«моя работа полностью противоречит основам кураторского дела»,

«От складки к геометрии»

Здесь я хотел найти истоки кубизма, о которых никто ранее не писал. В картинах начала XV века, особенно часто у фламандских мастеров, вы можете увидеть женщин в пышных платьях, состоящих из большого количества складок. Зачастую эти складки очень геометричны, линии пересекают друг друга. Очевидно, что художники тратили очень много времени на эту тонкую работу, больше, чем на написание лица позирующего, например. Если вдуматься, то кубисты делали то же самое — чтобы показать эту аналогию, рядом я вешаю «Скрипку» Пикассо. Я постарался нарисовать линию между этими двумя направлениями в искусстве, которые очень далеки друг от друга по хронологии. Также система исламского архитектурного декора похожа на геометрические штудии европейских художников 1960–1970-х годов, например, француза Франсуа Морелли. Они висят рядом, и сходство очевидно.

«От «Черного квадрата» к ташизму»

Еще одна очень важная для меня тема. Зал начинается с еженедельной брошюры Les Hommes du jour 1920 года с двумя Святыми Девами. На одной стороне разворота под названием «Две школы» — работа Жана Огюста Доминика Энгра. Одна ее версия находится в Лувре, вторая в ГМИИ, и это та классика, которая заканчивается с появлением «Черного квадрата» Каземира Малевича. Справа — работа Франсиса Пикабиа, в которой образ Девы Марии сведен к чернильному пятну. Я беру Энгра и Пикабиа, и довожу каждый из этих сюжетов до логического завершения — от Энгра я иду к «Черному квадрату» через иконы. И рассматриваю еще одну интересную деталь. На французском мы говорим ne pas sens, что одновременно значит «нет смысла» и «нет направления», то есть правильной стороны — ведь квадрат можно крутить. Забавно, что этот мотив исследовала сестра Марселя Дюшана, Сюзанна. На картине «Девушка с собакой» она изобразила собаку в четырех разных плоскостях: как ни крути, всегда найдется подходящий ракурс. Примерно в то же время русский художник Давид Бурлюк рисует «Казака» — картину, которую тоже можно смотреть в четырех разных направлениях. Думаю, этого сравнения еще никогда не делали.

«От возлюбленной к колдунье»

Это самый большой раздел, в нем 75 работ. И это неслучайно: в собрании ГМИИ и любого другого музея две самых популярных темы — это религия и любовь. Первой я повесил работу 2020 года коллектива современных нью-йоркских художниц-феминисток Guerrilla Girls — с вопросом, кого в музее больше, художниц или обнаженных женщин на картинах? Далее развивается тема обнаженной натуры, эротизма, плотских утех и, наконец, любви. От юношеского флирта, как «Вакханка» Франсуа Буше, к любовным письмам — одно из них запечатлено на картине XVI века «Любовное послание». От записок — к роману, как «Свидание» Пикассо. Потом переходим на сюжеты мужского и женского доминирования в паре — ведь до эпохи равноправия история знала и те и другие примеры. Отсюда сам собой напросился исторический мотив «охоты на ведьм» и других жестокостей. А любовь логически заканчивается свадьбой — церемонию можно видеть на полотне Даньян-Бувре — и скрепляется согласием — его символизирует абстрактное Yes Жоана Миро.

«Вакханка, играющая на свирели», Франсуа Буше. XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина

ЯВЛЕНСКИЙ (Незнакомов-Явленский) Андрей Алексеевич

Jawlensky (Neznakomoff-Javlensky) Andreas

5/18 января 1902 (имение Анспаки, Витебская губ., близ г. Прели, ныне Прейли, Латвия) — 10 июля 1984 (Тоскана, Италия). Живописец, график

Сын А. Г. Явленского и Елены Михайловны Незнакомовой (1881–1965), воспитанницы М. В. Верёвкиной. Родители официально оформили брачные отношения только в 1922.

