат Виллем ван Хонтхорст (1594–1666) также был портретистом. Многие картины Виллема ранее ошибочно приписывались Герриту из-за сходства их подписей. Виллем был учеником Авраама Блумарта, а также обучался у своего старшего брата. В 1646 году он отправился в Берлин, где стал придворным художником Луизы-Генриетты, жены курфюрста Фридриха II Бранденбургского. Он вернулся в Утрехт в 1664 году.
Голландская живопись 17 века
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
История зарубежного искусства ►
Внешние ссылки [ править ]
- 61 Картины или после Хонтхорст на Art UK сайте
- Gerrit-van-honthorst.org Работы Геррита ван Хонтхорста
- Картинная галерея в WGA
- Репродукция «Смеющегося скрипача» (на французском языке)
- Произведения и литература в PubHist
- Vermeer and The Delft School , каталог выставки из Художественного музея Метрополитен (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Герарде ван Хонтхорсте
- Голландские и фламандские картины из Эрмитажа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Герарде ван Хонтхорсте (каталожный номер 12)
Авторитетный контроль |
|
---|
Стиль
Он воспользовался свободой Караваджо рисовать световые эффекты. Его работа характеризовалась его способом рисования с искусственным светом: во многих случаях при свете свечей, эстетическая ценность которого сохранялась полвека.
Он оказал большое влияние на художников своего времени, и следы его стиля можно увидеть в работах, например, Корнелиса. Доу , друг и ученик Рембрандта , также нарисовал множество внутренних сцен, освещенных лампой, свечой или фонарем. Сам Рембрандт экспериментировал с жанром: в его картинах можно увидеть наличие единственного источника искусственного света. Одним из ярких примеров его влияния был Жорж де ла Тур , художник из Лотарингии.
Когда он прибывает в Рим , он начинает рисовать мифологические сцены , как в случае с его работой « Орфей», основанной на мифе об Орфее . В это время его вполне можно назвать караваджистом в процессе становления, поскольку он представляет их с наглым натурализмом .
Он не только прибегает к религиозным темам , происходящим ночью, но и рисует плутовские сцены: банкет, удаление зуба и т. д. Все это относится к игривому реализму , почти вульгарному и лишенному изящества, но всегда освещенному светом свечи. Он создал жанр.
Произведение искусства
Ван Хонтхорст (и его мастерские) создали множество работ, образцы которых можно найти во многих музеях по всему миру: небольшие «исторические картины» с библейскими, мифологическими, аллегорическими и литературными сюжетами, картины пола с изображением пьющих и музыкантов а бесчисленные включают Чарльз I ст и королеву Англии, герцог Бекингема, и пару правитель Чехии.
В Италии на него повлиял Караваджо и его использование светотени . Творчество Аннибале Карраччи также было для него источником вдохновения. Постепенно он специализировался на ночных сценах, изображающих фигуры, освещенные ярким светом свечи. Эти картины, выполненные в энергичном и ярком стиле, поражают воображение и завораживают вид, несмотря на то, что цвета иногда слишком темные; они были очень популярны среди публики и снискали ему прозвище « Герардо делле Нотти ». Однако ван Хонтхорст никогда не осмеливался прибегать к грубому реализму; В отличие от своих коллег Хендрика тер Бруггена и Дирка Ван Бабурена , в его картинах всегда присутствует оттенок элегантности, напоминающий Блумарт.
После своего возвращения в Утрехт он некоторое время оставался верным этому стилю, но в течение 1620-х годов его творчество все больше приближалось к классицизму , больше по вкусу знати. Гладкие, холодные картины, которые он наконец написал в последние годы своей карьеры, не свидетельствовали о великой личности, и в наши дни они менее ценятся. Самуэль Ван Хогстратен писал об этом в 1678 году :
Таким образом, его репутация основана в основном на его периоде Караваджо.
Однако среди его более поздних работ некоторые, хотя и довольно сухо обработанные, не лишены интереса, например портреты герцога Бекингема и его семьи (Хэмптон-Корт), короля и королевы Богемии (Ганновер и Комбское аббатство). ) и Мари — де — Медисис (1628 ратуши Амстердама), в Stadhouders и женщины (Амстердам и Гаага), представление Чарльза Луи и Руперт, племянник Карл I ст Англии (Лувр, Санкт — Петербурге, Комбы аббатства и Willin ) и портрет Уильяма Крейвена, 1- го герцога Крейвенского, 1- го барона Крейвена (Национальная портретная галерея, Лондон).