Детство провел в витебском имении отца и Мюнхене. С началом Первой мировой войны вывезен родителями и М. В. Верёвкиной в Швейцарию, жил вместе с родителями в Сен-Прё на Женевском озере близ Лозанны (1914–1916), затем в Цюрихе (1917) и Асконе (1918–1921). В 1922 семья вернулась в Германию и поселилась в Висбадене. В 1927 женился на Марии Энгель (?–1933); второй брак, заключенный в 1941, продлился несколько месяцев. В 1937 получил немецкий паспорт.

Учился живописи у отца. В ранние годы увлекался живописью Ван Гога и немецким экспрессионизмом. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены из русской жизни, картины по мотивам русских сказок. Занимался книжной графикой, в частности проиллюстрировал повести Н. В. Гоголя для немецких издательств.

Впервые его работы демонстрировались в 1914 на Балтийской выставке в Мальмё (Швеция), затем вместе с отцом участвовал в выставках в Лозанне, Цюрихе и Берлине (1920, галереея Gurlitt). Участник XII Международного биеннале искусств в Венеции (русский отдел, 1920), Выставки русского искусства в Ганновере (галерея Garvens, 1921). В 1920-е провел персональные выставки в Висбадене, Франкфурте-на-Майне и Бремене.

В октябре 1941 был мобилизован в немецкую армию. Служил переводчиком на Восточном фронте. Около Днепропетровска познакомился со своей будущей женой Марией Библиковой, которая в 1944 перебралась к матери художника в Висбаден. Там родилась их первая дочь, Лючия.

В 1945 попал в плен, как русский был обвинен в антисоветской деятельности и последующие десять лет провел в советских лагерях в Сибири. В 1955 освободился и вернулся в Висбаден. Женился на Марии Библиковой, в 1957 у них родилась вторая дочь, Анжелика. В начале 1957 вместе с семьей и матерью переехал в Тичино, италоязычный кантон Швейцарии, где возобновил активные занятия искусством. В 1974 получил швейцарское гражданство.

Для картин послевоенного периода, сохранивших фигуративность, характерна свободная композиция, яркие и контрастные цвета. Персональные выставки состоялись в Нью-Йорке (1958, галерея Kleeman, совм. с А. Г. Явленским), Дюссельдорфе (1958, галерея Alex Vömel), Лос-Анджелесе (1964, галерея Dalzel Hatfield, совм. с А. Г. Явленским), Висбадане (Художественный музей, 1978).

В последние годы жизни занимался упорядочиванием архива отца, который был основан в 1986 в Локарно его дочерьми Анжеликой и Лючией.

Умер в доме приемного сына в Тоскане в Италии, похоронен в Локарно в Швейцарии.

В России его произведения впервые были показаны в 2018 на совместной выставке отца и сына Явленских «Приключение цвета» в Русском музее в Санкт-Петребурге.

Библиография:

* Vollmer 2/536.

Среди коллекционеров. 1924. № 5/6. С. 45.

Der Cicerone. 1924. Bd. 16. S. 311; 1925. Bd. 17. S. 393, 521; 1926. Bd. 18. S. 683.

Munsterberg H. Father and Son // Arts. 1958. Vol. 32. May. P. 58.

Jawlensky: Father and Son / Leonard Hutton Galleries. New York, 1987.

Приложения:

А. Г. Явленский с сыном Андреем. Между 1918-1920. Аскона.

Связи:

ВЕРEВКИНА (Верёвкина) Марианна (собств. Мариамна) Владимировна

ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич

ХII МЕЖДУНАРОДНОЕ БИЕННАЛЕ ИСКУССТВ В ВЕНЕЦИИ. Венеция, Русский павильон. 15 апреля – 31 октября 1920 г.

ВЫСТАВКА РУССКОГО ИСКУССТВА: ИКОНЫ, НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, НОВЫЕ КАРТИНЫ. Ганновер, галерея Garvens. 1921

География:

Германия

/

Висбаден

Швейцария

/

Аскона

Швейцария

/

Локарно

Составители:

О. Л. Лейкинд

К. В. Махров

Д. Я. Северюхин

Дата ввода:

05.02.2011

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: